РАССМОТРЕНО
на заседании цикловой комиссии
гуманитарных и естественнонаучных
дисциплин
Протокол № __от________2016г.
Председатель ЦК _______ Е.Н.Богомолова
Автор М.В. Будаева – преподаватель философии У-У- ТЭТ
Аннотация Методическая разработка написана для проведения «Философского турнира» - внеклассного мероприятия по философии для студентов 3 курса в рамках декады ЦК гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Разработка включает описание хода игры, технологическую карту и приложение (презентацию в печатном варианте, материалы для жюри – ответы на задания, результаты игры)
Введение
В последние десятилетия ориентация образовательного процесса на инновационность создала благоприятные предпосылки для разработки и внедрения интерактивных нетрадиционных методов обучения.
Среди них важное значение имеют игровые методики. Они являются весьма эффективными в преподавании любых дисциплин, в том числе и философских.
Игра, как имманентный атрибут человеческого бытия, питает и отчасти формирует всю человеческую культуру. Она экзистенциально ориентирована на положительные переживания.
Специфика философского знания состоит в его мировоззренческой природе, поэтому точное механическое запоминание, необходимое и часто достаточное для других предметов непригодно для освоения философии.
Безусловно, игровые методы могут ориентировать студентов на запоминание – кто больше назовет философских категорий, можно попросить составить классификацию философов по каком-либо признаку – субъективисты, объективисты, рационалисты, эмпиристы, материалисты, идеалисты и т.д. Таким образом, студенты овладевают категориальным аппаратом, закрепляют знания, соответствующие ФГОС. В нашей игре знаниевый подход осуществляется на этапах разминка, философия в лицах
Но игра, при правильном подборе приемов и средств, может выполнить и более сложные задачи - усилить рефлексивность самосознания студентов, формировать основы диалектического мышления; создать информативное и когнитивное поле самостоятельного мировоззренческого и морального выбора.
Игру от других явлений культуры отличают: 1) свободный характер, 2) ограниченность правилами, 3) самодостаточность, самонацеленность. Эти особенности создают оптимальное соотношение emocio и racio, необходимых при изучении философии.
При построении методики интеллектуальной игры – философского турнира мы исходили из следующих принципов:
• Принцип диалогики
• Опора на первоисточники
• Принцип творческого решения задач
Данные принципы реализуются на этапах – логические задания, Добро и зло, синквейн.
Внеклассное мероприятие
«Философский турнир»
Дата 21.10.16
Участники игры – команды (по 5 человек) групп 324/1, 324/2, 314/354, 344, 384,394, болельщики
Тип занятия – применение и углубление знаний
Вид - интеллектуальная игра
Цель: Создать развивающее пространство, способствующее углублению знаний по истории философии, продвижению в формировании диалектического мышления
Задачи:
- закрепить и углубить знания основных категорий по истории философии (З.1)
- ориентироваться в основных философских проблемах различных исторических эпох; (У1)
- прояснить роль философии в жизни человека и общества (З 2)
- через обсуждение проблемы добра и зла прояснить условия формирования личности (З.6)
- в процессе соревновательного обсуждения логических заданий развивать
культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми (ОК 10)
- развивать умение работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды (ОК 6,7); организовывать собственную деятельность, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях (ОК 2, 3)
Образовательные результаты:
- демонстрация знаний категорий по истории философии;
- перечисление и соотнесение философских проблем к определенным направлениям философской мысли
- обоснование своих вариантов решения логических заданий
- развитие умений быстро и логично высказывать суждения, чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы
- развитие умения вести себя в публичной обстановке
- развитие умения объективно оценивать и анализировать свои суждения
Методы обучения: наглядно-иллюстративный метод, поисковый метод, проблемное изложение учебного материала, эвристическая беседа, выразительное чтение фрагментов публичных выступлений исторического деятеля, притчи; составление синквейна
Методическое обеспечение: учебник (В.А.Канке Основы философии); электронная презентация, раздаточный материал для работы по группам, видеоматериалы
Межпредметные связи:
дисциплина
темы
история
Общая характеристика исторических эпох; соотнесение философских школ к определенным эпохам
литература
Этические проблемы человеческого бытия;
Составление традиционного и дидактического синквейна
Выразительное чтение отрывков из публичных выступлений, притчи
ИЗО
Изложение сути философских афоризмов средствами ИЗО
информационные технологии
Электронная презентация, видеоматериал; использование интернет-ресурсов
Структура мероприятия:
I. сообщение темы, цели, условий игры; представление команд, жюри
II. выполнение заданий командами
III. подведение итогов игры
Бурятский респотребсоюз
РАССМОТРЕНО
на заседании цикловой комиссии
профессионального цикла
Протокол № __от________2018 г.
Председатель ЦК _______ О.В. Юрьева
Автор В.В. Черных – преподаватель профессионального цикла У-У ТЭТ
Аннотация Методическая разработка написана для проведения «Права и обязанности родителей и детей» - открытого урока по семейному праву для студентов 226 группы в рамках методической недели. Разработка включает описание хода урока, технологическую карту, план урока и приложение (материалы к уроку, фрагмент РП). Электронная презентация размещена в эл.базе методического кабинета; в папке - разработки открытых уроков.
Введение
Методическая проблема, над которой работает цикловая комиссия профессионального цикла– это внедрение в учебный процесс новых стандартов в соответствии с ФГОС. В связи с этим основное требование в учебной деятельности - это реализация компетентностного подхода в подготовке будущих специалистов. Основная задача учебного процесса в новых условиях образования предполагает выделить приоритетные направления методической деятельности:
- реализация программы социального партнерства;
- формирование профессиональной компетентности будущего специалиста через развивающее обучение, самостоятельную деятельность, создание активной обучающей среды;
- использование в учебном процессе современных педагогических и информационных технологий, обеспечивающих качественную реализацию содержания и целей образования.
Дисциплина «Семейное право» относится к общепрофессиональным дисциплинам. В данной методической разработке приводится развернутый план урока по теме «Права и обязанности родителей и детей».
Тип проведения урока – урок комплексного применения знаний и умений, вид – деловая игра. Деловая игра – это способ обучения через проживание специально смоделированной ситуации, позволяющей раскрыть и закрепить необходимые в работе знания, умения и навыки. Деловая игра – это уникальная возможность выйти за рамки привычного образа действий и выявить потенциал для собственного личностного роста и новые ресурсы для развития бизнеса.
Формат деловой игры обеспечивает гораздо более высокий уровень вовлеченности и мотивации участников, чем классические формы обучения, что способствует быстрому и качественному усвоению материала. На уроке представлены все этапы процесса усвоения:
- мотивация усвоения;
- подготовка к восприятию новых компетенций в ходе деловой игры;
- осмысление и формирование мировоззрения;
- закрепление и совершенствование знаний;
- применение знаний, умений и навыков в стандартной и поисковой
ситуации;
- анализ достижений и коррекция деятельности.
План урока
Преподаватель: Черных Виктория Викторовна
Дисциплина: Семейное право
Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Группа: 226
Дата: 26 апреля 2018 г.
Тема занятия: Права и обязанности родителей и детей
Тип занятия: Урок комплексного применения знаний и умений
Вид занятия: Деловая игра
Цели занятия: освоение ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере семейного законодательства и социальной защиты; освоение ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
Задачи:
- Научиться осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере семейного законодательства и социальной защиты (ПК 1.1.), уметь выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет (ПК 2.2.); а также оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав и анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений. (У3, 4); знать содержание основных институтов семейного права (З2).
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. (ОК 1)
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2.)
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4.)
- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. (ОК 7)
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. (ОК 8)
- Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы (ОК 9.)
- Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. (ОК 12)
Образовательные результаты:
- знать права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации;
- уметь применять правовые знания о правах и обязанностях родителей и детей в конкретных жизненных ситуациях.
Методы обучения: метод имитационного моделирования.
Приветствие студентов.
Проверка отсутствующих на паре.
Приветствуют преподавателя, готовятся к занятию
Целеполагание урока.
5 минуты
Определить цель, задачи, этапы, обосновать актуальность темы учебного занятия; мотивировать обучающихся
Формулирует тему урока, определяет цель и задачи урока направленные на обобщение и систематизацию знаний.
Демонстрируют сущность и социальную значимость своей будущей профессии. (ОК 1)
Вместе с преподавателем формулируют учебные задачи. (ОК 2)
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. (ОК 8)
Имеют и используют опыт постановки целей
Актуализация знаний:
Повторение и обобщение теоретических знаний
10 минут
Показать, закрепить, прояснить знания основных понятий в сфере прав и обязанностей родителей и детей
Преподаватель предлагает студентам вспомнить основные понятия по теме в виде фронтального опроса
Студенты отвечают на поставленные вопросы, показывают знания права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации; (ПК 1.1)
Студенты должны знать содержание основных институтов семейного права. (З2)
Развивать умения стоить логическую цепь рассуждения, контролировать и корректировать свои ответы (ОК 2)
Используют опыт, приобретенный в период решения практических ситуаций.
Деловая игра.
Подведение итогов.
60 минут
Показать в виде моделированных жизненных ситуациях, вопросы по ограничению и лишению родительских прав. Показать умения использования НПА в реальных ситуациях.
Преподаватель, осуществив предварительную организационную работу до начала урока, на данном этапе выступает в роли модератора, в случае необходимости оказывает помощь командам.
После выступления команд в ходе беседы преподаватель комментирует и подводит итоги работы команд.
Студенты моделируют жизненные ситуации. Команда №1 моделирует ситуацию, в которой родителей ограничивают в родительских правах. Команда №2 моделирует ситуацию, в которой родителей лишают родительских прав. Команды осуществляют поиск оптимального решения в сложившихся ситуациях.
Показывают знания в вопросах лишения и ограничения родительских прав. (ПК 1.1)
Демонстрируют умения применять нормативные правовые акты при
разрешении практических ситуаций;
умения оказывать правовую помощь с целью
восстановления нарушенных прав;
умения анализировать и решать юридические
проблемы в сфере семейно-правовых
отношений;
(ПК 2.2), (У3,4)
Студенты развивают навык брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
(ОК 7, 12)
Приобретают практический опыт в вопросах лишения и ограничения в родительских правах.
Студенты анализируют результат своей работы. Делают выводы.
Оценивают результаты своей деятельности
Используют имеющийся опыт осуществления рефлексии
Ход занятия:
I. Организационный.
Здравствуйте, присаживайтесь!
Ребята сегодня, я бы хотела начать свое занятие, с того что, настроить вас на рабочий процесс! Так что расслабьтесь, настойтесь на работу, и хочу пожелать нам сегодня, плодотворного занятия! Занятие у нас сегодня очень насыщенное заданиями!
(Отметка студентов)
II. Целеполагание.
Тема нашего сегодняшнего занятия «Права и обязанности родителей и детей». Мы с вами прошли следующие вопросы по этой теме:
1. Права несовершеннолетних детей
2. Права и обязанности родителей
3. Ограничение в родительских правах и лишение родительских прав.
Тип занятия нашего сегодняшнего – это урок комплексного применения знаний и умений.
Исходя, из этого мы с вами ставим следующие Цели нашего занятия:
Так как вы у нас будущие специалисты в области ПСО (юриспруденции), соответственно вы выходя из нашего техникума и держа в руках диплом об образовании должны обладать соответствующими профессиональными компетенциями, мы же как преподаватели должны этим компетенциям вас научить:
1. Освоение профессиональной компетенции, которая предусматривает профессиональное толкование НПА для реализации прав граждан в сфере семейного законодательства и социальной защиты.
2. Освоение компетенции, которая предусматривает выявление лиц, нуждающихся в социальной защите.
Цели поставлены, теперь мы с вами посмотрим структуру занятия:
1. Актуализация знаний: Повторение и обобщение теоретических знаний.
2. Деловая игра. Подведение итогов игры
3. Рефлексия. Домашнее заданий
III. Актуализация знаний
Студенты должны ответить на следующие вопросы:
1. Что такое семья: в социальном смысле и в юридическом?
В социальном смысле - «союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на воспитание в семью, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой».
В юридическом смысле теория права определяет семью как «круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью».
2. Кто такой ребенок?
В соответствии со ст. 54 СК РФ, ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет, т.е. совершеннолетия.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. (Эмансипация)
3. Какие права ребенка вы знаете?
• Право жить и воспитываться в семье
• Право на общение с родителями, бабушками, дедушками и другими членами семьи
• Право на защиту
• Право на мнение
• Право на ФИО
• Право на смену ФИ
• Имущественные права
4. Какие права родителей вы знаете?
• Право несовершеннолетних родителей проживать совместно со своим ребенком и принимать участие в его воспитании.
• Право воспитания своих детей
• Право на обучение и воспитание своих детей
• Право на защиту прав и интересов своих детей
5. Какие обязанности родителей вы знаете?
• Обязаны воспитывать своих детей
• Обязаны обеспечить получение детьми общего образования
• Обязаны защищать права и интересы детей
Основные понятия вспомнили, теперь скажите, за нарушения прав ребенка, за несоблюдение своих прав, за невыполнение обязанностей, каким образом наказываются родители? (ограничение в родительских правах и лишение родительских прав)
IV. Деловая игра
Теперь мы переходим к основной части нашего задания, это деловая игра!
Вам было дано домашнее задание, смоделировать жизненные ситуации. Команда №1 моделируют ситуацию, в которой родителей ограничивают в родительских правах. Команда №2 моделирует ситуацию, в которой родителей лишают родительских прав. Команды осуществляют поиск оптимального решения в сложившихся ситуациях.
Команды ваша задача показать на жизненных примерах друг другу, как происходят эти процедуры. Прокомментировать работу друг друга и если нашли ошибки, то исправить их. (Теория от практики отличается)
Закрепление знаний:
1. Ограничение в родительских правах – это отобрание ребенка у родителей, без лишения их родительских прав.
2. Заявление могут подать:
• Близкий родственник ребенка
• Органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей
• Дошкольными образовательными организациями
• Общеобразовательными организациями
• Прокурором
3. Случаи, в которых происходит ограничение в родительских правах?
• Оставление ребенка с родителем опасно, по обстоятельствам, не зависящим от него (психическое расстройство)
• Оставление ребенка с родителем опасно, вследствие его поведения, но не достаточно оснований для лишения родительских прав.
4. Последствия ограничения в родительских правах?
• Родители утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия.
• Ограничение не освобождает родителей от обязанности содержать ребенка.
• Ребенок имеет право на получение наследства от родителей ограниченных в их правах.
5. Лишение родительских прав – это если:
• уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
• отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;
• злоупотребляют своими родительскими правами;
• жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
• являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
• совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.
6. Заявление могут подать:
• одного из родителей или лиц, их заменяющих,
• заявлению прокурора,
• органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других).
7. Последствия лишения родительских прав:
• Родители утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия.
• Ограничение не освобождает родителей от обязанности содержать ребенка.
• Ребенок имеет право на получение наследства от родителей ограниченных в их правах.
V. Рефлексия. Домашнее задание
Ответьте на вопрос, добились мы сегодня на занятии поставленных целей и задач? Чему мы сегодня научились?
Ну и хотелось бы завершит наш урок следующим афоризмом:
Мне бы очень хотелось, чтобы все знания, которые вы получили по этой теме, применялись вами только в вашей дальнейшей профессиональной деятельности, и никакого отношения никогда бы не имели к вашей дальнейшей семейной жизни.
Домашнее задание. Аргументированно ответить на вопрос: «Почему воспитание ребенка в семье, считается самой приоритетной формой, воспитания детей оставшихся без попечения родителей»? Выставление оценок.
Заключение
Студенты посредством деловой игры закрепили умения и знания темы «Права и обязанности родителей и детей». В начале занятия преподаватель настроил студентов на учебный процесс.
Актуализация знаний, помогла повторить и закрепить полученные знания по данной теме. Деловая игра, помогла студентам добиться целей, которые были поставлены в начале занятия, а именно научились выявлять детей нуждающихся в социальной защите и применять НПА в практических заданиях по вопросам ограничения в родительских правах и лишении родительских прав.
Для формирования общих и профессиональных компетенций использовался метод имитационного моделирования.
Занятие прошло в спокойной и положительной атмосфере. Студенты всей группы приняли активное участие на занятии. Основная цель занятия была выполнена. Студенты показали хорошие знания по теме «Права и обязанности родителей и детей».