THE INITIATION AND OVERCOMING OF GAME COMPUTER DEPENDENCE IN PRESCHOOL AGE




ВОЗНИКНОВЕНИЕИ ПРЕОДОЛЕНИЕИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙЗАВИСИМОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Научный руководитель:

Мишанова О.Г.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства ЮУрГГПУ

В данной статье отражена проблема детской восприимчивости к технике, её возможностях и социально значимой функции. Изучается актуальность проблемы, её значимость и истоки. Составлены рекомендации по устранению компьютерной зависимости.

Ключевыеслова: дети, компьютер, компьютерная зависимость, психика, кризис развития.

Zhukova D.D.

A student of the faculty of preschool education, 1 year

Chelyabinsk

THE INITIATION AND OVERCOMING OF GAME COMPUTER DEPENDENCE IN PRESCHOOL AGE

Scientific adviser:

Mishanova O.G.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural state pedagogical University

This article reflects the problem of children's susceptibility to technology, its capabilities and socially significant function.

Key words: children, computer, computer addiction, psyche, development crisis.

Проблема актуальна в наши дни, так какдошкольники находятся под угрозой постоянно увеличивающейся игровой компьютерной зависимости.Они более подвержены такого рода зависимости, потому что их психика недостаточно устойчива, а их эмоциональное состояние нестабильнои склонно к изменениям.

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Компьютер же сегодня вытесняет не только живое общение, но и какую-либо активную деятельность.Электронные игрушки, «говорящие» куклы, телефоны, планшеты, компьютеры стали неотъемлемой частью детей-дошкольников. Компьютер, который ранее осваивали только взрослые и использовали его в качестве рабочего средства, теперь освоили и дети ранних возрастов. Сегодня можно наблюдать, как дети активно пользуются техникой, уже в совершенстве ею владеют, несмотря на столь ранний возраст. Стоит задуматься, а приносит ли это пользу ребёнку, или же это просто зависимость, от которой сложно избавиться нынешнему поколению?

Как известно, мир не стоит на месте. С каждым днём дети становятся всё более и более развитыми, осваивают всё больше и больше информации из электронных источников. Некоторые взрослые не придают значения интереса детей к компьютеру, а кто-то наоборот ограждает ребёнка от долгого взаимодействия с ним. В свою очередь детей привлекает возможность и многофункциональность такой современной техники. Интерес к ней возникает именно благодаря различным функциям, которые воспроизводят те или иные электронные гаджеты.Но именно эта ориентация практически лишает ребёнка развивающих способностей. В процессе взаимодействияс компьютером ребёнок не задаётся вопросом «во что поиграть?», а задаётся вопросом «что онумеет делать?», о возможностях, заложенных разработчиками. Впоследствии ребёнок сам становится «роботом», ведь он лишь выполняет различные команды, в которых уже поставлена задача. В этом и есть отличие компьютерных игр от традиционных, раннее придуманных игр, переходящих из поколение в поколение. Ребёнок не проявляет инициативы, не фантазирует, не воображает. Он только исследует и реализует уже готовый материал.

Что же представляют собой компьютерные игры? Компьютерные игры можно назвать своеобразным воображаемым миром, который затягивает своей неизведанностью, предлагает повторить неудавшиеся попытки. И если взрослый решит принудить завершить игровой процесс, ребёнок может отреагировать на замечания резким негативным аффектом, что только усугубит ситуацию и приведёт к нежелательным действиям со стороны ребёнка. Компьютерный мир приучает ребенка к своим правилам — правилам «выживания» в виртуальном мире, а не вводит в мир реальных отношений и смыслов человеческого взаимодействия.

На наш взгляд исследование психологических особенностей игровой компьютерной зависимости приобретает особое значение в дошкольном возрасте, когда возникает потребность в самопознании и самоопределении, формируется желание превзойти взрослого, подражать ему, быть самостоятельными. Происходящие при этом изменения затрагивают различные уровни организации человека.

В концепциях JI. С. Выготского, Д. Б. Эльконинаи К. Н. Поливановой возрастной кризис выступает как акт развития.

Кризис развития — сложный объект для изучения. Методологические трудности, возникающие при исследовании возрастных кризисов, связаны с определенной условностью его границ, с большой вариативностью кризисной симптоматики у детей-дошкольников. Так, специфика протекания кризиса зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от структуры и стилей семейных взаимоотношений. Наступление кризиса связано также с выходом на определенный этап социализации, когда ребенку открывается новое представление о взрослости.

В отечественной психологии многими учеными дошкольный возраст считается критическим периодом развития. Л.И. Божович связывает возникновение данного кризиса с тем, что быстрый темп физического и умственного развития создает предпосылки для образования таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости детей этого возраста.
Правила, которые помогут решить проблему зависимости ребёнка от компьютерных игр:

1. Стоит обращать внимание на отношения в семье, налаживать их, если оно требует того;

2. Нельзя говорить своему ребёнку оскорбительные для него слова, а тем более говорить оскорбления про его круг общения;

3. Для ребёнка нужно быть другом.Добиться доверия у ребёнка будет невозможно, если всё время говорить: «Я – взрослый, поэтому ты должен делать так, как тебе говорят».

4. Нужно сделать так, чтобы ребенок мог довериться родителю всегда и при любых обстоятельствах;

5. Не нужно бояться показывать свои чувства ребёнку.Если родители расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией, тогда ребёнок увидит в них не противников, а близкихлюдей, которые тоже нуждаются в заботе;

6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне со стороны родителей о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребёнком: «Сначала сделаешь что-то (уроки, выполнишь домашние обязанности), только потом можешь поиграть».

Таким образом, мы можем наблюдать такие последствия, как апатия к обыденной жизни, нежелание учиться, самореализовываться и самосовершенствоваться, получать знания, опыт и достигать успехов посредством взаимодействия со взрослыми или сверстниками, а также не дееспособность. Как можно догадаться, результата ждать от таких детей бессмысленно, поэтому обязательно нужно придерживаться всех советов педагогов, учителей, психологов или врачей, чтобы ребёнок смог вновь вернуться к нормальной жизни. Если использовать эти несложные советы хотя бы частично, то со временем ребенок поймет, что родители желают ему только хорошего и являются его друзьями. Многие дети уверены в том, что родители создают им проблемы специально. Такие дети постепенно начинают думать о себе плохо, в результате низкой самооценки они могут стать проблемными детьми, с которыми сложно строить общение.

 

Список литературы:

1. Мишанова, О.Г. Основы педагогического управления общением обучающихся: Учебное пособие / О.Г. Мишанова. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011. – 163 с.

2.Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье: Рекомендации для детей и взрослых.- М.: Олма-Пресс,2003. - 142с.

3.Войскунский, А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета [Текст] / А.Е. Войскунский// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2008. - №2. – С. 140-153.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: