Прием «Составление кластеров»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Развитие критического мышления
через чтение и письмо (ркмчп) при обучении русскому языку

Характеристика приемов технологии

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом – чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой, составлением таблиц, ведением дневника и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе (вызов – верные и неверные утверждения; осмысление – инсерт; рефлексия – концептуальная таблица), так и в качестве стратегии ведения урока в целом.

Рассмотрим те приемы, которые эффективно используются при обучении русскому языку.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся, выбирая только верные высказывания, описывают заданную тему, ситуацию, систему правил. Например, в 7-м классе по теме «Правописание предлогов» можно рассмотреть следующие утверждения:

а) все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются;

б) все предлоги пишутся в одно слово;

в) правописание производных предлогов надо запомнить;

г) в предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом;

д) производные предлоги можно спутать с самостоятельными частями речи.

Прием «Составление кластеров»

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.

Этот прием применяется на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником – текстом или другим материалом для наблюдения.

Пример 1. В 5-м классе при изучении темы «Чередование гласных в корне» предлагаем ученикам выбрать из группы слов те, в которых, по их мнению, гласные чередуются.

Гора, загар, загорать, коснулся, косит, касается, изложение, излагать, ложный и др.

Составляется первоначальный кластер.

Обязательно выясняем, почему слова гора, косит, ложный не включены в кластер.

На стадии осмысления работаем с материалом для наблюдения (за неимением времени можно предложить готовый текст сводного правила), который представляет собой группы слов с чередованием гласных, правописание которых зависит:

1) от ударения:

гореть, загорелый – угар, загар;

заря, зарница – зори, зарево;

наклониться, склонять – раскланиваться, поклон;

творить – тварь, творчество;

пловец, пловчиха – плавать, поплавок;

2) от конечной гласной корня:

растение, выращенный – выросли;

предполагать – изложить;

скакать – вскочить;

3) от присутствия/отсутствия суффикса -а-:

беру – забирать;

запереть – запирать;

выдернуть – отдирать;

вытер – вытирать;

блестеть – блистать;

постелить – расстилать;

считать – вычесть;

сжег – сжигать;

коснулся – касается;

4) от значения слова:

макать в краску – промокнуть под дождем;

сравнить – заровнять.

Вместе с учениками определяем, отчего зависит написание чередующихся гласных в каждой группе. При возникновении затруднений дети ищут ответ в тексте готового сводного правила. (Обычно трудности вызывает четвертая группа.)

Теперь необходимо познакомить учащихся со словами-исключениями.

– Как вы оцениваете написание данных слов?

Равнина, отрасль, Ростов, Ростислав, росток, утварь, скачок, скачу.

– Почему они вынесены в отдельную группу?

– В чем нарушается правило, почему эти слова являются исключением?

– Определите, к какой группе относятся слова-исключения.

На этапе рефлексии совместными усилиями формируется итоговый кластер.

Готовый кластер несколько раз озвучивается, т.е. расшифровывается. Озвучивание – обязательный этап, потому что дает возможность развивать речь учеников и формирует умение понимать логические схемы.

Составление кластеров можно предлагать ребятам в качестве домашнего задания, когда необходимо графически систематизировать ту или иную информацию.

Прием «Инсерт»*

Пример 2. В 6-м классе познакомить с понятием «Причастие» целесообразно при помощи приема «Инсерт».

На стадии вызова предлагаем шестиклассникам предположить, что такое причастие. На доске фиксируем высказанные мнения. (Предположений не много: дети говорят, что это какая-то часть речи.)

Затем просим определить части речи слов: белый, белеет, белеющий, светлый, светлеет, светлеющий.

Мнения учащихся расходятся. Чтобы разрешить все сомнения, учитель предлагает найти ответы в учебном тексте.

На смысловой стадии перед самостоятельным чтением учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.

«V» – знаю;

«+» – новое;

«?» – есть вопросы.

Может быть несколько вариантов пометок: 2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?». Или 4 значка – «+», «V», «?», «–» (думал иначе). Главное, чтобы значки ставились на полях по ходу чтения текста.

Имя прилагательноеэто самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают определениями и сказуемыми.

Глаголэто самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол изменяется по временам, лицам, числам и родам. В предложении обычно бывает сказуемым.

Причастиеэто особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного: какой? какая? какое? какие?

Причастие имеет признаки глагола:

видсовершенный (что сделавший? решивший);

несовершенный (что делавший? решавший);

время – настоящее (что делающий? засыпающий);

прошедшее (что сделавший? заснувший);

возвратность – возвратное (обидевшийся);

невозвратное (обидевший);

признаки прилагательного:

род – ж.р. бегущая, м.р. бегущий, с.р. бегущее;

число – ед. ч. рисующий, мн. ч. рисующие;

падеж – и.п. живущий, р.п. живущего, д.п. живущему, в.п. живущего, т.п. живущим, п.п. о живущем;

может иметь краткую формупостроен, нарисована.

В предложении причастие является определением или сказуемым.

Задание. Отметьте знаком « + » причастия в следующем ряду: красный, краснеет, краснеющий, танцующие, танцуют, работа закончена, законченный, закончить.

Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям.

Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V» – знаю «+» – новое «?» – вопросы
     

Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким.

На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: