ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН




Первый этап (1992-1997 годы)

Казахстанская экономика начала реформироваться в условиях глубокого кризиса, связанного с нарушением структуры товарно-денежных отношений, низким уровнем конкурентоспособности, отсутствием навыка проведения денежно-кредитной и таможенной политики. В стране не было укрепленной государственной границы, вооруженных сил, дипломатической службы и других институтов. Все это требовалось создать за счет соответствующих средств. В этих условиях обеспечить плавность и последовательность процесса перехода было крайне трудно.

Становление Казахстана как независимого государства с рыночной экономикой происходило за счет коренного изменения образа жизни, мышления и действий. В начальной стадии рыночных преобразований (1992-1994 годы) деятельность Правительства была направлена на либерализацию экономики и создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений, наполнение рынка потребительскими товарами.

Основные действия Правительства на этапе либерализации экономики заключались в оперативном принятии решений в области:

• отмены государственного регулирования уровня цен по большинству видов продукции и услуг;

• упразднения государственных органов, в функции которых входили планово-распределительные функции (Госплан, Госснаб, Госстрой), ограничения государственного вмешательства в дела хозяйствующих субъектов,

• снятия барьеров (лимитов, квот) для продвижения многих товаров;

• организации банковской системы и таможенной службы;

• привлечения иностранного капитала для наполнения рынка товарами и услугами.

Либерализация экономики по принципу «шоковой терапии» была объективно единственно правильным направлением для Казахстана, который после развала СССР не имел возможности поэтапного перевода общества на новые условия хозяйствования, так как был полностью зависим от хода реформ в России, которая с января 1992 года объявила о либерализации экономики.

В 1993 году была принята Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ. Разработчиками этой программы были Высший экономический Совет, Аппарат Президента и Правительства Республики Казахстан. Главными достижениями в проведении первого этапа рыночных реформ являются:

• сохранение стабильной социально-политической обстановки в стране;

• введение национальной валюты;

• наполнение казахстанского рынка потребительскими товарами;

• вхождение Казахстана в мировое сообщество, вступление в международные финансовые институты;

• окончательный отход от принципов административно-командной экономики.

Переход на систему рыночных отношений происходил на фоне углубляющегося экономического кризиса. Начало этому кризису было положено в середине восьмидесятых годов прошлого столетия в условиях административной системы управления. Это негативно сказалось на производственно-финансовом состоянии отраслей экономики и уровне жизни значительных масс населения еще в начале девяностых годов, что и стало главным фактором распада СССР.

Кроме того, этот распад вызвал разрыв производственно-хозяйственных связей между бывшими республиками и развал единой финансовой системы государства. В результате этого кризис перерос в производственно-финансовый. То есть, экономика страны вверглась в гиперинфляцию, которую удалось обуздать только в 1996 году.

На этапе активизации рыночных реформ уровень жизни населения резко снизился. Меры Правительства по смягчению падения реального размера пенсий были недостаточно эффективными из-за углубления экономического кризиса. В связи с необходимостью создания национальной армии, обустройства границы и таможенной территории, формирования дипломатического корпуса, в условиях снижения уровня доходов государственного бюджета, финансирование расходов на социальную сферу имело тенденцию к существенному сокращению.

В 1991-1995 годах происходило значительное падение производства товаров и услуг. Валовой внутренний продукт в 1995 году по сравнению с 1990 годом сократился на 38,6%, реальная заработная плата – на 69,9%, назначенная пенсия – на 77,3%, инвестиции в строительство – на 64,1%.

В период с 1995 по 1997 годы главным направлением реформ стало обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора, включая демонополизацию, приватизацию, банкротство и санацию предприятий.

Основными направлениями экономических реформ на стадии макроэкономической стабилизации стали:

• принятие в 1995 году Конституции Республики Казахстан;

• начало реализации стабилизационных программ, включающих ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли;

• разрешение продажи права пользования земельными участками, находившимися в собственности предприятий;

• образование Казначейства Министерства финансов;

• либерализация цен на нефть, нефтепродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, муку, пшеницу и другие крупы;

• образование Таможенного Союза Казахстана, России, Беларуси и Кыргызстана;

• принятие законов: о банкротстве; об антимонопольной деятельности; о бюджетной системе; о Национальном банке; о нефти; о налогах и обязательных платежах; о приватизации; о государственной поддержке прямых инвестиций, о рынке ценных бумаг и др.

• подписание соглашения о финансировании строительства нефтепровода Тенгиз-Новороссийск;

• подписание контрактов о передаче ряда крупных нефтегазовых и горно-металлургических предприятий иностранным инвесторам;

• подписание ряда соглашений с международными финансовыми организациями о предоставлении займов для обеспечения стабилизационных и структурно-институциональных реформ;

• проведение пенсионной, жилищно-коммунальной и образовательной реформы.

Налоговая и бюджетная сфера реформировалась в условиях резкого сокращения доходов и необходимости обеспечения расходов, связанных со становлением Казахстана как независимого суверенного государства.

В целях обеспечения макроэкономической стабилизации обеспечивалось поддержание дефицита государственного бюджета на относительно низком уровне, финансирование государственного бюджета постепенно перешло на неинфляционные источники. Государственное заимствование не превышало оптимальных рамок.

Главным достижением периода макроэкономической стабилизации явилось прекращение темпов сокращения производства товаров и услуг, а также снижение инфляции до 117,5% в 1997 году.

В период макроэкономической стабилизации интенсивность проводимых рыночных преобразований была самой высокой. Именно в этом периоде закладывалась основа будущих успехов Казахстана в области социально-экономического развития. В этом периоде в основном была начата и завершена работа по обустройству Тенгизского месторождения нефти и газа и строительство экспортного нефтепровода до Новороссийска.

Одновременно с этим все крупные металлургические предприятия обрели реальных хозяев, которые вложили соответствующие инвестиции на восстановление добычи и переработки руды и производство черных и цветных металлов, несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру.

Второй этап (1998-2005 годы)

В конце 1997 года была обнародована Стратегия развития «Казахстан–2030», подготовительным этапом которой стали 1998-2000 годы, где закладывалась основа реализации основных положений Стратегии.

Главным направлением социально-экономической политики в этот период стало построение модели посткризисного развития экономики, основанной на высоких темпах освоения месторождений нефти и газа с целью обеспечения реанимации отраслей не нефтяного сектора и существенного повышения доходов государственного бюджета.

Основными направлениями работы Правительства на этом этапе реализации Стратегии развития «Казахстан-2030» стали:

• завершение реализации стабилизационных программ, включающих ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли;

• погашение кредиторской задолженности государства по выплате пенсий и социальных пособий, а также заработной платы работникам бюджетных организаций и другим платежам;

• принятие программ: «борьбы с бедностью», «расцвет Астаны – расцвет Казахстана», «строительства и реконструкции автодорог»;

• принятие стратегии национальной и экономической безопасности страны.

За 1998-2000 годы была проведена большая работа по всем направлениям реализации государственных полномочий. Результатом этого стал реальный выход Казахстана из стадии экономического кризиса на траекторию высоких темпов экономического роста и повышения благосостояния населения страны.

Если в 1998 году, вследствие мирового финансово-экономического кризиса, еще наблюдался экономический спад по сравнению с предыдущим годом на 1,9%, то уже в 1999 году экономический рост составил 2,7%, а в 2000 году – 9,8%.

ФАКТОРЫЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Экономический рост в посткризисные годы в Казахстане был обусловлен действием следующих факторов:

• Восстановительный рост, который выразился в полном или частичном восстановлении производства товаров и услуг. Это, прежде всего, производство черных и цветных металлов, электро- и теплоэнергетики, продуктов питания, строительных материалов, текстильных и швейных изделий, услуг транспорта и связи и т.д.

• Конъюнктурный рост, который связан с развитием отраслей, спрос на продукцию которых на мировом рынке постоянно высокий. В условиях Казахстана это, прежде всего, развитие добычи нефти и газа.

• Системный рост происходит вследствие внедрения новых сегментов производства товаров и услуг. К этому фактору необходимо отнести развитие малого предпринимательства, финансового сектора, торговлю недвижимостью, а также автомобилями, развитие производства товаров и услуг в секторе домашних хозяйств.

• Инновационный рост происходит вследствие реализации в Казахстане «Стратегии индустриально-инновационного развития» и находится в стадии становления. Этот фактор пока что оказывает незначительное влияние на развитие казахстанской экономики. Наиболее быстрыми темпами происходит инновационное развитие в таких сферах, как телекоммуникации и информационное обеспечение.

Экономика Казахстана в течение 2001-2005 гг. имела стабильно высокие темпы экономического роста, которые в среднем составляли 10,2% в год. Отмечалась высокая инвестиционная активность. Среднегодовой рост добычи нефти и газового конденсата составлял в 2001-2005 гг. 12%.

В результате этого, доходы государства стали поступать в полной мере, что создало предпосылки для начала работы по ликвидации задолженности перед населением по выплате пенсий, социальных пособий и заработной платы работникам бюджетных организаций.

Второй этап реализации Стратегии развития «Казахстан–2030» органично продолжает начатую в прежние годы политику, основанную на высоких темпах экономического роста, макроэкономической стабильности и создания условий для перехода на модель устойчивого экономического развития.

Эта политика определена в стратегическом плане социально-экономического развития на 2001-2010 годы, целями которого стали:

• построение основы конкурентоспособной в долгосрочном плане экономики;

• увеличение вдвое к 2010 году объема валового внутреннего продукта (ВВП).

Достижение этих высоких целей предполагает проведение широкого комплекса мероприятий по всем направлениям государственной социально-экономической политики.

В связи с этим роль государства в реализации модели высоких темпов экономического роста и подготовки для перехода к модели устойчивого экономического развития определена в качестве «локомотива» экономического роста.

Эта модель предполагала активное участие государства в формировании экономических и политических условий, стимулирующих создание транснациональных корпораций, способных конкурировать в условиях рынка как внутри страны, так и за рубежом.

Казахстанская экономика является небольшой по емкости внутреннего рынка. В связи с этим стратегия долговременного экономического роста направлена на формирование экспортоориентированной модели развития. В 2001-2003 годах работа была направлена на решение вопросов по ликвидации задолженности государства и предприятий, борьбе с бедностью, по продолжению реформы в производственном, финансовом и бюджетном секторе и обеспечению дальнейших институциональных преобразований.

Одновременно велась работа в области создания устойчивой финансовой и налогово-бюджетной системы.

Деятельность Правительства была сконцентрирована на выработке системных мер, позволяющих обеспечить дальнейшее снижение инфляции, создать условия для среднесрочного и долгосрочного кредитования инвестиционных проектов, а также на обеспечении устойчивости бюджетной системы к резким колебаниям мировых цен на нефть, создании условий для развития отраслей несырьевого сектора.

Решению названных задач способствовало:

• создание Национального Фонда Казахстана и Банка развития Республики Казахстан;

• проведение амнистии денежных средств;

• принятие законов о финансовом лизинге, о строительных сбережениях, об ипотечном кредитовании, о страховой деятельности, а также налогового кодекса.

Для этого периода социально-экономических преобразований характерен высокий темп роста производства, резкое сокращение безработицы и повышение реальных доходов населения.

Реализация первоочередных мер по выполнению Стратегического плана положительно сказалась на всех сферах казахстанской экономики. Повсеместно начался экономический рост, что положительно сказалось на повышении благосостояния населения.

Государственный бюджет и предприятия уже в 2002 году ликвидировали текущую задолженность, начался процесс роста инвестиций в реальный сектор. Нормализовалась работа в аграрном секторе.

Положительная динамика показателей, характеризующих темпы экономического роста и повышения благосостояния населения, создала условия для активизации работы по созданию модели устойчивого экономического роста.

В 2003 году были приняты два основополагающих документа, определяющих развитие экономики Казахстана до 2015 года. Это:

• Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы;

• Государственная программа освоения месторождений нефти и газа на казахстанском участке Каспийского моря на период до 2015 года.

Эти документы определили стратегию работы в области формирования модели устойчивого развития. В дополнение к ним был принят ряд программ и законодательных актов, направленных на повышение конкурентоспособности казахстанской экономики, в том числе:

• формирование и развитие национальной инновационной системы;

• углубление социальных реформ;

• развитие микрокредитования;

• развитие образования на 2005-2010 годы;

• информатизацию учебных заведений начального и среднего профессионального образования;

• развитие космической отрасли;

• развитие жилищного строительства;

• развитие рынка ценных бумаг;

• развитие промышленности строительных материалов, изделий и конструкций;

• развитие национальных систем стандартизации и сертификации;

• развитие дорожной отрасли на 2006-2008 годы.

Замысел состоит в том, чтобы продолжить высокие темпы экономического роста в долгосрочной перспективе за счет развития нефтедобычи и ее транспортировки на мировой рынок. Одновременно проводить работу по созданию условий для развития несырьевых отраслей, обслуживающих нефтегазовое производство, а также по использованию части государственных доходов, полученных от экспорта нефти, для структурного обновления экономики страны.

Основная деятельность Правительства направлена на создание стимулирующих условий для развития новых видов несырьевых товаров и услуг в частном секторе.

В целом работа по диверсификации структуры экономики и повышении конкурентоспособности несырьевых отраслей направлена на улучшение технических требований к производству и торговле, на увеличение бюджетных ассигнований в развитие инфраструктуры, образования, науки, инноваций, трансферта новых технологий и здравоохранения. То есть, на развитие человеческого и произведенного капитала. Государственные институты, созданные в соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития, наделены достаточными финансовыми ресурсами, чтобы кредитовать инвестиционные проекты, а также частично участвовать в уставном фонде создаваемых предприятий.

Одним из основных приоритетов экономической политики является развитие малого предпринимательства.

Правительство исходит из того, что малое и среднее предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике. Государство, в свою очередь, должно создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды и нацелить свою помощь на те предприятия малого и среднего предпринимательства, которые имеют наибольший потенциал с точки зрения своей конкурентоспособности и повышения научно-технологического потенциала страны.

Данная концепция рассматривается как переходный этап к новой государственной политике поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода и новой идеологии взаимоотношений государства и бизнеса.

Для достижения поставленной цели предполагается реализация следующих задач:

• создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего предпринимательства;

• дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров;

• сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;

• передача непрофильных функций предприятий и акционерных обществ с государственным участием в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;

• создание и обеспечение жизнеспособной инфраструктурной системы на основе кластерно-сетевого подхода;

• участие предпринимательства в инновационной экономике.

Анализируя пройденный Республикой Казахстан за 15 лет независимого развития путь, следует отметить, что за этот период удалось успешно решить ряд проблем, связанных с проведением политических и экономических преобразований, достигнуть значительных успехов на пути построения демократического государства с рыночной экономикой.

Этому способствовали правильно определенные приоритеты, проведение сбалансированной внутренней и внешней политики, а также последовательность в достижении поставленных целей.

Что касается внешнеполитического курса, то Казахстан успешно развивает как двустороннее, так и многостороннее международное сотрудничество, последовательно выступает за укрепление интеграции в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, ШОС и ОДКБ, активно взаимодействует с международным сообществом в рамках ООН, ОБСЕ и других международных организаций. У нашей страны нет каких-либо серьёзных проблем ни с одним государством мира.

Как известно, Казахстан подал заявку на председательство в ОБСЕ в 2009 году. Данная инициатива продиктована стремлением нашего государства внести свой вклад в совершенствование деятельности этой важной международной организации по обеспечению мира и стабильности в Центрально - Азиатском регионе.

Являясь одним из инициаторов создания Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), автором созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), а также проведения в г. Астане уже двух съездов мировых и традиционных религий, Казахстан вносит весомый вклад в укрепление толерантности, межконфессионального и межнационального согласия в обществе, в поддержание мира и стабильности в регионе.

Анализируя ход политических преобразований в Казахстане, следует подчеркнуть, что позиция руководства нашего государства в отношении демократизации общества заключается в том, что этот процесс должен развиваться постепенно, предпочтительно на фоне растущего благосостояния и появления институтов гражданского общества. Поэтому экономические реформы в нашей стране были поставлены во главе демократических преобразований. В построении нового Казахстана мы старались идти поступательно, адаптируя и модифицируя существующие институты, а также создавая новые с учётом национальных особенностей.

Как показала практика, такой подход к строительству государства был обоснованным и дал положительные результаты. Казахстан добился определённых результатов в либерализации политической жизни. Последовательно происходит развитие демократических институтов, политического плюрализма и демократии.

На сегодня в нашей стране, в основном, завершены структурные реформы в экономике: осуществлена приватизация государственной собственности; сформирована хозяйственная среда, адекватная стандартам развитого рынка. Казахстан в числе первых государств-участников СНГ признан развитыми государствами страной с рыночной экономикой.

В Казахстане реализуется Программа индустриально-инновационного развития страны до 2015 года, предусматривающая развитие не сырьевых секторов экономики, успешно выполняются целевые государственные программы в различных сферах. Это программы: строительства жилья и дорог; развития села; сооружения новой столицы – г. Астаны; здравоохранения и ряд других.

Продолжается реформирование социальной инфраструктуры. Осуществляются реформы в системе здравоохранения и социального обеспечения. В нашем государстве успешно работает накопительная пенсионная система, в пенсионных фондах которой уже аккумулировано более 5,1 млрд. долларов.

Приведённые примеры достаточно наглядно характеризуют масштабы, темпы и перспективы социально-экономического развития Казахстана. Достигнутые успехи являются хорошей базой для дальнейшего экономического роста, достижения страной ещё более амбициозных целей, поставленных в Послании Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана, – добиться в течение 10 лет вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: