Характерные черты олигополии




Тема: Типы рыночных структур

Вопросы: 1 Монополия. Рыночная власть

2 Олигополия.

3 Монополистическая конкуренция

4 Рынок совершенной конкуренции

Монополия – структура рынка, при которой предложение представлено единственным продавцом блага, не имеющего близких заменителей, а спрос – множеством покупателей.

Этот продавец полностью регулирует рыночную цену и доминирует при производстве и распределении конкретного продукта или услуги, не имеющих близких заменителей.

Монополия возникает там и тогда, когда велики барьеры для вступления в отрасль.

 

Барьеры для вступления в отрасль:

1единоличное владение ключевым ресурсом. Например, алмазная компания «Де Бирс»;

2 патенты и авторские права, которые дают одному лицу исключительное право продавать некоторые товары и услуги населению;

3 эффект масштаба. Например, в автомобильной промышленности начальные издержки для разработки новой модели автомобиля и доведения его до массового производства на заводах является значительным барьером для входа фирм в эту отрасль;

4 реклама. Монополист может настолько раскрутить торговую марку своего товара, что покупатели будут его приобретать даже при появлении на рынке более дешевого или качественного продукта.

Типы монополий:

1 закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции; 2 открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология). Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены или скопированы конкурентами; 3 Естественная монополия характерна для отраслей, в которых присутствие единственного производителя обусловлено минимальными средними издержками при обеспечении рыночного спроса. Естественная монополия присуща отраслям, характеризующимся устойчиво растущей экономией от масштаба производства, таким как трубопроводный и железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, системы электроснабжения. Экономия на масштабе означает, что самая большая фирма способна устанавливать цены ниже тех, которые устанавливает меньшая фирма, поэтому малые фирмы не могут оставаться в бизнесе; 4 экономическая монополия – это чистая монополия, возникшая на базе рыночной экономики и функционирующая по ее законам;

5 монопсония представляет собой тип рыночной структуры, для которого характерна концентрация монопольной власти у покупателя. Монопсония возникает в том случае, когда одна фирма выступает единственным покупателем на отраслевом рынке при отсутствии возможностей альтернативного сбыта для продавцов. Рыночная власть монопсоний состоит в том, что монопсонист способен оказывать влияние на цены закупаемых им благ; 7 двусторонняя монополия имеет место тогда, когда монополист-продавец сталкивается с монополистом-покупателем. Эта модель часто встречается на рынке вооружений.

Монопольная (рыночная власть) означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономические прибыли, ограничивая объём производства и сбыта.

Когда продавцы назначают цену, превышающую предельные издержки, мы считаем, что они обладают монопольной властью. Монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нём действует только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью обладает фирма. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от характера взаимодействия фирм. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.

Олигополия является одной из самых распространённых структур рынка в современной экономике. Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Характерные черты олигополии

1) Немногочисленность действующих на рынке фирм. Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (от 3 до 8) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. В России олигополия распространена в сырьевых отраслях, чёрной и цветной металлургии, автомобилестроении, аэрокосмической промышленности.

2) Однородность или разнородность продукции. В условиях олигополии может производиться как дифференцированный продукт (н-р, автомобилестроение), так и стандартизированный (нефтяная, металлургическая промышленность).

3) Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны, прежде всего, с экономией на масштабе производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек, а, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими. Надёжным финансовым барьером на пути проникновения новых компаний в отрасль является многомиллиардная стоимость заводов-олигополистов. Чтобы вторгнуться в эту отрасль, «чужаку» надо сразу выложить такую сумму, которую олигополисты постепенно инвестировали в дело за десятилетия. Поэтому история знает лишь очень небольшое число случаев, когда фирма-гигант создавалась на «пустом месте» путём единоразовых огромных инвестиций (АвтоВАЗ в СССР и Фольксваген в Германии).

4) Значительная степень контроля над рынком. Большая доля в выпуске продукции обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведёт к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

Важно подчеркнуть, что в случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер, т. е. основана на привлечении потребителя не с помощью цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания. Таким образом, фирмам-олигополистам приходится много денег тратить на маркетинг, рекламу и создание торговых марок (неценовая конкуренция). Это происходит потому, что им необходимо удерживать свою долю рынка от конкурирующих производителей, не прибегая к снижению цен. Снижение цен приводит к началу ценовой войны, что уменьшает прибыли компаний.

Фирмы-олигополисты могут ограничить конкуренцию между собой, а также предотвратить вступление в отрасль новых фирм, заключив тайное соглашение (картель). Предметом соглашения может стать выравнивание или фиксация цен, либо закрепление долей поставок продукции на рынок. Например, соглашение стран-членов ОПЕК, которым неоднократно удавалось поднять цены на нефть посредством относительно небольшого ограничения выпуска.

Рынок монополистической конкуренции – это тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объём продаж.

Основные признаки:

- Дифференциация продукта, означающая, что никакие две фирмы не производят совершенно одинаковые товары. Если даже они относятся к одному виду, каждый из них имеет свои отличительные черты. Это обуславливает высокую, но не абсолютную степень замещения товаров, приводя к возникновению ограниченной рыночной власти.

- Большое число продавцов, достаточное для того, чтобы отрасль была конкурентной, однако, меньше, чем при совершенной конкуренции и при большей рыночной доле каждой фирмы, что обуславливает способность фирмы оказывать влияние на рыночный спрос.

- Отсутствие значительных барьеров проникновения в отрасль. В отличии от рынка совершенной конкуренции здесь есть невысокие барьеры: патенты на продукцию, лицензии, торговые марки. Однако, в отличии от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты (заменители).

Виды дифференциации:

- дифференциация с точки зрения местоположения предприятия или магазина (предполагает различие для покупателя затрат времени и транспортных издержек);

- различия в качестве продукции;

- дифференциация с точки зрения обслуживания;

- дифференциация с точки зрения субъективного имиджа товаров (маркировка, реклама, упаковка).

При монополистической конкуренции реклама выполняет следующие функции: формирует и расширяет спрос, а также снижает ценовую эластичность спроса, помогая фирме усилить власть над ценой. Еще один фактор, затрудняющий получение монополистическим конкурентом сверхприбыль,- невысокие барьеры вступления в отрасль. Укрепляясь на рынке, фирма с новой маркой продукта создает свой сегмент за счет сокращения долей других участников рынка, что неизбежно отразится на их прибыли. К тому же новую марку продукта создать легче, чем принципиально новый продукт. Поэтому появление новых фирм – явление более частое, чем в условиях олигополии, что сокращает продолжительность получения сверхприбыли.

Совершенная конкуренция – структура рынка, характеризующаяся следующими чертами: 1) множество продавцов, причем доля рынка у каждого мала настолько, что возможности контролировать цену у любого из них нет; 2) однородность продукции, которая означает, что продукты разных предприятий абсолютно взаимозаменяемы; 3) свобода входа на рынок (в отрасль) и выхода. Отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.; 4) совершенство информации, которое означает, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов.

В действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем. Например, рынок зерна, рынок ценных бумаг. Значение рынка совершенной конкуренции заключается в том, что эта рыночная модель позволяет судить о принципах функционирования очень многих малых фирм, продающих стандартизированную однородную продукцию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: