из его рук корд Седыев. И уже хотел поразить Ягорий князя-дракона, как вдруг Морияр стал о пощаде молить. И так рёк он, что сам Кристос, коего чтит Ягорий, велит миловать кающихся. И также шипел он князю, что знает он тайну великую об отце его и поведает оную, коли сохранят ему жизнь.
5Услышав то, Ягорий опустил копьё своё, дабы узнать правду об отце. И тот рёк, что Яранака оклеветали, и не убийца он Корс-яра, а его самого отравили в Нижнем Асъ-граде. И рёк князь-дра- кон, что место его отца занял Маран, и это Маран убил братьев своих, стремясь занять златой трон, вот как были предательски убиты и смежили ясные очи Яранак и Корс-яр. И значит, Морияр поразил убийцу Марана, а не отца Ягория.
вИ так все злодеяния он приписал одному лишь Марану. И клялся Морияр, что отнкне он будет верен Ягорию, и что во спасение души примет от него святое крещение, вместе с войском присягнув на верность императору.
7И дивился Ягорий тому коварству и козням, но поверил словам сим и крестил его со всеми пленёнными в бою. А потом отпустил их, говоря, что они должны благодарить за свободу свою Спасителя, милосердного Сына Вышнего.
8И явилась тогда к Ягорию царица Навна и упросила дать ей на попечение раскаявшегося в грехах своих мужа её — князя Морияра. И стало так по слову её.
9Отпуская же Морияра, молвил ему Ягорий: «Иди с миром, и не греши отныне, и помни, коли ты теперь преступишь покаяние, твои грехи станут и моими грехами, ибо мною был ты отпущен и мне равно с тобою нести тяжесть их...»
10И был тогда рядом с Ягорием брат его Сурияр, и сказал он Ягорию о том, что напрасно он поверил Морияру, поскольку сей всегда ходил кривыми путями и преследовал верных, а ныне восстал и против Сына Вышнего, явившегося в роду Белояров.
|
11Но отвечал Ягорий, что следующему заветам положено прощать врагов, и не один раз, и не семь раз, но семьдесят раз и более, дабы быть во всём подобным Богу Милосердному. На что Сурияр возразил, что заветы были с хитростью змеиной
перетолкованы теми, кто блуждает по путям кривды, и что Вышний Бог не только Всепрощающ, но и Справедлив, и прощение заключено в забвении зла и отрицании мести после справедливого воздаяния. И так простое покаяние не избавляет от искупления за содеянное.
12И ещё говорил он брату, что ныне явился Бус Белояр, который очистит замутнённое, и выпрямит кривое, и так поведёт по Стезе Прави.
2) Георгий (Ягорий) идёт с братом Сурияром и волхвами на поклонение младенцу Бусу. Собор семидесяти семи народов в Пятигорье (298 год).
так говорил в то время Сурияр брату Ягорию:
— Бус Белояр не есть только сын князя Дажень-яра, но сын Света Предвечного! И он $ке был у кельтов Езусом, коего греки и ромеи именуют Кристос и которого ты чтишь, брат! И он Сын Бога истинный, ибо явился со звездою, что блистала от одного края неба до другого. И птицы Ирия служили ему, укрыв от ярости змея-царя!
2И Ягорий сердцем почувствовал истину сих слов. И замечал он вокруг многие знамения, и цветение весны, и пение птиц. И устремился вместе с братом своим и малым отрядом всадников чрез Аланские врата в Великий Кияр-град.
3И вот сошлись в Кияр-граде в царском тереме златоверхом — Ягорий и Сурияр, сыны Яранака. Также пришёл от Райн-реки и князь Атал-рех с готскими вождями. И были там вожди и волхвы семидесяти семи родов русколанских, славянских и ильмерских. И принимали их
|
Дажень-яр и Милида в палатах царских, как подобает по правде и заслугам их.
4И оттуда, от святого Кияр-града они с великою пышностью восшествовали затем в стольный Яр- град к Пяти горам, в зимнее местопребывание русколанских царей, ибо узкие долины и ущелья, ведущие к крепостям святого Кияр-града у Алатырь-горы не могли пропустить, а стены града не могли вместить сотни тысяч странников, стекающихся сюда, дабы преклониться пред грядущим царём мира.
5И тогда в Яр-граде во широких палатах гостиных был созван собор семидесяти семи народов, куда сошлись вожди и волхвы племён со всех сторон света. И увидели все, что не в обычной мере, но несравнимо более римских, персидских и синьских владык озарены были царским величием Дажень-яр, Милида и сын их — младой Бус свет Белояров.
вИ там все сошедшиеся узрели у златого трона русколанских царей удивительную птицу, именем Гамаюн, явившуюся от Алатырь-горы. И золотые перья её отливали зеленоватыми и синими всполохами, а красный ореол полыхал вокруг шеи, а затем все цвета рассыпались огоньками по дворцу, как будто везде сияли перлы, или росинки, которые весенним утром висят на золотистых колосьях. И так ярко сверкали зрачки глаз чудной птицы, что. озаряли светом дивным палаты царские. И горбатый клюв нависал над ртом её. И, высунув острый, как меч, кончик языка, она вещала и прославляла многосчастливое семейство Дажень-яра.
7И все с восхищением смотрели на те чудеса, а также дивились златогривому коню-единорож- цу, грациозному, гордому и скачущему быстрой рысью по цветущим лугам, и взмывающему над вершинами Пятигорья. И сверкал еДинорожец острым рогом, и звенел алмазными подковами и золотой уздечкою, и сверкал сбруей с камнями драгоценными, каждый из которых был ценнее любого в казне царей и императоров.
|
8И хоть многие дивились тем чудесам, иные же, в простоте сердца, ещё более изумлялись, когда князь Дажень-яр с супругою и младым Бу- сом свет Белояром выходили из стен града на прогулку, окружённые пышной свитой.
9И в это время, как бы на поклонение царю, выступал слон, — животное, не виданное в полночных странах. Возвратясь же в свои края, волхвы рассказывали о нём, и не верили им, будто есть такой зверь. Ведь слон — велик, как гора, а ноги его толсты, как бревна, и носят они тело его. И со лба его, будто полоз горный, свисает хобот. И им слон то машет направо и налево, то поднимает его вверх, то обвивает им себя, а когда выпускает воздух чрез ноздри, то трубит и мотает головой. И тем подобно бегемоту, чудищу древних лет, приводит всех в трепет2.
10О чём же ещё рассказать мне? Ведь Провидением со дня Рождества Буса для величия был предназначен род Дажень-яра, которому сам Вышний бог дозволил быть всеславным. Вот почему у Дажень-яра всего было в полной мере: несметное количество золота и серебра, не меньше самоцветов и перлов, прекрасные одеяния, пышный двор.
11И сам Вышний соделал князя Алании победоносным, весьма почитаемым всеми властелинами народов, и ничуть не меньшим, чём сами эти владыки, ибо был он во всём прославлен. Потому-то мы его вправе сравнивать не только со вскоре взошедшими на троны мира императором ромеев Константином или владыкою парсов Шапу- гом, но ставить превыше их. И не только потому, что Дажень-яр владел всем Востоком, вплоть до Великого океана и островов Радовесты, но потому, что семью его почтил своим рождением Спаситель Мира, повелевший отречься от грехов и идти по Стезе Прави, дабы было благо с родами праведными, истекающими от него.
12И вот собравшиеся в Яр-граде поклонились пресвятому Сыну Вышня, ибо сей, ещё младенец, был более велик, чем все земные владыки на свете. Ибо он, как обретённый Вышень-бог, сам поставлял на царство и прославлял, и он же отнимал власть и обращал в тлен вечный царей, царства и народы, если те уклонялись от Стези Прави.
13И так почтили те князи Буса свет Белояра, и любовь и ревность к Вышнему поселилась в сердцах их. И когда возвратились они к родам своим, то без промедления повели их по Стезе Вышнего, и так сбросили тягостное ярмо заблуждений и рабства, встрепенулись и воспряли, окрылились, вспорхнули и взлетели душою к Сварге сияющей.
3) Бусова вера распространяется в Европе и Азии. Легион Фиваидский и легион Георгия Победоносца принимают веру Буса и подвергаются гонениям от Диоклетиана (303 год).
ХИ в то время вести о явившемся Спасителе дошли до Альбийских гор, потому возрадовались там кимеры и голяды и отказались платить подать ромеям, желая сбросить ярмо, ибо по Закону Прави: раб на земле — суть раб в Вечности Безначальной.
2И говорили им вожди: «Спаситель наш Бус Белояр явился для избавления от мытарств и рабского бремени, когда воссияла в небе ясном Чи- гирь-звезда».
зА цесарь Диоклетиан, лютый как дракон, на помощь к соправителю своему Максимьяну и против неповинующихся вызвал легион из Египетских Фив. И тот легион за тридцать лет ранее разбил в Иудее восставших против Рима, идущих с мечами и с именем Сына Денницы, поскольку были легионеры те по вере своей воинами Езуса.
4Однако теперь они сложили мечи и не стеши казнить безоружных кимеров, которые радовались рождению Младого Спасителя — Буса свет Белояра и делились своей радостью с ними. И говорили легионеры, бросившие мечи: «Над нами один владыка Бог, и ему одному мы верно служим, но не императору, который пошёл против Бога1»3
5И тогда же в Рим дошла весть от Морияра, ставшего царем альван и иверов под именем Мо- риана Сивого и присягнувшего императору:
в«Мориан, царь иверов, лезгов и альван, покорно приветствует государя своего Диоклетиана, сына Дыя Патера и Иры, хранителя свирели Пана и рога Амалтеи, царя царей, покорителя мира от восхода и до заката, и с полночи до полдня.
7Да будет тебе любезно принять это новое повиновение, дабы из величественной славы своей и нам за нашу покорность было пожаловано благодеяние, как от Вышнего Сонма.
8Как я ведаю, нет ничего, что было бы сокрыто от ока государя, и что до тебя дошли вести
о сыне князя алан, признанном многими подданными твоими Сыном Бога, отчего случились волнения в Голяндии4 в легионе Мавриция. И потому, как покорный слуга, спешу уведомить обо всем подробно, и сообщить, что следовало бы и в Иверию послать кого-либо другого на место легата Георгия, присягнувшего без твоего божественного веления в Кияр-граде.
9И ещё доношу, государь, что сей Георгий, как стало известно мне со слов его, сам является сыном Яранака, убийцы Корс-яра, отца Триедара, поставленного тобою властвовать над Арменией. И, значит, он также строит втайне ко'зни против имперского местоблюстителя.
10И так желаю здравствовать вечно Владыке мира, и остаюсь преданным во всём вашим рабом. И дано то послание в граде Морабане у горы Мора- бель в лето 13-е эры императора Диоклетиана».
пКогда перед императором прочли это послание, он возрадовался обращению врага в друга империи и велел скрепить клятвой союз. И отправил царю Иверии дары — серебряный чеканный трон, золототканые одеяния и меч с ножнами, усыпанными перлами.
12И возвёл Морияра в сан ромейского патрикия, который и сам может жаловать в сановные должности и давать права граждан империи своим подданным.
13Но закралось тогда сомнение в душу императора и разлилась желчь по жилам его, ибо он понял: если под знаменем Буса Яра сойдутся все владыки севера, то не будет в мире силы против них, и империя не устоит, как это и предвещено было исстари Самовилами5.
14И тогда бросил Диоклетиан все верные войска в помощь Максимьяну в Голядь, а легион христиан, отставивших оружие, повелел казнить, коли те не отрекутся от веры своей, и не подымут оружие на непокорных.
15Но те предпочли преклонить главы свои под мечи, с именем Сына Вышнего на устах и со знаком Рыб на груди. И было их семь тысяч святых воинов, и тела их покрыли землю как рыбы, брошенные из невода на землю, и кровь от них текла ручьями, и так реки стали красны, как на закате Солнца. А души их птицами вспорхнули на восток, в Ирий светлый, к златым чертогам Матери Славы.
4) Ягорий (он же Георгий, Григорий) принимает мучение от Триедара и Морияра (Тиридата и Мириана III) по велению императора Диоклетиана (303 год).
,, Смирив же непокорных кимеров и голядь, и казнив воинов крестиан в Голядских землях, и отразив нападение пришедших к ним на помощь готов Атала-реха®, император Диоклетиан послал вестника к царю Арийстана Армейского.
2И так призвал его к повиновению, ибо уже идёт к нему новый и верный легион римский и возведёт слугу своего император на златой трон всей Арийской земли. Но, в знак покорности, приказал он также покарать Ягория, вступившего в сговор с аланами, как свидетельствует о том Мориан, царь Иверии. И так отписал в послании император царю Триедару:
3«0т императора Диоклетиана царю Армении Великой, Триедару, владыке парсов и всех народов Востока. Смотри и знай, царь, что без меня и римских когорт ты — ничто.
4И так я сокрушил непокорных кимеров и голядь, а теперь вот веду войска в Арийстан. И я повелел своим войскам растоптать копытами лошадей готов Атала-реха, владыки севера, и так были они рассеяны. Почему же не спас их младенец, сын князя Алании, на которого они надеялись, и которому принесли дары и поклялись в верности, и коего лелеяли на груди, как сына родного? Они все были повержены и' пали ниц пред силой и властью Рима!
5Теперь же готы и аланы думают о вас, как о трусах, ибо не преступили вы клятв верности императору и не повернули оружие против нас, но в сердце своём они сами затаили надежду унаследовать славу Арийской страны. И так привлекли на свою сторону отступника Георгия, который скрывает также, что он сын того Яранака, что убил отца твоего Корс-яра. И как отец хотел взойти на трон ариев, так и сын его мечтает о том же и тайно плетёт против всех нас козни, как о том свидетельствует верный нам царь иверов Мориан».
вУзнав о том, люто вспылил Триедар и приказал схватить Ягория и всех его тысяченачальни- ков и подвергнуть их пыткам и казням.
7И так повесили Ягория на дыбе и стали жечь под ним огонь и жестоко избивать розгами. И затем десять человек истязали его по приказу Три- едара семь дней, пока сами не изнемогли. И угрожали ему смертью, если он не откроет все свои замыслы против царя, ибо принял он клятву верности Бусу.
8И, будучи подвешен над огнём, Ягорий восславил Вышнего, говоря: «Угрожая мне смертью, вы причисляете меня в священный легион Езуса Кристоса, в небесное войско Буса, где уже пребывают воины, казнённые в Голяндии!»
9И ещё говорил он: «Славлю тебя, Вышний! Ибо испытывает меня казнями и истязаниями на древе сём, к&к был принесён в жертву на древе Спаситель! И вы подвергли тело моё мучительному горению, но одряхлевшее тело и само разрушится, пока не придёт Строитель и не вдохнёт жизнь в него. И чьи души Господь найдёт в благостной радости, тех обновит и украсит, а богоненавистников бросит навеки в неугасимый огонь пекла!»
10И тогда явился в темницу царь Триедар. И тут после многих пыток, огня и дыбы, Ягорий с великим терпением воспринял известие о ведании царя, что он на самом деле Ярий, сын Яранака Парнского, коего признали убийцей Корс-яра.
11И воззвал Ягорий к царю, и рёк ему, что это клевета, и что убийцею был Маран, брат Яранака, и в подтверждение привёл клятву в сём царя Морияра. И тогда Триедар призвал Морияра, но тот отрёкся от слов своих, глядя в глаза Ягорию с усмешкой.
12И тогда рёк Ягорий: «Предавший меня, предаст потом и тебя, государь гордый! Но моя вина велика и достойна казни, ибо выпустил я из рук змею, а она вновь набралась яда и стала жалить всех вокруг! И мне теперь также искупать грехи его!»
13И рёк тогда Триедар: да будет так! И принял Ягорий мучение от Триедара и Морияра, как Перун Сварожич от лютого Скорпия, ибо повелел царь бросить Ягория в глубокую яму, наполненную змеями, и заложить вход в темницу камнями в башне грозной на горе близ Ярхат-града.
5) Распятие на древе и воскресение Сурияра, восхождение в духе Ягория, и чудо Древа Спасения и Воскресения (после 303 года).
ХИ так с начала времён Чёрный дракон Каран- джель, и он же Мориан Сивый, имеющий и много иных имен, захватил душу князя Морияра, ставшего царем земли Дадианской.
2И сей ненавистник правды наставлял во зле и совращал с прямого пути, и стал он как змея подколодная, нападающая из засады и жалящая тех, кто следует по Стезе Прави. И служил ему сам дракон, как жрец отца его Карандар, и он повелел установить на горе близ Мосхет-града ужасающего идола Мориана, коего зовут также Ариманом.
3И повелел дракон принести ему жертву, пове- л сив перед ним на великом кедре, как на Древе А Спасения, — князя Сурияра, пленённого вместе с Ягорием.
4А тот кедр стоял на скале над пропастью, и был он вечнозелёным, и благоухающим, и овеянным благодатью, и истекала из него смола, исцеляющая болезни.
5И о том кедре говорили, что возрос он от семени с Древа Спасения, на коем был повешен сам Кристос, бог Езус Кельтский. И то семя правды было принесено от Русалим-града. А то Древо Спасения возросло от семени, принесённого князем Даждь-витом из Кияр-града, и семя оно из семян, взятых в давние годы Арием Старым от Древа Знания в саду Ирйя, и на нём висело руно Златого Овна, в кое облачался по утрам, яко в яри- гу сияющую, сам Солнцебог Ярила.
вИ вот подвесили за обе руки на древе сём князя Сурияра, сына Яранака, явив как бы образ креста Солнца Суряного. И тогда Навна Морава, супруга Морияра, предалась печали и стала молить: «Вышний Всемогущий, ниспошли милость чаду своему Сурияру, дабы всякий люд славил Сына Твоего младого Буса свет Белояра!»
7И тут жрец Карандар ударил в бок князя Сурияра сулицей-копьём бога Луга, поразившей Езу- са. И тотчас налетели тучи грозовые, и завыл вихрь, и пошёл град, и молния ударила и сокрушила идола Яримара, и спалила жреца Каранда- ра, освободив от пут плоти дух змея Каранджеля.
8И люди в страхе разбежалась от того кедра кто куда. А царь Морияр ослеп и пал в ужасе на колени.
9И тут на сияющем и златогривом коне-едино- рожце из-под тучи грознокипящей съехал по дороге, сияющей искрами и клубящейся вихрями тумана, сам Бус свет Белояров, но на сей раз не младенцем игривым, а явив ослепительный лик Ярилы.
10И рёк он Сурияру: «Садись рядом со мною, брат мой названый! И так ты исцелён и стал как один из нас, и ждут нас дела великие в пресвет- лом Яр-граде!»
ЦА Бус затем вернул зрение Морияру и, забрав у него копьё Ягория, рёк ему с печалью: «Тяжко служение твоё и грехи твои, и не пришло ещё время для полного покаяния. Ещё не найден тот топор, что срубит Древо Спасения, дабы явить миру Крест Воскресения...»
12И так Бус и Сурияр, как птицы в небе синем, порхнули за облака к Белой Алатырь-горе, а затем устремились к великому Яр-граду.
^Преступивший же покаяние, вновь каялся и вновь преступал его, идя по кривым путям Ка- ранджеля. И во все годы грядущие искал Морияр топор бога Езуса, а обрёл его потом, как дар от Юлиана-царя, захватившего сей топор в Голян- дии готской.
14Обладая же сим топором, Морияр срубил кедр. И из шести сучьев его вытесал шесть столпов, что установили по концам звезды в Верхнем храме Мосхет-града. Но седьмой столп, вытесанный из сердцевины, не смогли поднять и утвердить там. И тогда Навна Морава всю ночь молила в храме, дабы Вышний открыл ей тайну сего столпа. Во сне же явился ей сам Бус Белояр и сказал три тайных слова. Проснувшись на заре, произнесла те слова Навна, и высоко поднялся сей столп над землёю, и заблистал как молния. И из столпа истекла смола исцеляющая.
f 15А в ту пору болел уже семь лет, не подымаясь с постели, сын Навны именем Буримир. И Навна дотронулась рукою до столпа и, зачерпнув смолы, нанесла её на лоб сына. И был исцелён он — тот, что пошёл затем по Стезе Спасения.
вА спустя семь десятилетий из сего столпа был I соделан образ креста, который затем воздвигли 1 на горе Распятия и Воскресения.
' 6) Восхождение на трон Персии шаха Шалуга (309—379 гг.). Триедар борется за трон Ариев в союзе с Морияром. Гибель и мучения невесты Бусовой Римии, после — освобождение Ягория из заточения по воле Буса в 310 году, затем о служении Ягория до 330 года.
хЦарь же Триедар исступленно преследовал верных, и был он — как серп-меч Смерти для всех. И так, с помощью князя-дракона Мори ра, объединил он северные роды, и привлёк гуннов и иверов и, поддерживаемый ратями ромеев, непрестанно воевал с парсами7.
2И вот на тринадцатом году его правления умер царь Парсиян-стана сам Ярсак II, прозванный
1 Мудрым, и на златой трон ариев сел сын его, Шапуг8. Триедар же заявил свои права на престол и двинул войска в пределы парсийские.
1 И захватил он земли обширные вплоть до семистенного Гамаюн-бана9, стольного града Мидии.
3И были Триедар, владеющий крестом-мечом Каранджеля, а также Морияр, владетель серпа Седыева, неодолимы в бою. Но могут ли быть прочны завоевания, если не сделаны они десницей Божьей? И вся власть их рушилась, и наместники бежали, только лишь уходили их рати. А Шапуг, отступая, затем вновь занимал оставленные крепости.
4И лютовал и безумствовал всё более царь Три- едар. И среди прочих грехов его помнят о том, как им была замучена юная ромейская царевна,' именем Римия. Та царевна прославлена была красотою своей, и сам кесарь Ромеи10 воспылал к ней любовью, но она отказала ему, ибо тот был старик, а прочили её за княжича Буса Белояра.
5И бежала она из Ромеи в Арийстан к родственнице своей Корсунье11, что была своячницей Трие- дара-царя и первою супругою Дажень-яра. И здесь, восхитившись красой Римии, воспылал к ней любовью также Триедар-царь, но она отвергла и его, и не дала овладеть собой силою, ибо возлюбила млада Буса более жизни своей.
6И тогда Триедар, обезумев, повелел казнить её и всех, кто был с нею. И замучены были тогда
также её няня Ганна вместе с тридцатью её юными подругами. И тела их были брошены под открытым небом, а души голубками улетели к Алатырь-горе.
7И открылись пред ними врата Йрия, где облеклись они в белые одежды, и принял их с любовью и усадил на златые престолы вокруг себя сам пресветлый Бус Белояр, пребывающий и в Яви, и в Вышней Прави.
8А затем Бус свет Белояр посетил во сне и ободрил Ягория, и рёк ему, что близок конец испытаний и свобода его. И тут по воле Буса сам Сва- рог-отец наслал кару великую на Арийстан. Но и та кара была также милостью, ибо также с любовью отец наставляет детей своих.
9И вот Ягорий в узилище своём узрел очами духовными, как разверзлись небеса, и явилось бесчисленное светозарое войско Сварожичей, и крылья их были как огонь. А впереди ратей тех видел он самого Сварога со златым молотом, и одесную его — Перуна, а ошую — Семаргла Сварожичей. И парили они подобно Орлам. И вот спустились, и Сварог ударил молотом посреди Велияр-града12 у хором царских. И расселась земля, и из пропасти пекла послышался вой невыносимый.
10И тогда по Божьему попущению разгорелась свара великая в стране, и весь город обезумел, и стали люди нападать друг на друга в ярости. И сам царь Триедар лишился разума, он рыскал по горам и ревел, будто кабан дикий. И ужас объял всех, и ждали люди конца мира.
11А покуда все были объяты страхом, своячни- це царя Корсунье во сне явился сам Бус Белояр
как огненный Вестник. «Нет и не будет спасения всей вашей стране, — рёк он. — Разве исцелит вас десница святого Ягория. Пойдите, освободите его из ямы, где он томится!»
12Проснувшись, Корсуня рассказала свой сон, и стали укорять ее: «Возможно ли теперь хотя бы кости его обрести?» Но всё же пришли к узилищу, куда пятнадцать лет назад был брошен Яго- рий. И, отвалив камни и бросив конец цепи в ту яму, кликнули: «Ягорий, коли жив ещё, выходи, ибо Вестник Вышнего повелел нам вывести тебя на свет!»
13И Ягорий, встав на ноги, потянул за веревку и ухватился за нее. И подняли его, и увидели, что тело его стало как уголь, в глазах же сиял свет благодатный. Тут же принесли ему одежды, и с ликованием направились все из Ярхат-града в стольный град Велияр.
МА в это время Триедар, страдая от боли и подгоняемый духами чёрной немочи, выскочил из болотных зарослей, и заскрежетал зубами, и, испуская изо рта пену, двинулся навстречу Яго- рию. Но тут Ягорий повелел ему: «Исцелись!»
15И тот сразу просветлел очами, а затем, пав ниц, стал обнимать колени подвижника и говорить: «Умоляю, прости всё, что содеял я против тебя...»
1вИ в ответ рёк Ягорий: «Признай теперь Творца Мира и единого с ним Сына Божьего — Буса свет Белояра, ибо лишь в Его власти карать и миловать».
17А затем Ягорий также исцелил весь город и потом попросил, чтобы его пустили к телам Римии и её сомучениц, ибо ещё в темнице пророческим оком видел их смерть. И пошёл на место скорби Ягорий, и затем повелел уложить их тела в упокошце.
18И затем, рассеяв над Арийстаном мрак невежества светом богопознания, избрал святой Ягорий своим пребыванием область пустынную и безлюдную среди тысячи гор13 в глубокой пещере Торба14 у подножия Алатырь-горы.
19И так решил он соделаться хранителем сокровищ Дажень-яра в сей пещере у подножия Ала- тырь-горы и там, оставаясь наедине с самим собой, быть также рядом с Бусом Белояром и безраздельно предаваться беседе с Вышним. А Бус Белояр тогда сам сошёл в пещеру и рёк, что брошена ему была цепь в его узилище для того, чтобы он служил людям.
зцИ потому в годы грядущие Ягорий, всегда возвращаясь к службе Стража Тайн рода Яров,
вновь и вновь спускался с гор и обходил Арийские страны. И так ходил он по Руси Великой вместе с Дажень-яром и Бусом, везде поражая зло необоримым копьём своим.
21И он оставил себе преемником в Арийстане сына Яристу15, владетеля меча духовного, и тот был на соборе в Никей-граде, а затем был убит неправедным царём Архелием.
22А вскоре та же печальная участь была уготована и царю Триедару, который отдался служению Вышнему. И выстроил он алтари Римии и со- мученицам её из камней, принесённых им самим с вершины Святой Арарат-горы. А затем, по завершении многих благих дел, решил он оставить трон и последовать за Ягорием, но был отравлен заговорщиками из ближних бояр своих.
23И тогда Ягорий решил навеки покинуть людей, изрекши с горечью: «Теперь да остановится слово моё, утомлённое тем, что было обращено к ушам мертвецов». И ушёл он в пещеру Торба, и многие годы провёл там сокрытым от людей, пока не настал последний срок его. И, говорят, что пастухи натттли его тело бездыханным, и завалили ту пещеру камнями, не ведая, кто он. А потом весною нашли ту пещеру вскрытой, но не было там тела его.
24И видели пастухи, как восходил Ягорий на Алатырь-гору. И так был он причислен к Высшему Сонму, ибо благодаря Ягорию занялась заря правды, и озарил нас духовный луч, и зацвёл цветок любви и веры в саду Вышнего Бога.
25И доселе помнят о том берендеи и по весне в дни Ярилины поют песнь, сложенную Сурия- ном-песнопевцем.
7) Гимн певца Сурияна Ягорию Храброму.
1Было так при царе Триедаре,
да во том святом Ярхат-граде, там Ягория мучали, пытали,
отрекаться от Буса принуждали. Отвечал Ягорий мучителям
то, что душу его не сгубить им. Он умрёт за веру православную,
сложит так головушку славную. 2Стали тут Ягория пилами пилить, стали тело его белое палить, только зубья у пил тех ломалися и огонь напрасно старился.
И тогда Ягория сковали,
и во яму глубокую бросали, и каменьями ту яму забросали, и песками жёлтыми засыпали.
Засыпали её и притаптывали, как притаптывали, приговаривали:
3«На Святой Руси Ягорию не бывать, Света Белого не видать!»
4Как тут по весне цветы распускалися, от Кияр-града ветра подымалися, И пески рудожёлтые разносили, все каменья тяжёлые отвалили. 5Выходил тогда Ягорий на Святую Русь!
Рёк он: «Славься же вовеки,
князь наттт Ярый Бус!»