Распятие Буса. «Образы Русколани» 6 глава




И его Солнце Красное обогрело, и обмыли дожди его тело.

И поехал он ко граду Кияру,

V прославляя Буса Белояра!

0 Заметим, что в «житиях» отцом св. Георгия Победоносца называют Ерона (Heron, то же что Яра- нак): «Был муж некий в Диосполе, синклит, по имени Герон».

1 Описание слегка шуточное. Для иных и слон — великое чудо, зачем им являть то, что за пределами их разумения. Замечу, что при пересказе этого эпизода Мовсесом Каланкатуаци в «Истории страны Алуанк» волшебная птица Гамаюн превратилась в попугая, а единорог — в обычного коня, что умалило шутку, но также вполне показало её смысл: в самом деле, достойны ли мы чудес?

2 Восстание Фиваидского легиона произошло в окрестностях города Трир в ущелье Агаунском близ Женевского озера, согласно актам Маврикия и др. мучеников (Ruinart. Acta, p. 317).

3 Имеется в виду Галлия или Гельвеция, то есть кельтские земли, захваченные римлянами у Альп. Интересно, что это название, по-видимому, осталось в соседней Голландии.

4 Надо полагать, здесь имеются в виду жрицы Сивиллы.

5 Это происходило в 303 году, почитаемом началом Диоклетиановых гонений. До сего времени христиане почитались вполне верноподданными империи. Сохранилось, например, свидетельство церковного историка Евсевия, что один из вельмож христианского вероисповедания сорвал тот первый указ императора: «Не ещё ли объявление победы над готами и сарматами» (Евсевий, VIII, 5). И он был сожжён заживо за оскорбление его величества.

W 7Мовсес Хоренаци сообщает о том же: «Пользуясь этими обстоятельствами, он объединяет весь север, выставив большое войско, ц, сведя (всех) в единую армию, движется в Персидскую страну, на царя Шany га, сына Арташира; он берёт с собой четверых из своих полководцев: Михрана, предводителя иверов, заслужившего его доверие тем, что уверовал во Христа... Трдат, взлв таж заложников и присоединив к себе северные народы, двинулся на персидского царя Шапуга II (309-379)».

8 Шапуг II (309-379), сын Хормизда II Арташира (302-309), он правил после Нерсе (293-302).

9 В армянских источниках это Ахматана (у Мов- сеса), или древняя Экбатана, резиденция парфянских царей. Ныне селение Хамандан в Афганистане.

10 Речь, полагаю, об августе Востока и соправителе Константина — Лициние, ибо Диоклетиан (коему обычно приписывают эти преследования и прочие грехи) правил до 305 года, а речь явно идёт о 309-310 годах. Впрочем, четыре года она могла скрываться в Армении или Алании, но тогда выходит, что престарелый император Диоклетиан хотел сделать наложницей 10-ти — 12-летнюю девочку и значит, у неё были веские причины скрываться. Да и если дело происходило спустя четыре года, в 309-310 годах, вряд ли Лициний, другой старик «с крашеными волосами», пусть даже он август, мог привлечь юную красавицу. Вывод о её юном возрасте делаю из-за понимания красоты и юности, характерного для той эпохи, и прежде всего из того, что в 310 году Бусу 15-16 лет, а раз родственники прочили за него царевну Рипсимию, и она сама любила его и ждала грядущую свадьбу, вряд ли ей было больше лет.

[у/ 11 Она же Хосровухи, дочь Хосрова (Корс-яра) по Мовсесу — Хореници, а по Мовсесу Каланкатаваци жена Джуаншера — Хосровануш. В источниках упоминается также ещё одна его жена, «дочь князя страны Сисакан (Сакастан) из рода Аруичан», но более о ней ничего не известно. Дажень-яр, как и его небесный патрон Дажьбог, имел три жены.

12 Велияр-град — в армянских источниках Валар- шапат. Одна из столиц древней Армении (или Арий- стана Армейского), ныне — это город Эчмиадзин в 20 км. к западу от Еревана.

13 У Мовсеса Хоренаци это область Даранали у истоков Евфрата, где Библия помещает рай, в неведомой горе Маниевы пещеры, названной так будто бы по имени сподвижницы Рипсимии Мани, спасшейся от казни. Однако, в ведической традиции, Ирий расположен у горы Алатырь (Эльбруса), который кабардинцами именуется созвучно Менги- тау (Тысяча гор).

14 Вероятно, это легендарная пещера Нокут-Тор- бун в местности Конуш Джурт у крепости Кала-тау и реки Уллу Кама (Кубань), на юго-западных склонах Эльбруса, залитых ныне лавой по извержении

IV века (за перевалом Азау, если идти от Пятиго- рья по Баксану). Заметим также, по Мовсесу Хоренаци «мощи святого Григора явились некоему отшельнику по имени Гарник, который перенёс и похоронил их в деревне Торбан». Правда, отнёс он это место с созвучным именем на юго-запад от Арарата (т.е. в современную Турцию).

15 Он же у Мовсеса Хоренаци сын св. Григора — Аристакес. Участник Никейского собора, убит правителем так называемой 4-й Армении Архелаем.

С. 182-183. 1) Диоклетиан. Его власть была ограничена, у него были и соправители, и соперники, также выпускавшие монеты. 2) Доминициан правил один год и провозгласил себя римским императором в Египте именно в 296 году, а Диоклетиан вел против него войну. Легат Георгий вполне мог действовать от имени Доминициана на Кавказе, тем паче что в «Ярилиной книге» имя императора Рима вначале дано как Дамиан. И точно также в русских духовных стихах Диоклетиана именуют Дамианом. 3) Галерий соправитель воевал на Кавказе в те же годы. 4) Максимиан правил в западной части Римской империи, его имя в «Ярилиной книге» упоминается в связи с восстанием Фиваидского легиона.

С. 190. Эти одинаковые фрески (одна грузинская, а другая армянская) показывают, что было время, когда версия жития грузинская о св. Георгии Победоносце и армянская о св. Григории Крестителе ещё не разошлись. Армянская тем интересна, что она запечатлена со стены заброшенного храма в Киликийской Армении. Рядом с нею и другие сцены с царем Тиридатом и Григорием. Киликийская Армения расположена в Турции, и ныне там живут курды. Там долгое время связи с христианским миром были затруднены, потому данные фрески ещё не сведены к единому канону. Подробнее о том, что св. Георгий и св. Григорий одно и то же лицо, можно почитать в трудах историка Мурада Аджи. Также о сём сказано и в историческом приложении далее.

С. 201. Иллюстрация из манускрипта Х-го века. Рукопись константинопольская, ныне хранится в Риме, в Ватикане.

 

КНЯЗЬ ШЕСТОЙ

Дажєнь-яр

VI. Деяния Буса Белояра, Сурияра и тризна Дажень-яра

1) Дажень-яр возводит на трон Ромеи императора Константина (309 г.). Знамение Креста Бусова, Константин принимает арианство и подавляет мятежников (312 г.). Дажень-яр, Ягорий Храбрый и Бус Белояр сражаются с варягами на Севере Руси. Битва русколан с гуннами под Семивежьем на Москве-реке (15 мая 316 года).

1И горы вековечные, и пучины морей бушующих повинуются воле Сварги! И как повеление свыше сотрясает Землю, осушает моря и исторгает из гор реки огненные, также и гордая слава Парсиянского царства по воле Вышнего умалилась, и высокомерие владык его изверглось, ибо оставили радение о земле сей цари рода Яров.

2И вот смолкли птицы певчие от порыва бури и эха бездны. И лепестки цветов вишни, гонимые ветром, осели на волны синего моря. И там, где шумели города и цвели сады, там остались одни безмолвные руины, и их заносят пески пустынь.

3Вспомним и о том, что было время, когда Ро- мейская держава покоряла народы мира, подобно тому, как потоки вод вешних затопляют землю. Теперь же мощь ромеев иссякла, и престол их пошатнулся, и многие роды сбросили их ярмо. И вот Серна Запада узрела, что Бог перестал потворствовать её натиску, и взбешенный

 

 

Вепрь Полночи и Олень Востока, подступив, взялись ломать рога ей.

4И это притекли в пределы ромейские с полночи готы, а с востока — аланы. И сокрушили они легионы ромеев на Дунае-реке, лишив соперников Константина-царя силы1. И говорят так, что сему Константину, при восхождении его на престол, привиделся в небе крест о восьми лучах, посланный от Матери Солнца Славы. И услышал он голос, рекший кесарю: «Сим знамением победишь». И от того повеления Буса силою креста он стал победоносен.

бИ так Дажень-яр и зять его Аски-альв2 волею, от Буса исшедшей, возвеличили и возвели на трон царя Константина, сокрушив мятежных сатрапов его, ибо сей император почтил алтарями и храмами легионеров, головы сложивших за Буса. И также тот Константин-царь посылал вестников Дажень-яру и испросил у него вечный мир и дружбу.

вИ тогда многие свободолюбивые роды на полдне и западе изнемогли от прежних владык, что были колючи как терновник, обвивающий члены и не дающий воли, и так перешли под ласковую, но твёрдую десницу Дажень-яра, князя Востока.

7И были даны Дажень-яру сила всепобеждающая, разум державный, щедрость правителя и милосердие воина, и вот благодаря сим четырём драгоценным свойствам души он властвовал над четырьмя сторонами света, от Варяжского моря до Синьской земли.

дА на полночи рати его дошли до Белого моря и самого Асъ-града на острове Валлатее, когда Го- тар, вождь полунощных стран, захотел пленить и ижору, и земголу, и латов, и русь варяжскую. И собрал Готар силу великую, и на многих кораблях прошёл по морю, пылая ратным духом.

9Но тогда князь великий Дажень-яр словом от сердца обратился к Матери Славе: «Остуди дух борящихся с Русью, и рассуди их со мною в распре сей!» И Птица Матерь Слава крыльями подняла вьюгу, и так дохнула на корабли те, что сковало их морозом, и сгинули они все во льдах, сокрушивших борта и разбивших челны их в щепы.

1#А после у брегов морских была сеча великая и злая, и лёд на море покрылся кровью. Воевода же его, Ягорий Храбрый, погнал по тонкому весеннему льду врагов. И не ведали те, куда им бежать, и ломался лёд под ногами их, и тонули они в полыньях и разломах.

 

пКогда же пошёл Дажень-яр по берегам моря Варяжского и моря Белого, тогда многие крепости и города, такие как Ладо-град и Слава-град, заложил и укрепил. И оставил он там дружины, что притекли с ним от Белогорья и рёки Славы для защиты края сего от десницы Одиновой.

12Также в то время сильно умножилось племя гуннов. И начали они беспокоить на Великой Ра- реке земли русколанские. И, вновь восстав во главе гуннов, Морияр-князь многие народы на Востоке поп л єни л. И так потом от Ра-реки дошёл с ратями бесчисленными до Москвы-реки и Семи- вежья3, и все крепости на пути сокрушил и пожёг.

13Но нисколько не обеспокоился тем Дажень- яр, ибо в львиной природе князя было с пущей храбростью сражаться с большими силами, нежели с малыми. И так прошествовал Дажень-яр с сыном своим Бусом Белояром и в силе великой к Беловежью Залесскому.

14И там сам Бус обратился к Вышнему Свету и силам Сварожьим. И зрел он в небе, как верхом на крылатых конях впереди ратей Сварожь- их выступили небесные заступники Земли Русской братья Святибор и Мось, сыны Велеса. И слышал он, как Святибор рёк брату своему Моею праведному: «Да поможем мы родичам нашим — Даженю и Бусу!»

15И вот в тот год, когда созвал Константин-царь первый собор в Ромее, а на Руси чтили праотцев Святибора и Мося, сошлись на поле под Семиве- жьем рати. И тогда и в Ромее, и на Руси одержа- (\ ли верх арияне, следующие Стезёй Буса.

16И был слышен треск от ломления копий и от ударов мечей. И видели все рати Сварожьи в облаках, что явились на помощь князю Дажень- яру. А на земле впереди ратей русских выехали сами светлые братья Ягорий и Сурияр, а в облаках над ними, в вихрях, — братья Велесичи.

17И дали они сражение войску змееву Морияра. И в сражении том под Семью вежами они яростными ударами истребили многих тысячников и сотников Морияра вместе с их отрядами.

18И затем, спустя седьмицу, во второй битве под стенами Китеж-яра на реке Нерли вновь одержали верх рати Дажень-яра и Буса. И так заняли они крепость Китежа Суждальского4.

2) Дажень-яр вновь встречается с Навной. Морияр и Навна похищают Милиду на Купале близ Китежа Залесского. Бус, Златогор и Сурияр освобождают Милиду (июнь — июль 316 года).

хДракон же лютый, князь Морияр, видя своё тяжёлое поражение, решил с изворотливостью змеиной снискать для себя мир и братскую любовь. И он из стольного Моргуль-града обратился к Дажень-яру с посланием, отправив его через супругу свою Навну.

2И явилась Навна в Китеже-граде на яре высоком, на горе Студенце5. И сошлась там с Дажень- яром, и говорила о мире и любви. И так вновь вспыхнула в сердце её прежняя приязнь сердечная к князю великому, и напомнила она ему о сыне их Буримире, коему, и роду его, судьбою предназначено царствовать в Русколани, в то вре- \А мя как Бусу предстояло занять трон небесный.

 

Но остудил её пыл Дажень-яр, сердце коего было занято лишь Милидой. И вновь взревновала Навна к супруге его Милиде, и затаила обиду в сердце своём.

3Много труда стоило ей установись тогда мир между Дажень-яром и Морияром, и то лишь на время от сева и до сбора урожая, ведь по всей Руси не воевали в страдную пору. И в знак заключения мира Морияр отдал тогда дочь свою За- ремиру в супруги Сурияру Яранаковичу.

4Сам же Дажень-яр в то время отправился к Белым горам, ибо настало время молений и очищений. Как заведено было по обычаю, там он каждый год шествовал, повторяя вякамандары®, от Кияра к садам Ирийским.

5В тех же садах припадал он к источнику жизни, и отведывал от яблони мандариновой, что возросла от семени, данного в годы старые Богу- миру матерью Марою. И так Дажень-яр возвращал себе молодость и силу, так же как и праотец Богумир, проживший тысячу лет, и так же как отец его Вересень-яр, переживший два века человеческих. Сам же Дажень-яр уже оставил за плечами век, но был молод, как человек, только вошедший в силу свою.

вИ так Дажень-яр с Ягорием утекли к Белым горам. А Семивежье и Китежские земли оставили на попечение Бусу Белояру, старшему брату его Златогору, а также воеводе Сурияру. И с ними осталась мать Буса — Милида, ибо то была земля её отца Асеня Мудрого, внука Берендея- царя. И здесь у седых волхвов обретали ведение тайное дети её, младшие братья и сёстры Буса.

 

 

 

7И тогда, воспользовавшись уходом князя, Навна в дни Купалы с коварным умыслом заманила сыновей Дажень-яра и мать их Милиду на капище Сурьи, что в Китеже Залесском, ибо в те дни шла там свадьба Заремиры и Сурияра.

8И также свадьба в тот день была у Буса Белояра, который каждою весной, согласно древнему обычаю, брал себе в супруги дочь князя или царя, ибо все владыки мира желали породниться с ним. И были у него в ту пору пять жён, и женился он на шестой, дочери князя берендеев. И шестеро детей его воспитывались теперь здесь, вместе с младшими его братьями.

 

9И напоили сваты моргульские гостей зельем забвения и любви, подмешав в мёд суряный сок из цветов маковых. И было так, что отвёл от тайн ночных взор свой Бус Яр, когда Солнце погрузилось во тьму, и то свершилось в звёздную ночь кануна Купалы, когда властвует Морияр, и сам Вышний отвращает лик свой от дел людских и их тайн любовных.

10И так, будто в старые годы Поманушку коварный Пан, похитил в ночи змей Морияр княгиню Милиду, когда дети её спали и не ведали беды. И отвёз её, беспамятную, в Моргуль-град, где крылья мечты её подрезал, и заточил, как птицу певчую в клетке, во глуби пещер Моргуль-горы.

11А поутру явилось Солнце Ярое, развеяв тьму, ночные страхи и страсти... Но где же сокрылась матушка света ясного — Милида?

12И что же осталось делать богатому доблестями Бусу Белояру и брату его Златогору, а также воеводе их Сурияру Яранаковичу? Мир вновь разрушен коварством, и кони топчут жнивьё на дорогах войны, и ветра буйные несут дым от пожарищ по Русской Земле!

13Тогда, решив отплатить Морияру и освободить княгиню Милиду, братья-царевичи созвали товарищей и вооружились мечами, и, поскакав на борзых конях, укоротили свой путь ко Мор- гуль-граду. Затем, передохнув в дремучем лесу, на рассвете отпустили они поводья, и, как львята, вставшие на защиту львицы, напали на ту крепость.

14И рёк тогда Бус Белояр брату Златогору и воеводе Сурияру: «Пришло время потрудиться нам малое время, дабы обрести вечную славу!»

15И так воєвода Сурияр с дружиною, будто со- ^ колы ясные перелетели рвы, и как белки вскарабкались на стены, и так и за краткий срок вратами овладели, а стены града проломили. И в проломы те потекли полки русколанские, будто вода в половодье. А с ними поспешили и царевичи, словно несомые бурей тучи, говоря: «Бейтесь, друзья и братья, ибо Вышний и Матерь Слава с нами!»

16И там воинов Морияра потоптали и порубили они, коли те восставали супротив них с мечами. Либо пленяли их, когда те падали ниц. И так храбрые отряды русколан наносили удары по гуннам до тех пор, пока те не побежали в страхе, теряя оружие и доспехи, ибо не может устоять малый пламень против бури, но будет в миг единый сметён.

17И так братья Бус и Златогор нашли в пещерах тёмных и освободили княгиню Милиду, оставшуюся там невредимой от змея лютого.

18Морияр же, в страхе пред златым мечом-кре- стом Буса Белояра и Святогоровым мечом брата его Златогора, бежал, взяв с собою супругу, детей, и в малой дружине.

19И тогда услышали о той победе великой во всех странах, и слух дошёл до моря Твердизем- ного, и узнали о сём по обе стороны моря Варяжского, и в Загорье Парсийском, и от Ромеи до края Синьского.

так на двадцатом году от воплощения Буса я Белояра гнездо Морияра на Волге было разорено |\ десницей Божьей. А произошло это на тридцать ІД первом году всемирных войн гуннов. л

2) Гунны разрушают Китайскую империю (311—316 гг.). Дажень-яр заключает союз с царем Персии Шапугом II, направленный против гуннов (318 г.). Строительство и украшение храма Вышнего в Кияр-граде с 318 по 320 год.

ХИ было так, что в те годы гунны, будто Бич Божий, обрушились на край Синьский, а также на царства далян и китаев. И престол Владыки Неба был сокрушён гуннами, а сам император пленён и казнён. Также и Сарев-град был разрушен и сожжён, а Гамаюн-град7 захвачен. Гунны же сели за Великой Стеною и стали высасывать соки земли той8.

зА на востоке новый император синьцев из рода Само принял имя Желтого дракона9, и отошёл за Великую Кубан-реку, и там утвердил престол в Синь-граде10.

3И так, видя крайнее ослабление императора синьцев от вождей и полководцев Морияра, дракона гуннов, который будто пожар пожирал города, подчинял и истреблял китаев11, далян12 и синьцев, Дажень-яр, князь Востока, был крайне озабочен. Опасался он, что гунны, разбитые на Волге, вновь соберутся с силами в степях и горах и отплатят за поражение, вторгшись ратями бесчисленными. И так вновь они станут терзать Русколанию.

4А в Арийстане Парсийском также страшился за свою страну Шапуг-царь. Щцал беды он как от лютости гуннов, так и от царя армянского Триедара.

5И дошла до Шапуга весть, что ныне сей царь Триедар, приняв веру ариян, поклялся в верности

 

 

 

князю Дажень-яру и разорвал союз с Морияром, князем гуннов. А ведь тот Триедар-царь, будучи прежде союзником гуннов, захватил в Парси- ян-стане три области — сам Арийстан Арменс- кий, а также Мидию и Арран, и его едва удалось умирить.

6И узнал также властитель парсиян и о благосклонности Дажень-яра к императору Константину, коего он возвёл на трон. И обеспокоился тем, что взаимная их дружба грозит западным рубежам Парсиян-стана, ибо истекал срок мира, заключенного с ромеями. Ведал Шапуг и о том, что Дажень-яр держит в узде племена Парнста- на, а также то, что в силу своего родства с двором

князей кушанских, Дажень-яр по воле своей может сокрушить его рубежи и на Востоке. И от сих мыслей сон покидал надменного царя, прозываемого Властителем Вселенной.

7Потому-то через доверенных послов'он отправил князю Дажень-яру великие клятвы и обещания несметных даров, приглашая его к себе для договора о мире и союзе против гуннов.

8И послание то застало Дажень-яра в Кияр-гра- де, как раз в ту пору, когда до князя в Аланию на крыльях голубиных долетела весть о разгроме гуннов и взятии детьми его Моргуль-града гуннов.

9Подумав же о близости неминуемой войны с гуннами, согласился на то предложение Дажень-яр. И, уповая на благость и силу Креста Бусова, приготовил он свои дары.

10Но, прежде чем отправиться в путь из Кияр- града, он в Храме Предвечного Света молил о просветлении от Тайноведца, дабы узнать, как следовать Стезёй Прави и не быть преданным своим лютым гонителям. С этими мыслями простился он с Победоносным Светом и, облачившись в доспехи Сварожьи, отправился на полдень.

ПИ когда шёл он через Арийстан Арменский, царь Триедар вместе со всеми своими боярами вышел к нему навстречу и принял его радостно, а также затем проводил с великим почётом. А когда Дажень-яр спустился с гор в землю Пар- сийскую, он увидел, как по велению царя парсов наместники градов, каждый в пределах своих, с почтением его провожали: и лошади были свежими, ночлеги приготовлены, и так до самого дворца царя в Тузбане он шествовал с пышностью.

12И там Шапуг-царь повелел боярам своим выйти навстречу гостю и подать ему колесницу, на коей он выезжал сам. С такими почестями великими прокатили его перед отрядами парсийски- ми, кои славили Дажень-яра как дёржавного владыку.

Услыхав прославление князя Дажень-яра, толпы людей в столице спешили собраться вдоль его пути, дабы узреть прежнего своего повелителя, свергшего Вахрамея. И тогда царь Шапуг, с восходом солнца восстав ото сна, с благим расположением встретил Дажень-яра, князя Востока, и ласково приветствовал его, будучи весьма рад встрече.

14Дажень-яр был принят с достойными великого царя почестями, с какими до него не был принят ещё никто в Арийстане. Ведая же о светлом разуме Дажень-яра, царь Шапуг обратился к нему за разрешением забот его, касающихся угроз гуннских, хоть и сам был окружён мудрецами и звездочётами, но никто не мог дать ему в том разумного совета.

15И так, размышляя об упадке великого Пар- сийского царства и вспомнив об ужаснувшем мир сокрушении Синьской империи, Дажень-яр смело дал знать Шапугу, что пред лицом грозных гуннов следует забыть старые распри: «Пусть отныне каждый из царей будет сам владеть в своей земле, а на земли соседей не зарится, но установит вечный мир для наших народов и объединит усилия с соседями, дабы одолеть дракона на Востоке».

 

И так, обезопасив себя от междоусобиц и за- крепив мир с ромеями на западе, порешили великие владыки, что Шапуг-царь ударит по гуннам на полдне, а русколанские рати Дажень-яра пойдут с полночи, ибо мир с гуннами не будет долог.

17По заключении же договора о великом союзе, на прощание Дажень-яра и всех, кто был с ним, Шапуг одарил богатыми дарами и поклялся в искренней дружбе.

18После сего с великой славой Дажень-яр был снаряжён в путь из дворца Владыки Вселенной. И затем он прибыл в Айратский край, где навстречу ему вышли Триедар с супругою Аскинь- ей. А с ними встретил его и Ягорий Яранакович с ратью асов, и повёл он его через перевалы к Ала- тырь-горе и к пещере Торба. И там была укрыта часть золота парсов, а охранять его вызвался сам Ягорий. А затем Дажень-царь со свитою прошёл Ворота Асов13 и явился в стольном Кияр-граде.

19И здесь князь исполнился духовной радости, и вошёл он под сень Храма Вышнего и Матери Славы. И он употребил парчу и шелка, и золото с серебром из даров парсийских на радующие глаз украшения Храма Предвечного Света.

Употребив на это много золота и пригласив живописцев, он украсил роскошно стены изнутри храма, и завесил их разноцветными шелками, начиная от закомар до притолоки над дверями, и велел также обить серебром и златом врата палаты, хранящей Свет Вселенной, и вырезать на них разные плетёные узоры. И те работы в храме длились в течение трёх лет, и стал он красивейшим из храмов в мире, где прославляли Вышнего.

3) Сокровища Дажень-яра и Морияра. Дракон Каранджель даёт корд Мары князю гуннов Яматарию, заточение Сияны, дочери Солнца. Бус Белояр сражается с гуннами в Азии и, явившись на Островах Восходящего Солнца (в Японии), освобождает Сияну (322 год).

ХВ свитках заветных сказано, что в старые годы пещера Торба-на-Куте у подножия Алатырь-горы была столь велика, что в ней укрывалась рать в тысячу воинов. И там хранилась казна Дажень- яра. Искусные кузнецы ковали в пещере той оружие из стали харалужной, и украшения делали, и там же гранили самоцветы и инкрустировали оружие и кубки. А охранял те богатства несметные сам Ягорий Храбрый, дабы тем служить князю Дажень-яру.

зА было ещё и другое сокровище, что укрыл князь Морияр в недрах Моргуль-горы на Волге- реке, и наложил дракон-князь на него заклятия неодолимые, и никто не мог завладеть ими. Когда же бежал он от Волги, гонимый Бусом, то и бросил их в спешке нетронутыми...

3И так, утратив своё сокровище, Морияр вначале виды свои устремил к золоту Алатырь- горы, ибо ведал он: кто завладеет священным сокровищем, тот станет Владыкой Мира.

4Но сколько ни посылал он к пещере той рати свои от Морабан-града, никто не возвращался назад, все они были сражены Ягорием. И тогда он в земле дальней, в горах Синьских призвал сто драконов властью Каранджеля и всех их послал к Апатырь-горе. И налетели они, и, как молнии из туч, низверглись на Алатырь-гору, и пробуравили её, так что пошёл из горы огонь. И хотели они испепелить Ягория пламенем.

5Но поразил Ягорий тех змеев святым копьем Велесовым. И затем сам Дажень-яр, явившись с ратью из Кияра, разбил и разметал гуннов, что явились со знаками Каранджеля на копьях — красными шарами из войлока. И затем он спалил тела погибших воинов, сбросив их в пышущие жаром трещины Алатырь-горы.

вА после Дажень-яр повёл рати свои на Мора- бан-град, взял его и сжёг дотла. И понял тогда Морияр, утекая за море Волынское к Мар-граду от грозы и ярости Дажень-яра, что священное сокровище хранят силы, не подвластные князю-дракону.

7И тогда решил Морияр хитростью вернуть себе заклятые сокровища, что были сокрыты в Мор- гуль-горе, выманив оттуда рати русколанские Буса.

8И узнал он от Каранджеля, всеслышащего и всезнающего, которому открыты все тайны земли, что далеко на Востоке, на острове Радо- весте, у подножия Сиян-горы14, откуда Солнце встаёт по утрам, живёт царевна Сияна15, дочь Солнца, затмевающая его своей красотою. И дева та самой судьбою предназначена в супруги Бусу.

9И послал царь Морияр змея Каранджеля через горы и долины, мимо гор Фарсийских, минуя царство Синьское, в царство Ямы на Радовесте, завоёванное гуннами. И те гунны, придя из-за моря, войны вели с древними родами земли сей16, коих зовут айянами, что родня антам.

И воєводою гуннов был сын царя Яматарий, в лютости своей убивавший всех и сразивший коварно исподтишка даже старшего брата своего, желая сам наследовать змею-отцу.

10И тот Морияр решил одолжить на время князю Яматару корд Седыев, что есть серп Мары, дабы тот захватил царство Солнца у Сиян-горы, так, чтобы Бус Белояр отправился на помощь невесте своей в эту далёкую страну на Востоке, а Моргуль-град остался бы без призрения.

ПИ так, одолев горы и море, предстал змей Каранджель пред князем Яматаром и дал ему оружие богини Смерти. И рёк ему условие Морияра: возвратить серп после битвы. Но Яматар в лютости своей, завладев серпом Мары, тут же обрушил его на дракона, и разрубил его пополам, как бог Семаргл Луну. Но не ведал Яматарий, что с новою луною дракон Смерти возродится.

12А тогда страх великий поселился в земле той, и в ужасе от того серпа Мары бежали от Яматария прочь люди родов айянских. Восхотев же его сжечь, они подожгли вокруг князя в поле сухую траву. Но прошёл по полю тому Яматар и сжал его серпом Мары, и сжал также жизни всех врагов своих, и поразил царя айян, внука Солнца.

13И тогда Сияна-царевна ушла из дворца своего и сокрылась в пещере Сиян-горы. А вход в ту пещеру Яматар завалил скалами великими. И померкло тогда в небе Солнце ясное, и в печали Птица Матерь Слава перестала возжигать в небесах Радугу семицветную.

 

 

 

ЫА когда Яматар возвращался с горы, то ударил ногою труп дракона Каранджеля, и тогда из брюха его выползла змея, и ужалила • Яматара в стопу, и пал он, и умер в мучениях. А змея та выросла в дракона, и затем возродившийся с Луною змей Каранджель ринулся с серпом Луны к хозяину своему Морияру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: