Методические указания по проведению деловой игры




Проведению деловой игры предшествует тщательная предварительная подготовка к ней. Начальным этапом этой подготовки является ее обстоятельный разбор в учебной группе, на который выделяется до двух часов учебного времени.

В начале разбора преподаватель представляет студентам до 15 минут времени на ознакомление со сценарием игры. Далее преподаватель доводит до студентов цели проведения предстоящей деловой игры, кратко разъясняет им существо фабулы или проблемы (ситуации), подлежащей разрешению, поясняет особенности правового статуса участников игры (их права и обязанности), касается процедурных вопросов, отвечает на вопросы студентов.

Очень важно, чтобы по окончании разбора игры у студентов не оставалось неясных вопросов, сомнений. В связи с этим им следует вести активный заинтересованный диалог с преподавателем, ставя перед ним вопросы.

После этого наступает процедура распределения ролей. Следует отметить, что приветствуется самовыдвижение студентов на роли. Однако преподаватель во избежание излишних споров должен убедить студентов в важности и общественной значимости всех ролей, предусмотренных сценарием. Получив роль, необходимо, выражаясь языком артистов, осознанно войти в нее, то есть понять и осознать, что от тебя требует эта роль, а именно: каких знаний, навыков, умений, полномочий, которыми закон наделил данное должностное лицо. При любых неясностях относительно правового статуса исполняемой роли необходимо задать вопросы преподавателю.

В задании по подготовке студентов к деловой игре преподаватель перечисляет законы и другие нормативные правовые акты, например, положения о государственных органах, в которых отражены процедурные вопросы и правовое положение тех или иных органов и должностных лиц. Этот нормативный материал особенно в части избранной студентом роли надлежит изучению особенно тщательно.

В заключении преподаватель назначает время проведения консультации за 1-2 дня до проведения деловой игры.

Начиная подготовку к деловой игре, студенту следует вдумчиво, не торопясь вновь прочитать ее сценарий, представить себя в роли соответствующего должностного или иного лица, вообразить, как бы действовал в данной ситуации, если бы реально занимал эту должность, какими знаниями, навыками и умениями должен был бы обладать, какие полномочия были бы необходимы для успешного исполнения должностных (служебных) обязанностей. После осуществления такого умственного процесса тебе станет ясно, что ты имеешь весьма смутное представление об особенностях и характере деятельности должностного лица, которого ты будешь представлять на игре. Это убедит тебя в необходимости основательной подготовки к деловой игре.

В первую очередь необходимо тщательно изучить те законы и иные нормативные акты в части, касающейся твоей роли, которые рекомендованы преподавателем. При этом особое внимание следует обратить на задачи, которые законом возложены на орган, который ты представляешь, и на полномочия, которыми наделено интересующее тебя должностное или иное лицо.

Сопоставив эти задачи и полномочия с подлежащей разрешению жизненной ситуацией, предлагаемой в сценарии игры, ты найдешь оптимальное законное разрешение проблемы. Рекомендуется, не надеясь на память составить обстоятельный письменный конспект своего выступления на деловой игре. При этом предлагаемое тобой решение должны быть мотивированным, содержать ссылки на закон. Само выступление должно быть живым, интересным, насыщенным по возможности примерами и фактами. Следует быть готовым ответить на вопросы других участников игры. На консультации, проводимой накануне игры, необходимо снять все неясности и сомнения, возникшие в процессе подготовки к ней. Можно обговорить с преподавателем вопрос о целесообразности предлагаемой структуры выступления на деловой игре. Игра протекает в строгом соответствии с ее сценарием. При этом всем студентам следует проявлять активность и находчивость, ставить перед участниками игры вопросы, включаться в дискуссии, соблюдая, однако, необходимый такт. Замечено, что живо, интересно проведенная игра оставляет у студентов хорошее впечатление и вызывает интерес к дальнейшему участию в подобных играх.

По окончании игры преподаватель предоставляет слово экспертам для заключения, Первый эксперт в течение 5-6 минут рассматривает подготовленность студентов к деловой игре, активность ее участников, их компетентность, конструктивность внесенных ими предложений. Он кратко анализирует выступления всех участников, отмечая как положительные, так и отрицательные моменты, дает им оценку. При этом учитывается активность студентов, знание ими законодательства, полномочий соответствующего должностного или иного лица, аргументированность внесенных предложений. Экспертом дается оценка и в целом учебной группе. Второй эксперт может согласиться с первым или высказать свою точку зрения по поводу проведенной игры, дополнить его.

Преподаватель, не повторяя сказанного экспертами, подводит итог проведенному занятию, кратко анализирует заключение экспертов. При этом он обращает внимание на полноту достижения поставленных перед студентами целей, на недостатки и положительные стороны, высказывает свое суждение том, что могло бы способствовать активизации деловой игры, повышению ее результативности.

Студенты также могут высказать мнение о путях совершенствования этого вида занятий.

В заключение преподаватель объявляет оценки всем участникам деловой игры.

Цели деловой игры:

■ закрепление знаний студентов по семейному праву;

■ приобретение студентами навыков рассмотрения дел в гражданском суде;

■ получение студентами навыков публичных выступлений в суде.

 

Вариант ситуации, предлагаемой для обсуждения:

 

В Советский районный суд поступило заявление из комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования, в котором заявители просят суд решить вопрос о лишении родительских прав супругов Иванова Михаила Степановича, 1975 года рождения и Иванову Светлану Петровну, 1978 года рождения, проживающих по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Солина, дом 17, кв. 10, на иждивении которых находятся малолетние дети Иванов Алексей, 2001 года рождения и Иванова Наталия, 2009 года рождения.

Свою просьбу заявители мотивируют следующим:

Супруги Ивановы на протяжении последних нескольких лет ведут явный антиобщественный образ жизни. Согласно справке, полученной от участкового инспектора ГОМ-1 УВД г. Улан-Удэ Струнова Л.К., курирующего участок по месту жительства ответчиков, они более трех лет нигде не работают, перебиваются случайными заработками, регулярно устраивают в занимаемой ими квартире распитие спиртных напитков, в том числе с участием приходящих к ним лиц. Соседи по подъезду только за последние несколько месяцев неоднократно обращались в милицию по факту нарушения общественного порядка супругами Ивановыми и приходящими к ним лицами, в связи с чем в дежурной части ГОМ-1 зафиксировано 12 выездов нарядов полиции, которые заставали на месте нетрезвую компанию, сопровождавшую свой досуг громкой музыкой, в том числе в ночное время, а также нецензурной бранью и словесными угрозами в адрес соседей, пытавшихся призвать дебоширов к порядку. По данным фактам составлялись протоколы об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых принимались решения о наложении административных взысканий.

Так, согласно справке начальника ГОМ-1 УВД г. Улан-Удэ Семенова С.А., Иванов М.С. и Иванова С.П. в течение последнего года подвергались мерам административного воздействия по фактам совершения ими деяний, квалифицируемых как мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ), в общей сложности 5 раз, что говорит об устойчивом характере их антиобщественного поведения. Дважды наряд милиции фиксировал факты употребления в квартире наркотиков.

Согласно справке, выданной городским наркологическим диспансером, Иванов М.С. и Иванова С.П. состоят на учете в этом заведении соответственно с 1998 и 1999 гг.

В отношении детей Алексея и Наталии супруги Ивановы практически не выполняют родительских обязанностей. Согласно справке заведующей МДОУ № 18 "Калинка" Сидоровой В.Д. Иванова Наталия посещает детский сад нерегулярно, на ее теле периодически появляются синяки и ссадины. Со слов девочки это является результатом побоев со стороны родителей, мотивировать которые она не в состоянии. Кроме того, она неоднократно жаловалась, что родители нередко забывают ее вовремя кормить, в то время как сами устраивают праздники с собутыльниками. Согласно характеристике, полученной из средней общеобразовательной школы № 26 в отношении Алексея Иванова, мальчик учится крайне плохо, мотивируя это невозможностью подготовки уроков по месту проживания, отличается слабым здоровьем и неадекватным поведением, выражающимся в спонтанной агрессивности, замыкании в себе и иных проявлениях. В связи с невыполнением супругами Ивановыми обязанностей по воспитанию и обучению детей только за последние десять месяцев комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривала вопрос о привлечении их к административной ответственности по ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 3 раза. Однако члены комиссии сошлись во мнении, что применяемые меры явно неадекватны характеру и степени той антиобщественной направленности, которую приобрели деяния супругов Ивановых.

На основании изложенного комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав просит суд решить вопрос о лишении родительских прав Иванова Михаила Степановича, 1975 года рождения и Иванову Светлану Петровну, 1978 года рождения, поскольку в их деяниях налицо признаки уклонения от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми путем физического и психического насилия над ними. Кроме того, они являются больными хроническим алкоголизмом, что в соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ также является основанием для лишения их родительских прав.

С учетом изложенного и принимая во внимание малолетний возраст находящихся на иждивении у ответчиков детей, комиссия полагала бы возможным решить одновременно вопрос о передаче Алексея и Наталии Ивановых на основании п. 5 ст. 71 Семейного кодекса РФ на попечение органа опеки и попечительства.

К заявлению прилагаются:

1. Справка участкового инспектора Степанова Л.К.

2. Выписка из журнала дежурной части ГОМ-1 УВД г. Улан-Удэ по учету выездов нарядов полиции по заявлению граждан.

3. Справка начальника ГОМ-1 УВД г. Улан-Удэ Семенова С.А. о случаях привлечения Иванова М.С. и Ивановой СП. к административной ответственности за мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ).

4. Справка из городского наркологического диспансера.

5. Справке заведующей МДОУ № 18.

6. Характеристика из средней общеобразовательной школы № 26 в отношении Иванова Алексея.

7. Копии решений комиссии по делам несовершеннолетних и

защите их прав о привлечении к ответственности супругов Ивановых.

8. Копии заявления для ответчиков в количестве 2-х экз.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: