МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ №86»
Исследовательский проект
«Реформы Петра I: значение, результаты и последствия»
Выполнил:
Табачук Кирилл Николаевич,
ученик 8Д класса
Руководитель И.К.Саушина
Ижевск, 2017
Содержание
1. Актуальность, необходимость и новизна исследовательского проекта. 3
2. Практическая ценность (продукт) 3
3. Цель и задачи 4
4. Гипотеза 4
5. Объект исследования 4
6. Методы 4
7. Основное содержание «Реформы Петра I: значение, результаты и последствия» 4
Заключение 8
Литература 10
Актуальность, необходимость исследовательского проекта
В конце XVII в. Россия переживала переломный момент своей истории. В России было мало крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, у нее не было собственного флота, сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и отставала от передовых европейских армий.
Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для изучения и исследования, т.к. рассматривая изменения во всех отраслях и сферах жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок.
Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра 1 и значение его реформ. Уже современники Петра 1 разделились на 2 лагеря: сторонники и противники его преобразований. Споры продолжаются и по сей день. М.В Ломоносов славил Петра 1, восторгался его деятельностью. Историк Карамзин называл реформы Петра «блестящей ошибкой».
В чем же значение, результаты и последствия реформ Петра 1?
Практическая ценность, результат работы (продукт)
Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что результатами моего труда будет электронная информационная подборка документальных исторических фильмов, лекций историков на тему Реформы Петра I: значение, результаты и последствия.
Электронной подборкой могут пользоваться ученики 8 класса при изучении указанной темы, для подготовки к контрольной работе, ученики 9 класса к государственной итоговой аттестации.
Подборка состоит из 13 видеофильмов:
1. «Суд времени» - Реформы Петра I.
2. Academia. Петровские реформы в истории России 1.
3. Academia. Петровские реформы в истории России 2
4. Academia. Петровские реформы в истории России 3
5. Евгений Анисимов. Петр Великий. Личность и реформы
6. Иллюстрированная история Российского государства. - 22 Петр I
7. Император Петр I (кратко о главном)
8. История Государства Российского. Cерия 368. Реформы Царя Петра I. StarMedia
9. История России. Петр I анализ реформ личности наследия. Выпуск 32
10. Модернизация в эпоху Петра.
11. Реформы Петра I
12. Реформы Петра I(1)
13. Реформы Петра I (2)
Цель и задачи исследовательского проекта
Цель:
Изучить реформы Петра 1, их значение, результаты и последствия.
Создать информационную электронную подборку документальных фильмов и лекций историков на тему «Реформы Петра I: значение, результаты и последствия» которой могут пользоваться ученики 8 класса при изучении указанной темы, для подготовки к контрольной работе, ученики 9 класса к государственной итоговой аттестации.
Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач исследования:
- изучить литературу и интернет ресурсы на тему «Реформы Петра I»
- систематизировать полученную информацию (проектная папка, электронная подборка)
- представить результаты работы в форме проектной папки, информационной электронной папки и презентации
Гипотеза
Реформы были крайне необходимы. Петр Алексеевич своими реформами преобразовал традиционную Русь и «прорубил окно в Европу»
Объект исследования
Содержание реформ Петра Алексеевича
6. Методы исследования:
Теоретическое изучение темы «Реформы Петра 1»
7. Основное содержание
Реформы Петра I: значение, результаты и последствия
1. Особенности изменений в России при правлении Петра I:
1) Все проводилось по европейскому образцу.
2) Отсутствие системы проведения реформ.
3) Быстрый темп и жесткая расценка реформ.
4) Были затронуты все сферы деятельности и жизни общества.
Причиной Петровских реформ стало:
· Социально-экономическое, политическое и культурное запаздывание России от Западной Европы.
· Спад международного положения России. Опасность потери независимости.
Предпосылки Петровских преобразований:
1. Усиление иностранного влияния:
· Приглашение иностранных специалистов (Кукуй -1652 год), мануфактуры –Орел в 1669 году.
· Создание полков иноземного строя,воинский устав по западным образцам.
· Мода на польскую одежду,танцы и на иностранные языки.
2) Афанасий Ордин-Нацокин (1605-1680 гг.):
· Проект введения рекрутской повинности.
· Проект создания органов городского самоуправления.
· Протекционизм (Новоторговский устав 1667 год).
· Основал новые мануфактуры.
· Учреждение почты 1666год (Соединив этим Москву, Вильну и Ригу)
3) Василий Голицин (1643-1714 гг.) – фаворит царевны Софии:
· Проект отмены крепостного права.
· Проект создания наёмной армии.
· Проект Поголовной пошлины с крестьян.
· Отмена местничества в 1682 году.
4) Сам Петр I:
Петр осознавал необходимость реформ и с нескончаемой энергией продвигался к своей цели. Много раз он терпел неудачи, но никогда не приходил в уныние, а вновь поднимался, трудился, терпел и требовал того же от своих поданных.
Реформы Петра I проходили в три этапа:
Первый: (1699-1709 гг.) – изменение в системе государственных учреждений и создание новых перемен в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.
Второй: (1710-1718/19 гг.) – создание Сената и введение прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.
Третий: (1719/20-1725/26 гг.) - начало работы новых учреждений, вторая областная реформа, реорганизация армии, реформа церковного управления, финансовые реформы, введение новой системы налогооблажения и новый порядок государственной службы.
Реформы стали главными задачами правительственной деятельности(управление и образование). Были проведены следующие.
- На смену Боярской думе пришел Сенат - высшее правительственное учреждение с судебными, административными, законодательными функциями. Сенат создан в 1711 году и состоял из 9 сенаторов. Сенат осуществлял надзор за бюрократическим аппаратом.
- Реформа 1717-1720 гг. упразднила приказы, канцелярии и ввела коллегии. Было создано 12 коллегий: вотчинная коллегия, военная коллегия, адмираллтейская коллегия, коллегия иностранных дел, камер-коллегия, штатс–контор-коллегия, ревизионная коллегия, коммерц-коллегия, берг-коллегия, мануфактур-коллегия, юстиц-коллегия, духовная коллегия.
В 1721году создана Вотчинная коллегия, заведовавшая землевладением. В основе работы всех коллегий был заложен отраслевой принцип специализации, взятый Петром у шведов.
- В 1720 году создан Главный магистрат – управление купечеством и ремесленниками.
- Наряду с укреплением центрального аппарата управления вводилась реформа местных учреждений. Вместо воеводной администрации (1708-1715 гг.) введена губернская система управления.
- Страна была разделена на 12 губерний, которыми управляли губернаторы (судебные дела оставались в ведении губернаторов).
- Преобразованиям подверглась церковь. В 1721 году Петр утвердил Духовный регламент, на основании которого церковь стала принадлежать государству.. Патриаршество упразднено, управление церковью перешло к Синоду (коллективный орган).
- В 1716 году издан воинский устав, регламентировавший порядок в армии в военное и мирное времена. В 1720 году издан морской устав
- 5 марта 1711 года создана должность фискала. Он должен был иметь тайный надсмотр над всеми делами; ему надлежало следить за тем, не учинялся ли где-либо неправый суд, не совершалось ли незаконного «в сборе казны и прочего». «Кто неправду учинит», на того обер-фискал должен был донести в Сенат, и если он действительно уличал виновного, то половина штрафа шла в пользу казны, а половина — в пользу фискала.
- Рекрутские наборы:
С 1699 по 1725 гг. было проведено 53 рекрутских наборов, внёсший армии и флоту более 280 тысяч человек. В армию набирали, как рекрутов, так и охотных людей и крестьян. Они проходили военную подготовку и получали казённое вооружение и обмундирование. В 1699 году Петр основал помимо двух военных школ: Преображенскую и Семеновскую- 29 пехотных и 2 драгунских. К концу царствования армия состояла из 318 тысяч подготовленных и вооруженных человек.
- Культурная реформа Петра I-
В эпоху Петра коренной ломке подверглось все представление о бедственном укладе жизни общества. Петр в признанном порядке ввел европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских земников. В Санкт-Петербурге строились музеи, ботанические сады, театры. Введение западно-европейских обычаев и норм в русский быт, внедрение вольных собраний (ассамблей).
Главной целью культурной политики Петра было стремление сделать эффективными европейские культурные институты для российской жизни и действительности. Но основные результаты оказались в годы правление его приёмников, особенно при Екатерине II. Однако большинство дворян предпочитало вести привычный образ жизни и лишь немногие приняли эти реформы в данном направлении – культуре.
Петр I приспособил прежнее летоисчисление к европейскому, и предписал вместо 1 января 7208 г. “от сотворения мира” считать 1 января 1700 г. “от рождества господа бога и спасителя нашего Иисуса Христа “ и был перенесен гражданский новый год на 1 января.
С января 1703 года началась издаваться газета “Ведомости” по указу Петра I. Большая часть содержания в этих газетах бралась из голландских газет. Номера газеты выходили один раз в неделю, стоившие каждая по 2 копейки.
В 1708 году Петр I ввел гражданский шрифт, для печати русских изданий и чтобы русские произведения приблизились в облике к западноевропейским.
- Во время правления Петр очень много участвовал в разных войнах, что несло огромные затраты. Поэтому он вводит множество налогов, штрафов, а также, монополизировал торговлю с помощью которой можно было продавать российские товары не только у себя, но и за границей. Он ввел налог на бороду, подушная подать, корабельный налог, рекрутский налог и другие.
Главным итогом Петровских реформ стало установление в России империи, возглавляемой абсолютным монархом, объявившим себя императором. Все реформы осуществлялись за счет жестокой эксплуатации и принуждения населения.
Одни считают (В. Ключевский), что «реформы Петра 1 были борьбой деспотизма с косностью народа, когда самовластец шел напролом, не жалея собственных сил». Другие–«насаждал мануфактуры с крепостным трудом, что консервировало феодализм в России». Есть и отличное от этих мнение, что в тот период в России не было условий для создания мануфактур иного типа.
Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, все это дает полное основание считать Петра I великим государственным деятелем.
4. Значение реформ Петра I актуально и для современной России, т.к. реформы создали сильное государство того времени, нужно его поддерживать и укреплять для усиления мощи государства и в наше время, для того, чтобы конкурировать с переходными державами мира.
Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес «величайший вред будущности России». Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад.
Заключение:,
Гипотеза подтвердилась. Стране необходимы были преобразования. Осуществив преобразования Петр 1 поставил Россию в число ведущих держав мира. Так как:
- Реформы Петра I не имели четкого графика проведения, однако они повлияли на все сферы деятельности и жизни общества. Петр проводил реформы по европейскому образцу.
- Петр I добивался того,чтобы Россия была уважаемой страной среди других стран,для этого он повышает иностранное влияние,вводит новоторговский устав,с помощью него другие страны могли покупать товары из России.
- Петр I своими реформами ввел основу системы развития России на 200 лет вперёд. После введения реформ Россия стала развита во всех сферах жизнедеятельности и жизни общества. После их реализации практически никто больше не крал деньги из казны или проводил подставные суды и т.п.
- Самыми значимыми сторонами реформ Петра I стали административная и реформативная (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях). Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад.
Литература
1) ”Энциклопедия царей и императоров“-Москва,: РООССА;2010 – 228c.
2) Барабанов В.В. История России с древнейших времен до конца XX века. Учебное пособие / Под ред. В. Барабанова – М.: АСТ: Астрель, 2003. – 496 с.
3) Веко А.В. История России с древнейших времен до наших дней – Минск: Совр. Литератор, 2001. – 896 с.
4) Жукова Л.В. История России с древнейших времен до настоящего времени. Учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Экзамен, 2003. – 607 с.
5) История России: Учебное пособие для вузов. / Под ред. С.В. Леонова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 256.
6) Academia. Петровские реформы в истории России 1.- https://www.youtube.com/watch?v=BQMfcYFu56M.
7) Academia. Петровские реформы в истории России 2.- https://www.youtube.com/watch?v=ikU4fDWPeIY.
8) Academia. Петровские реформы в истории России 3.- https://www.youtube.com/watch?v=wNK2Jgu1d0A.
9) Реформы Петра I.- https://www.youtube.com/watch?v=3jFtkDFpIsc.
10) Реформы Петра I(1)- https://www.youtube.com/watch?v=EgqEDea9z30.
11) Реформы Петра I (2).- https://www.youtube.com/watch?v=TwlZ0DKXsas.
12) История Государства Российского. Cерия 368. Реформы Царя Петра I. StarMedia.- https://www.youtube.com/watch?v=pXOBdJ6jaQE.
13) История России. Петр I анализ реформ личности наследия. Выпуск 32.- https://www.youtube.com/watch?v=X2b7XSnI2XI.
14) Император Петр I (кратко о главном).- https://www.youtube.com/watch?v=B36I-NGe6sw.
15) Модернизация в эпоху Петра.- https://www.youtube.com/watch?v=knddEpjA5Gg.
16) «Суд времени» - Реформы Петра I.avi.- https://www.youtube.com/watch?v=kHdz0JpplZ8.
17) Евгений Анисимов. Петр Великий. Личность и реформы.- https://www.youtube.com/watch?v=MX5VHlui_Kk.
18) Иллюстрированная история Российского государства. - 22 Петр I.- https://www.youtube.com/watch?v=UN7H7AEVPrc.