Философия экзистенциализма




Вопросы:

1. Общие понятия и основные проблемы экзистенциализма

2. Современный экзистенциализм

 

1. Общие понятия и основные проблемы экзистенциализма. Слово экзистенциализм происходит от латинского existentia – существование. Экзистенциализм или философия существования – это течение, главным предметом изучения которого стали проблемы существования человека. Крупный представитель данного течения Альбер Камю так формулирует задачи философии: «Что нужно сделать для установления справедливости, достижения истины и вселения в человека надежды?» Экзистенциализм как течение сформировался в 20-х годах XX века в Германии и Франции, и стал одним из популярных философских течений на Западе. На становление экзистенциализма большое влияние оказали философские воззрения С. Кьеркегора, Ф. Ницше, А. Бергсона, З. Фрейда и идеи русских писателей-мыслителей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Главный тезис экзистенциализма: единственной подлинной действительностью является человеческая личность – начало и конец любого знания, прежде всего, философского. Человек сначала существует, а потом уже определяет себя в мире. Человек стремиться к своей индивидуальной цели, творит себя, выбирает свою жизнь. Но он одинок в своих чувствах, он находится в пустоте, его бытие – драма, так утверждают экзистенциалисты. Они отстаивают мысль о том, что человек является абсолютной ценностью, и несмотря ни на что, должен стремиться к свободной реализации себя как личности. Экзистенциализм ставит жизнь выше познания, желание выше мышления, конкретное выше абстрактного, динамику выше статики, любовь выше закона, индивидуальное выше социального, субъективное выше объективного, внерациональное выше рационального и свободу выше необходимости.

Главные философские положения экзистенциализма:

· Существование, или экзистенция, имеет приоритет над сущностью. Иначе, существование предшествует сущности.

· Изначально люди – это животные, научившиеся выбирать. Они не рассматриваются как рациональные, политические или механические существа.

· Человечество, как объект, несвободно, однако индивидуум, как субъект, свободен.

· Мое «я» не есть «моя личность». «Личность» можно изучать и описывать. Но «я», стоящее за личностью, не поддается описанию; «я» совершенно свободно.

· У объективности нет бытия; только субъективное существует реально.

· Значение и ценности обретаются через бытиё, жизнь, волю и действие. Форма, сущность и структура не имеют значения.

Каковы причины возникновения философии экзистенциализма? В философии ХХ века культ разума был переосмыслен кровавыми уроками 1 и 2-ой мировых войн. Сила и мощь разума человека были дискредитированы. Особенно остро это переживалось в странах, потерпевших поражение. И не случайно, что эпицентром возникновения экзистенциализма стала Германия, а затем и Франция.

В своих взглядах экзистенциалисты опирались на идеи датского философа Сёрена Кьеркегора (1813 – 1855). Кьеркегор обвинял рациональную философию в абстракционизме и сухости по отношении к человеку. Философы, считал Кьеркегор, превыше всего ставят что-то всеобщее – дух, материю, Бога, прогресс или отвлеченную истину, забывая о главном в философии – человеке. А если анализируют человека, то только его сущность, не замечая за абстрактной сущностью живого индивида с его страданиями. Центральной проблемой Кьеркегора была проблема выбора. В книге «Наслаждение или долг» он пишет: «Выбор необходим, решайся: «или – или». Сама ситуация выбора «потрясает» душу человека своей неизбежностью, ибо она ущемляет свободу. Неизбежность выбора, принятие решения несет трагедию, психическое переживание. Она навязана человеку извне (Богом ли, обществом ли) и заставляет выбирать независимо от того, хочет этого человек или нет. Выбор экзистенциален». Кьеркегор утверждал, что хотя наш выбор глубоко безразличен существованию, но всё же человек должен сделать свой выбор так, чтобы выбрать самого себя и своего Бога, который и есть он сам. Безнравственность по Кьеркегору, заключается в том, что человек хочет «забыться в общем» (в Боге ли, в социуме ли). Истина же – в нем самом.

2. Современный экзистенциализм. Философия существования не представляет собой единого учения. Каждый из ее главных представителей создает как бы свое учение. Каждый из философов-экзистенциалистов анализирует определенные аспекты человеческих отношений. Крупнейшими представителями экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1888 – 1976) и Карл Ясперс (1883 – 1969), французские философы Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) и Альбер Камю (1913 – 1960), испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883 – 1955) и другие.

Хайдеггер – выдающийся философ XX века. Выстраивая экзистенциальную онтологию в книге «Бытиё и время», Хайдеггер идет от человеческого существования (Dasein) к бытию, миру каким он видится человеку и «выстраивается» вокруг него. До Хайдеггера философы рассматривали бытиё (Sein) и человека в отдельности. Хайдеггер утверждает, что Dasein первично, это бытиё – сознание, и это сознание не познающего субъекта, а страдающее сознание. Поэтому мир, бытиё оказываются как бы окрашенными в эмоциональные тона (страха, вины, заботы). Забота (Sorge) – важнейшая категория экзистенциализма. У Хайдеггера даже употребляется формула: «Человек есть забота». Человек постоянно озабочен, это и есть его бытиё в мире («In-Der-Welt-Sein»). Философию Хайдеггера часто называют фундаментальной онтологией – учением о бытии человека в мире.

Ясперс ввел в философию понятие «пограничной ситуации» и связанное с ней понятие «раковины», или «футляра» (Gehäuse). Человек в целях самосохранения живёт как бы в «раковине», прячась от острых кризисных положений («пограничных ситуаций»). Но спрятаться трудно, поэтому человека всю жизнь сопровождают страх, отчаяние, страдание, вина. «Пограничные ситуации» по существу неразрешимы, они ведут либо к параличу, либо к компромиссу. По мнению Ясперса, и то, и другое – не выход.

Центральной темой в философии Сартра проблема свободы и ответственности. По Сартру, свобода человека абсолютна: «Человек не может быть то свободным, то рабом, он полностью и всегда свободен или его нет». Человек осуществляет свою свободу в акте выборе, но не простом, а когда решения избежать нельзя, например, в ситуациях жизни и смерти, или при решении жизненно важных проблем. Такое решение Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свой жизненный путь на многие годы вперёд. Сартр неоднократно повторяет, что человек осуждён быть свободным. Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше и т.д. Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за всё, что он совершает, за самого себя: «Всё, что со мной происходит, – моё».

Другой французский экзистенциалист и писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературы (1957) Альбер Камю, сосредотачивал своё видение на проблеме поиска смысла жизни. Писатель приходит к убеждению, что смысл нашего существования обнаруживается на грани жизни и смерти. Жизнь и смерть неразрывно связаны между собой. Человеческое существование постоянно сопровождается смертью одних вещей, идей и событий, и рождением других вещей. Смысл жизни в том и состоит, чтобы постоянно преодолевать тлен смерти. Невозможно остановить процесс превращения нашего жизненного мира в небытиё, но осмысленными действиями человек вполне способен вносить порядок в мир и сохранять жизнь. Камю считал, что проблема смысла жизни также связана с отношениями личности и общества. Общество содержит набор принципов, норм и правил, регулирующих поведение индивида. Овладение ими есть процесс социализации, в ходе которой люди занимают своё место в обществе и начинают выполнять отведенные им социальные роли. Но этот процесс может принять механический характер, исключающий индивидуальное творчество. Именно тогда человек превращается в марионетку или живого робота. Люди начинают возводить социальные нормы и правила в культ, забывая при этом, что эти регуляторы не более чем средства деятельности и не являются самодостаточными. Фетишизация данных средств становится основой социальной нетерпимости и третирования инакоживущих. Выход Камю видел в бунте человека против закостенелого общества, который он рассматривал как одно из прав человека. Целью бунта без насилия является обновление человека и общества, и обретение свободы.

Английский писатель и философ Колин Уилсон, считает философию Хайдеггера и Сартра пессимистической, и поэтому не имеющей будущего для своего развития. Уилсон написал шеститомную работу "Посторонний" (The Outsider), которая положила начало оптимистическому экзистенциализму. Уилсон говорит о новом понимании свободы, которая состоит в расширении и углублении сознания путем различных методов психоанализа, психотерапии и медитации. Философия Уилсона глубоко оптимистична и направлена, прежде всего, на возрождение человеческого духа, на его освобождение от оков стереотипов, на расширение нашего восприятия в целом.

Контрольные вопросы:

1. Что такое экзистенциализм и кто оказал влияние на его становление?

2. Расскажите о главном тезисе экзистенциализма, какие мысли отстаивают экзистенциалисты?

3. Перечислите главные философские положения экзистенциализма.

4. Каковы причины возникновения философии экзистенциализма?

5. Расскажите о философии С.Кьеркегора.

6. Что было центральной проблемой в философии С. Кьеркегора?

7. Перечислите крупнейших представителей философии экзистенциализма

8. Каковы основные работы Мартина Хайдеггера. В чем суть его экзистенциальной онтологии?

9. Что Хайдеггер считает наиболее важной категорией экзистенциализма?

10. В чем суть формулы Хайдеггера: «Человек - это забота»?

11. Каковы особенности взглядов Хайдеггера на бытие и человека?

12. Какие понятия Карл Ясперс ввел в философию?

13. Почему, по словам Ясперса, человека всю жизнь сопровождают страх, отчаяние, страдание, вина?

14. Что, по словам Ясперса, делает человек для самосохранения?

15. Что является центральной темой в философии Сартра?

16. В чем, по словам Сартра, человек осуществляет свою свободу?

17. Что такое экзистенциальный выбор, по Сартру?

18. Какой проблеме был посвящен труд Альберта Камю?

19. В чем смысл жизни, согласно А. Камю?

20. Как, согласно Камю, человек может навести порядок в мире и спасти жизнь?

21. Опишите особенности взаимодействия человека и общества с точки зрения А. Камю?

22. В каких случаях, по словам А. Камю, человек может превратиться в марионетку или живого робота?

23. В чем смысл и цель восстания человека против окостеневшего общества с точки зрения А. Камю?

24. Как Колин Уилсон понимает свободу?

25. Какова цель философии Колина Уилсона?

Задачи для самостоятельной работы по учебным вопросам:

 

1. В работе «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» А. Камю так рассуждает об известном герое древнегреческих мифов.

«Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадёжный труд. …Этот миф трагичен, поскольку его главный герой наделён сознанием. О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех? Сегодняшний рабочий живёт так всю свою жизнь, и его судьба не менее трагична. Но сам он трагичен лишь в те редкие мгновения, когда к нему возвращается сознание. Сизиф, пролетарий богов, бессильный и бунтующий, знает о бесконечности своего печального удела, о нём он думает во время спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу. Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение».

2. Прокомментируйте отрывок из работы А. Камю.

1. Что обозначает понятие «абсурд» в философии А. Камю? Почему Сизиф, в понимании Камю, абсурдный герой?

2. Преодолим ли абсурд существования? Каковы способы его преодоления?

3. В чём состоит победа Сизифа? Почему, по мнению писателя, «ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу»?

4. Как, в представлении философа, связаны между собой абсурд и бунт?

3. Какие проблемы современной философии отражены в данных рисунках, и какому направлению они относятся?

 

Интересные факты:

· Хайдеггер известен не только как выдающийся философ и автор целого ряда интересных и сложных идей, но и как довольно поэтичный мыслитель. Свои работы он писал, используя диалектный немецкий язык в очень серьезных научных трудах. Возможно, дело в том, что речь и язык он наделял очень большим значением. Хайдеггер полагал, что обладание речью – одно из необходимых условий бытия человека в повседневности. При этом он не считал глухих или немых людей выброшенными за пределами бытия: он считал, что глухота или немота просто усугубляют проблемы любого человека. Философия Хайдеггера неотделима от его языкотворчества – он основывался на семантическом родстве однокоренных слов и поиске смысловых связей между созвучными словами. Мыслитель считал, что так он сможет найти первичную языковую основу. Но одновременно очень усложнял работу переводчиков.

· Хайдеггер чуть было не стал монахом-иезуитом. Будущий философ родился в небогатой католической семье. Отец его был ремесленником и церковнослужителем нижней ступени в костеле святого Мартина, в честь которого и назвал сына. Мать была простой крестьянкой. Осенью 1909 года, когда Хайдеггеру было 20, он собирался принять постриг в иезуитском монастыре. Если бы он осуществил свои намерения, мир, вероятно, так и не увидел фундаментальных философских работ Хайдеггера. Ведь обет послушания явно не предусматривает споров о природе религии. Но проявившаяся у Хайдеггера в это время болезнь сердца разрушила его планы о постриге, и в итоге Мартин пошел в преподаватели, женился на своей студентке и стал отцом.

· Хайдеггеру запрещали преподавать из-за его симпатий нацисткой идеологии. Карьера философа во Фрайбургском университете началась с работы приват-доцентом на теологическом факультете. Хайдеггер читал курс лекций «Основные линии античной и схоластической философии». Через некоторое время он перевелся в Марбургский университет, где написал работу, давшую ему широкую известность, - «Бытие и время». После шестилетнего перерыва он вернулся во Фрайбург и занял кафедру ушедшего в отставку Гуссерля. А еще через пять лет, после прихода к власти нацистов, Хайдеггер стал ректором университета. Вот тут и начинается не слишком красивая глава в его биографии – он вступает в национал-социалистическую немецкую партию, и проявляет себя активным политическим деятелем. Хайдеггер оставался активным членом НСДАП до самого окончания Второй мировой. В военных действиях он не участвовал в силу слабого здоровья, но числился в войсках ополчения и в 1944 году был призван в фольксштурм – отряды народного ополчения Третьего рейха. В апреле 1945 года Хайдеггер оказался на оккупированной французскими войсками территории и был подвергнут денацификации – процедуре, призванной освободить его от влияния нацистской идеологии. Мыслителя отправили под суд, который подтвердил, что Хайдеггер сознательно поддерживал нацистский режим. Решением суда философ был отстранен от преподавания на 6 лет. В то же время соратники Хайдеггера считали, что его вступление в НСДАП было ошибкой, и что выйти из партии у него просто не доходили руки. Да и вообще, он не вполне правильно и разумно понимал нацистскую идеологию.

· Карл Ясперс в отличие от Шпенглера и его последователей, полагал, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Однако научно доказать это положение, по мнению Ясперса, невозможно, как невозможно доказать и обратное. Допущение этого единства он называет постулатом веры (не слепой, а умной). Таким образом, Ясперс четко заявляет о своей приверженности в объяснении исторического процесса к религиозной традиции. История, имеет свое начало и свой конец. Ее движение определяется силой Провидения. Таким образом, Ясперс возвращается к линейной схемы истории.

· Обращаясь к религии, Ясперс считает, что в явлении Христа верят только христиане, только для них оно является осевой (центральным) событием истории. Весь мир, индусское-буддийский, мусульманский остается как бы в стороне от мирового исторического процесса. Поскольку вера, по Ясперсу, является основой и смыслом истории, то возникает вопрос: возможна ли общая для всего человечества вера, такая вера, которая не разъединяли бы, а наоборот, объединяла народы, разные культуры и цивилизации. Такую веру, по его мнению, не может предложить ни одна религия: ни иудаизм, ни христианство, ни буддизм, ни ислам. Содержание конкретных вероучений часто служил источниками раздора и непонимания между народами. Таким общим для человечества верой может быть, считает Ясперс, только философская вера.

· Биографы выделяют в жизни Камю его внутреннее одиночество. Одиночество, при том, что он был «счастливый любовник, футболист, актер-любитель, очень общительный и непринужденный человек». Но он, выходец из алжирской бедноты, всю жизнь болезненно ощущал свою отчужденность от других людей (героя повести «Чужой» он, несомненно, наделил многими своими психологическими чертами, как и «судью на покаянии» из повести «Падение»). Знаком отверженности стал для него и туберкулез, которым он заболел еще в юности. Эта болезнь, видимо, обостряла мысль писателя. Как и его социальное одиночество – одиночество бедняка, взлетевшего на вершину славы, алжирского француза (в метрополии таких звали «черноногими»). Короткий миг единения с народом в период Сопротивления сменился после войны тягостным отчуждением в 1950-е годы, когда Камю пытался посредничать в гражданской войне, разгоревшейся в его родном Алжире…

· Писатель страдал депрессиями, периодически терял способность писать, хотел не раз навсегда покинуть Европу, помышлял о самоубийстве. Биографы отмечают, что он был великим донжуаном (в «Мифе о Сизифе» писатель описывает донжуанство как один из жизненных проектов «абсурдного человека»).

· В конце жизни на вопрос о своем мировоззрении: «Вы – левый интеллигент?» - он отвечал: «Я не уверен, что я – интеллигент. А что до остального, то я за левых, вопреки себе и вопреки им самим… Я верю в справедливость, но я буду защищать сначала свою мать, а потом уже справедливость».

· В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. Точно так же в 1945 году Сартр отказался от ордена Почетного легиона. Кроме того, Сартра смущала «буржуазная» и ярко выраженная антисоветская ориентация Нобелевского комитета, выбравшего, по его словам («Почему я отказался от премии»), неудачный момент для присвоения премии – когда Сартр открыто критиковал СССР. В том же году Сартр заявил о своем отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.

· Сартр активно оказывал поддержку кубинской революции 1959 как и многие представители интеллигенции стран Третьего мира. Но потом произошёл разрыв c Кастро в 1971 из-за «дела Падилья», когда кубинский поэт Падилья был заключён в тюрьму за критику режима Кастро.

· Сартр принял активное участие в Трибунале Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме. В 1967 Международный трибунал по расследованию военных преступлений провёл два своих заседания – в Стокгольме и в Роскилде, где Сартр произнёс свою нашумевшую речь о геноциде.

· Сартр был участником революции во Франции 1968 (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы – многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956, Вьетнамской войны, вторжения американских войск на Кубу, ввода советских войск в Прагу, подавления инакомыслия в СССР. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота».

· Во время очередного протеста, переросшего в беспорядки, он был задержан, что вызвало негодование студенчества. Когда об этом узнал Шарль де Голль, он приказал выпустить Сартра: «Франция Вольтеров не сажает». Сартр умер 15 апреля 1980 года и был похоронен в Пантеоне. В некрологе, опубликованном в день похорон, говорилось: «Он был нашим Жаном Жаком Руссо».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: