Подготовил: Гаранина Е.А.




«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ»

Арабская пословица утверждает: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все».

Считают, что нет задачи более важной и вместе с тем сложной, чем вырастить, прежде всего, здорового человека и не просто здорового, а который будет осознавать важность и необходимость заботы о своем здоровье, и будет знать и применять реальные приемы его сохранения. Ведь именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, когда происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки.

Как же сделать, чтобы здоровый образ жизни стал насущной потребностью самого ребенка? Для этого нужно, чтобы вся система деятельности дошкольного учреждения была включена в модель здоровьесберегающей системы, чтобы сам ребенок стал ее неотъемлемой частью и включился в деятельность по ее созданию.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.

В своей деятельности я исходила из того, что успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников возможно только при осуществлении целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в группе и семье, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого выступает воспитатель.

Для каждого компонента здоровья были определены соответствующие направления работы, которые должны проводятся и в непосредственно-образовательной деятельности и в режимные моменты, и, конечно, в работе с родителями, т. е. пронизываться весь учебно-воспитательный процесс в группе.

Цель: Организовать окружающую среду и все виды деятельности дошкольников в группе таким образом, чтобы она обеспечивала каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогала ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышала его уровень развития, приобщала к культуре и здоровому образу жизни.

Оздоровительные задачи: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, самомассажа, звуковой гимнастики, динамических часов и др. формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи: Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Воспитательные задачи: Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх; расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества; воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности

Основная цель моей работы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению физического здоровья детей; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.

Система моей работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

Значительное место я отвожу повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, различные виды гимнастик, обучение пониманию своего эмоционального состояния. С целью выяснения уровня валеологической культуры и определения содержания, формы и методов работы проделала предварительную работу: это наблюдение за поведением детей, беседы с детьми. В результате было выявлено: зачастую небрежное отношение детей к своему здоровью объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима совместная работа педагогов и родителей.

Для себя отметила, что применение художественного слова на занятиях и в повседневной работе дает более устойчивые результаты в усвоении материала. Огромную роль сыграли сказки и сказкотерапия.

В содержании работы по ЗОЖ значительное место занимает проведение занятий с детьми познавательного характера: знакомлю детей с элементарными знаниями о внешних органах человека; с основами первой помощи при травмах; безопасности поведения.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей здоровый образ жизни, задачи воспитания здорового образа жизни решаю во всех видах детской деятельности.

В группе постепенно создаются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, минутки релаксации, дыхательные и звуковые паузы на занятиях, самомассаж, углубленную работу по воспитанию валеологической культуры у детей с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровленияю.

Чтобы горло не болело, мы погладим его смело

Чтоб не кашлять, не чихать, нос мы будем растирать

Лоб мы тоже разотрем, ладошку ставим козырьком

Вилку пальчиками сделай, и массируй ушко смело!

Знаем, знаем, да, да, да! Нам простуда не страшна!

Формирование ЗОЖ проводится мною на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:

Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.

Развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения своего здоровья. В группе создан физкультурный уголок, оснащенный атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастик, коррекции осанки. Оформлена зона здоровья с дидактическими играми, пособиями.

Важным условием педагогической поддержки считаю диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать. Если ребенок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то хвалю и поощряю его, ориентирую на успех организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, предлагаю совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами, поощряя его действия.

Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети.

Так, шаг за шагом ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее.

Организация работы с детьми строится с учетом следующих методических требований:

1. Структура занятий:

Организационный момент

Гимнастика

Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее материала.

Познавательный блок

Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т. п.

Дидактическая или подвижная игра на закрепление

Релаксация под музыку

2. Выполнение санитарно-гигиенических требований:

Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении

Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям

Дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения

Музыка для релаксации должна быть не громкой

Подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей

3. Учет психо-физиологических и эмоционально-личностных особенностей детей.

Соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста

Соответствие упражнений двигательным возможностям детей

Учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, анамнез, эмоциональное состояние и др.).

Учет социального анамнеза и опыта ребенка, тактичное упоминание о любых фактах жизни ребенка

Чтобы ребенок научился следить за своим здоровьем и охотно выполнял все необходимые процедуры, я считаю его нужно научить любить свое тело, познакомить с его строением. Научить правилам элементарного ухода за своим телом и привить навыки самообслуживания. Делать это нужно с самого младшего возраста. В своем перспективном плане я выделила несколько блоков:

Знай свое тело: На занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

Соблюдай правила гигиены: Особое внимание я уделяю формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

Скажи “НЕТ” вредным привычкам: В работе по данному блоку широко использую психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.

Занимайся физкультурой: Совместно с детьми выявляем значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом. Провожу дыхательную и звуковую гимнастику на занятии, зарядке и в различных видах деятельности, - игры, которые лечат, учу детей самомассажу и массажу, провожу в системе упражнения для глаз, осанки, использую новейшие здоровьесберегающие технологии.

Активно привлекаю родителей к совместной работе. Очень многое оборудование в группе сделано руками родителей: Сшиты фланелевые рукавички для массажа, массажные дорожки, атрибуты для гимнастик и тд.

Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: