МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО




Италия XVII в.

В живописи Италии наряду с барочной декоративной живописью интерьеров развивался «болонский академизм» братьев Караччи и их учеников: Гвидо Рени, Доминикино и других. Реалистическое течение в Итальянской живописи связано с именем Караваджо. У этого художника было много последователей, в том числе в Испании, поэтому возникает название художественной техники – караваджизм.

Караваджо пишет крупными объёмами. Он был беден, скитался, заводил связи с темным миром «барви» – итальянских бандитов, сидел в тюрьмах, умер молодым. Он не склонен к философским размышлениям. Его интересует неприкрашенное, крепкое. В искусстве Италии Караваджо – одинокая фигура не только в силу своего революционного метода, но и в силу органичности, цельности своего искусства. Развитие искусства Караваджо с его демонстративной простонародностью типов, грубой реальностью ситуаций, внезапностью бурных аффектов было вызовом барочной архитектурной среде и системе идеализированного искусства. Вырез одного, взятого крупным планом эпизода, выталкивание из густого темного тона выхваченных светом фигур ломало идеальность образа. Сочетание прозрачности бытовых деталей с торжественностью внезапного озарения, монументализация грубой реальности формирует новый идеал. Картины полны сложного движения – это роднит его со стилем барокко.

МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО

Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год

Днём рождения итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо принято считать 29 сентября 1571 г. Будущий основатель реализма и бытового жанра в живописи был сыном архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалёку от Милана. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. В 1576 году во время эпидемии чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо.

12-летний Микеланджело был отдан в ученики к миланскому художнику Симоне Петерцано. Через два года Микеланджело уехал в Рим, где положение будущего художника изначально было достаточно бедственным, он вел беспорядочную жизнь, работал по найму, благодаря чему неплохо узнал нравы и быт городских низов, позднее неоднократно обращаясь к ним за сюжетами для своих творений.

Первые работы юноши, написанные им в мастерского ученика Тициана, до нас не дошли. Зато сохранились свидетельства, что подросток неоднократно задерживался стражей Милана за нарушение общественного порядка. Микеланджело Меризи был вспыльчивым и абсолютно пренебрегал нормами морали.

Шулера, ок. 1594, Караваджо. Источник: Художественный музей Кимбелла, США

О личности живописца сохранились противоречивые данные. Это объясняется и тем, что серьёзных биографов у Караваджо не было, и тем, что он был импульсивным, открытым, а потому казалось, что в его характере сошлись лёд и пламя.В 1589 году художник приезжает домой продать свой земельный надел, по-видимому, нуждаясь в деньгах. Последний раз он посещает дом после смерти матери в 1590 году.Осенью 1591 года он вынужден бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством.Спешно покинув Милан, начинающий художник отправился сначала в Венецию, а затем в Рим.

Амбиции и вера в собственную исключительность требовали просторов. Однако город, где некогда творили Микеланджело Буонарроти и Рафаэль, провинциального живописца принял не совсем радушно. Впрочем, и сам молодой художник не очень-то старался произвести впечатление. Микеланджело претило подстраиваться под вкусы заказчиков, подражать чужому стилю, рисовать парадные портреты или умиротворённые лики святых. Юношу-авантюриста манил дух свободы и увлекало весёлое времяпрепровождение. Реальные сцены жизни бедных кварталов стали для него источником вдохновения, а городские гадалки, куртизанки и шулера — главными героями картин.

В Риме Меризи заметил Пандольфо Пуччи, пригласил его в свой дом, обеспечил существование, поручив выполнять копии с церковных картин.

Борромео, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего, где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». Борромео признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось.

В столице по обычаю итальянских художников того времени он получает прозвище, связанное с местом рождения, как, например, это было с Веронезе или Корреджо. Так Микеланджело Меризи стал Караваджо.

В 1593 году Караваджо поступает в мастерскую Чезари д’Арпино, который поручает Караваджо писать на фресках цветы и листья. В мастерской д’Арпино он познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Старшим.

Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи (с «Мадонной в скалах» и «Тайной вечерей» он познакомился ещё в Милане), Джорджоне, Тициана, Джованни Беллини, Мантеньи.

Первая дошедшая до нас картина — «Мальчик, чистящий фрукт» (1593).

Мальчик, чистящий фрукт. Караваджо.1593

В мастерской д’Арпино Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—1594).

Юноша с корзиной фруктов, ок. 1593, Караваджо. Галерея Боргезе, Рим

Первым автопортретом художника принято считать картину «Больной Вакх». Несколько веков бытовало мнение, что на полотне Микеланджело запечатлел себя после чудесного исцеления от изнурительной болезни. В действительности же Караваджо попал в больницу в результате несчастного случая, получив травмы под копытами лошади.

Караваджо имел весьма необузданный темперамент, который доводил его до сложных, а иногда даже и опасных ситуаций. Ему много раз приходилось драться на дуэлях, за что его неоднократно отправляли в тюрьму. Авантюрный склад характера, «вульгарность» и брутальность Караваджо были отталкивающими далеко не для всех, и у этого независимого и дерзкого гения находились порой свои ценители и поклонники. Ранние творения Караваджо отличались звонким колоритом и некой прозрачной светотенью, обнаруживая определенную связь с североитальянской живописью шестнадцатого века. При этом явно проявлялись существенно новые черты. Караваджо противопоставляет индивидуальность и выразительность конкретной модели, аллегории толкования сюжета и непредвзятому изучению натуры в простоте бытового мотива — «Мальчик с корзиной фруктов». Караваджо умудряется воплотить в античных сюжетах народное начало — «Вакх», отрицает господствующую систему жанров, внося таким образом новый вклад в создание живописи — бытового жанра — «Гадалка», «Шулера» и натюрморта — «Корзина с фруктами». Религиозной же картине он придает интимно-психологическую интерпретацию — «Отдых на пути в Египет».

Путешествия его не привлекали — если он и переезжал из города в город, то, как правило, это было бегство от ответственности за очередной разгул, драку или даже убийство. После одного из таких инцидентов Павел V объявил художника «вне закона», то есть его мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.

 

Лютнист, ок. 1596, Караваджо. Источник: Государственный Эрмитаж

Работы Микеланджело — «Музыканты», «Мальчик, укушенный ящерицей», — были великолепны по мастерству и поражали ценителей искусства своей смелостью и реалистичностью. Живописец обзавёлся богатыми покровителями, кардиналами и герцогами, которые не только находили для своего подопечного заказы, но и с радостью предоставляли ему опеку и кров. Большое значение для Караваджо имела поддержка могущественного кардинала Франческо Мария дель Монте, поселившего художника-новатора у себя во дворце и давшего ему возможность творить, не задумываясь о пропитании. Со временем Микеланджело сделался знаменит, его работы выросли в цене и стали символом престижа. Искусство мастера признавалось и остальными власть имущими, его стали приглашать в знатные семьи итальянцев, такие как Массимо, Барберини, кардинал Шипионе Боргезе, маркиз Джустиниани.

Караваджо. Корзина с фруктами (1596), пинакотека Амброзиана, Милан.

Творческая судьба Караваджо была непростой. Его работы нравились тем, кто тяготел к новаторству — например, голландцам. Но на родине Микеланджело было непросто пробивать себе дорогу. У него были покровители, превозносящих мастера, но критики считали, что успех отдельных работ мимолётен и объясняется скорее модным поветрием, нежели талантом живописца.

Лишь к концу 16-го века к нему приходит какая-никакая популярность, некоторые картины он даже копирует. Впоследствии по имени художника будет назван стиль живописи — караваджизм. Его последователи стремились к подчёркнутой реалистичности: увядшие листья, подточенные червем фрукты, гнильца и грязь — всё это они также показывали на полотне.

К концу 90-х годов шестнадцатого века уже складывается живописная оригинальная система Караваджо. Передний план картины, ярко освещенный солнцем, выделяется на фоне, погруженном в густую тень, достигая таким образом наглядность изображения, создавая впечатление ее непосредственной близости — «Лютнист».

Более поздние произведения Караваджо периода 1599-1606 гг — монументальны по своей композиции, отличаются исключительной силой и драматизмом. Для работ этого времени характерны контрасты тени и света и выразительная простота жестов, насыщенный колорит и энергичная лепка объемов.

В конце шестнадцатого — начале семнадцатого века Караваджо были созданы два цикла картин сюжеты которых были основаны на жизни апостолов. В церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме для капеллы Контарелли им были написаны три картины, которые он посвятил апостолу Матфею. Только две из них дошли до наших дней — «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея». В церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо были выполнены две композиции — «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла».

Отдых на пути в Египет, ок. 1597, Караваджо. Источник: Галерея Дориа-Памфили, Рим

 

Караваджо. Гадалка. ок.1594. Холст, масло. 115 см × 150 см. Musei Capitolini, Rome.

Говоря о картине «Гадалка», один из первых биографов отмечает: «Вряд ли среди произведений этой школы встречалось что-либо, выполненное с большей грацией и чувством, чем эта цыганка кисти Караваджо, предсказывающая счастье молодому человеку…»

Религиозные сюжеты, которые художник наполнил новым смыслом, принесли ему подлинную славу. Соединив возвышенное и земное, Караваджо превратил мифологических и библейских героев в реальных, живых и чувственных людей. В образах Магдалины («Кающаяся Магдалина») и Мадонны («Мадонна ди Лорето»), по одной из версий, живописец изобразил свою возлюбленную, римскую куртизанку Маддалену Антоньетти. Для того времени это была настоящая дерзость. Не меньше толков, как восторженных, так и резко отрицательных, вызвали выполненные Караваджо откровенные изображения юношей («Амур-победитель», «Иоанн Креститель»).

Караваджо. Кающаяся Магдалина. 1593-94

Медуза, ок. 1597, Караваджо. Источник: Уффици, Флоренция

Судьбы полотен художника складывались непросто. Не раз случалось, что заказчики отказывались принимать работу, и тогда Микеланджело приходилось переделывать её или создавать новые версии.

Жертвоприношение Исаака, 1602, Караваджо. Источник: Уффици, Флоренция

Несмотря на постоянно возникающие вокруг его имени споры и скандалы, Караваджо регулярно получает заказы на написание картин для храмов. В 1602-1604 гг. он пишет картину «Положение в гроб», предназначенную для церкви Санта-Мария дела Валичелла в Риме, после чего в 1603-16006 гг. для алтаря римской церкви Санта-Мария дела Скала им была написана еще одна замечательная композиция «Смерть Марии». Однако, заказчик эту картину отверг. Здесь Караваджо истолковал традиционный сюжет «Успения Богородицы» не несущим радость, согласно церковным традициям, а как трагедию, погрузив апостолов, окруживших ложе Марии в скорбь.

В Италии в то время тон задавали фламандцы. Они любили писать дорого-богато: богемский хрусталь, вазы из муранского стекла, перламутровые раковины, златотканые материи. Караваджо как неистовый бунтарь всё это оставил фламандцам, а сам выбрал обычные предметы, которые окружали человека в повседневности.

Даже картины на библейские сюжеты — а это основная масса его зрелого творчества — он писал реалистично, отказываясь от церковных канонов. Мог, например, в качестве модели для полотна о Богоматери пригласить куртизанку. Или приказать принести разлагающийся труп для написания Лазаря.Его герои — люди из уличной толпы, кем, по сути, они и были. Не имея денег на профессиональных моделей, но при этом желая писать только с натуры, Караваджо использовал уличных ребят или мальчиков на побегушках. Кстати, Марио Миннити тоже был одним из них. После 5 лет дружбы и службы у Караваджо он вернулся на родную Сицилию и открыл там мастерскую.

Поцелуй Иуды, 1602, Караваджо. Источник: Национальная галерея Ирландии, Дублин

Обращение Савла, 1601, Караваджо. Источник: Коллекция Одескальки Бальби, Рим

Караваджо многое сходило с рук. Покровительство высокопоставленных особ нередко спасало строптивого художника в самых сложных ситуациях. Микеланджело прекрасно понимал, что причиной тому была его гениальность. Однако протоколы римской полиции свидетельствовали: Караваджо задержан за ношение холодного оружия, Караваджо ранил нотариуса, за что заключён под стражу, Караваджо швырнул тарелку с артишоками в официанта. Караваджо никак не мог быть удовлетворен спокойной жизнью успешного художника, и в 1606 году вновь проявил свой дерзкий характер. Убив на дуэли некоего РаннуччоТомассони из Тернии и скрывшись после этого в Неаполе от преследования. По подозрению в убийстве стражника папского двора художник оказался в темнице. И вновь влиятельные друзья не оставили его, организовав побег из заключения. Однако и там он умудрился ввязаться в скандал, из-за которого и попал в тюрьму. В скором времени ему удалось бежать и скитаться в течение нескольких лет по городам Южной Италии.

А вскоре случилось непоправимое: очередная драка привела к новому убийству. Свидетели все как один подтвердили: виновник произошедшего — Караваджо. Несмотря на то, что и сам художник получил серьёзное ранение, папа римский объявил его «вне закона». И снова побег. Неаполь, Мальта, Мессина, Палермо… В изгнании Микеланджело написал полотна «Распятие святого Андрея», «Бичевание Христа», «Обезглавливание Иоанна Крестителя», «Давид с головой Голиафа». Все они тревожны и мрачны, наполнены ожиданием приближающейся трагедии.

«Давид с головой Голиафа», 1607 г. Караваджо. Источник: Музей истории искусств, Вена

За свои работы художник был удостоен звания кавалера мальтийского ордена, правда, без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином. Но даже на острове не обошлось без скандала: Караваджо попал в тюрьму и чудом сбежал.

Последние месяцы жизни Караваджо окутаны тайной. Известно, что 31 июля 1610-го в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти.

Воскрешение Лазаря, 1609, Караваджо. Источник: Региональный музей, Мессина

В 1609 году художник снова вернулся в Неаполь, ожидая помилования и разрешения вернуться в Рим. Предчувствие не подвело художника. Узнав о том, что папа Павел V готов сменить гнев на милость, Караваджо решил перебраться ближе к Риму.

И только в 1610 году он получил прощение у кардинала Гонзага, сел на корабль, но до места назначения так и не добрался.

На Сицилии он садится на корабль,чтобы вернуться в Вечный Город. Но капитан корабля высадил его на полпути в одном из портов. Якобы заподозрив в нем преступника. После чего художник был вынужден идти пешком в другой город, Порто-Эрколе.

Путь пролегал по заболоченной местности. Там он подцепил малярию. Его нашел без сознания землевладелец. Он подобрал художника. Но тот вскоре умер. Его тело выбросили в море, дабы не распространять заразу.В июле 1610-го израненное тело мастера барокко нашли на берегу в Порто-Эрколе.

Эта версия изложена в письме этого землевладельца одному из римских кардиналов. Почти все в этой истории кажется надуманным. Никто, кроме владельца тех земель, не признался, что видел художника живым или мертвым.

А главное, зачем капитан высадил Караваджо на берег? Ведь половину суммы за проезд пассажир платил по прибытии.

И зачем Караваджо пошёл в Порто-Эрколе, когда ему нужно было попасть в Рим? Причём Рим был гораздо ближе, но в другой стороне. Не перепутал же Караваджо дороги!

В 2010 году в городке Порто-Эрколе, куда якобы направлялся Караваджо, нашли его останки. Многие искусствоведы сомневаются в подлинности находки. Слишком уж очевидна выгода для самого городка. Ведь находка сделана аккурат к 400-летию со дня смерти художника. Теперь у Караваджо есть могила и даже парк вокруг неё. Неплохая приманка для туристов.

 

Моя версия…

Я думаю, что его убили ещё на Сицилии. Либо его настигли члены клана Рануччо. Ведь кровная месть была почти обычным делом в те времена. Либо обозлённые на Караваджо мальтийские рыцари.

Кто бы ни были убийцы, они явно избавились от тела. И придумали историю “возвращения в Рим”. Дабы направить тех, кто захочет расследовать это дело, по ложному пути.

Возможно, что Караваджо в какой-то момент сам сдался преследователям. Потому что устал от погони. Потому что его терзали муки совести (судя по картине “Давид с головой Голиафа”). Потому что в Риме его уже не ждала возлюбленная Лена (незадолго до гибели он узнал, что она умерла от чахотки).

Что ж, мы можем лишь гадать. Спустя 400 лет найти истину уже вряд ли кому-то удастся.

Вскоре после кончины Караваджо многие из его работ были изъяты из церквей — контрреформация объявила его картины ересью. Только в середине 20-го века живописец был вновь открыт широкой публике.

 

Описане картин.

Караваджо. Юноша, укушенный ящерицей.1593-94 (два варианта)

Перед нами — сплав портрета и натюрморта. Юноша показан сразу же после укуса, лицо его искажено гримасой боли, одна рука вскинута от неожиданности. Кстати, есть гипотеза, что в форме кистей юноши таится особый смысл — якобы они выглядят так, как если бы он был художником и держал палитру, готовый начать работу.Есть несколько версий, кто изображён на полотне. Так или иначе, все предполагаемые молодые люди были моделями Караваджо. Вероятнее всего, на этой картине — Марио Миннити. Сравните его, к примеру, с изображённым на другом полотне юношей — почти одно лицо.

Аллегорически картина может говорить о душевной боли от неразделённой любви. На это, кстати, намекает роза (символ Венеры) в волосах и сам образ саламандры. Другая версия касательно содержания — мысль о быстротечности времени. А ренессансная традиция даёт аллегорию греха: мальчик тянется к запретным наслаждениям и получает возмездие в виде укуса ящерицы. С одной стороны, очевидна постановочность сюжета: в обычной жизни мы не могли бы увидеть такого мальчика в подобной ситуации. С другой — мы понимаем, что это новое слово в живописи того времени, и реализм создан за счёт отдельных деталей, например, нечищеных ногтей, искажённого лица, подвядшей розы.

У картины есть 2 варианта. Различить их, если вы не являетесь экспертом или преданным поклонником Караваджо, крайне непросто. Оба произведения считаются подлинниками.

«Музыканты», ок. 1593−94 гг. Микеланджело Караваджо. Источник: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Музыкант с партитурой сидит спиной к смотрящему на картину. На партитуре виднеется надпись, которую никак не разобрать (излюбленный прием художника, который любил подписывать мелкие фрагменты на своих картинах). В центре, с лютней, сидит молодой человек, который настраивает ее струны. Третий юноша с рожком — сам Караваджо, изобразивший один из самых ранних автопортретов. Четвертый мальчик на картине, Купидон или Амур, с крыльями, колчаном стрел и гроздью винограда.

Глаза Купидона влажны от слез, видимо, песня, которую будут исполнять музыканты, повествует о горестях любви. Музыка — популярная тема во времена Караваджо, т. к. церковь всячески поддерживала возрождение и развитие музыки.

Цветущая юность молодых людей гармонично сливается с музыкой и искусством на картине «Музыканты». Пространство картины незримо, все четыре фигуры не соприкасаются друг с другом и существуют как бы сами по себе и в то же время создают полноценную композицию на темном фоне.
В сложно уложенных драпировках одежды юношей уже незримо угадывается нервозность и напряженное предчувствие, свойственное стилю барокко, к которому Караваджо пристрастился в начале своего творческого пути.

«Давид с головой Голиафа», ок. 1610 г. Караваджо. Галерея Боргезе, Рим

Караваджо неоднократно обращался к библейской истории о противостоянии молодого пастуха Давида и великана Голиафа. В период с 1599-го по 1610 год он создал три полотна, на которых изображен финальный момент этого поединка: победитель держит в руке отрубленную голову побежденного. Картина «Давид с головой Голиафа », описание которой мы вам предлагаем, была написана в 1610 году незадолго до смерти великого живописца.
Согласно Библии, войско филистимлян выступило против израильтян, царем которых в то время был Саул. Три старших брата Давида отправились на защиту своего народа, оставив дома юного Давида и престарелых родителей. Спустя несколько дней отец отправил младшего сына в стан израильского войска, поручив ему передать братьям еду и узнать, как обстоят дела. Придя к братьям, Давид увидел огромного филистимлянина, облаченного в доспехи — выйдя на поле брани, тот насмехался над израильтянами.

Воины Саула не решались ответить великану, и тогда Давид обратился к царю с просьбой разрешить ему выступить против Голиафа. Пастушок убедил царя, что сумеет справиться с опытным воином, и, отказавшись от доспехов и оружия, вышел на поединок с одной только пращей. Первый же выпущенный из нее камень угодил Голиафу точно в лоб — великан рухнул замертво. Испуганные филистимляне стали убегать, и войско Саула одержало быструю победу.

На полотне Караваджо изображен Давид, стоящий с головой Голиафа. Победив великана, он отсек голову врага, чтобы устрашить филистимлянских воинов. Фигура юноши словно выступает из непроглядной тьмы, освещенная яркими лучами солнца. Давид одет в просторную белую рубаху, один рукав которой юноша снял перед боем, чтобы ткань не мешала как следует размахнуться, и домотканые штаны на завязках. В его правой руке зажат меч с тонким острым лезвием, левая приподнимает отрубленную голову поверженного противника.

Несмотря на победу, Давид, замерший с головой Голиафа в руке, не выглядит победителем: Караваджо изобразил на лице юноши печаль и сожаление. Это полотно разительно отличается от двух других картин, написанных мастером на этот же сюжет. На полотне, датированном 1599 годом, мы видим юношу, деловито склонившегося над великаном — его сосредоточенное лицо обращено к зрителю в профиль. «Давид с головой Голиафа», созданный Караваджо в 1607 году, композиционно похож на более позднюю картину, однако выражение лица пастушка можно назвать скорее задумчивым, нежели трагично-печальным.

По одной из версий, на картине «Давид с головой Голиафа» в образе пастушка художник изобразил самого себя в юности, а голова Голиафа — автопортрет Караваджо. Как известно, Микеланджело, слывший с юных лет забиякой, всю свою жизнь скитался из-за того, что не раз преступал закон. В этом случае картина интерпретируется так: Давид с головой Голиафа — это психологический конфликт между испытывающим вину и нуждающемся в наказании Я (образ Голиафа) и карающим Сверх-Я (образ Давида).

Сегодня картину «Давид с головой Голиафа» можно увидеть в Галерее Боргезе, которая находится в Риме (Италия).

«Обращение Савла», Холст, масло. 230 x 175 см 1601 г. Караваджо. Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

Полотно создавалось художником по специальному заказу для церкви Санта-Мария дель Пополо.

Сюжет переносит зрителя к периоду жизни известного библейского персонажа - апостола Павла (чье еврейское имя – Савл), одного из ближайших учеников Иисуса, который и является главным героем представленного сюжета. Автору удается показать переломный момент жизни Савла, как раз тот самый момент, когда он прощается с прошлой жизнью и следует дальше, но уже путем праведным, под именем Павла.

 

Ярому гонителю христиан Савлу является сам Иисус Христос, разговор с которым вызвал падение с лошади, представленное на полотне. Это и есть обращение Савла - обращение его в христианскую веру и отказ от предыдущего образа жизни.

 

Крупным планом на картине изображена лошадь, на которой путешествовал Савл. За поводья ее удерживает простолюдин: босые ноги, изнеможённое, покрытое морщинами лицо, выдают его происхождение.

 

Однако центральную часть сюжета занимает Савл. Упав с лошади, он лежит, простирая руки к небесам. Художнику удалось донести до зрителя религиозность, которой буквально пронизано полотно. Глаза Савла закрыты, однако весь образ его говорит о том, что он видит. По левую руку упавшего лежит его меч – символ гонения христиан, который после видения, вероятно, так и не будет поднят.

«…картина, изображающая пораженного небесным явлением и поверженного на землю гонителя христиан Савла, выполнена с еще большим мастерством и виртуозностью. Художник превосходно передал сложнейшие ракурсы, создал красивую гамму красок, мастерски использовал светотеневую моделировку».С. Всеволжская

 

Яркими вспышками на тёмном фоне Караваджо акцентирует внимание зрителя, заставляя его переосмыслить знакомый сюжет. Благодаря игре света и тени он создаёт драматический эффект и добивается включённости зрителя.

 

Долгое время картина Караваджо не находила признания и сталкивалась с морем критики современников. Критике, в частности, подвергался тот факт, что в центре картины изображена лошадь, у ног которой распростерлось тело апостола, что согласно одной из точек зрения, не придает картине религиозности.


Однако, глядя на картину сейчас, можно уверенно сказать, что взгляд Караваджо на религиозные вещи в некотором смысле намного опережал свою эпоху, став одним из первых представителей реализма в живописи.

«Распятие Святого Петра», 1601 г. Караваджо. Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

Картина изображает мученичество Святого Петра. Стоит отметить, что Петр настаивал на том, чтобы быть распятым снизу-вверх, чтобы не «подражать» Иисусу Христу.

Как и во многих других работах, Караваджо лишает картину всех ненужных деталей и создает достаточно темный фон, тем самым сосредотачивая все внимание на фигуре Петра. Кроме того, стоит отметить исключительную реалистичность и естественность героев. Считается, что мастер добился этого эффекта благодаря наблюдению за простыми людьми на улице, а не на избитых ракурсах и позах моделей в студии.

 

Знаменитое использование светотени придает фигурам объемности. Именно использование сильных контрастов света является одной из отличительных элементов стиля Караваджизма. Этот метод позволяет автору создать более драматичное полотно.

 

Взгляд трех римлян средних лет не направлен на зрителя. Совершаемое преступление давит на них. Пожилое тело Петра все еще достаточно мускулисто.

 

В основе картины лежит множество диагональных линий, создаваемых деревянным крестом, веревкой на которой он поднимается, руками и ногами нижней фигуры. Цвета приглушенные, как и подобает такого рода убийству. Ужасной особенностью картины является тот факт, что тело Петра не умерщвлено.

 

Через короткое время он останется висеть вниз головой в ожидании не насильственной смерти.


На многих полотнах Караваджо нарушены пропорции и перспектива. Исследователи полагают, что это объясняется использованием камеры обскура или зеркал. Но не исключено и то, что гениальность Караваджо позволяла ему обходиться без специальных трюков.

Для Меризи не было второстепенных деталей на полотне. Портрет и натюрморт были равнозначны, он писал их с одинаковой страстью. Поэтому Караваджо называют основоположником натюрморта как особого жанра.

Яркими вспышками на тёмном фоне Караваджо акцентирует внимание зрителя, заставляя его переосмыслить знакомый сюжет. Благодаря игре света и тени он создаёт драматический эффект и добивается включённости зрителя.

С. Всеволжская пишет:

«Возросшее мастерство художника проявилось в совершенном владении рисунком, цельности композиции, монументальности. В картине "Распятие св. Петра" Караваджо создал образ человека, глубоко убежденного в своей правоте и умирающего за истину. Прекрасно переданы движения палачей, с усилием поднимающих тяжелый крест.»

 

Караваджо. Уверение Фомы. 1600-1602

Это картина «Уверение Фомы», которая датируется 1600-1602 годами. Фома отказывался поверить другим ученикам, которые утверждали, что видели воскресшего Иисуса. «Но он сказал им: если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра его, не поверю».

Шанс представился Фоме через 8 дней. Пришёл Иисус и сказал Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в рёбра мои; и не будь неверующим, но верующим».

Караваджо максимально правдоподобно изображает и библейские истории. Мастер показывает этот сюжет очень реалистично. Не избегая даже самых неприятных подробностей. Святой Фома проникает пальцем в рану Христа. Не веря в его воскрешение.

Никакой символичности. Все очень буквально.

 

Караваджо. Нарцисс у ручья.1597-1599

Легенда о Нарциссе – классический миф Древней Греции. Нарцисс – сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы – вырос таким красивым, что ни одну женщину не считал достойной себя. Нимфа Эхо, влюбившаяся в Нарцисса и отвергнутая им, высохла от горя так, что от нее остался только голос.

В конце концов Немезида – богиня правосудия – решила наказать Нарцисса за гордыню. Нарцисс наклонился над источником и увидел свое отражение, и влюбился в него. Влюбился так, что не смог оторваться от отражения и умер от любви к себе.

Караваджо. Призвание апостола Матфея. 1599

Это полотно «Призвание апостола Матфея», созданное в 1599 году для капеллы Контарелли римскойцеркви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Согласно Евангелию, «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за мною. И он встал и последовал за ним». Караваджо трактовал сюжет как сцену из современной жизни.

«"Призвание Матфея" занимает особое место в наследии Караваджо. С этим произведением, более чем с каким-либо другим, связана мировая слава мастера, оно ранее всего приходит на ум при звуках его имени. Тому есть многие основания. Впечатление откровения, вызванное этим полотном при его появлении, было связано и с тем, что оно оказалось в числе первых работ Караваджо публичного назначения, было созданием монументальной формы, и с тем, что в нем впервые со зрелой полнотой выявились основные завоевания нового искусства, его смелость и художественная мощь» (М.И. Свидерская).

 

Караваджо. Ужин в Эммаусе. 1601

Полотно «Ужин в Эммаусе» (1601). Согласно Евангелию от Луки, на третий день после распятия Христос явился двум ученикам во время их пути из Иерусалима в Эммаус. Ученики поначалу не узнали Иисуса. Тем не менее они пригласили его разделить с ними вечернюю трапезу. Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан.

 

Караваджо. Иоанн Креститель. (юноша с овном) 1602

Это одно из многочисленных изображений Иоанна Крестителя в наследии Караваджо. Данная версия была создана в 1602 году. На картине практически ничего не говорит о том, что изображён пророк — ни креста, ни кожаного ремня, из символов присутствует только клочок кожи верблюда, затерянный в складках красного плаща, и баран. Выбор животного тоже не каноничен — животным Иоанна Крестителя, как предполагается, был ягнёнок, что является отсылкой на приветствие им Христа как «агнца божьего», пришедшего, чтобы забрать грехи человечества. Баран же часто является символом похоти.

«Смерть Марии», 1604−1606 гг. Караваджо. Источник: Лувр

Вершиной творчества Караваджо явилась исполненная им в 1605–1606 годах большая картина «Смерть Марии». Не церковными догмами, ставящими мадонну над всем земным, руководствовался художник, создавая это произведение. В нем он воплотил народные верования, почитавшие в Марии бедную многострадальную мать.

В этот день апостолы из разных стран чудом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Богородицей и похоронить её. Церковь называет это успением, а не смертью: «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твоё».

Считается, что тело её не подвержено тлену. Совсем иной представил Деву Марию Караваджо. В его видении она обычная женщина, жизнь которой была полна испытаний, а потому тело измучено и со смертью обрело покой.

В качестве модели Девы Марии художник писал даже не куртизанку, что обычно практиковал, но утопленницу, которая сгинула в водах Тибра. Правда это или нет — остаётся догадываться, как и о многих других историях о Караваджо.

Караваджо в период расцвета писал библейские сюжеты. Однако в отличие от современных ему маньеристов, представлявших Христа и его последователей рафинированными персонажами, Микеланджело Меризи показывал их человеческую сущность. Поэтому у героев могут быть и немытые ноги, и отрепья вместо одежды, и нездоровый цвет кожи.

У своих заказчиков — в основном представителей римско-католической церкви — Караваджо пользовался такой популярностью, что ему позволяли подобные вольности в интерпретации вечных сюжетов. И хотя к нему были претензии, церковь закрывала глаза — дороже было получить шедевры Караваджо, чем соблюсти догму.

К сожалению, «Марию» постигла та же судьба, что и ряд других произведений Караваджо. Она была отвергнута заказчиками, которые нашли, что картина написана неподобающим образом, мадонна лишена благородства, а в ее лице недопустимо наглядно показаны признаки смерти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: