Реферат
по дисциплине
«Социально-педагогическая работа в пенитенциарных учреждениях».
Выполнил: студентка
3 ПиСП группы заочного отделения
Павлова Елена Юрьевна
_______________________
(подпись)
Проверил:
Максимов Андрей Сергеевич,
к.п.н., ст. преп.
Оценка ________________
«___» _______________ 20___г.
_______________________
(подпись)
Омск, 20___
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
1. Обязанности сотрудников учреждения………………………4
2. Деятельность начальника отряда в учреждении……………..7
3. Характеристика оперативно-режимной, охранной службы и инженерно-технического персонала………………………10
4. Профессиональная деформация личности сотрудников исправительных учреждений………………………………………………………12
5. Структура профессионально - важных качеств и умений сотрудников учреждений по исполнению наказания………………………15
6. Заключение……………………………………………………20
7. Список литературы…………………………………………..21
Введение
Поскольку исправительные учреждения (ИУ) обладают специфическими чертами (постоянное проживание в месте лишения свободы законно осужденных преступников; преимущественное использование внешних и высокоструктурированных средств контроля поведения, которые зачастую носят аверсивный (лат. aversio — отвращение) характер, например одиночное заключение, лишение привилегий; четкое разграничение ролей персонала и заключенных; как правило, стремление классифицировать преступника в соответствии с личностными характеристиками, досье судимостей или реабилитационным потенциалом; попытки изменить течение криминальной карьеры заключенного), эффективность деятельности этих учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала.
В силу этого в пенитенциарной психологии традиционно уделяется существенное внимание обоснованию психологических требований, предъявляемых к сотрудникам этой системы.
Отечественные психологи (М.Г. Дебольский, А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, В.М. Поздняков, ЕЛ. Пономарева и др.) в числе профессионально значимых качеств сотрудника исправительных учреждений выделяют: нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных и др.
Рассмотрим значение этих качеств в деятельности сотрудников основных подразделений.
Обязанности сотрудников учреждения
На начальнике отряда лежит персональная ответственность за выполнение возложенных на отряд задач. Он осуществляет всю воспитательную и просветительскую работу в отряде, привлекая в этих целях других сотрудников. Изучив личность осужденного (его социальный статус, неформальную роль и взаимоотношения с другими осужденными), начальник отряда на основе этой информации планирует индивидуально-воспитательную работу. Значительное место в работе начальника отряда занимает проведение аттестации осужденных в связи с подготовкой условно досрочного освобождения, переводом на поселение, помилованием и другими изменениями.
Кроме того, начальник отряда:
§ проводит регулярные собрания с осужденными:
§ принимает их поличным вопросам;
§ разъясняет вопросы уголовно-исправительного законодательства и правила внутреннего распорядка;
§ решает проблемы бытового и трудового устройства;
§ выявляет лиц, подлежащих общеобразовательному правовому и производственному обучению;
§ проводит мероприятия по формированию потребности к труду;
§ участвует в установлении норм выработки:
§ контролирует санитарное состояние помещения отряда и соблюдение правил личной гигиены;
§ обеспечивает исполнение законов и законных требований осужденных;
§ анализирует условия и причины нарушений режима содержания;
§ проводит профилактическую работу;
§ разрешает конфликты;
§ поддерживает связь с шефами.
Таким образом, главной стороной деятельности начальника отряда ИУ является социальная, отражающая его роль как проводника правовых и нравственных идей. Привитие осужденным социально одобряемых ценностей, а также нравственных качеств (гуманность, честность и т.д.) невозможно без твердой веры в конечный успех этой работы. И эта вера должна передаваться осужденным, заражая даже самых апатичных из них.
Поскольку начальник отряда постоянно работает с людьми и часто решает производственные, а также воспитательные задачи, ему необходимо быть хорошим организатором. Талант воспитателя в организационной деятельности проявляется прежде всего в создании коллектива осужденных, в руководстве этим коллективом и производственными процессами.
Еще Ф.М. Достоевский отмечал, что «арестанты без хорошо организованной работы похожи на пауков в склянке, которые готовы поесть друг друга».
Начальнику отряда мало наметить стратегию питательного воздействия — нужно уметь провести в жизнь свои замыслы и при этом преодолеть открытое и скрытое сопротивление окружающих. Для решения сложных организаторских задач воспитателю необходимо обладать определенным авторитетом в глазах осужденных. А этот авторитет зависит:
1. от творческого подхода к решению воспитательных задач;
2. высокоразвитого чувства ответственности как за свои действия, так и за действия подчиненных;
3. высокого уровня общей культуры.