Когда ученики имеют определенные знания по той или иной теме, можно установить связи между известными фактами. Каким образом? Например, создать грамматические алгоритмы. Составленные вместе с детьми или самими детьми алгоритмы помогают понимать не только правило, но и порядок соответствующих правилу действий.
Пример 3. При изучении темы «Н и нн в отглагольных образованиях» шестиклассникам предлагаются следующие ряды слов: иллюстрир ованный – асфальтир ованный – корчев анный.
– Что общего в этих словах?
– Какой можно сделать вывод?
Рассматривается следующий ряд слов: кованый – жеваный.
– Что вы заметили? (Допущена ошибка, должно быть два н.)
Здесь ошибки нет, это слова-исключения.
Анализируется следующий пример: cтриженый – подстриженный – выстриженный.
Золоченый – позолоченный.
Вареный – сваренный.
– Чем различается написание данных слов? (Н и нн.)
– Попробуем предположить, отчего это происходит. (Если дети затрудняются, то задаем вопрос-подсказку.)
– Сравним глаголы, от которых образовались эти слова; чем они различаются? (Это глаголы разного вида.)
– Какой можно сделать вывод?
(В словах, образованных от глаголов совершенного вида, – нн.)
Сравним словосочетания:
жареный гусь – жаренный с яблоками гусь.
– Чем различаются словосочетания в этой паре? (Возможны два варианта ответа: они различаются количеством н или количеством слов в словосочетании.)
Задача учителя – не отвергать ответы детей, а направлять их. Задаем вопрос: есть ли связь между количеством слов во втором словосочетании и количеством н? Какой можно сделать вывод?
(Если в словосочетании есть слова, зависимые от причастия, то в нем пишется нн.)
|
В результате анализа исследуемого материала составляется алгоритм.
Алгоритм определения н и нн в отглагольных образованиях
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
«Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.
Толстые? | Тонкие? |
Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...? | Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Мог ли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? |
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: Какие производные предлоги пишутся в одно слово?) В левой колонке – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: Какие трудности существуют в правописании предлогов?)
Пример 4. Вот какая может получиться запись на уроке обобщения в 7-м классе по теме «Служебные части речи».
Толстые? | Тонкие? |
Назовите два признака, по которым служебные части речи отличаются от самостоятельных.Объясните: в чем отличие производных предлогов от непроизводных, простых от сложных? Какие трудности в правописании предлогов? Объясните: почему одни союзы называются сочинительными, а другие – подчинительными? Подробно расскажите о разрядах союзов по значению. Какие трудности в правописании союзов? Расскажите о разрядах частиц. Предположите, что было бы, если одинаково писались бы служебные части речи и омонимичные им самостоятельные части речи | Какие части речи называются служебными? Как называются служебные слова, указывающие на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении? Какие производные предлоги пишутся в одно слово? Какие производные предлоги пишутся в два слова? Как называются служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения? Перечислите простые союзы. Перечислите составные союзы. Чем можно заменить союз? Верно ли, что служебные слова, которые служат для образования наклонений глагола и для выражения различных оттенков в предложении, называются частицами? |
Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
|