МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 8.1
Тема: Размещение и выкладка товаров в торговом зале.
Анализ зонирования торгового зала и способов выкладки товаров в розничном предприятии
Цель работы: приобретение умений распознавания видов планировки и выкладки товаров в торговых залах, развитие умения определения эффективности размещения и выкладки товаров, воспитание чувства ответственности за правильную организацию зонирования торгового зала.
Формируемые компетенции ПК 3.5. ОК 2
Материально-техническое оснащение: практическая тетрадь, планировка торгового зала, планограмма выкладки товаров.
Краткие теоретические сведения
Планировка торгового зала – это способ расположения оборудования. Она может быть представлена в виде: «решетка» - параллельное расположение стеллажей, что дает возможность рационально использовать торговое пространство; «петля» или «бутиковая» – движение покупателей организовано по кругу, в центре располагают оборудование или отдел; «лабиринт» - все конструкции и проходы расположены асимметрично, создавая задуманную атмосферу; подходит для магазина «Товары для молодежи».
Выкладк а – способ расположения товара на оборудовании. Выкладка товара должна быть подчинена принципам: по товарным группам – подразумевает выкладку товаров одной товарной группы всех производителей; по производителям или торговым маркам - подразумевает выкладку всех наименований одного производителя единым блоком в рамках определенного отдела. Существуют разные виды выкладки: вертикальная – однородные товары размещают вертикально в несколько рядов по всей длине оборудования; горизонтальная - однородные товары располагаются вдоль по всей длине оборудования, занимая одну – две полки; дисплейная – на дополнительных торговых точках, где ставится отдельно стоящий фирменный стенд или стойка, не привязанная к основной точке продажи этого товара; блочная – торговые марки образуют блоки на одну – три полки, занимая при этом часть длины оборудования; палетная – одно наименование товара в большом количестве выложено на поддоне, зачастую прямо в прозрачной упаковке с обязательной крупной табличкой – ценником; «навалом» - с помощью различного вида емкостей (тележки, корзины, контейнеры), в которые насыпают один вид товара, часто используется при распродажах.
Задания для студентов
при выполнении практической работы:
- Особенности размещения (планирования) товаров в торговом зале.
2. Особенности выкладки товаров в торговом зале.
3. Планограмма: понятие, виды, причины оформления.
4. Виды, назначение, содержание POS-материалов
Последовательность выполнения
и методические указания по оформлению
1) Рассмотрите особенности выкладки товаров в торговом зале.
Результаты оформите в таблицу
В ы к л а д к а т о в а р о в | |||
понятие | принципы | Виды выкладки | Общие правила |
2) Изучите предложенную планограмму:
3.1 дайте ее понятие, сформулируйте причину оформления,
3.2 проанализируйте соблюдение общих принципов оптимальной демонстрации товаров,
3.3 определите, что обозначает стрелка (с права – налево)?
3.4 что такое фейс?
3.5 что такое скю?
3) Изучите виды (не менее 10 штук), назначение, содержание POS-материалов для розничной торговли. Результаты оформите в таблице
категория | Вид POS-материалов | Рисунок, фото | характеристика |
Вопросы для самоконтроля:
1. Какой вид планировочного решения наиболее распространен в продовольственных супермаркетах, в непродовольственных торговых центрах?
2. Какие виды выкладки наиболее распространены в продовольственных супермаркетах, в непродовольственных бутиках?
3. Какие виды планограмм вы знаете?
Критерии оценки выполнения практических заданий:
Критерии | Баллы | примечание |
1. Задание выполнено полностью, получен правильный ответ | Снижение баллов за нерациональное решение | |
2. Задание выполнено в общем виде, допущены незначительные ошибки | Снижение баллов за нарушение алгоритма ответа | |
3. Задание выполнено частично | Снижение баллов за отсутствие обоснования ответа | |
4. Задание не выполнено или выполнено неправильно | 0 - 2 | Снижение баллов за отсутствие попыток решения |
Критерии качественной оценки практического занятия
Процент результативности | Баллы | Отметка | Вербальный аналог |
90 – 100 | 14 – 15 | Отлично | |
80 – 89 | 12 – 13 | Хорошо | |
70 – 79 | 10,5 – 11 | Удовлетворительно | |
0 - 66 | 0 - 10 | неудовлетворительно |
Литература:
1. Герасимов Б.И. Денисова А.Л. и др. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие для ССУЗов. – М.: ФОРУМ, 2008.-272с.
2. Денисова И.Н. Организация и технология коммерческой деятельности: в рисунках, схемах, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.-208с. - (Серия «Среднее профессиональное образование»).
3. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. Учебник для ССУЗов. – М.: Маркетинг, 2004.