7-8 мая 1997 года в Бари (Италия), месте пребывания честных мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, в рамках ранее достигнутых договоренностей о проведении регулярных консультаций, состоялась очередная двусторонняя встреча между делегациями Московского Патриархата и Святого Престола, возглавляемыми соответственно митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, Председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, и Эдвардом Идрисом кардиналом Кассиди, Председателем Папского Совета по содействию христианскому единству. Во встрече приняли участие представители Украинской Православной Церкви и Греко-Католической Церкви из Западной Украины и Закарпатья.
Время проведения встречи совпало с ежегодным празднованием перенесения честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари. Обе делегации участвовали в торжествах, посвященных этому достопамятному событию. (Под словом «торжества» предполагаются совместные молитвы, пение, крестные ходы, священнодействия в священнических облачениях – т.е. совместное участие с католиками в богослужении и молитве, что ясно запрещают многие правила – прим. С.К.).
На встрече был рассмотрен широкий круг проблем, связанных с взаимоотношениями между греко-католиками и православными на Украине.
1. Стороны заявили о необходимости активизировать усилия по примирению, искоренению всякого насилия, каким бы оно ни было – физическим, словесным или моральным. «Первое, что следует сделать, – это положить конец всему, что может привести к раздорам, вызвать презрение и ненависть между Церквами » (пункт 21 Баламандского соглашения 1993 года). (Здесь, как и во всем документе, очевидно одно простое и совершенно антиправославное еретическое убеждение, что католики являются полноправной, законной, благодатной Христовой Церковью. Паписты всегда называются Церковью только с большой буквы – прим. С.К.).
|
2. В связи с многочисленными вопросами, возникающими у верующих обеих Церквей по поводу значения и смысла Баламандского соглашения, стороны указали на целесообразность тщательного богословского анализа основных экклезиологических и пастырских аспектов этого документа. Баламандское соглашение не должно стать фактором новых разделений между верующими наших Церквей.
3. Стороны указали на недопустимость появления в средствах массовой информации, особенно в церковной прессе, высказываний в духе национализма и конфессиональной нетерпимости, и призвали верующих обеих Церквей воздержаться от резких и оскорбительных заявлений. «Евангельская этика требует воздерживаться от оскорбительных заявлений, которые могли бы усугубить конфликтную ситуацию» (пункт 28 Баламандского соглашения).
4. Стороны согласились, что необходимо искать решения существующих проблем в соответствии с церковными нормами и по-христиански, избегая вмешательства внешних сил, которые нередко нарушают религиозные права и свободы, и которые могут иметь свои материальные или политические интересы. Святой апостол Павел в 1-м Послании Коринфянам призывает всех христиан стремиться к тому, чтобы решать свои проблемы между собою в духе христианского братства (1 Кор. 6,1-10). (Т.е. нам запрещается высказываться о католиках в том духе, в котором о них высказывались наши святые. Кроме того, нам навязывается нечестивая мысль, противоречащая учению всех наших святых, о том, что католики являются Церковью и нашими братьями во Христе. Ведь призывая не выносить свои разногласия во внешний мир и решать их внутри, с приведением цитаты ап. Павла, которая относится к Церкви, авторы коммюнике самым недвусмысленным образом проповедуют нам о том, что католики – наши братья во Христе, и что мы с ними – Единая Церковь. Т.е. все авторы данного коммюнике – еретики и отступники от Православия – прим. С.К.).
|
5. Стороны исследовали некоторые вызывающие беспокойство ситуации, в частности, в Ивано-Франковске и Львове, и выразили намерение срочно искать разрешения существующих там проблем.
6. Стороны рекомендовали в сложных ситуациях, связанных с разделом богослужебных зданий и церковного имущества, в частности, когда в одном населенной пункте находится один храм и две неравночисленные православная и греко-католическая общины, руководствоваться принципом большинства, как было согласовано делегациями Святого Престола и Московского Патриархата в 1990 году.
7. Стороны рекомендовали Украинской Православной Церкви и Греко-Католической Церкви на Украине создать рабочую группу, при сопредседательстве двух архиереев, по одному от каждой из сторон, для преодоления препятствий к мирному сосуществованию и скорейшего обретения взаимоприемлемых решений.
Скорейшее урегулирование межконфессиональной напряженности на Украине имеет особое значение для нормализации отношений между нашими Церквами в период, когда обе Церкви готовятся к празднованию великого Юбилея пришествия в мир Христа Спасителя. Да поможет нам в этом Сам Господь, молитвами Его Пречистой Матери и святителя и чудотворца Николая.
|
От Русской Православной Церкви:
1. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС МП);
2. Архиепископ Донецкий и Мариупольский Иларион;
3. Протоиерей Виктор Петлюченко, заместитель Председателя ОВЦС МП;
4. Протоиерей Василий Ярема, секретарь Мукачевско-Ужгородской епархии;
5. Иеромонах Иларион (Алфеев), старший научный сотрудник ОВЦС МП.
От Римско-Католической Церкви:
1. Кардинал Эдвард Идрис Кассиди, Председатель Папского совета по содействию единству христиан (ПССЕХ);
2. Епископ Пьер Дюпре, секретарь ПССЕХ;
3. Епископ Жан-Клод Периссе, помощник секретаря ПССЕХ:
4. Епископ Василий Медвит, викарий архиепископа Львовского;
5. Епископ Мукачевский Иван Семедий;
6. Священник Михаил Волошин, клирик Украинской Греко-Католической Церкви;
7. Священник Иосиф Май, сотрудник ПССЕХ.
(Перепечатано из книги «Церковь воинствующая», С. Петербург, 1997г.)
Но о данном коммюнике мы со своими единомышленниками узнали уже позже. Обнаружились же экуменические и прокатолические взгляды митр. Илариона (Шукало) при таком случае. Наш Артёмовский благочинный Сергий Дворянов, настоятель Николаевского Храма, различными словами и делами много раз проявлял свою склонность и симпатию к католичеству. Дошло до того, что однажды в Алтаре, это было начало 2003 года, он сказал священнику Александру Стребакову: «мы православные – дурни, нам нужно учиться у католиков, потому что только они сохранили каноны правильно». Отец Александр, конечно же, возмутился таким высказыванием, и на собрании благочинных в епархии у митр. Илариона (Шукало), положа руку на Библию, пересказал данные слова прот. Сергия Дворянова, на что он молчал и не отрицал их. Но митр. Иларион вовсе не поддержал о. Александра, не наложил никакого наказания на отца Сергия Дворянова, даже не повелел ему объяснить своих взглядов и дать ответ на обвинение, а назвав о. Александра «дурнем» потребовал удалиться и сказал, что если тот не предоставит справку о том, что он психически здоров, то он снимет с него крест... После всего этого митр. Иларион приезжал в г. Артёмовск (сейчас нашему городу возвращено прежнее название Бахмут) и вместо взыскания дал Сергию Дворянову награду. Вот «достойная» реакция на попрание Православия «православного» блюстителя Веры.
Примечательно то, что когда отец Александр только ехал на ту самую встречу благочинных, его промыслительно и как бы случайно подвезли к епархии монахи Святогорского монастыря (ныне Лавры). Когда он рассказал, с каким делом он едет к Владыке, они ему прямо заранее сказали, что никакой правды он у митрополита Илариона (Шукало) не добьётся по поводу прот. Сергия Дворянова, потому что митр. Иларион сам – прокатолик. Их слова сбылись в точности. После этого мы с отцом Александром приезжали в Святогорский монастырь и беседовали с несколькими монахами на эту тему подробнее. Мы узнали от них, что митр. Иларион на собрании монастырской братии навязывал принятие Баламандского соглашения и решительно запрещал называть католиков еретиками. Но потом, когда монахи в ревности хотели выступить против митр. Илариона с обличением и «вызвать его на ковёр», как они выразились, он на время перестал настаивать на этом.
Мы предприняли и другие поездки, чтобы побеседовать о нашем деле. Несколько раз мы имели беседы с почитаемым многими старцем отцом Алексием, настоятелем Храма св. Михаила из Алексеево-Дружковки. Он нам много и открыто, никого не боясь, говорил о том, что митр. Иларион (Шукало) – католик.
Были мы также и у известного старца отца Павла из Красного Лимана. Он также нас поддержал, ни в чём не осудил и даже дал нам 1000 грн. для поездки по этому вопросу в Москву, в Патриархию. (Мы ездили, нас принял митр. Климент, управляющий делами МП, но сказал, что УПЦ – автономна, и они в эти дела вмешиваться не станут).
Были мы также и у Архиепископа Краснолиманского Алипия (Погребняк), и рассказали ему всю нашу историю. Он выслушал нас, ни в чём не осудил, и спокойно сказал, что всё это – исполнение слов прп. Серафима Саровского о том, что в последнее время отступят многие архиереи от Истины. (Здесь от души хочу засвидетельствовать, что Владыка Алипий – это один из немногих истинных, верных и православных Архиереев нашей Церкви, и пока у нас есть такие первосвященники, Церковь Божия не побеждена еретиками. Не случайно именно этот архипастырь первым в своё время восстал против нечестивого раскольника Филарета).
Встречались мы также в Киеве с архиепископом Львовским Августином. Он нам сказал примерно так: «Теоретически вы правы, но кто такие вы, и кто такой митрополит Иларион? За ним богатый Донбасс, его поддерживает Янукович, и его никто не тронет». Итак, Владыка признал, что «теоретически мы правы». Но какая у нас, православных, теория? Наша теория это каноны и учение Церкви. Т.е. он признал, что мы просто, по самой Истине, догматически правы, но только не имеем силы, чтобы эту правду осуществить.
Были мы также на приёме и у Его Блаженства, митрополита Киевского и Всея Украины Владимира. И хотя мы были уже в беззаконном запрете от митр. Илариона, признавая этот запрет гонением за правду, а не каноническим запретом, мы зашли к Его Блаженству со священническими крестами. Он нас благословил и кресты снять не потребовал. Напротив – он сказал нам, что нам теперь нужно будет служить в соседней епархии. Как бы мог митрополит Владимир такое сказать, признавай он наш запрет от Илариона (Шукало) каноническим и правомерным? (И я после того действительно, по приглашению протоиерея Бориса Курочки, который также понимал, что мой запрет от митр. Илариона (Шукало) не имеет никакой канонической и духовной силы, 5 лет служил у него в Луганской епархии, в селе Красная Поляна, в Храме Рождества Богородицы, после чего отпросился у него за штат по той причине, что ездить мне нужно было на службу от дома 120 км. и пришло время заняться переработкой книги). Его Блаженство при встрече также ободрил нас и дважды сказал нам: «твёрдо стойте за Веру Православную», и что комиссия во всём разберётся. Но комиссии так и не было, и ни на какой церковный суд нас не вызывали. Очевидно, что митр. Владимир объективно не имел возможности и сил решить этот вопрос и поставить нам православного епископа, о чём мы его просили, потому что для этого нужно было осудить экуменизм, и осудить не только митр. Илариона (Шукало), но также и Патриарха Алексия, и митр. Кирилла, и многих других иерархов. Т.е. чтобы решить этот вопрос, нужно было затронуть целый экуменический пласт, вросшийся в церковную жизнь, и блаженной памяти митр. Владимир сделать этого не имел силы, особенно при его во многом трудном положении на Украине, и осуждать мы его за это не можем. Одним словом, тогда время для низложения церковных еретиков ещё не пришло, но неминуемо приближается.
Вот такова вкратце моя история. Но вы можете и не ставить даже во главу угла мои свидетельства об этих встречах и разговорах, хотя ничего не придумал, потому что сейчас я один об этом свидетельствую, и призвать свидетелей, о которых я упоминаю, к доказательству моих слов вам будет трудно. Некоторые уже почили, некоторые могут не захотеть свидетельствовать, а некоторые могут по страху архиерейскому и вообще отказаться от своих слов. Но для доказательства вины митр. Илариона (Шукало) достаточно одного только коммюнике – это документ, им подписанный, который доказывает его не православное исповедание веры. Это печать его неправоверия, им самим, добровольно, в здравом уме и в совершенных летах поставленная. И один только этот факт, не говоря о всех других фактах и свидетельствах, даёт мне и каждому священнику его епархии, ревнующему об исповедничестве веры, и которого Господь к тому призывает (Господь не всех ко всему призывает, потому что «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же» – 1Кор. 12:5-6) достаточное основание и полное духовное право обличить митр. Илариона (Шукало) как еретика и отказаться от него как от своего епископа, строго на основании канонов: «Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений » (15-е Правило Двукратного Константинопольского Собора). Так же и в 3-м правиле Третьего Вселенского Собора сказано: «Вообще повелеваем, чтобы единомудрствующие с православным и вселенским Собором члены клира, отнюдь никаким образом, не были подчинены отступившим, или отступающим от православия епископам ».
Итак, я не раскольник – я не создаю никаких своих церквей, и призываю всех только в Единую Святую Соборную Апостольскую Православную Каноническую Церковь Московского Патриархата, чему свидетелей могу представить любое количество, и никто не может засвидетельствовать о том, что я кого-то отвращал от канонической Церкви, или звал кого-то в иную церковь. Одних только обратившихся в Православие сектантов милостью Божией через мою проповедь есть сотни, как и сотни и тысячи писем, мною написанных, которые свидетельствуют о том, что всех я призываю только в единую Православную Церковь. И сама моя книга «Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом», разошедшаяся десятками тысяч экз., много раз переиздаваемая Почаевской Лаврой и продающаяся во множестве православных Храмах свидетельствует, в какую Церковь я призываю людей. Не изменил я своего взгляда о Церкви и спустя много лет, когда (с 2008 по 2015 год) перерабатывал и дополнял книгу, поменяв её название на «Протестантизм или Православие?», и получив на неё благословение Полтавского митрополита Филиппа и его богословской комиссии. Можете познакомится с ней на моём сайте: https://skobzar.nethouse.ru И весь мой «грех», за который я отстранён от служения, состоит в том, что я обличил митрополита-еретика – согласно с Духом и буквой Православия, согласно канонов и учению наших святых.
Некоторые люди, в том числе и священники, по разным мотивам (обычно – по малодушному миролюбию) призывают меня принести покаяние перед митр. Иларионом (Шукало). Но таковые не понимают, что под святым и спасительным словом «покаяние» они на самом деле призывают меня к отречению от Истины и исповедничества, к согласию с экуменической ересью, к признанию католицизма Церковью; одним словом – к погибели души. Потому что одно дело, когда человек не нарушает мира с еретиками-епископами, не зная ничего об их ереси, или не вникая в дела иерархии, видя тихую молитвенную, уединённую жизнь, или которого Бог сохраняет от этих дел и не призывает к их обличению. Но совсем другое дело, когда священник, как я, узнал и понял всё ясно, обличил ересь открыто, а потом пошёл на примирение с еретиками. Это – настоящее предательство, а не покаяние, и к такому покаянию призывать меня не нужно. В ереси я уже покаялся, когда отрёкся от баптизма, в котором родился, и, крестившись, принял Православную Веру. Отрекаться же теперь от Православия в угоду еретикам я не желаю. Во многом мне нужно ещё раскаяться перед Богом, но только не в исповедании Православной Веры. И в данном вопросе призывать к покаянию (в отречении от Православия) нужно не меня, а, прежде всего, Патриарха Кирилла; митрополитов Илариона (Алфеева) и Илариона (Шукало); архиепископа Горловского Митрофан а, за верную защиту продвинувшего его в епископы митрополита-еретика Илариона (Шукало); продавшего еретикам душу и обласканного ими прот. Андрея Ткачёва, и других, действующих в их духе. Вот их нужно призывать к покаянию, хотя это почти бесполезно. Всеми своими делами и многолетним упорством они показывают, что каяться они не хотят и не будут, что никогда они не смирят гордыню и самость свою, никогда не пожертвуют ради Христа и Его Святой Правды своими местами и деньгами, никогда не променяют славу и почёт человеческий на славу Божию и поношение Христово.
Упомянув о прот. А Ткачёве, уже давно ставшем известным благодаря своим проповедям по ТВ, давайте проанализируем одну его речь, сказанную им в защиту Патриарха Кирилла и его встрече с папой на Кубе. Он призывает нас, видя всё происходящее, сидеть «тихо и спокойно». Он говорит: «У штурвала – мудрый человек, который живёт для Церкви… А вы где? А вы в каютах спите или в карты играете. Так вот спите в каютах и доверяйте тому, кто у штурвала. Не дёргайтесь » (https://www.youtube.com/watch?v=l6smHytiLTw, 8-я мин.). Борцы за Православие очень благодарны прот. А. Ткачёву за его откровенность, за то, что он высказался здесь не туманно, как обычно любят высказываться в своих документах экуменисты, так что смысл их слов нужно ещё постараться понять и выявить, а чётко и ясно. (От меня лично, отец дорогой, большая вам благодарность за вашу искренность, ставлю вам лайк, 5+). Вот чего больше всего хотят еретики в рясах – чтобы мы, православные, сидели тихо и помалкивали (тогда как наши Отцы Церкви предупреждают нас, что «молчанием предаётся Бог»); чтобы мы спали (тогда как Христос говорит нам «бодрствуйте»); чтобы мы занимались чем угодно, вплоть до игры в карты, одним словом – развлекались (тогда как Св. Писание заповедует нам служить Господу «без развлечения»); чтобы мы слепо доверяли свои души пастырям-еретикам (тогда как святые учат нас: «Проверяйте своих епископов в одном только отношении: узнавайте, православны ли они, не учат ли они догматам, противным истинной Вере, и не сослужат ли они с еретиками или с раскольниками»). Но никаких проверок и исследований со стороны своей паствы, никакого бодрствования, никаких неудобных вопросов, никаких сравнений их речей с учением Церкви еретики не хотят, и ненавидят всё это. Их так раздражает реакция православных на каждый их новый ход, такой как встреча Патриарха с папой, что бедный прот. А.Ткачёв уже не выдерживает и просто кричит нам: «да заткнитесь вы там, в трюмах церковного корабля, чего возмущаетесь? чего вмешиваетесь не в свои дела? лучше забудьтесь сном, выпейте, повеселитесь, в карты поиграйте; только отстаньте вы от нас, займитесь чем-нибудь; отвлеките от нас своё внимание; перенаправьте свою энергию на обличение абортов, наркомании, пьянства, блуда, коррупции – да чего угодно; крыс на корабле погоняйте, что ли. Займитесь чем-нибудь другим, только не трогайте капитана корабля и его приспешников, они и так надрываются и трудятся в поте лица; и дайте ему спокойно довести своё дело конца, и привести наконец церковный корабль к нужной пристани – в единый наш общий дом, в ВСЦ, к папе-антихристу». Вот истинный логос (смысл) речи прот. А. Ткачёва. Ну так что, православные, послушаем призыва именитого митрофорного протоиерея? Может и правда пожалеем бедного капитана и его усердных сподвижников? Разве не видите, что человек надрывается? Может и правда поспим, развлечёмся, дурью помаемся, и, была не была, доверим таки капитану наши души и наше вечное спасение? Именитый ведь убеждает, что капитан у нас что надо, что всё нормально и беспокоится не стоит, что верной, дескать, дорогой плывём… Но, оставив иронию, скажем серьёзно: нет, не будем мы слушать верного защитника и служителя ересиарха Кирилла, потому что если бы капитан со своей верной командой был сам на корабле, то пусть бы плыл, куда ему угодно – к папе, так к папе, и целовал бы ему, что ему угодно; а так как мы все тоже находимся на этом корабле, то курс корабля нас очень заботит, и приплыть мы хотим на нашем церковном корабле не к антихристу в единую мировую религию с последующей отправкой всех в ад, а ко Христу в Его Царство. И лучше мы будем всячески гнать нашего видимого капитана-предателя, и его помощников, поднимать шум и тревогу на корабле, и умолять невидимого Капитана нашего корабля поставить нам капитана верного, чем ради мира на корабле согласимся плыть с неверным капитаном в другую сторону – в геенну огненную и тьму кромешную.
Да, православному человеку очень больно осознавать и убеждаться в том, как на самом деле обстоят сейчас дела в Церкви. Многие сейчас, из представленного выше материала, и ранее, из множества других источников, легко умом понимают, до какого критического положения дошли дела в Церкви. Ведь разве я один выступаю с обличением иерархов в ереси, прокатолицизме и экуменизме? Интернет сейчас наполнен выступлениями ревностных в Вере православных христиан всякого чина – епископов, священников, диаконов, монахов и мирян против этой всеереси, поглощающую нашу Церковь, особенно епископат. Вот некоторые такие выступления: епископ Лонгин со своей епархией – https://www.youtube.com/watch?v=7lD3C_Q5yiU; епископ Диомид со своей епархией – https://www.youtube.com/watch?v=R26X_nSr5-E; священники г. Ижевска Сергий Кондаков, Михаил Карпеев и Александр Малых – https://www.youtube.com/watch?v=1Hxih35a0NE; иерей Олег Боровиков – https://www.youtube.com/watch?v=gQFwWcyieN0; диакон Геннадий Кандрашов – https://www.youtube.com/watch?v=0OT0y9uS5pU; афонский монах – https://www.youtube.com/watch?v=pDzeF_ygx-U; воцерковлённый мирянин Лопатин Евгений Борисович – https://vk.com/im?sel=396171260, и многие, многие другие). И нужно ведь понимать, что противников Патриарха и его экуменической линии в Церкви, которые могут снять и выложит в интернете ролик или написать статью – несравнимо меньше, чем тех, которые ничего такого не делают. С нашей миссионерской группой мы объезжали города и сёла Донбасса, заезжая к разным сектантам для диспутов и их изучения, и пользуясь случаем мы всегда заезжали и в наши Православные Храмы – приложиться к святыням и поговорить с верующими. Так вот, стоит только начать разговор о Патриархе и его экуменизме, как все сразу начинают понимающе кивать головами и полностью соглашаться с нашими словами. Т.е., можно сказать, что весь православный народ категорически против того, что творит Патриарх, все против экуменизма и соединения с католиками (кроме большинства епископов и имеющего власть священства, благосостояние которых зависят от Патриарха). Никто не поддерживает Патриарха, все его только терпят и горюют от того, что он стоит над нами, все называют его еретиком и отступником. У всех такое примерно чувство, как при вражеской оккупации. Так что же – это православный народ весь сдурел и сбесился, что отвергает и осуждает истинного Божьего праведного пастыря, или может пастырь наш действительно еретик и отступник? Ответить на этот вопрос православному человеку совсем не трудно.
И разве только я нахожусь в запрещении, а лучше сказать – в гонении за борьбу с экуменизмом? Нет, таковых уже сотни священников, которые по мере своих сил, ревности и способностей несут исповеднический подвиг.
Но сердцем православным людям, генетически приученным относится к своим пастырям с любовью и почтением (когда я оставил протестантизм и стал православным священником, меня в начале очень удивляла и поражала эта искренняя и горячая любовь, с которой многие православные богомольцы общаются со священником, а за архипастыря своего, особенно когда они видят в нём истинного и доброго пастыря и учителя Веры, православные просто душу свою готовы отдать), очень трудно согласиться с тем, что в нашей Церкви у власти сейчас стоят в основном еретики – если и не такие активные и способные, как Патриарх Кирилл и митр. Иларион (Алфеев), то, по крайней мере, их «смиренные послушники» и защитники их власти. Но чтобы нам, православным последнего времени, было ещё легче распознать еретиков и поверить, что такое вообще возможно (что власть в Церкви Божией захватят еретики!), многие святые оставили нам ясные пророчества о этом, что в последнее время произойдёт в Церкви апостасия (с греч. отступление, т.е. отступление от Веры), и прежде всего – именно архиереев, священства и монашества. Вот некоторые из этих пророчеств.
Святитель Игнатий Брянчанинов: «Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати: в облачении их явились волки – обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие ».
Преп. Нифонт Патриарх Константинопольский: «Занимающие престолы священства во всем мире будут вовсе не искусны и не будут знать художества добродетели. Таковыми же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием, и будут служить для людей больше соблазном, чем образцом… сребролюбие же будет царствовать тогда, и горе монахам, богатеющим златом, ибо таковые будут поношением для Господа …».
Преп. Нил Мироточивый говорил: «Сей плод (антихрист) родится на свет тогда, когда обнищает мир добродетелями. Так же и Церковь обнищает от главенства духовных властей ».
В примечании к этому тексту говорится: «См. предсказание св. Афанасия Великого о переходе церковной власти в последнее время в руки мирских сановников и предсказания св. Серафима Саровского о падении к концу архиерейского чина и оскудении в нем ревности к славе Божией. Так же и в наставлении Оптинских старцев говорится о том, что в последнее время не будет на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной жизни и вследствие общего оскудения благочестия войдут в Церковь ереси и расколы и будут прельщать многих и как, наконец, еретики возьмут власть над Церковью и всюду будут ставить своих слуг и будут всячески притеснять и изгонять истинных рабов Божиих ».
Преп. Серафим Саровский: «… к тому времени (последнему) архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры – Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут…». «Мне, убогому Серафиму Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия, Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят то чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы Он лучше лишил меня Царствия Небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: «Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня».
Свят. Феофан Затворник: «…тогда повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – одна видимость, внутри же отступление истинное ».
Священномученик Косма Аитолос († 1779г.): «Священнослужители станут хуже и нечестивее других ».
Преп. Нектарий Оптинский писал: «… в последние дни перед пришествием Христовым Она (Церковь) вся сохранится в таком виде: один православный епископ, один православный иерей и один православный мирянин. Я тебе не говорю, что церквей совсем не будет, может быть, они и будут, да Православие-то сохранится только в таком виде». Хотя сказанное, очевидно, гипербола, – есть надежда, что верных останется больше, чем только три человека, – но, тем не менее, это говорит о том, что в последнее время очень многие отступят от чистоты Православия.
Итак, если мы, слыша от Патриарха речи о колыбели новой единой Церкви, в которую он нас призывает, и о ВСЦ, сборище всех сектантов и язычников, как о нашем общем доме; если мы видим, как наши епископы сослужат, молятся, лобзаются, благословляются с еретиками, вопреки Духу Истины и православным канонам; если читаем вероотступнические документы, такие как Баламандское соглашение, коммюнике, совместное заявление папы римского и нашего Патриарха, и не хотим верить своим глазам и ушам, то поверим хотя бы пророчествам наших святых – их слова достовернее наших глаз и ушей.Поверим правде, правде горькой, но весьма важной для осознания и спасения ( как выше говорит свят. Игнатий: «это понять необходимо »), что пророчества святых как всегда исполнились – в Церковь вошли еретики и взяли над нею власть.
Некоторые неосновательные и неутверждённые в православном Духе люди по малодушию и непониманию того, как ревностна и огненна Вера Православная, говорят: «да зачем так придираться к каким-то фразам, и нарушать из-за этого мир в Церкви, идти на раздоры? Ну сказал Патриарх то или то, или митр. Иларион (Шукало) что-то там подписал с католиками – разве это что-то значит?» (Тем более, что еретики-экуменисты, по своей хитрости, подписывают свои еретические документы не просто так, а обычно под каким-то предлогом: так, например, коммюнике было подписано под предлогом урегулирования отношений между католиками православными на Западной Украине, а договор на Кубе был подписан под предлогом урегулирования конфликта в Сирии. И многим эти предлоги замыливают глаза, и в защиту этих еретических документов чаще всего слышится именно эта отвлекающая причина их подписания). Но чтобы понять, много ли значит одно слово, давайте представим, что мы встречаем в Церкви замечательного во всём человека, весьма порядочного и доброго. Но он только постоянно говорит два слова: «Бога нет», или «ада нет». А всё остальное он делает хорошо, все заповеди исполняет, живёт добродетельно. Станем ли мы его отвергать и обличать, или скажем: «да ну что значат эти два коротеньких слова?» Вот так и здесь: если Патриарх сказал бы и не тьму слов в защиту экуменизма, а только одну фразу о том, что «ВСЦ это наш общий дом»,и не раскаялся бы в этом (как он сейчас не раскаивается), то за одну эту фразу ревностные верующие должны его отвергать, обличать, осуждать, гнать из Церкви, клеймить как еретика и врага всеми возможными средствами. Если назвал митр. Иларион, один и второй, в коммюнике католиков Церковью, братьями во Христе и «Церковью-Сестрой » (ссылаясь на Баламандское соглашение), и не кается – делать с ним нужно то же самое. Именно такого отношения требует православная ревность; именно такова любовь Христова. Как говорил св. Афанасий Великий – умрём за одну йод (йод – малейшая буква греческого алфавита), когда дело касается Веры.
Так что же делать православным христианам, которые хотят сохранить свою верность Христу и спасти свою душу? Можно ли нам ходить в Храмы, где поминается имя Патриарха-еретика? Не является ли это участием и приобщением к его ереси и нечестию? Можно ли исповедоваться и причащаться у священников, которые поминают Патриарха? А если нет, то куда нам идти? Где молиться, где причащаться, где крестить детей? Эти и подобные вопросы сейчас озадачивают всю верную часть Церкви, и многие по-разному их решают. Я не берусь дать исчерпывающий и однозначный ответ на все эти вопросы. Лишь по мере своего рассуждения могу сказать так, что пока возможны различные варианты решения этого вопроса, смотря по вере, совести, знаниям, силам, способностям и призванию каждого.
Священники: одни могут решительно выступать против ереси, обличая епископов и Патриарха поимённо, и на основании их ереси отказываться от них как от своих епископов. Так сделали уже сотни священников. На таковых, как правило, воздвигают гонения – отправляют их в запрет и обливают клеветой; их лишают службы, чести и содержания. Это всесторонне трудно, особенно для священников женатых и с детьми. Но на таковых как раз исполняется пророчество о том, что «еретики возьмут власть над Церковью и всюду будут ставить своих слуг и будут всячески притеснять и изгонять истинных рабов Божиих». Великое блаженство быть среди истинных рабов Божиих, изгнанных за правду. При этом, ни в коем случае не нужно чинить никаких расколов и своих «церквей», никаких своих юрисдикций (хотя частным образом можно служить молебны, зная, что запрет еретиков есть ничто). И нужно стоять в Истине до конца, терпеть гонение и скорби, быть верными чадами нашей РПЦ (МП) и молить Бога главным образом об избавлении Церкви от еретика-Патриарха, и о даровании нам верного, сильного и одарённого православного первоиерарха. И чем больше будет изгнанных за правду, вопиющих к Богу о милости, тем скорее придёт спасение. А о невозможности служить в Храме и постоянно причащаться переживать не нужно, в данном случае это искушение, потому что многие, очень многие из священства и епископства, причащающиеся много раз в неделю, пойдут на вечную погибель. А другие, отшельники, такие как св. Мария Египетская, которые годами не были в Храме, и причастились раз или два в жизни, стали великими святыми. Одним словом: можно раз причаститься во спасение, а можно тысячи раз причащаться в погибель.
Кто малодушен и не способен на такой подвиг, пусть делает то, что по его вере и силам. Пусть поминает имя Патриарха, как положено, имея в виду не его нечестивую личность, а Ангела святого патриаршего места, и пусть хотя бы без упоминания имён обличает на проповедях всеересь экуменизма. А открыто говорит о положении дел в Церкви только в частных беседах с доверенными прихожанами. Впрочем, не только по слабости душевной можно продолжать служить в Храме, но и по другим, более тонким путям, потому что не хорошо, чтобы в Храмах остались одни еретики, и верные священники нужны Богу и в Храмах.
Миряне: кто имеет возможность и признание, пусть обличает еретиков открыто. Можно здесь некоторым и поюродствовать немного Христа ради и покричать вслед епископам-еретикам, что они еретики, предатели Веры, отступники и паписты. (При этом нужно точно знать, что данный иерарх или священник – экуменист, и действовать в таких вопросах нужно не по страсти и не по плоти, но по вере, по силам, не с плотской, а с «бесстрастной ненавистью» (по выражению св. Иоанна Лествичника), и по вдохновению Божьему, как написано: «говорит ли кто, говори как слова Божии» – 1Петр. 4:11). Или писать им обличительные письма и записки, чтобы не было еретикам никакого покоя.
Кто на такое сил в себе не обретает, пусть хотя бы в разговорах между собою говорят об истинном положении дел в Церкви, и укрепляет друг друга надеждой.