Логический путь познания причин преступного поведения.




Традиционно в криминологии следовали по пути выявления и изучения причин конкретных преступлений. Однако в дальнейшем становилось все более очевидно, что выяснение причин конкретных преступлений, которые усматривались в антиобщественной установке, антиобщественной мотивации или взаимодействии нравственных дефектов личности с конкретной жизненной ситуацией, а затем на этой основе установление обобщающих выводов – ложный, недостаточно методологически обоснованный способ познания. Развитие общества подчиняется объективным социальным законам. Эти законы определяют развитие конкретных людей, их психологию. Сложнейшая система общественных отношений, развивающаяся по объективным законам, образует социальный контекст, в котором живет и действует индивид. Именно она в конечном счете определяет его развитие как личности. Следовательно, методологически правильнее изучать причины конкретных преступлений лишь на основе познания причин преступности в целом, применяя метод восхождения от абстрактного к конкретному. Суть данного метода заключается в первоначальном выделении в ходе исследования основной абстракции, выражающей главную связь изучаемого предмета. Такой абстракцией служит категория социального противоречия. Не случаен поэтому вывод о том, что через познание причин индивидуального противоправного поведения невозможно объяснить причины правонарушений в целом; наоборот, только совокупность общественных условий жизни людей дает понимание поведения отдельных личностей.

Концепция борьбы с преступностью - это комплекс основных теоретических положений, направленных на раскрытие сущности борьбы с преступностью в конкретных исторических условиях посредством научно обоснованного определения её целей, задач, принципов, форм, структуры и обеспечивающих элементов.

На протяжении истории борьба с преступностью осуществлялась 2 видами мер: уголовно-правовыми (карательными) и предупредительными (социальными). Приоритет того или иного вида мер зависит от существующей в государстве и обществе концепции борьбы с преступностью. Развитие процесса борьбы с преступностью сопровождалось приданием первостепенного значения предупредительным мерам, осознанием ничтожности результатов влияния уголовного наказания на процесс массового воспроизводства в обществе преступлений.

В нашей стране в 90-х годах XX века особенно остро встал вопрос поиска средств и методов борьбы с преступностью, разработки новых концептуальных начал реагирования государства на преступность. Как и всякий переходный период в развитии общества, эти годы сопровождались качественными изменениями российской преступности. По статистическим данным количество зарегистрированных преступлений в 90-е гг. по сравнению с 80-ми гг. существенно выросло. Если в конце 80-х годов коэффициент зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения в стране составлял менее 1 тыс., то в 2000г. он превысил 2 тыс. Тюрьмы и другие места лишения свободы переполнены и не исправляют преступников. Криминальная среда активно консолидировалась, приобретает более высокий профессионализм и организованность, многоцелевую и крупномасштабную ориентацию, захватывает в сферу своего влияния новые слои и категории населения.

Выделяются новые тенденции в характере преступности. Каждое девятое зарегистрированное преступление совершено в крупном или особо крупном размере. Произошло сращивание криминала, теневого бизнеса и представителей властных структур, прежде всего на почве передела собственности, что позволило организованным группам и преступным сообществам сохранить контроль над значительной частью экономического потенциала и ресурсов страны.

На динамику и структуру преступности продолжают оказывать влияния процессы обнищания народа и усиления безработицы, люмпенизации и маргинизации, социально-психологическая депрессия населения. К тому же, за последние годы в Росси сформировались разнообразные субкультуры преступного мира. Некоторые слои населения практически не мыслят своей жизни (не хотят, а часто уже не могут) без противоправной деятельности. Дальнейшая криминализация общества, особенно рост организованной преступности и коррупции, может стать непреодолимой преградой на пути реформ, построения действительно демократического, правового государства. Чтобы предотвратить такое развитие событий и взять криминальную ситуацию под контроль, в адекватно складывающейся обстановке, необходимо реализовывать взвешенную, сильную государственную политику борьбы с преступностью.

Уже упоминавшаяся ранее «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» была утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000г. Она явилась, по выражению профессора М.П.Клейменова «первым ответом на вызовы современности», так как в ней говорится о национальных интересах России, о целях проводимой политики, в частности, в области борьбы с преступностью. В концепции установлен приоритет предупредительной деятельности в ряду основных направлений борьбы с преступностью, имеется ряд принципиально важных положений этой стратегии.

Между тем мировой опыт показывает, что ни одно даже самое богатое и стабильное государство не смогло решить проблемы преступности на путях оснащения судебно-политического аппарата, без использования научного инструментария изучения её истоков и генезиса, прогнозирования её тенденций, выбора оптимальных превентивных мер. И наконец, без опоры власти на сознательные слои населения.

Анализ концепций



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: