МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Развитие критического мышления
через чтение и письмо (ркмчп) при обучении русскому языку
Характеристика приемов технологии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.
На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом – чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой, составлением таблиц, ведением дневника и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.
На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.
В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе (вызов – верные и неверные утверждения; осмысление – инсерт; рефлексия – концептуальная таблица), так и в качестве стратегии ведения урока в целом.
|
Рассмотрим те приемы, которые эффективно используются при обучении русскому языку.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся, выбирая только верные высказывания, описывают заданную тему, ситуацию, систему правил. Например, в 7-м классе по теме «Правописание предлогов» можно рассмотреть следующие утверждения:
а) все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются;
б) все предлоги пишутся в одно слово;
в) правописание производных предлогов надо запомнить;
г) в предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом;
д) производные предлоги можно спутать с самостоятельными частями речи.
Прием «Составление кластеров»
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.
Этот прием применяется на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником – текстом или другим материалом для наблюдения.
Пример 1. В 5-м классе при изучении темы «Чередование гласных в корне» предлагаем ученикам выбрать из группы слов те, в которых, по их мнению, гласные чередуются.
|
Гора, загар, загорать, коснулся, косит, касается, изложение, излагать, ложный и др.
Составляется первоначальный кластер.
Обязательно выясняем, почему слова гора, косит, ложный не включены в кластер.
На стадии осмысления работаем с материалом для наблюдения (за неимением времени можно предложить готовый текст сводного правила), который представляет собой группы слов с чередованием гласных, правописание которых зависит:
1) от ударения:
гореть, загорелый – угар, загар;
заря, зарница – зори, зарево;
наклониться, склонять – раскланиваться, поклон;
творить – тварь, творчество;
пловец, пловчиха – плавать, поплавок;
2) от конечной гласной корня:
растение, выращенный – выросли;
предполагать – изложить;
скакать – вскочить;
3) от присутствия/отсутствия суффикса -а-:
беру – забирать;
запереть – запирать;
выдернуть – отдирать;
вытер – вытирать;
блестеть – блистать;
постелить – расстилать;
считать – вычесть;
сжег – сжигать;
коснулся – касается;
4) от значения слова:
макать в краску – промокнуть под дождем;
сравнить – заровнять.
Вместе с учениками определяем, отчего зависит написание чередующихся гласных в каждой группе. При возникновении затруднений дети ищут ответ в тексте готового сводного правила. (Обычно трудности вызывает четвертая группа.)
Теперь необходимо познакомить учащихся со словами-исключениями.
– Как вы оцениваете написание данных слов?
Равнина, отрасль, Ростов, Ростислав, росток, утварь, скачок, скачу.
– Почему они вынесены в отдельную группу?
|
– В чем нарушается правило, почему эти слова являются исключением?
– Определите, к какой группе относятся слова-исключения.
На этапе рефлексии совместными усилиями формируется итоговый кластер.
Готовый кластер несколько раз озвучивается, т.е. расшифровывается. Озвучивание – обязательный этап, потому что дает возможность развивать речь учеников и формирует умение понимать логические схемы.
Составление кластеров можно предлагать ребятам в качестве домашнего задания, когда необходимо графически систематизировать ту или иную информацию.
Прием «Инсерт»*
Пример 2. В 6-м классе познакомить с понятием «Причастие» целесообразно при помощи приема «Инсерт».
На стадии вызова предлагаем шестиклассникам предположить, что такое причастие. На доске фиксируем высказанные мнения. (Предположений не много: дети говорят, что это какая-то часть речи.)
Затем просим определить части речи слов: белый, белеет, белеющий, светлый, светлеет, светлеющий.
Мнения учащихся расходятся. Чтобы разрешить все сомнения, учитель предлагает найти ответы в учебном тексте.
На смысловой стадии перед самостоятельным чтением учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
«V» – знаю;
«+» – новое;
«?» – есть вопросы.
Может быть несколько вариантов пометок: 2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?». Или 4 значка – «+», «V», «?», «–» (думал иначе). Главное, чтобы значки ставились на полях по ходу чтения текста.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают определениями и сказуемыми.
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол изменяется по временам, лицам, числам и родам. В предложении обычно бывает сказуемым.
Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного: какой? какая? какое? какие?
Причастие имеет признаки глагола:
вид – совершенный (что сделавший? решивший);
несовершенный (что делавший? решавший);
время – настоящее (что делающий? засыпающий);
прошедшее (что сделавший? заснувший);
возвратность – возвратное (обидевшийся);
невозвратное (обидевший);
признаки прилагательного:
род – ж.р. бегущая, м.р. бегущий, с.р. бегущее;
число – ед. ч. рисующий, мн. ч. рисующие;
падеж – и.п. живущий, р.п. живущего, д.п. живущему, в.п. живущего, т.п. живущим, п.п. о живущем;
может иметь краткую форму – построен, нарисована.
В предложении причастие является определением или сказуемым.
Задание. Отметьте знаком « + » причастия в следующем ряду: красный, краснеет, краснеющий, танцующие, танцуют, работа закончена, законченный, закончить.
Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям.
Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:
«V» – знаю | «+» – новое | «?» – вопросы |
Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким.
На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.