ГПОУ ЯО Великосельский аграрный колледж
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К НАПИСАНИЮ
КУРСОВЫХ РАБОТ
Составитель: преподаватель С.Ю. Бережная
Великое,2017
«Утверждаю»
заместитель директора по УР
___________________Т.В. Чекаурова
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
На заседании ЦК социально-экономических и правовых дисциплин
Протокол №______
от «____»_________________20___г
Председатель
_____________/ _________________
Содержание
Введение........................................................................................... ………………………..…4
Общие положения ……………………………………………………………………………..5
Выполнение курсовой работы………………………………………………………………...6
Подготовка к курсовой работе................................................ …………………….……6
Выбор темы................................................................................ …………………….……6
Составление и согласование плана курсовой работы........... ………………………….6
Сбор научной информации по теме, изучение литературы и нормативного
материала.................................................................................... ………………………….6
Анализ собранного материала, изложение темы.................... …………………….……6
Обработка собранного материала............................................ ………………………….7
Устранение указанных в рецензии замечаний....................... ………………….……..10
Примерная тематика курсовых работ............................................. …………………………12
Приложения …………………………………………………………………………………...14
Введение
Курсовая работа - одна из самых важнейших форм самостоятельного изучения студентами научной литературы, нормативного материала; она дает возможность пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, оценивать общественные явления и процессы.
|
Выполнение курсовой работы по Гражданскому праву помогает студентам вырабатывать навыки логического анализа содержания нормативного материала (особенно статей Гражданского кодекса Российской Федерации), учебной литературы, развивает умение правильно формулировать и раскрывать теоретические положения, способствует овладению правовой терминологией, возможности высказывать практические рекомендации, предложения, делать самостоятельные выводы, что имеет важное значение для юриста и в конечном счете направлено на более глубокое и прочное усвоение программного материала.
Курсовая работа является одной из форм контроля знаний со стороны преподавателей за учебой студентов, позволяет проверить, насколько успешна их самостоятельная работа, а также отношение к изучаемому предмету.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы по учебной дисциплине ОП.06. Гражданское право разработаны на основании:
1.Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями Федеральных законов от 07.05.2013г №99-ФЗ, от 07.06.2013г. № 120-ФЗ, от 02.07.2013г. № 170 – ФЗ, от 23.07.2013г. № 203 – ФЗ, от 25.11.2013г. № 317 – ФЗ, (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015).
2. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464);
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. №31 г. Москва, «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. №464».
|
4.ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (приказ Минобрнауки от 12.05.2014 № 508).
5. Письма Минобразования России от 05 апреля 1999г. № 16-52-55 ин/ 16 – 13 «О рекомендациях по организации выполнения и защиты курсовой работы по дисциплинам в образовательных учреждениях среднего профессионального образования ».
6. Положения «Об организации выполнения и защиты курсовой работы в ГБПОУ РО «МТАТиУ (ДСХТ)»».
Общие положения
Выполнение курсовой работы - итог самостоятельной работы студента при решении учебной или реальной профессиональной задачи. Защита курсовой работы является одной из форм промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОП.06. Гражданское право.
В целях оказания методической помощи в период выполнения курсовой работы, а также для осуществления общего контроля за выполнением отдельных частей курсовой работы обучающемуся назначается руководитель.
Цели выполнения курсовой работы:
- систематизация и закрепление полученных обучающимися образовательных результатов (знаний, умений, практического опыта, ПК, элементов ОК) в процессе освоения ОП.06. Гражданское право;
- освоение обучающимися способов системного использования различных источников информации (справочных, нормативных, правовых, специальных, электронных) при сборе данных по проблемной области;
|
- повышение уровня самостоятельности обучающихся при выборе способов и методов решения поставленной профессиональной задачи;
- развитие творческой инициативы, ответственности и организованности у обучающихся;
- приобретение обучающимися опыта публичного представления результатов собственной деятельности;
- подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации.
Задачи выполнения курсовой работы:
- поиск, обобщение, анализ необходимой информации;
- разработка материалов в соответствии с заданием на курсовую работу;
- оформление курсовой работы в соответствии с заданными требованиями.
Выполнение студентом курсовой работы направлено на формирование следующих ОК и ПК
Тематика курсовых работ по дисциплине ОП.06. Гражданское право разрабатывается преподавателем ОП.06. Гражданское право, рассматривается и одобряется на заседании цикловой комиссии профессиональных юридических дисциплин и утверждается заместителем директора по учебной работе не позднее 1 сентября текущего учебного года.
Тематика курсовых работ должна быть актуальной, близкой к будущей профессиональной деятельности обучающихся, соответствовать рекомендуемой тематике курсовых работ указанной в рабочей программе по дисциплине ОП.06 Гражданское право.
Тема курсовой работы может быть предложена обучающимся при условии обоснования её целесообразности. В отдельных случаях допускается выполнение курсовой работы по одной теме группой обучающихся, состоящей не более чем из трех человек.
Тематика курсовых работ и назначение руководителя утверждается приказом по техникуму.
Темы (примерный перечень) курсовых работ выдаются обучающимся на первом занятии по Гражданскому праву. Для обучающихся по заочной форме, темы курсовых работ выдаются в первый день выхода обучающегося на сессию.
Задание на курсовое проектирование выдается каждому обучающемуся в срок не позднее, чем за неделю до начала ведения часов по курсовому проектированию преподавателем Гражданского права.
Задание на курсовую работу заполняется на специальном бланке, утверждается председателем цикловой комиссии профессиональных юридических дисциплин и утверждается заместителем директора по учебной работе и подписывается преподавателем Гражданского права.
Выполнение курсовой работы
Подготовка к курсовой работе
Курсовая работа по Гражданскому праву является для студента первым опытом научного исследования, которое представляет собой спланированный процесс, состоящий из ряда вытекающих одна и другой стадий. По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический, опытно-экспериментальный характер. Весь процесс написания курсовой работы можно разделить на следующие этапы:
- выбор темы, консультация и составление предварительного плана работы;
- сбор научной информации, относящейся к теме исследования (изучение
литературы)
- анализ составных частей проблемы, изложение темы;
- обработка материала в целом;
- уточнение плана работы;
- оформление курсовой работы, представление ее руководителю для
рецензирования;
- работа с рецензией и указанными замечаниями;
- защита курсовой работы.
Выбор темы
Студенты должны внимательно ознакомиться с примерной тематикой курсовых работ, выбрать тему и сообщить о ней руководителю. Выбор темы определяется уже накопленной студентом суммой знаний по Гражданскому праву и смежным дисциплинам. В выборе темы помощь может оказать преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Составление и согласование плана курсовой работы
Наличие плана (содержание) курсовой работы позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся к теме, обеспечить четкость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений.
Выбор темы и составление плана не должно происходить механически. Предварительно необходимо ознакомиться с соответствующим разделом учебника, понять содержание темы, определить ее место и значение в изучаемом курсе гражданского права.
Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть каждый раздел плана можно развернуть на более мелкие подвопросы. При этом следует помнить, что излишняя перегрузка плана работы множеством вопросов нецелесообразно. Первый признак неправильного составления плана - повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.
После составления плана работы необходимо согласовать его с руководителем. Без такого согласования приступать к раскрытию темы не рекомендуется, так как неудачно составленный план может свести на нет всю последующую работу.
Сбор научной информации по теме, изучение литературы н нормативного материала
В основе успешного выполнения курсовой работы лежит сбор научной информации. По каждой теме рекомендованы основные источники, которые имеются в библиотеке техникума. Для расширения круга источников полезно использовать возможности различных библиотек, в том числе и личных.
Список используемой литературы должен быть полным и включать основополагающие монографические работы, учебные пособия, нормативный материал и журнальные статьи. После консультации с руководителем по отобранным источникам студент приступает к углубленному изучению необходимой литературы.
Анализ собранного материала, изложение темы
После подбора соответствующей литературы наступает самый важный и ответственный момент в процессе подготовки курсовой работы - чтение и конспектирование литературных источников.
Для того, чтобы получить цельное представление об изучаемой проблеме, начинать подготовку следует с прочтения записи соответствующей лекции или главы в учебнике.
Прежде чем делать выписки из монографической литературы, следует прочитать произведение или его законченную часть полностью, уловить основную мысль автора, сопоставить ее с имеющимся у вас планом работы, сделать пометки с помощью закладок, а затем приступить к изложению основных положений в специально отведенных для этого тетрадях. Изучение иной специальной литературы, нормативных актов проводится в таком же порядке.
Рекомендованные для подготовки курсовых работ источники подобраны с учетом существования различных точек зрения по избранной теме, поэтому не следует увлекаться частым цитированием работы одного автора.
Таким образом, собранная научная информация в процессе подготовки курсовой работы должна отражать имеющиеся взгляды на поставленную проблему.
При сборе информации нельзя пренебрегать яркими примерами из художественной и публицистической литературы, что свидетельствует не только о глубине знаний, увлеченности данной проблемы, но и широком кругозоре.
Каждый студент должен показать свое умение работать с нормативными
актами. Ссылки на международно - правовые документы, Гражданский кодекс
Российской Федерации, законы и подзаконные акты необходимо использовать при аргументации научных положений, которые нашли в них закрепление или требуют нормативной регламентации. При этом сноски на законодательство должны быть точны и сопровождаться указанием полного названия, даты и органа, принявшего акт.
Изложение темы должно проводиться в определенных рамках. Во - первых, уточняется категориальный аппарат, на который следует опереться при анализе, четко и конкретно излагается объект и предмет исследования.
Дается формулировка того или иного теоретического понятия в виде развернутого определения. Например, при рассмотрении видов юридических лиц нужно дать понятие «юридического лица».
Во - вторых, раскрывается содержание вопроса, показывается роль и значение изучаемого вопроса, его место в системе теоретических положений и категорий. В третьих, весьма ценным в курсовой работе является подкрепление теоретических выводов фактами практической деятельности, политической реальности, примерами из юридической практики.
В - четвертых, в работе обязательно должны присутствовать элементы полемики.
Обработка собранного материала
Обработка материала в целом представляет собой процесс написания курсовой работы «вчерне», иначе говоря, составление ее, т. е. систематизацию и сопоставление различных частей собранного материала, приводящую к уяснению логики всей работы.
Всю подготовленную информацию можно записывать и накапливать в рабочей тетради или отдельных папках по каждому разделу плана. Выписки и запись работы в черновом варианте удобно вести на отдельных листах, что дает возможность разрезать их и вносить необходимые изменения.
Целесообразно использовать и возможности компьютера в системе INTERNET. Собранную информацию можно ввести в компьютер в текстовом редакторе «Word», присвоив имя файлу. Для удобства использования и хранения информации желательно иметь личную флешку или диск. В дальнейшем имеющуюся информацию можно обработать, систематизировать, редактировать, размножать, что значительнее повышает эффективность работы.
В соответствии с планом работы следует определить пределы каждого вопроса, в котором целесообразно вначале систематизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее из собранного материала выделяют выписки с различными точками зрения, а затем анализируют, подкрепляют аргументами и примерами и вырабатывают собственную позицию, делают необходимые выводы.
На этом этапе уточняется материал и откладывается в сторону второстепенная и не имеющая отношение к теме исследования информация. Студента нередко сложно самостоятельно отделить какую - то информацию и очертить круг изыскания, поэтому на данном этапе необходимо посоветоваться с руководителем.
Курсовая работа имеет определенную структуру, составные части:
- титульный лист,
- содержание,
- введение,
- основная часть, состоящая из 2-3-х глав
- заключение,
- Библиография,
- приложение
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы; формулируется проблема, которую студент должен решить в данной работе; определяются цели и задачи, решение которых необходимо для достижения данной цели; определяются объект и предмет: объект - где проводится исследование (регион, город, поселок), на базе какой организации (предприятия); предмет - что исследуется (например, социально-экономические, трудовые отношения по поводу... и пр.); даются особенности и краткое содержание теоретической и практической частей работы.
Рекомендуемый объем введения – 2-3 страницы.
Объект исследования — это та или иная область профессиональной деятельности, которая выражена в теоретических или практических знаниях о ней. Предмет исследования — это та или иная сторона, свойство, отношение объекта, которые изучаются с определенной целью и в определенных условиях.
Следующий шаг — определение цели и задач. Цель вытекает из темы и проблемы профессионального поиска и имеет две составные части: теоретическую и практическую.
Задачи исследования — это составные части цели. Задачи исследования обозначены, как правило, в структуре содержания работы.
Вся эта работа идет параллельно с изучением литературы по выбранному объекту исследования с постоянным сокращением ее объема за счет углубления изучения содержания в связи с темой и проблемой объекта изучения.
И последний, четвертый вопрос введения — это краткая характеристика используемых в работе методов исследования.
Это очень важный и, как показывает практика, трудный для обучающихся вопрос, так как требует разработки, подбора собственных методов исследования тех или иных вопросов формирования профессиональной деятельности.
При изложении теоретического материала курсовой рабоы необходимо соблюдать следующие основные требования:
- конкретность, подразумевающая, что из всего многообразия приобретенных в ходе выполнения работы знаний, сведений, данных будут отобраны только те, которые необходимы для раскрытия темы или решения проблемы;
- четкость, которая достигается выделением в тексте отдельных частей, характеризующихся смысловой связностью и цельностью;
- логичность, предусматривающая определенную, заранее принятую последовательность этих частей;
- аргументированность (т. е. доказательность), когда каждая высказываемая мысль подкрепляется убедительными доводами (почему это так, а не иначе) или подтверждается авторитетными мнениями ведущих специалистов данной области;
- точность формулировок, которая позволит избежать неоднозначного толкования ваших высказываний.
Основная часть состоит их трех глав.
В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические вопросы по теме работы, дается обзор литературных источников (книг, журналов, монографий, газетных статей, материалов конференций и т.д.), освещаются законодательно-нормативные акты. Обзор литературы должен показать знание студентом специальной литературы, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, представлять современное состояние изученности темы.
В первой главе следует создать основу (базу) для последующих глав, которые будут конкретизировать теоретические положения работы.
Вторая глава носит аналитический, исследовательский характер. В ней приводится краткая характеристика объекта исследования в динамике, раскрываются особенности функционирования объекта. К числу их, как правило, относятся: общая характеристика объекта исследования (организации, структуры, законодательства, нормативных актов, практики деятельности и т.п.), целевые ориентиры и стратегии деятельности, результаты анализа, организационная структура управления, система внешних и внутренних организационных, экономических и информационных связей, стратегическая позиция организации, анализ финансового состояния организации, предприятия. Проводится общая оценка достижений и выявляются проблемы, имеющиеся в объекте исследования. В заключении второй главы обучающийся определяет конкретную проблему, которую он разрабатывает (решает), пути и методы ее решения.
Третья глава посвящена практическому решению поставленной проблемы. Эта часть работы должна носить проектный характер. Здесь разрабатываются новые подходы и направления деятельности, новые продукты и технологии, новые законодательные и нормативные акты и т.п. Вырабатывается система административных, экономических, социально-психологических, профессионально направленных (специальных) мероприятий и процедур, необходимых для внедрения предлагаемых решений в практику деятельности. Мероприятия и пути их внедрения должны соответствовать логике теоретического и практико-ориентированного анализа, исследования, проведенного автором в первых главах, и полностью решать поставленные задачи.
В третьей главе излагаются и анализируются полученные результаты, дается прогнозная экономическая, профессиональная оценка предлагаемого варианта решения проблемы. Третья глава может быть объединена со второй.
В главах работы допускаются подразделы (не менее двух) и под подразделы (не менее двух).
Заключение. В заключении последовательно излагаются теоретические и практические результаты и суждения, к которым пришел обучающийся в результате исследования. Они должны быть краткими, четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности работы. Результаты (выводы) исследования должны соответствовать поставленным цели и задачам.
Библиография. Оформляется по правилам библиографического описания источников информации в алфавитном порядке. В списке источников информации, который оформляется в соответствии с ГОСТом, указываются порядковые номера, фамилии и инициалы автора, название книг, журналов, статей и т.п., место издания, наименование издательства, год издания (с учетом последних изменений законодательства) и объем источника в страницах.
Каждый включенный литературный, информационный источник должен иметь отражение в тексте курсовой работы. Если автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен указать, откуда взяты приведенные материалы. Нельзя включать в список те работы, на которые нет ссылок в тексте работы, и которые фактически не были использованы.
Библиография состоит из следующих разделов:
- нормативные источники (проранжировать по юридической силе);
- основная литература;
- интернет источники.
При указании интернет источников необходимо указать дату, месяц и год обращения к источнику.
Приложения. Включают в себя дополнительные материалы для более полного и наглядного раскрытия темы работы. Это могут быть схемы, таблицы, графики, фотографии, описания, макеты, сценарии, анкеты, тесты, рисунки, презентации.
Приложения в общий объем курсовой работы не входят и могут быть оформлены как отдельный том к работе
Оформляется курсовая работа на белых листах размером А4 (210x297 мм) в книжной ориентации страницы, с полями слева -3 см, сверху - 2 см, справа – 1,5 см, внизу - 2 см, с межстрочным интервалом - 1,5.
Курсовая работа оформляется шрифтом Times New Roman, размер кегля шрифта 12-14: основной текст 14, таблицы 12. Выравнивание шрифта текста работы по ширине, текста таблицы по центру. Отступ первой строки абзаца составляет – 1,25см.
Страницы курсовой работы должны иметь сквозную нумерации, титульный лист и содержание не нумеруются. Нумерация основного текста курсовой работы (ВВЕДЕНИЕ) начинается с цифры «3». Номер страницы проставляется в верхней части страницы с правой стороны.
Главы, подразделы и под подразделы нумеруются арабскими цифрами с разделителем в виде точки, оформляются полужирным шрифтом, точки в конце названия глав и подразделов не ставятся. Слова ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, БИБЛИОГРАФИЯ, ГЛАВА и наименование главы выполняются заглавными буквами с выравниванием по центру, подразделы и под подразделы выполняются строчными буквами с выравниванием по левому краю. Интервал между главой и подразделом (под подразделом) составляет одна пустая строка. Написание новой главы начинается с новой страницы, новые подразделы (под подразделы) – на той же странице. Расстояние между текстом первого подраздела (под подраздела) и наименованием второго, составляет одна пустая строка. Переносы слов в заголовках разделов не допускаются.
Иллюстрации, рисунки, схемы, графики, диаграммы обозначаются словом Рисунок, которое размещается над ними с выравниванием по правому краю и далее пишется название без кавычек. Номер иллюстрации включает два числа: первое – номер главы, второе - порядковый номер иллюстрации (нумерация сквозная). Иллюстрации, рисунки схемы, графики, диаграммы во введении нумеруются с первым числом – 0.
Таблицы располагают непосредственно после текста, в котором она упоминается. С выравниванием по правому краю пишется - Таблица № 1.1. Номер таблицы включает два числа: первое – номер главы, второе - порядковый номер таблицы (нумерация сквозная). Таблицы во введении нумеруются с первым числом – 0.
В тексте перед иллюстрацией, рисунком, схемой, диаграммой, таблицей указывается в круглых скобках на какой наглядный материал необходимо обратить внимание, если он вынесен в приложение – (см. приложение 1.). Если иллюстрация, рисунок, схема, диаграмма, таблица.
Формулы следует выделять из текста в отдельную строку.
Объем курсовой работы должен составлять от 25 до 35 страниц печатного текста, без приложений.
Оформленная курсовая работа должна быть сшита. На последней странице должен быть вшит конверт для диска (CD, DVD) рецензия в курсовую работу не вшивается.
Устранение указанных в рецензии замечаний
Устранение указанных в рецензии замечаний и последующая защита представляет собой завершающую часть работы над исследованием.
Получив письменную рецензию, студент внимательно изучает ее, а также замечания, указанные в тексте работы.
Если содержание работы не соответствует предъявленным требованиям (не раскрыты вопросы, все переписано из одного источника), то курсовая работа направляется на доработку. Только после устранения указанных замечаний и доработки студент допускается к защите.
Защита проводится на последнем занятии по выполнению курсовой работы и принимается руководителем курсовой работы. В течение 7-10 минут, в соответствии с планом, кратко и убедительно излагается содержание работы, делается обзор использованной научной литературы. Обобщаются основные выводы, вытекающие из темы исследования. Даются полные и аргументированные ответы на замечания рецензента и заданные в ходе защиты вопросы.
Работа оценивается дифференцированно с учетом качества ее выполнения, содержательности выступления и ответов на вопросы во время защиты.
Результаты защиты оцениваются по четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Положительная оценка по той дисциплине, по которой предусматривается курсовая работа, выставляется только при условии успешной сдачи курсовой работы на оценку не ниже «удовлетворительно».
Если студент получил неудовлетворительную оценку по курсовой работе, то не допускаетесь к квалификационному экзамену по профессиональному модулю. Также по решению комиссии может быть предоставлено право доработки работы в установленные комиссией сроки и повторной защиты.
К защите курсовой работы предъявляются следующие требования:
Для выступления на защите необходимо заранее подготовить и согласовать с руководителем тезисы доклада и иллюстративный материал.
При составлении тезисов необходимо учитывать ориентировочное время доклада на защите, которое составляет 8-10 минут. Доклад целесообразно строить не путем изложения содержания работы по главам, а по задачам, то есть, раскрывая логику получения значимых результатов. В докладе обязательно должно присутствовать обращение к иллюстративному материалу, который будет использоваться в ходе защиты работы. Объем доклада должен составлять 7-8 страниц текста в формате Word, размер шрифта 14, полуторный интервал. Рекомендуемая структура доклада приведена в таблице
№ | Структура доклада | Объем | Время |
1. | Представление темы работы. | До 1,5 страниц | До 2 минут |
2. | Актуальность темы. | ||
3. | Цель работы. | ||
4. | Постановка задач, результаты их решения и сделанные выводы (по каждой из задач, которые были поставлены для достижения цели дипломной работы). | До 6 страниц | До 7 минут |
5. | Перспективы и направления дальнейшего исследования данной темы. | До 0,5 страницы | До 1 минуты |
В качестве иллюстраций используется презентация, подготовленная в программе Power Point. Также иллюстрации можно представлять на 4–5 страницах формата А4, отражающих основные результаты, достигнутые в работе, и согласованные с содержанием доклада. Иллюстрации должны быть пронумерованы и названы.
Оценка выставляется с учетом качества выполненной работы и результатов ее защиты. В случае неявки на защиту по уважительной причине, предоставляется право на защиту в другое время. В случае неявки на защиту по неуважительной причине выставляется неудовлетворительная оценка. В случае оценки курсовой работы «неудовлетворительно» обучающийся должен подготовить работу заново по той же самой теме или другой, по согласованию с руководителем и заведующей отделением, пройти ту же самую процедуру защиты. Оценка за курсовую работу выставляется в зачетную книжку, а затем с выпиской прилагается к диплому. Студенты, не написавшие курсовую работу, считаются имеющие академическую задолженность.
Примерная тематика курсовых работ по дисциплине Гражданское право
Понятие и предмет гражданского права как отрасли частного права.
2. Правовой метод регулирования отношений в гражданском праве.
3. Система и источники гражданского права.
4. Понятие и содержание правоспособности гражданина.
5. Предпринимательская деятельность граждан.
6. Дееспособность гражданина: понятие и виды.
7. Частичная дееспособность несовершеннолетнего гражданина.
8. Эмансипация несовершеннолетнего гражданина.
9. Ограниченная дееспособность гражданина.
10. Основания и порядок признания гражданина недееспособным.
11. Место жительства гражданина и его правовое значение.
12. Опека и попечительство.
13. Признание гражданина безвестно отсутствующим.
14. Объявление гражданина умершим.
15. Понятие, признаки и правоспособность юридического лица.
16. Фирменное наименование юридического лица и его гражданско-правовое значение.
17. Способы (формы) реорганизации юридического лица.
18. Правопреемство в гражданском праве.
19. Понятие, способы и основания ликвидации юридического лица.
20. Несостоятельность (банкротство) юридического лица основания признания, порядок ликвидации.
21. Классификация юридических лиц и их особенности.
22. Понятие и виды коммерческих организаций – юридических лиц.
23. Основные положения о муниципальном унитарном предприятии.
24. Общая характеристика объектов гражданских прав.
25. Вещи как объекты гражданских прав.
26. Правовой режим денег (валюты) и валютных ценностей.
27. Понятие и виды информации как объекта гражданских прав.
28. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) как объект гражданских прав.
29. Понятие и виды ценных бумаг.
30. Нематериальные блага как объекты гражданских прав.
31. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей (юридические факты).
32. Понятие и виды сделок (общая характеристика).
33. Форма и виды сделок, совершаемых в устной форме.
34. Сделки, совершаемые в простой письменной форме.
35. Основания недействительности сделки.
36. Недействительность сделок «с пороком воли».
37. Общие правовые последствия недействительности сделки.
38. Виды предпринимательства и основания возникновения полномочий представителя.
39. Понятие и форма доверенности.
40. Судебная защита гражданских прав и ее способы.
41. Компенсация морального вреда.
42. Понятие, виды, формы и условий гражданско-правовой (имущественной) ответственности.
43. Исчисление сроков в гражданском праве.
44. Исковая давность: понятие, виды сроков, применение, начало течения и последствий истечения. Требования, на которые исковая давность не распространяется.
45. Содержание правомочий собственника.
46. Основания приобретения права собственности. Право общей собственности.
47. Защита права собственности и других вещественных прав.
48. Авторское право и смежные права.
49. Защита чести, достоинства и деловой репутации.
50. Наследование по завещанию.
51. Наследование по закону.
52. Понятие, основания возникновения и виды обстоятельств.
53. Способы обеспечения исполнения обязательств.
54. Перемена лиц в обязательстве.
55. Ответственность за нарушение обязательств: понятие, формы и основания.
56. Основания прекращения обязательств.
57. Понятие, условия и виды договоров.
58. Форма и порядок заключения договоров.
59. Изменения и расторжение договора.
60. Понятие и существенные условия договора купли-продажи.
61. Договор розничной купли-продажи.
62. Договор поставки.
63. Государственные контракт на поставку товаров для государственных нужд.
64. Договор контрактации.
65. Договор энергоснабжения.
66. Догов продажи недвижимости.
67. Договор мены.
68. Договор дарения.
69. Договор аренды (понятие и общие положения)
70. Договор проката.
71. Договор аренды транспортного средства.
72. Договор финансовой аренды (лизинг)
73. Договор найма жилого помещения.
74. Договор безвозмездного пользования вещью (ссуда)
75. Понятие, существенные условия и порядок заключения договора подряда.
76. Исполнение и ответственность сторон за нарушение обязательств по договору подряда.
77. Договор бытового подряда.
78. Договор строительного подряда.
79. Авторские договоры (понятия, виды, заключение и ответственность сторон).
80. Понятие и существенные условия договора перевозки груза.
81. Договор займа.
82. Кредитные обязательства (кредитный договор, товарный и коммерческий кредит).
83. Формы безналичных расчетов (понятие и виды).
84. Договор хранения (общие положения)
85. Договор имущественного страхования.
86. Договор личного страхования.
87. Обязательное страхование.
88. Обязательство из публичного обещания награды.
89. Обязательство вследствие причинения вреда (общие положения)
90. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
91. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работ или услуг.
92. Конституция РФ и ГК РФ об исключительных правах (интеллектуальной собственности) на результаты интеллектуальной деятельности.
93. Объекты авторского права.
94. Правовой режим служебной и коммерческой тайны (ноу-хау)
Критерии оценивания
Оценка " ОТЛИЧНО " выставляется в том случае, если:
- содержание и оформление работы соответствует требованиям данных Методических указаний и теме работы;
- работа актуальна, выполнена самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной;
- дан обстоятельный анализ степени теоретического исследования проблемы, различных подходов к ее решению;
- в докладе и ответах на вопросы показано знание нормативной базы, учтены последние изменения в законодательстве и нормативных документах по данной проблеме;
- проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично;
- теоретические положения органично сопряжены с практикой; даны представляющие интерес практические рекомендации, вытекающие из анализа проблемы;
- в работе широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно или в составе группы (в отдельных случаях допускается опора на вторичный анализ имеющихся данных);
- в работе проведен количественный анализ проблемы, который подкрепляет теорию и иллюстрирует реальную ситуацию, приведены таблицы сравнений, графики, диаграммы, формулы, показывающие умение автора формализовать результаты исследования;
- широко представлен список использованных источников по теме работы;