ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мир

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.

Место курса «Окружающий мир» в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа 1 класса —66ч (33 учебные недели).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину;

2) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

3) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

 

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

4) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (66ч)

Введение 1 ч.

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы до дома.

Экскурсия: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? 20 ч

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав.

Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с от­дельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местнос­ти по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с се­менами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение пред­метов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьюте­ром, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государ­ственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы: знакомство с разнообразием кам­ней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природ­ного окружения, их распознавание по листьям; сравнитель­ное исследование сосны и ели (по

общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? 12 ч

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с призна­ками живого и условиями, необходимыми для жизни орга­низмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. За­бота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо изве­стные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как

сделать Землю чище.

Практические работы: изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? 11 ч

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? 21 ч

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учи­теля). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нуж­но рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему ово­щи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Авто­мобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомоби­ли будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные по­езда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные сред­ства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.

 

Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.) МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа обеспечена УМК «Школа России»:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс.2ч.

/М., Просвещение, 2011

2. Плешаков А.А Рабочая тетрадь по окружающему миру. 1 класс. 2ч.

/М., Просвещение, 2011

3. Методическое пособие для учителя. – М., Просвещение, 2011

5. Компьютер

6. Электронные материалы по предмету

7. Глобус

8. Карта России

9. Дополнительная учебная литература

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Школа России. Концепция и программы для начальных классов.

/ М.: Просвещение, 2011.

Плешаков А.А Рабочая тетрадь по окружающему миру. 1 класс. 2ч.

/М., Просвещение, 2011

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Вводный урок (1 ч)  
№ урока Тема урока Дата Примеч.  
  Задавайте вопросы!      
Раздел «Что и кто?» (20 ч)  
  Что такое Родина?      
  Что мы знаем о народах России?      
  Что мы знаем о Москве?      
  Проект «Моя малая Родина»      
  Что у нас над головой?      
  Что у нас под ногами?      
  Что общего у разных растений?      
  Что растёт на подоконнике?      
  19.09      
  21.09      
  Что такое хвоинки?      
  Кто такие насекомые?      
  Кто такие рыбы?      
  Кто такие птицы?      
  Кто такие звери?      
  Что окружает нас дома?      
  Что умеет компьютер?      
  Что вокруг нас может быть опасным?      
  На что похожа наша планета?      
  Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»      
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)  
  Как живёт семья?      
  Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?      
  Откуда в наш дом приходит электричество?      
  Как путешествует письмо?      
  Куда текут реки?      
         
  Как живут растения?      
  Как живут животные?      
  Как зимой помочь птицам?      
  Откуда берётся и куда девается мусор?      
  Откуда в снежках грязь?      
  Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»      
Раздел «Где и когда?» (11ч)  
  Когда учиться интересно?      
  Проект «Мой класс и моя школа»      
  Когда придёт суббота?      
  Когда наступит лето?      
  Где живут белые медведи?      
  Где живут слоны?      
  Где зимуют птицы?      
  Когда появилась одежда?      
  Когда изобрели велосипед?      
  Когда мы станем взрослыми      
  Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»      
Раздел «Почему и зачем?» (21 ч)  
  Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?    
  Почему Луна бывает разной?    
  Почему идёт дождь и дует ветер?    
  Почему звенит звонок?    
  Почему радуга разноцветная?    
  Почему мы любим кошек и собак?    
  Проект «Мои домашние питомцы»    
  Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек    
  Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?    
  Зачем мы спим ночью?    
  Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?        
  Зачем нам телефон и телевизор?    
  Зачем нужны автомобили?    
  Зачем нужны поезда?    
  Зачем строят корабли?    
  Зачем строят самолёты?    
  Почему в автомобиле и поезде нужно соблю­дать правила безопасности?        
  Почему на корабле и в самолёте нужно со­блюдать правила безопасности?        
  Зачем люди осваивают космос?    
  Почему мы часто слышим слово «экология»?    
  Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом­цы»    
  Резервный урок    
                           

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: