Преподаватель: Черных Виктория Викторовна




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ТЕМЕ

«ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ»

дисциплина – Семейное право

 

 

 

РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Протокол № __от________2016г. Председатель ЦК _______ Е.Н.Богомолова

 

 

Автор М.В. Будаева – преподаватель философии У-У- ТЭТ

Аннотация Методическая разработка написана для проведения «Философского турнира» - внеклассного мероприятия по философии для студентов 3 курса в рамках декады ЦК гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Разработка включает описание хода игры, технологическую карту и приложение (презентацию в печатном варианте, материалы для жюри – ответы на задания, результаты игры)

 

 

Введение

 

 

В последние десятилетия ориентация образовательного процесса на инновационность создала благоприятные предпосылки для разработки и внедрения интерактивных нетрадиционных методов обучения.

Среди них важное значение имеют игровые методики. Они являются весьма эффективными в преподавании любых дисциплин, в том числе и философских.

Игра, как имманентный атрибут человеческого бытия, питает и отчасти формирует всю человеческую культуру. Она экзистенциально ориентирована на положительные переживания.

Специфика философского знания состоит в его мировоззренческой природе, поэтому точное механическое запоминание, необходимое и часто достаточное для других предметов непригодно для освоения философии.

Безусловно, игровые методы могут ориентировать студентов на запоминание – кто больше назовет философских категорий, можно попросить составить классификацию философов по каком-либо признаку – субъективисты, объективисты, рационалисты, эмпиристы, материалисты, идеалисты и т.д. Таким образом, студенты овладевают категориальным аппаратом, закрепляют знания, соответствующие ФГОС. В нашей игре знаниевый подход осуществляется на этапах разминка, философия в лицах

Но игра, при правильном подборе приемов и средств, может выполнить и более сложные задачи - усилить рефлексивность самосознания студентов, формировать основы диалектического мышления; создать информативное и когнитивное поле самостоятельного мировоззренческого и морального выбора.

Игру от других явлений культуры отличают: 1) свободный характер, 2) ограниченность правилами, 3) самодостаточность, самонацеленность. Эти особенности создают оптимальное соотношение emocio и racio, необходимых при изучении философии.

При построении методики интеллектуальной игры – философского турнира мы исходили из следующих принципов:

• Принцип диалогики

• Опора на первоисточники

• Принцип творческого решения задач

Данные принципы реализуются на этапах – логические задания, Добро и зло, синквейн.

 

 

Внеклассное мероприятие

«Философский турнир»

Дата 21.10.16

Участники игры – команды (по 5 человек) групп 324/1, 324/2, 314/354, 344, 384,394, болельщики

Тип занятия – применение и углубление знаний

Вид - интеллектуальная игра

Цель: Создать развивающее пространство, способствующее углублению знаний по истории философии, продвижению в формировании диалектического мышления

Задачи:

- закрепить и углубить знания основных категорий по истории философии (З.1)

- ориентироваться в основных философских проблемах различных исторических эпох; (У1)

- прояснить роль философии в жизни человека и общества (З 2)

- через обсуждение проблемы добра и зла прояснить условия формирования личности (З.6)

- в процессе соревновательного обсуждения логических заданий развивать

культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми (ОК 10)

- развивать умение работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды (ОК 6,7); организовывать собственную деятельность, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях (ОК 2, 3)

 

Образовательные результаты:

- демонстрация знаний категорий по истории философии;

- перечисление и соотнесение философских проблем к определенным направлениям философской мысли

- обоснование своих вариантов решения логических заданий

- развитие умений быстро и логично высказывать суждения, чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы

- развитие умения вести себя в публичной обстановке

- развитие умения объективно оценивать и анализировать свои суждения

 

 

Методы обучения: наглядно-иллюстративный метод, поисковый метод, проблемное изложение учебного материала, эвристическая беседа, выразительное чтение фрагментов публичных выступлений исторического деятеля, притчи; составление синквейна

 

Методическое обеспечение: учебник (В.А.Канке Основы философии); электронная презентация, раздаточный материал для работы по группам, видеоматериалы

Межпредметные связи:

дисциплина темы
история Общая характеристика исторических эпох; соотнесение философских школ к определенным эпохам
литература   Этические проблемы человеческого бытия; Составление традиционного и дидактического синквейна Выразительное чтение отрывков из публичных выступлений, притчи
ИЗО Изложение сути философских афоризмов средствами ИЗО
информационные технологии Электронная презентация, видеоматериал; использование интернет-ресурсов

 

Структура мероприятия:

I. сообщение темы, цели, условий игры; представление команд, жюри

II. выполнение заданий командами

III. подведение итогов игры



Бурятский респотребсоюз

РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии профессионального цикла Протокол № __от________2018 г. Председатель ЦК _______ О.В. Юрьева

 

 

Автор В.В. Черных – преподаватель профессионального цикла У-У ТЭТ

Аннотация Методическая разработка написана для проведения «Права и обязанности родителей и детей» - открытого урока по семейному праву для студентов 226 группы в рамках методической недели. Разработка включает описание хода урока, технологическую карту, план урока и приложение (материалы к уроку, фрагмент РП). Электронная презентация размещена в эл.базе методического кабинета; в папке - разработки открытых уроков.

 

Введение

Методическая проблема, над которой работает цикловая комиссия профессионального цикла– это внедрение в учебный процесс новых стандартов в соответствии с ФГОС. В связи с этим основное требование в учебной деятельности - это реализация компетентностного подхода в подготовке будущих специалистов. Основная задача учебного процесса в новых условиях образования предполагает выделить приоритетные направления методической деятельности:

- реализация программы социального партнерства;

- формирование профессиональной компетентности будущего специалиста через развивающее обучение, самостоятельную деятельность, создание активной обучающей среды;

- использование в учебном процессе современных педагогических и информационных технологий, обеспечивающих качественную реализацию содержания и целей образования.

Дисциплина «Семейное право» относится к общепрофессиональным дисциплинам. В данной методической разработке приводится развернутый план урока по теме «Права и обязанности родителей и детей».

Тип проведения урока – урок комплексного применения знаний и умений, вид – деловая игра. Деловая игра – это способ обучения через проживание специально смоделированной ситуации, позволяющей раскрыть и закрепить необходимые в работе знания, умения и навыки. Деловая игра – это уникальная возможность выйти за рамки привычного образа действий и выявить потенциал для собственного личностного роста и новые ресурсы для развития бизнеса.

Формат деловой игры обеспечивает гораздо более высокий уровень вовлеченности и мотивации участников, чем классические формы обучения, что способствует быстрому и качественному усвоению материала. На уроке представлены все этапы процесса усвоения:

- мотивация усвоения;

- подготовка к восприятию новых компетенций в ходе деловой игры;

- осмысление и формирование мировоззрения;

- закрепление и совершенствование знаний;

- применение знаний, умений и навыков в стандартной и поисковой

ситуации;

- анализ достижений и коррекция деятельности.

План урока

Преподаватель: Черных Виктория Викторовна

Дисциплина: Семейное право

Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Группа: 226

Дата: 26 апреля 2018 г.

 

Тема занятия: Права и обязанности родителей и детей

Тип занятия: Урок комплексного применения знаний и умений

Вид занятия: Деловая игра

Цели занятия: освоение ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере семейного законодательства и социальной защиты; освоение ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.

Задачи:

- Научиться осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере семейного законодательства и социальной защиты (ПК 1.1.), уметь выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет (ПК 2.2.); а также оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав и анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений. (У3, 4); знать содержание основных институтов семейного права (З2).

- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. (ОК 1)

- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2.)

- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4.)

- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. (ОК 7)

- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. (ОК 8)

- Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы (ОК 9.)

- Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. (ОК 12)

Образовательные результаты:

- знать права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации;

- уметь применять правовые знания о правах и обязанностях родителей и детей в конкретных жизненных ситуациях.

Методы обучения: метод имитационного моделирования.

Межпредметные связи:

Дисциплина Тема
Основы социологии и политологии «Социальный институт: семья», «Социализация личности»
Основы этики «Моральное сознание. Высшие нравственные ценности»
Гражданское право «Правоспособность и дееспособность лиц»
МДК 01.01. Право социального обеспечения «Правовые основы стационарного, полустационарного обслуживания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 

Техническое оснащение урока: мультимедиа проектор – электронная презентация для урока PowerPoint.

Методическое обеспечение урока:

- Семейный Кодекс РФ - М.: Проспект, 2017

- Конвенция о правах ребенка.

- Кошанина Т.В. Семейное право: учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Т.В. Кошанина. М.: Академия, 2016

- Шкатула В.И. Семейное право: учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ В.И. Шкатула, В.В. Надвикова, М.В. Сытинская. - М.: Академия, 2015

Структура занятия:

1. Организационный момент

2. Целеполагание урока.

3. Актуализация знаний

4. Деловая игра. Подведение итогов.

5. Рефлексия. Домашнее задание

 

 

 


Технологическая карта

Структурный элемент урока Время, мин. Цель этапа Деятельность преподавателя Деятельность обучающегося
Формируемые компетенции: ОК, ПК, предметные компетенции
Знать Уметь Практический опыт
  Организационный момент 2 минута Проверка готовности к занятию Приветствие студентов. Проверка отсутствующих на паре.     Приветствуют преподавателя, готовятся к занятию
  Целеполагание урока. 5 минуты Определить цель, задачи, этапы, обосновать актуальность темы учебного занятия; мотивировать обучающихся Формулирует тему урока, определяет цель и задачи урока направленные на обобщение и систематизацию знаний. Демонстрируют сущность и социальную значимость своей будущей профессии. (ОК 1)   Вместе с преподавателем формулируют учебные задачи. (ОК 2) Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. (ОК 8) Имеют и используют опыт постановки целей
  Актуализация знаний: Повторение и обобщение теоретических знаний 10 минут Показать, закрепить, прояснить знания основных понятий в сфере прав и обязанностей родителей и детей Преподаватель предлагает студентам вспомнить основные понятия по теме в виде фронтального опроса Студенты отвечают на поставленные вопросы, показывают знания права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации; (ПК 1.1) Студенты должны знать содержание основных институтов семейного права. (З2) Развивать умения стоить логическую цепь рассуждения, контролировать и корректировать свои ответы (ОК 2) Используют опыт, приобретенный в период решения практических ситуаций.
  Деловая игра. Подведение итогов. 60 минут   Показать в виде моделированных жизненных ситуациях, вопросы по ограничению и лишению родительских прав. Показать умения использования НПА в реальных ситуациях. Преподаватель, осуществив предварительную организационную работу до начала урока, на данном этапе выступает в роли модератора, в случае необходимости оказывает помощь командам. После выступления команд в ходе беседы преподаватель комментирует и подводит итоги работы команд. Студенты моделируют жизненные ситуации. Команда №1 моделирует ситуацию, в которой родителей ограничивают в родительских правах. Команда №2 моделирует ситуацию, в которой родителей лишают родительских прав. Команды осуществляют поиск оптимального решения в сложившихся ситуациях. Показывают знания в вопросах лишения и ограничения родительских прав. (ПК 1.1) Демонстрируют умения применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций; умения оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав; умения анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений; (ПК 2.2), (У3,4) Студенты развивают навык брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий; соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. (ОК 7, 12) Приобретают практический опыт в вопросах лишения и ограничения в родительских правах.
  Рефлексия. Домашнее задание 3 минут Осуществление рефлексии; Выдача домашнего задания. Организует рефлексию; Выдает домашнее задание Студенты анализируют результат своей работы. Делают выводы. Оценивают результаты своей деятельности Используют имеющийся опыт осуществления рефлексии

 


Ход занятия:

 

I. Организационный.

Здравствуйте, присаживайтесь!

Ребята сегодня, я бы хотела начать свое занятие, с того что, настроить вас на рабочий процесс! Так что расслабьтесь, настойтесь на работу, и хочу пожелать нам сегодня, плодотворного занятия! Занятие у нас сегодня очень насыщенное заданиями!

(Отметка студентов)

 

II. Целеполагание.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Права и обязанности родителей и детей». Мы с вами прошли следующие вопросы по этой теме:

1. Права несовершеннолетних детей

2. Права и обязанности родителей

3. Ограничение в родительских правах и лишение родительских прав.

Тип занятия нашего сегодняшнего – это урок комплексного применения знаний и умений.

Исходя, из этого мы с вами ставим следующие Цели нашего занятия:

Так как вы у нас будущие специалисты в области ПСО (юриспруденции), соответственно вы выходя из нашего техникума и держа в руках диплом об образовании должны обладать соответствующими профессиональными компетенциями, мы же как преподаватели должны этим компетенциям вас научить:

1. Освоение профессиональной компетенции, которая предусматривает профессиональное толкование НПА для реализации прав граждан в сфере семейного законодательства и социальной защиты.

2. Освоение компетенции, которая предусматривает выявление лиц, нуждающихся в социальной защите.

Цели поставлены, теперь мы с вами посмотрим структуру занятия:

1. Актуализация знаний: Повторение и обобщение теоретических знаний.

2. Деловая игра. Подведение итогов игры

3. Рефлексия. Домашнее заданий

 

III. Актуализация знаний

Студенты должны ответить на следующие вопросы:

1. Что такое семья: в социальном смысле и в юридическом?

В социальном смысле - «союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на воспитание в семью, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой».

В юридическом смысле теория права определяет семью как «круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью».

2. Кто такой ребенок?

В соответствии со ст. 54 СК РФ, ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет, т.е. совершеннолетия.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. (Эмансипация)

3. Какие права ребенка вы знаете?

• Право жить и воспитываться в семье

• Право на общение с родителями, бабушками, дедушками и другими членами семьи

• Право на защиту

• Право на мнение

• Право на ФИО

• Право на смену ФИ

• Имущественные права

4. Какие права родителей вы знаете?

• Право несовершеннолетних родителей проживать совместно со своим ребенком и принимать участие в его воспитании.

• Право воспитания своих детей

• Право на обучение и воспитание своих детей

• Право на защиту прав и интересов своих детей

5. Какие обязанности родителей вы знаете?

• Обязаны воспитывать своих детей

• Обязаны обеспечить получение детьми общего образования

• Обязаны защищать права и интересы детей

Основные понятия вспомнили, теперь скажите, за нарушения прав ребенка, за несоблюдение своих прав, за невыполнение обязанностей, каким образом наказываются родители? (ограничение в родительских правах и лишение родительских прав)

 

IV. Деловая игра

Теперь мы переходим к основной части нашего задания, это деловая игра!

Вам было дано домашнее задание, смоделировать жизненные ситуации. Команда №1 моделируют ситуацию, в которой родителей ограничивают в родительских правах. Команда №2 моделирует ситуацию, в которой родителей лишают родительских прав. Команды осуществляют поиск оптимального решения в сложившихся ситуациях.

Команды ваша задача показать на жизненных примерах друг другу, как происходят эти процедуры. Прокомментировать работу друг друга и если нашли ошибки, то исправить их. (Теория от практики отличается)

Закрепление знаний:

1. Ограничение в родительских правах – это отобрание ребенка у родителей, без лишения их родительских прав.

2. Заявление могут подать:

• Близкий родственник ребенка

• Органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей

• Дошкольными образовательными организациями

• Общеобразовательными организациями

• Прокурором

3. Случаи, в которых происходит ограничение в родительских правах?

• Оставление ребенка с родителем опасно, по обстоятельствам, не зависящим от него (психическое расстройство)

• Оставление ребенка с родителем опасно, вследствие его поведения, но не достаточно оснований для лишения родительских прав.

4. Последствия ограничения в родительских правах?

• Родители утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия.

• Ограничение не освобождает родителей от обязанности содержать ребенка.

• Ребенок имеет право на получение наследства от родителей ограниченных в их правах.

5. Лишение родительских прав – это если:

• уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

• отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;

• злоупотребляют своими родительскими правами;

• жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

• являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

• совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

6. Заявление могут подать:

• одного из родителей или лиц, их заменяющих,

• заявлению прокурора,

• органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других).

7. Последствия лишения родительских прав:

• Родители утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия.

• Ограничение не освобождает родителей от обязанности содержать ребенка.

• Ребенок имеет право на получение наследства от родителей ограниченных в их правах.

 

V. Рефлексия. Домашнее задание

Ответьте на вопрос, добились мы сегодня на занятии поставленных целей и задач? Чему мы сегодня научились?

 

Ну и хотелось бы завершит наш урок следующим афоризмом:

Мне бы очень хотелось, чтобы все знания, которые вы получили по этой теме, применялись вами только в вашей дальнейшей профессиональной деятельности, и никакого отношения никогда бы не имели к вашей дальнейшей семейной жизни.

 

Домашнее задание. Аргументированно ответить на вопрос: «Почему воспитание ребенка в семье, считается самой приоритетной формой, воспитания детей оставшихся без попечения родителей»? Выставление оценок.


Заключение

Студенты посредством деловой игры закрепили умения и знания темы «Права и обязанности родителей и детей». В начале занятия преподаватель настроил студентов на учебный процесс.

Актуализация знаний, помогла повторить и закрепить полученные знания по данной теме. Деловая игра, помогла студентам добиться целей, которые были поставлены в начале занятия, а именно научились выявлять детей нуждающихся в социальной защите и применять НПА в практических заданиях по вопросам ограничения в родительских правах и лишении родительских прав.

Для формирования общих и профессиональных компетенций использовался метод имитационного моделирования.

Занятие прошло в спокойной и положительной атмосфере. Студенты всей группы приняли активное участие на занятии. Основная цель занятия была выполнена. Студенты показали хорошие знания по теме «Права и обязанности родителей и детей».

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь