Тема 1: «Дидактика как наука, её объект, предмет, функции».
План:
1. Становление дидактики как науки
2. Объект, предмет и функции дидактики
3. Понятийная система дидактики
4. Обучение как способ организации педагогического процесса. Функции и цели процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.
Становление дидактики как науки.
Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий, обучающий и изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
Впервые, насколько известно, это слово появилось в 1613 году в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.
(Функции: обучающая, воспитательная, развивающая.)
Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения.
Отсюда получаем краткое и ёмкое определение: дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
|
Дидактика – наука о теориях образования и технологиях обучения. (В. И. Андреев)
Вопросы, которые решает дидактика | Как дидактика решает эти вопросы |
Для чего учить? | Цели обучения и образования |
Чему учить? | Содержание обучения и образования |
Как учить? | Методы обучения (преподавания и учения) |
Как организовать обучение? | Формы организации обучения |
С помощью чего осуществляется обучение? | Средства обучения |
Что должно быть в результате обучения? | Критерии и показатели, характеризующие результаты обучения |
Как оценить и проконтролировать результаты обучения? | Методы контроля и оценки результатов обучения |
Какие подходы, стратегии обучения наиболее эффективные? | Принципы обучения и их система |
В становление и развитие дидактики значительный вклад внесли отечественные ученые-педагоги – К.Д. Ушинский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый, А.А. Вербицкий и другие ученые.
Объект, предмет и функции дидактики.
(Объект шире, чем предмет).
Объект дидактики – взаимосвязь процесса обучения и образования.
Предмет дидактики – процесс обучения (преподавание + учение).
Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.
|
Благодаря этому, она выполняет две основные функции:
1) теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую);
2) практическую (нормативную, инструментальную).
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики. «Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит». Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.
Связь дидактики с другими науками:
- общая педагогика, - философия, -кибернетика, - физиология, - логика, - педагогическая психология, - методика преподавания.
Категориальный аппарат.
Термины | |
Общие понятия дидактики | Воспитание, образование, педагогический процесс, педагогическая деятельность, социализация и др. |
Специфические для дидактики понятия | Обучение, преподавание, учение, процесс обучения, учебный предмет, содержание образования, методы, средства и приёмы и др. |
Понятия заимствованные из других наук | Восприятие, понимание, усвоение, развитие, умение, навык и др. |
Общие понятия дидактики:
Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
|
Специфические для дидактики понятия:
Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Процесс обучения – совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя
и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и
навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельного
мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирование мировоззрения и мировосприятия.
Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и
приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются
ранее приобретенные.
Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
Содержание (обучение, образование) — система научных знаний, практических
умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо
овладеть в процессе обучения.
Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.
Метод (от лат. metodos — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д. Это понятие употребляется и в других значениях.
Результаты (продукты обучения) — это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Понятия заимствованные из других наук:
Знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом (П.В. Копнин).
Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Методы дидактических исследований:
- метод наблюдения
- метод тестирования
- метод беседы
- метод педагогического эксперимента
- метод анализа продуктов деятельности
- метод обобщения независимых характеристик
Тема: «Обучение. Сущность процесса обучения».
Обучение как способ организации педагогического процесса. Функции и цели процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
Обучение, так же, как и образование в целом, является многозначным термином и может рассматриваться в трех аспектах: 1) как социальное явление ( социальный опыт называют содержанием обучения ), 2) процесс и 3) деятельность.
Процесс обучения - совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирование мировоззрения и мировосприятия.
Свойства образовательного процесса
1. двусторонность взаимодействия педагога и ученика,
2. направленность всего процесса на всестороннее и гармоническое развитие личности,
3. единство содержательной и процессуальной стороны
4. взаимосвязь всех структурных элементов,
5. реализация трех функций: развитие, обучение, воспитание человека.
Особенности процесса обучения имеет дело преимущественно с искусственными объектами: знаковыми, схематизированными, символическими, систематизированными, модельными; преобладает логический, когнитивный (познавательный) компонент, идет усвоение знаний, умений и навыков, способов познавательной и предметно-технологической области, в обучении все ориентированы прежде всего на область сознания.
Признаки процесса обучения:
- двусторонний процесс
- совместная деятельность
- руководство со стороны учителя
- целостность и единство
- соответствие возрастным особенностям учащихся
- управляемый развитием и воспитанием учащихся
- целенаправленный, специально организованный, непрерывный, динамический, управляемый, планомерность, контролируемость, продуктивность, комплексность
Функции процесса обучения:
1. образовательная (научающая) – это вооружение учащихся системой научных знаний, умений и навыков и использование этих знаний на практике.
2. воспитательная функция предопределяется содержанием обучения, формами обучения и методами обучения.
3. развивающая функция. Развитие речи, мышления ученика. Идет сенсорное, двигательное, эмоционально-волевое, мотивационно-потребностное, интеллектуальное. Развиваются умственные силы ребенка, память, внимание, воображение и др.
5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.
Первое звено – подготовка к восприятию.
Второе звено обучения – восприятие.
Третье звено процесса обучения – осмысление.
Четвертое звено процесса обучения – закрепление и совершенные знаний, выработка
умений и навыков их применения.
Пятое звено процесса обучения – применение знаний, умений и навыков.
Последнее, шестое, звено учебного процесса – проверка результатов обучения, их анализ и оценка.
Тема 2: Содержание образования.
Чему учить?
Содержание образования - это дидактическое воплощение знаний о мире и способах деятельности человека в этом мире, опыта осуществления его творческой деятельности, нормы отношений к миру, к людям и к себе.