■ - А теперь покажем, как мы будем рисовать мячики.
Дети вслед за психологом рисуют спираль (,): вначале в воздухе попеременно правой и левой рукой, затем на ладошке указательным пальцем.
- Психолог кладет перед детьми большой красный мяч и маленький синий мячик, раздает листы бумаги и карандаши.
- Нарисуйте красным карандашом большой мяч, а синим - маленький.
Детям 2—3-х лет раздаются большие красные и маленькие синие круги и предлагается инструкция: «По-. кажите большой красный мяч, покажите маленький синий мячик».
- Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог хвалит детей за работу и прощается со всеми до следующего занятия.
На повторных занятиях детям предлагается: найти на ощупь в мешочке большой или маленький «мячики» (подбираются шарики, которые умещаются в ладошке ребенка); скатать из пластилина большой и маленький мя-
чики.
Занятие 8
ЗАЙКА
Задачи:
> создание положительного эмоционального настроя в группе;
> развитие умения подражать движениям взрослого;
> развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
> развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;
> снижение излишней двигательной активности, импульсивности; :
> развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
Материалы:
мягкие игрушки: заяц и лиса;
магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки;
матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей.
Ход занятия
■ Приветствие.
■ Психолог говорит:
- Какое сейчас время года? Правильно, зима. А чем вы занимаетесь зимой на улице? Катаетесь на санках, лепите снеговиков. А зайчиков вы умеете лепить? Я вас научу. Давайте соберем побольше снега - и начнем лепить.
Все делают вид, что сгребают снег ладошками.
Психолог рассказывает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Мы слепили снежный ком, Ушки сделали потом,
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас. Зайка вышел как живой: Он с хвостом и головой. За усы не тяни:
Из соломинок они. Длинные, блестящие, Словно настоящие!
Имитируют лепку. Изображают уши, прикладывая кисти рук к голове.
Подносят к глазам указательный и большой пальцы, соединенные в кольцо.
Ритмично хлопают в ладоши. Приседают, качают головой.
Показывают усы, грозят указательным пальцем.
Ритмично хлопают в ладоши.
■ Психолог показывает детям игрушечного зайца.
- А теперь давайте хлопнем три раза в ладоши и скажем: «Раз, два, три, зайчик оживи!»
Дети выполняют задание.
- Смотрите, ребята, зайчик ожил и хочет с вами поиграть.
Психолог рассказывает потешку и показывает движения-Дети повторяют за ним.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так
он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть:
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть.
Садятся на корточки, прикладывают кисти рук к голове, сгибают и разгибают ладони.
Встают, ритмично хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать: Прыг-скок, прыг-скок, Надо зайке поскакать.
Прыгают на месте.
- Психолог показывает игрушечную лису и говорит:
- Зайчикам нужно быть осторожными, ведь где-то притаилась лиса. Пока звучит музыка, вы прыгайте, веселитесь, но как только музыка остановится и вы услышите слова: «Лиса идет», сразу приседайте и сидите тихо. Кто пошевелится, того лисичка увидит.
Психолог включает и выключает музыку несколько раз, по окончании игры хвалит детей:
- Замечательно,^ребята! Вы были очень внимательными и осторожными зайчиками.
Некоторым детям сложно сдержать желание убежать, спрятаться, им трудно сидеть неподвижно, молча. Психолог может предупредить малышей, что сидеть нужно тихо, пока он не сосчитает до трех.
- Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором лежат пластиковые овощи, и говорит:
- Зайчик принес с собой мешок овощей. Давайте посмотрим, какие здесь есть овощи.
Психолог достает овощи из мешочка и показывает детям.
- А какой овощ зайчик любит больше всего? Верно, морковку! Подержите морковку в руках, потрогайте ее пальчиками. Какая она? Правильно, продолговатая, один конец острый. Теперь я все сложу обратно, а вы, не заглядывая в мешок, потрогаете все овощи и найдете морковку.
Дети поочередно опускают руку в мешочек и на ощупь находят морковку.
- Спасибо, ребята, помогли зайчику отыскать морковку!
- Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог говорит:
- Зайчику надо возвращаться в лес, давайте скажем ему: «До свидания, зайчик, приходи к нам еще!»
Занятие 9
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
Задачи:
> снятие эмоционального напряжения и агрессии;
>снижение излишней двигательной активности, импульсивности;
> обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;
> развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;
> развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
набор для выдувания мыльных пузырей;
магнитофон, кассета с записью плавной мелодии;
мячи;
мячи для подскоков (хоппы).
Ход занятия
Приветствие.
■ Психолог показывает детям набор для выдувания мыльных пузырей и предлагает отгадать загадку: В мыльной воде родился, В шарик превратился. К солнышку полетел, Да не долетел - лопнул!
Психолог и дети выдувают пузыри, наблюдают за ними, ловят их. В конце упражнения психолог задает вопросы. Дети отвечают на них.
- Сколько пузырей я выдула?
- Какой формы пузыри?
- Какого размера были пузыри?
- А какого цвета вы видели пузыри?
Разноцветные (подытоживает психолог). А что делали пузыри?
- А что вы делали?
Много.
- Круглые.
- Большие
и маленькие.
- Белые, голубые, розовые, желтые, зеленые.
- Летали, лопались, кружились, поднимались, опускались, сталкивались.
- Мы надували пузыри, ловили пузыри, прыгали...
■ Дети садятся в круг. Психолог поет песенку «Ладуш-, ки-ладошки» и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Ладушки-ладошки,звонкие хлопошки...
Хлопали в ладошки, хлопали немножко.
Да...
Пену мешали, пузыри пускали, Пузыри летали, деток забавляли.
Ритмично хлопают в ладоши.
Кладут ладони на колени. Имитируют движения.
Да....
Кулачки сложили, кулачками били: «Тука-тука, тука-тук!» «Тука-тука, тука-тук!»
Да...:
Ладушки плясали,
Деток забавляли,
Так они плясали,деток забавляли.
Да...
Ладушки устали, ладушки поспали, Баю-баю-баюшки,баю-баю-ладушки,
Кладут ладони на колени. -
Складывают ладони в кулачки.Стучат кулачками друг о друга.
Кладут ладони на колени.
Сжимают и разжимают кулачки.
Кладут ладони на колени.
Кладут ладони, сложенные «лодочкой» под правую, затем под левую щеку.
Кладут ладони на колени.
■ Все берутся за руки и встают в маленький круг. Психолог рассказывает стишок и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним.
Надувайся, пузырь,
Раздувайся большой,'
Оставайся такой,
Да не лопайся!
Круг расширяется, пока психолог не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки.
Да,
Игра повторяется 2-3 раза.
■ Психолог предлагает детям лечь на спину, обхватить руками согнутые в коленях ноги, подтянуть голову к коленям.
Дети выполняют задание.
- Вспомните, как плавно покачивались в воздухе пузыри. Попробуйте это изобразить.
Дети выполняют задание.
Взрослые помогают детям раскачиваться вперед-назад.
- Ну-ка, пузыри, собирайтесь в баночку. Дети подбегают к психологу и встают вплотную друг к другу.
- Я беру палочку для выдувания пузырей и опускаю ее в банку.
Психолог гладит рукой детей по волосам.
- Проверим, все ли пузыри собрались в баночку. Называет детей по именам, встречается с ними глазами.
- Раз, два, три, надуваю пузыри! Дети разбегаются по группе.
Звучит громкая плавная музыка - дети изображают полет мыльных пузырей. Музыка затихает - дети в удобной позе ложатся на ковер.
А В детском саду малышам не хватает тактильного контакта, непосредственного эмоционального общения, поэтому им доставляет огромное удовольствие находиться в «тесной баночке», которую изображает психолог, обнимая всю группу детей.
■ Психолог делит детей на пары, дает каждой паре по • мячу и говорит:
- Представьте себе, что мяч -это пузырь, который нельзя уронить, иначе он лопнет. Держите мяч вдвоем и дружно выполняйте движения.
Психолог напевает песню «Антошка», дети подпевают и, не выпуская мяча из рук, выполняют упражнения под музыку (прыгают, кружатся, маршируют, приседают, поднимают руки вверх и т.п.).
На детско-родительском занятии в пару с ребенком встает родитель. Желательно, чтобы дети выполнили это упражнение не только со своими родителями, но и с родителями других детей.
-у- Психолог предлагает детям полетать на «мыльном пузыре» (мяче для подскоков - хоппе). Дети поочередно ложатся на хопп животом, и психолог раскачивает их в разных направлениях.
А На детско-родительском занятии упражнение выполняют родители.
■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Все прощаются до следующей встречи.
_ На повторных занятиях детям 3-4-х лет можно предложить выполнять более сложное упраж-
Соединяют в кольцо большой и указательный пальцы. Соединяют в кольцо большой и средний пальцы.
Соединяют в кольцо большой и безымянный пальцы. Соединяют в кольцо большой палец и мизинец.
Надувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не Лопайся/ Затем, не меняя последовательность слов, дети выполняют движения в обратном порядке (начиная с мизинца).
Занятие 10
МУЗЫКАНТЫ
Задачи:
> создание положительной эмоциональной обстановки;
> сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;
> развитие образности слухового восприятия;
> развитие слуховой и зрительной памяти;
> развитие общей и мелкой моторики;
> развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
ширма;
игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.
Ход занятия
Приветствие.
■ Психолог говорит:
- Сегодня к нам в гости придут музыканты. Знаете ли вы, что делают музыканты? На каких музыкальных инструментах они играют?
■ Из-за театральной ширмы показывается заяц с барабаном.
- Ребята, кто к нам пришел? Какой музыкальный инструмент принес заяц?
Психолог просит зайца изобразить игрой на барабане тяжелые, медленные шаги медведя, быстрые прыжки зайчика, бег осторожной мышки, стук в дверь, шум дождя и т.п.
«Заяц воспроизводит разные ритмические рисунки, дети стараются запомнить их. Психолог предлагает «зайцу» еще раз сыграть на барабане, а детям - отгадать{или придумать), кого (что) он изображает с помощью звуков.
■ Психолог подчеркнуто грубо обращается к зайцу:
- Ну-ка, Заяц, дай мне барабан! «Заяц» не отдает барабан.
- Ребята, зайка не хочет мне отдать барабан! Наверное, я забыла сказать «волшебное» слово? Кто может вежливо попросить зайку?
Дети вежливо просят у зайца барабан, поочередно пробуют играть на нем, благодарят зайца.
Аналогично психолог знакомит детей с другими «музыкантами» и их инструментами (медведь — гармошка, слон — труба, кот — гусли, кукла — пианино). На первом занятии лучше познакомить детей с двумя — тремя инструментами, потом от занятия к занятию увеличивать их количество. Когда дети запомнят названия этих инструментов и научатся различать их на слух, можно будет ввести новые, например: бубен, колокольчики, металлофон, деревянные ложки и др.
■ Психолог прячет игрушки за ширму и предлагает Детям отгадать, какой инструмент звучит, вспомнить, кто на нем играл.
• Давайте вежливо попросим у Мишки гармошку и поиграем в игру, которая называется «Антошка».
Ребенок, изображающий Антошку, берет гармошку. Остальные дети встают вокруг него.
Психолог напевает песенку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Заводите хоровод вокруг гармошки,
Посмотрите,
как играет наш Антошка.
. Топ-топ, ножки, Хлоп-хлоп, ладошки, Выше ножки, выше ножки,
Громче бей в ладошки.
Идут по кругу.
Топают ногами, стоя на месте. Хлопают в ладоши, стоя на месте. Высоко поднимая колени, маршируют на месте.
Хлопают в ладоши, стоя на месте.
«Антошка» передает гармошку другому ребенку, игра повторяется.
- Психолог рассаживает игрушки перед детьми и говорит:
- Ребята, давайте на прощание покажем нашим гостям, как мы умеем играть на музыкальных инструментах и петь.
Дети садятся на стульчики и повторяют за психологом
слова и движения.
На пианино: ля-ля-ля, Так музыканты играют. На барабанах: бам, бам, бам, Так музыканты играют.
Шевелят пальцами.
Шлепают ладонями по коленям.
А на трубе: ду-ду-ду, Так музыканты играют.
А колокольчики: динь, динь.'динь, Так музыканты играют.
А на гармошке: тра-ля-ля, Так в детском саду мы играем.
Изображают игру на трубе.
Встряхивают расслабленными кистями рук.
Сводят и разводят кулачки.
Игрушечные музыканты аплодируют, хвалят детей и прощаются.
■ - Ушли музыканты. Давайте вспомним, на каком инструменте играл заяц. На чем играл мишка? (А кот? Кто помнит, на чем играл слон? А кукла?) Молодцы,ребята, все вспомнили!
■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог говорит:
- Наше занятие подошло к концу, до следующей встречи!
Занятие 11
МАМИН ДЕНЬ
Задачи:
> оптимизация детско-родительских отношений;
> воспитание доброго отношения к маме;
> развитие двигательных навыков;
> развитие восприятия, внимания и речи.
Материалы:
кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка);
головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украшения (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.);
ширма; колокольчик.
■ Приветствие.
Ход занятия
■ Дети сидят на стульчиках. Психолог задает вопросы, дети в ответ произносят слово «мама».
Кто нас очень любит? Кто нас утром будит? Кто нас утром умывает? Кто нас в садик провожает?
- Мама!
- Мама!
- Мама!
- Мама!
■ Психолог обращается к мамам:
— Мамы, покажите, пожалуйста, как вы умываете своих ребятишек.
Каждый ребенок подходит к своей маме, садится к ней на колени. Мамы рассказывают потешку и гладят своих детей.
- Водичка, водичка, Умой (имя ребенка) личико, Чтобы щечки краснели, Чтобы глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!
Гладят детей по головкам. Гладят лобики. Гладят щечки. Гладят бровки. Гладят губы, подбородок.
Мамы и дети улыбаются друг другу.
■— Вот ребята, как мамы любят вас, как они о вас заботятся. Сегодня, 8 Марта, у наших мам праздник. Покажите, что вы их любите и тоже можете о них заботиться.
Дети рассказывают потешку «Водичка, водичка, умой маме личико» и гладят своих мам.
■ Психолог раздает детям игрушечных медвежат и го-ворит:...
- Ребятаt a ваши мамы любят наряжаться, красиво одеваться? Да? Тогда пойдемте за нарядами для мам.
Дети, держа в руках игрушки, встают друг за другом. Психолог рассказывает стихотворение, дети маршируют по кругу.
Мишка мой всегда со мной,
Всегда со мной идет!
Он меня не обгоняет и не отстает.
Хорошо нам с мишкой путешествовать вдвоем:
Нам мороз и сильный ветер нипочем!
Хорошо нам с мишкой путешествовать вдвоем:
Нам сова и злые волки нипочем!
Хорошо нам с мишкой путешествовать вдвоем.
Дети поворачиваются к мамам и дружно произносят:. - Если маму мы с собой берем!
■ Психолог раздает детям платочки, бусы, браслеты, заколки, ленты. Дети наряжают своих мам.
Л По окончании этого упражнения можно включить музыку и предложить мамам потанцевать со своими детьми.
■ Психолог ставит ширму, дети прячутся за нее и поочередно зовут оттуда своих мам.
Мама должна узнать своего ребенка по голосу и назвать его по имени. Ребенок, услышав свое имя, бежит в объятия к маме.
- Психолог дает одному из ребят колокольчик, а его маме завязывает глаза. Дети разбегаются, мама по звону колокольчика, должна найти своего ребенка.