По дисциплине «Токсикологическая химия»
Устный опрос – максимально 100 баллов
- правильный и полный ответ при устном опросе и обсуждении темы – 90-100 баллов
- правильный, но неполный ответ при устном опросе и обсуждении темы – 75-89 баллов
- неполный ответ с некоторыми неточностями – 50-74 баллов
- неполный ответ, отражающие основные моменты темы – 0-49 баллов
- нет ответа – 0 баллов
Оценка СРС (максимально 100 баллов) студентов 4 курса
По дисциплине «Токсикологическая химия»
№ | Критерии | балл |
1. | Полное выполнение всех требовании соответствующей формы СРС | 90-100 |
2. | Допущены незначительные ошибки, неточное выполнение задания | 75-89 |
3. | Допущены значительные ошибки, неполное выполнение задания | 50-74 |
4. | Допущены принципиальные ошибки, не выполнение заданий, несоответствие критериям СРС | 0-49 |
Соотношение СРС в процентах у студентов 4 курса
По дисциплине «Токсикологическая химия»
Наименование | в % | |
1. | Презентация | |
2. | Эссе | |
3. | Реферат | |
4. | Таблицы | |
5. | Обзор литературы | |
Тестовые задания – 10 | ||
Итого: |
Система оценки учебных достижений обучающихся
Итоговая оценка по дисциплине
Итоговая оценка складывается из рейтинга допуска и оценки итогового контроля
I = R х 0,6 + (E1 х 0,25 +E1 х 0,15), где
I – итоговая оценка
R – оценка рейтинга допуска
E – оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине)
Итоговый рейтинг состоит из 60% от рейтинга допуска и 40% оценки итогового контроля.
Экзаменационная оценка -60% оценки за тестирование и 40 % за 2-й этап экзамена
С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ | КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА | |
ФАКУЛЬТЕТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ «ФАРМАЦЕВТ-ТОКСИКОЛОГ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
Текущий контроль t – оценка уровня сформированности компетенций
|
T= (Z + N + K + P + S)/ n, где
N количества заданий по всем компетенциям
Z: z1+ z2+z3 …zn-Оценки за знания
N: n1+n2+n3 …nn– Оценки за навыки
K: к1+к2+к3…кn-Оценки за коммуникативные навыки
P: р1 + р2+р3…рn–Оценки за правовые компетенции
S: s1 +s2+s3…sn - Оценки за саморазвитие
Рейтинг допуска
Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет не менее 60%, определяется по формуле RД = (t + r1+ r2+ …rn)/Nх 0,6
t – текущий контроль
r - рубежный контроль
N – количество слагаемых
Рейтинг экзамена
Е = Е1х0,25 +Е2х 0,15,
где Е1 – баллы за I этап экзамена,
Е2 - баллы за II этап экзамена
Оценка учебных достижений студента (оценка компетенций) осуществляется на экзамене:
I этап – компьютерное тестирование оценивает: а) когнитивный компонент (знания)
б) правовую компетенцию;
II этап – прием практических навыков оценивает: а) операциональные навыки
Б) коммуникативные компетенции.
Промежуточный рейтинг:
Ый на 7 неделе
Ой на 13 неделе
Информация Департамента IT Технологии предоставляется только деканатам, для мониторинга учебной дисциплины обучающихся.
БУКВЕННО-БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание % | Оценка по традиционной системе |
А А- | 4,0 3,67 | 95-100 90-94 | Отлично |
В+ В В- | 3,33 3,0 2,67 | 85-89 80-84 75-79 | Хорошо |
С+ С С- D+ D | 2,33 2,0 1,67 1,33 1,0 | 70-74 65-69 60-64 55-59 50-54 | Удовлетворительно |
F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Список рекомендуемой литературы
|
основная:
1. Токсикологическая химия: метаболизм и анализ токсикантов: учебное пособие + СD/ под ред. Н.И. Калетиной. – М., 2008. – 1016 с.
2. Токсикологическая химия: учебник / под ред. Т.В. Плетеневой. 2-ое изд. –М., 2008. – 512 с.
3. Бергейчик Т.Х. Токсикологическая химия. М. 2009, - стр. 413
4. Байзолданов Т., Байзолданова Ш.Т. Руководства по токсикологической химии Алма-Ата. 2004. – стр. 410
дополнительная:
1. Токсикологическая химия. Ситуационные задачи и упражнения: учебное пособие / под ред. Н.И. Калетиной. – М., 2007. – 352 с.
2. Химико-токсикологический анализ. Методы исследования 2 части. Карташов В.А. Чернова Л.В. Майкоп 2011г. -281 с.
3. Токсикологическая химия 2 части Куклин В.Н., Стрелова О.Ю. Санкт-Петербург 2011г.-150 с.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»
СИЛЛАБУС
Для специальности – 5В051103- «Фармация»
Курс 4 (очное отделение)
Семестр IХ,Х
Объем учебных часов
(кредитов) - 180 часов/ 4 кредита
Лекции – 30 часов
Лабораторные занятия – 90 часов
Самостоятельная работа студентов
под руководством преподавателя
(СРСП) – 120 часов
Всего аудиторных часов – 240 часов
Внеаудиторная самостоятельная работа
студентов (СРС) – 120 часов
Форма контроля – экзамен
Алматы, 2014 г.
Силлабус разработан профессором Байзолдановым Т.Б. всоответствии с рабочей программой по дисциплине « Токсикологическая химия», обсужден и утвержден на заседании модуля «Фармацевт-токсиколог»
|
от«_____»___________2013 г., протокол №____.
Руководитель модуля «Фармацевт-токсиколог», к.х.н._______________Д.Т.. Балпанова
1.7 Сведения о преподавателях модуля (дисциплины):
№ | Ф.И.О. преподавателя | Должность | Ученая степень, ученое звание | Научные интересы, достижения | |
Байзолданов Толеген Байзолданович | Руководитель модуля | д.ф.н. | профессор | специалист в области токсикологической химии и химико-токсикологического анализа. 150 трудов. | |
Илахунов Хасан Махмутович | преподаватель | -- | -- | Судебно-медицинский эксперт-химик высшей категории. Более 5 трудов. |
1.8 Контактная информация: Алматы, ул. Толе би, 94. Учебный корпус 1, третий этаж. Телефон: 292-64-87 (внутр.241).
1.9 Политика дисциплины:
Студент обязан:
· активно участвовать в учебном процессе, проявляя творчество и индивидуальность;
· посещать все виды аудиторных занятий (лекции, практические занятия);
· готовиться к каждому занятию (чтение заданного материала и выполнение заданий по ним);
· своевременно выполнять и сдавать работу строго по календарному графику;
· документально подтверждать пропущенные аудиторные занятия по уважительной причине;
· отрабатывать все пропущенные занятия в указанное преподавателем время;
· не опаздывать на занятия;
· не отвлекаться во время занятий;
· отключать на время занятий сотовые телефоны;
· проявлять уважительное отношение к преподавательскому и вспомогательному персоналу
модуля;
· соблюдать культуру поведения;
· бережно относиться к имуществу модуля;
· иметь опрятный внешний вид и манеры поведения.
Штрафные меры при невыполнении разделов работы: за неисполнение обязанностей к студенту могут быть применены меры воспитательного воздействия, включая дисциплинарные.
ПРОГРАММА
Введение.
Токсикологическая химия является одной из специальных фармацевтических дисциплин, занимающихся изучением молекулярных и физиологических механизмов действия токсичных веществ и продуктов их метаболизма, химических методов, их изолирования, идентификации и количественного определения в различных объектах.
В комплексе фармацевтических наук токсикологической химии принадлежит определенная общеобразовательная и воспитательная роль, так как она прививает навыки научного исследования, постановки и тщательного проведения опыта в точно определенных условиях, построения логически правильных выводов, вытекающих из полученных данных, а также документального их оформления.
Программа включает изучение разных направлений современной токсикологической химии: судебно-химической, клинической, наркологической, экологической и рассматривает вопросы этих направлений по двум основным разделам токсикологической химии: биохимической и аналитической токсикологии.
2.2 Цель дисциплины: формирование у обучающихся теоретических знаний, практических навыков, умений, необходимых для проведения химико-токсикологического анализа токсичных веществ в различных объектах и правильной оценки полученных результатов.
2.3 Задачи обучения:
· дать студентам знания об основных принципах, порядке организации, проведения химико-токсикологической экспертизы и аналитической диагностики острых отравлений, наркоманий в соответствии с действующим законодательством;
· дать студентам знания о свойствах (физических, химических), токсикодинамике и токсикокинетике ксенобиотков и их метаболитов;
· дать студентам методологию проведения химико-токсикологического анализа токсикологически важных веществ на этапах проведения химико-токсикологической экспертизы и аналитической диагностики острых отравлений, наркоманий;
· сформировать у студентов умения и навыки проведения химико-токсикологического анализа токсикологически важных веществ в соответствии с принципами и требованиями GLP.
2.4 Конечные результаты обучения:
студент должен знать:
· организационно-правовые, юридические и методологические основы проведения химико -токсикологической экспертизы и аналитической диагностики при острых отравлениях ядовитыми, сильнодействующими, наркотическими и одурманивающими веществами;
· современную номенклатуру ядовитых, сильнодействующих, наркотических и одурманивающих веществ и их физико-химические характеристики;
· вопросы биохимической токсикологии (токсикокинетика, токсикодинамика и биотрансформация чужеродных соединений в организме);
· методологию системного химико-токсикологического анализа на основе принципов GLP;
· современные биоаналитические, физические, химические и физико-химические методы, используемые в химико-токсикологическом анализе;
· особенности анализа и интерпретации результатов исследования при проведении судебно-химической экспертизы, аналитической диагностики острых и хронических отравлений;
· особенности химико-токсикологического анализа наркотических и одурманивающих веществ. Освидетельствование живых лиц на предмет потребления наркотических и одурманивающих веществ;
· общие принципы и методы (алгоритмы) детоксикации при отравлении токсикантами различных групп.
Исходя из принципов и требований GLP студент должен уметь:
· самостоятельно работать со специальной литературой, вести поиск для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и приложения, конкретно применяемые в решении задач проведения химико-токсикологической экспертизы и аналитической диагностики отравлений, наркоманий);
· проводить судебно-химические исследования вещественных доказательств на различные токсические вещества, основываясь на знании вопросов биохимической и аналитической токсикологии и используя комплекс современных биологических, физико-химических и химических методов анализа;
· осуществлять аналитическую диагностику острых отравлений с учетом особенностей проведения химико-токсикологического анализа в условиях оказания экстренной медицинской помощи больным с острыми отравлениями;
· осуществлять аналитическую диагностику наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в биологических средах организма человека;
· интерпретировать результаты химико-токсикологического анализа применительно к исследованию биологических объектов, учитывая процессы биотрансформации токсических веществ и возможности аналитических методов исследования;
· документировать проведение лабораторных и экспертных исследований, составлять экспертное заключение.
2.5 Пререквизиты дисциплины: неорганическая химия, физика, аналитическая химия, органическая химия, физическая и коллоидная химия, биологическая химия,общие методы исследования и анализ лекарственных средств, фармакология.
2.5 Постреквизиты дисциплины: фармацевтическая химия, технология лекарств, фармакогнозия.
2.6 Краткое содержание дисциплины. Токсикологическая химия – это специальная дисциплина, изучающая:
- методы выделения, обнаружения и количественного определения как самих токсикологически важных веществ, так и продуктов их метаболизма, выделенных из объектов исследования (вещественных доказательств), которыми могут быть внутренние органы трупов людей и животных, пищевые продукты, выделения людей, одежда, вода, воздух и другие объекты внешней среды;
- правовые и методологические основы химико-токсикологической экспертизы. Основные документы, регламентирующие работу в области проведения химико-токсикологической экспертизы. Составление заключения эксперта-химика, химика-токсиколога;
- общие закономерности распределения веществ в организме. Основные токсико-кинетические параметры распределения;
- основные пути биотрансформации чужеродных соединений;
- выбор, правила отбора и направления объектов исследования на анализ;
- химико-токсикологический анализ различных групп токсичных веществ (лекарственных, наркотических, металлических и др.);
- аналитическую диагностику острых отравлений, наркоманий и токсикоманий.
2.7 Тематический план: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (лекций, практических занятий, самостоятельных работ под руководством преподавателя*, самостоятельной работы)
Тематический план лекций
№ п/п | Тема | Продолжительность занятий |
Кредит 1 | ||
1-2 | Введение в токсикологическую химию. Основные разделы токсикологической химии. Основные направления химико-токсикологического анализа (ХТА). Организация проведения судебно-медицинской экспертизы в РК. | 2 часа |
3-4 | Биохимическая токсикология. Токсикокинетика чужеродных соединений. Общие закономерности распределения веществ в организме. Факторы, влияющие на распределение. Основные токсикокинетические параметры распределения. О6шая характеристика токсического действия. | 2 часа |
5-6 | Биотрансформация чужеродных соединений в организме. Этапы и основные пути биотрансформации. Факторы, влияющие на метаболизм чужеродных соединений. Мета6олиты и токсичность. | 2 часа |
Всего часов: | 6 часов | |
Кредит 2 | ||
Группа веществ, изолируемых экстракцией и сорбцией. Лекарственные вещества. Методы изолирования (выделения) лекарственных веществ из биологических объектов при проведении судебно-химического анализа. Сравнительная характеристика общих и частных методов. Теоретические основы. Способы и методы очистки. | 1 час | |
Методы о6наружения и определения лекарственных веществ при проведении химико-токсикологической экспертизы. Барбитураты в ХТА. | 1 час | |
Методы о6наружения и определения лекарственных веществ при проведении химико-токсикологической экспертизы. Алкалоиды в ХТА. | 1 час | |
Всего часов: | 3 часа | |
Кредит 3 | ||
Введение в клиническую токсикологию. Предмет, задачи и основные разделы. Организационно-правовые вопросы аналитической диагностики острых отравлений. Документация химико-токсикологической лаборатории. | 1 час | |
Организация оказания специализированной помощи при острых отравлениях химической этиологии. Клиника отравлений. Клиническая диагностика. Методы дезинтоксикационной терапии. | 1 час | |
Роль ХТА в диагностике острых отравлений. Требования к ХТА. Принцип рационального сочетания методов. Скрининг-анализ. Количественный анализ. Требования к составлению заключения. | 1 час | |
Всего часов | 3 часа | |
Кредит 4 | ||
Введение в наркологию. Организация службы аналитической диагностики наркомании, токсикомании. Основные документы, регламентирующие деятельность химико-токсикологических лабораторий. Задачи химико-токсикологической службы при оказании наркологической помощи. | 1 час | |
Объекты исследования на наркотические вещества. Подготовка проб. Особенности ХТА средств, вызывающих одурманивание. Выбор методов анализа. Комплексный подход при выборе методов. | 1 час | |
Направленный анализ отдельных групп наркотических веществ (опиаты, каннабиноиды, фенилалкиламины, ЛСД). Фармакокинетика, метаболизм. Доказательство в различных объектах исследования. | 1 час | |
Всего часов | 3 часа | |
Кредит 5 | ||
1-2 | Группа веществ, изолируемых экстракцией органическими растворителями. Пестициды. Общая характеристика группы. Классификация. Токсичность. Поведение в организме. Методы ХТА. Клиника отравлений. Клиническая диагностика. Методы детоксикации организма. | 1 час |
3-4 | Методы определения в биологических объектах пестицидов, представляющих наибольший интерес в химико-токсикологическом отношении. | 1 час |
5-6 | Группа веществ, изолируемых экстракцией водой в сочетании с диализом. Общая характеристика группы. Токсичность. Обоснование выбора объекта исследования. Способы определения рН среды объекта исследования. Мембранная фильтрация и диализ. Методы химико-токсикологического анализа. | 1 час |
Всего часов | 6 часов | |
Кредит 6 | ||
Группа веществ, изолируемых из биологических объектов минерализацией. Экология окружающей среды и распространенность отравлений соединениями тяжелых металлов и мышьяка. Общая характеристика группы. Физико-химические свойства и механизмы токсичности. Вопросы токсикокинетики (всасывание, распределение, выведение). | 1 час | |
Методы изолирования соединений тяжелых металлов и мышьяка из биологических объектов. | 1 час | |
Дробный метод анализа «металлов». Особенности. Принципы и способы разделения ионов металлов. Органические реагенты в дробном методе анализа. Дробный анализ на отдельные ионы. Методы количественного определения «металлических» ядов. | 1 час | |
Всего часов | 3 часа | |
Кредит 7 | ||
Группа веществ, изолируемых дистилляцией. Общая характеристика группы. Методы изолирования. Методология общего ненаправленного анализа дистиллятов на «летучие яды» (аналитический скрининг). | 1 час | |
Химический метод анализа летучих ядов. | 1 час | |
Проблема экспертизы алкогольного опьянения. Токсикокинетика этилового спирта. Количественная диагностика опьянения. Методы анализа, применяемые в наркологии и химико-токсикологичесой экспертизе. Газохроматографический метод исследования этилового спирта. | 1 час | |
Всего часов | 3 часа | |
Кредит 8 | ||
Вредные пары и газы. Оксид углерода. Токсичность. Токсикокинетика. Клиническая диагностика. Метод гипербарической оксигенации в комплексе методов дезинтоксикационной терапии. | 1 час | |
2-3 | Методы обнаружения и количественного определения в крови карбоксигемоглобина. | 1 час |
Всего часов | 3 часа | |
ИТОГО: 30 часов |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ