ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мир
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.
Место курса «Окружающий мир» в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа 1 класса —66ч (33 учебные недели).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
2) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
3) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
4) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (66ч)
Введение 1 ч.
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы до дома.
Экскурсия: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? 20 ч
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав.
Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по
общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? 12 ч
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как
сделать Землю чище.
Практические работы: изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? 11 ч
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? 21 ч
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.) МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа обеспечена УМК «Школа России»:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс.2ч.
/М., Просвещение, 2011
2. Плешаков А.А Рабочая тетрадь по окружающему миру. 1 класс. 2ч.
/М., Просвещение, 2011
3. Методическое пособие для учителя. – М., Просвещение, 2011
5. Компьютер
6. Электронные материалы по предмету
7. Глобус
8. Карта России
9. Дополнительная учебная литература
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Школа России. Концепция и программы для начальных классов.
/ М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А Рабочая тетрадь по окружающему миру. 1 класс. 2ч.
/М., Просвещение, 2011
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Вводный урок (1 ч) | |||||||||||||
№ урока | Тема урока | Дата | Примеч. | ||||||||||
Задавайте вопросы! | |||||||||||||
Раздел «Что и кто?» (20 ч) | |||||||||||||
Что такое Родина? | |||||||||||||
Что мы знаем о народах России? | |||||||||||||
Что мы знаем о Москве? | |||||||||||||
Проект «Моя малая Родина» | |||||||||||||
Что у нас над головой? | |||||||||||||
Что у нас под ногами? | |||||||||||||
Что общего у разных растений? | |||||||||||||
Что растёт на подоконнике? | |||||||||||||
19.09 | |||||||||||||
21.09 | |||||||||||||
Что такое хвоинки? | |||||||||||||
Кто такие насекомые? | |||||||||||||
Кто такие рыбы? | |||||||||||||
Кто такие птицы? | |||||||||||||
Кто такие звери? | |||||||||||||
Что окружает нас дома? | |||||||||||||
Что умеет компьютер? | |||||||||||||
Что вокруг нас может быть опасным? | |||||||||||||
На что похожа наша планета? | |||||||||||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | |||||||||||||
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) | |||||||||||||
Как живёт семья? | |||||||||||||
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | |||||||||||||
Откуда в наш дом приходит электричество? | |||||||||||||
Как путешествует письмо? | |||||||||||||
Куда текут реки? | |||||||||||||
Как живут растения? | |||||||||||||
Как живут животные? | |||||||||||||
Как зимой помочь птицам? | |||||||||||||
Откуда берётся и куда девается мусор? | |||||||||||||
Откуда в снежках грязь? | |||||||||||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | |||||||||||||
Раздел «Где и когда?» (11ч) | |||||||||||||
Когда учиться интересно? | |||||||||||||
Проект «Мой класс и моя школа» | |||||||||||||
Когда придёт суббота? | |||||||||||||
Когда наступит лето? | |||||||||||||
Где живут белые медведи? | |||||||||||||
Где живут слоны? | |||||||||||||
Где зимуют птицы? | |||||||||||||
Когда появилась одежда? | |||||||||||||
Когда изобрели велосипед? | |||||||||||||
Когда мы станем взрослыми | |||||||||||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | |||||||||||||
Раздел «Почему и зачем?» (21 ч) | |||||||||||||
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | |||||||||||||
Почему Луна бывает разной? | |||||||||||||
Почему идёт дождь и дует ветер? | |||||||||||||
Почему звенит звонок? | |||||||||||||
Почему радуга разноцветная? | |||||||||||||
Почему мы любим кошек и собак? | |||||||||||||
Проект «Мои домашние питомцы» | |||||||||||||
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек | |||||||||||||
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | |||||||||||||
Зачем мы спим ночью? | |||||||||||||
Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | |||||||||||||
Зачем нам телефон и телевизор? | |||||||||||||
Зачем нужны автомобили? | |||||||||||||
Зачем нужны поезда? | |||||||||||||
Зачем строят корабли? | |||||||||||||
Зачем строят самолёты? | |||||||||||||
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | |||||||||||||
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | |||||||||||||
Зачем люди осваивают космос? | |||||||||||||
Почему мы часто слышим слово «экология»? | |||||||||||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | |||||||||||||
Резервный урок | |||||||||||||