Особенности проведения клинической беседы




Клиническая беседа – один из основных методов врачебной деятельности. Умелое, профессиональное ее построение и проведение во многом определяют качество диагностики болезненных состояний и эффективность терапии больных, в связи с чем освоение и совершенствование навыков беседы относится к наиболее важным разделам общей системы подготовки будущего врача.

Беседа с больным в каждом конкретном случае носит сугубо индивидуальный характер, что объясняется самыми разнообразными причинами, связанными как с больным, так и с самим врачом. С одной стороны, это возраст больного, уровень его образования, осведомленность в медицинских вопросах, отношение к болезненным проявлениям, опыт общения с медицинскими работниками, состояние и специфика нервно-психических функций. С другой – специальность и квалификация врача, его темперамент и склад мышления и т. д. Поэтому разработка и рекомендация к усвоению какой-либо универсальной формы клинической беседы представляется проблематичной. В то же время беседа, как и любой другой метод, содержит ряд основных моментов и особенностей, знание которых может оказаться полезным студентам и начинающим врачам в овладении профессиональными приемами общения с больным. На их освещение и направлено настоящее пособие.

Прежде всего следует подчеркнуть, что беседа преследует две взаимосвязанных цели – информационную и терапевтическую. Первая заключается в получении от больного сведении о болезненных проявлениях и касающихся их обстоятельствах, что в комплексе с результатами других методов исследования позволяет составить достаточно реальную картину заболевания. Смысл второй цели определяется влиянием слова как чрезвычайно мощного фактора психологического воздействия на психику человека, тем более человека больного, нередко ждущего от врача решения своей судьбы. Названные цели и определяют суть и форму беседы.

Одним из главных условий достижения целей беседы является хороший контакт с больным. Он может быть осуществлен только при внимательном и доброжелательном отношении к пациенту. Для этого важно выработать в себе умение выслушивать больного, понимать его переживания, заботы и опасения. Установлению контакта мешают спешка, отвлечение на другие дела и манипуляции. Во время беседы необходимо сохранять ровный, спокойный тон. Раздражительность, плохое настроение или, напротив, излишняя веселость врача вызывают негативную реакцию больного и его недоверие к врачу. Сказанное не значит, что врач не может пошутить с больным, а в некоторых случаях сделать замечание в императивной форме. Иногда это даже полезно, но допустимо лишь тогда, когда врач на основании своего опыта уверен в целесообразности применения именно такого рода приемов общения с пациентом.

С одними больными контакт устанавливается легко и быстро, буквально с первых слов беседы. С другими – постепенно, в процессе повторных встреч, что требует от врача терпения и выдержки.

Большую роль в установлении доверительных отношений с больным играет и беседа на отвлеченные, не связанные непосредственно с болезнью, темы. Причем это нередко оказывается полезным и самому врачу, т. к. способствует расширению его кругозора за счет информации, получаемой от пациента.

Важное значение в завоевании доверия больного имеет авторитет врача. Дело в том, что многие пациенты уже до встречи с ним наслышаны о нем, его достоинствах и недостатках от других лиц – соседей по палате, ожидающих приема в поликлинической очереди, знакомых и т. д. Поэтому корректное общение с каждым первичным больным, естественно, повышает авторитет врача, что в свою очередь способствует расположению к нему новых пациентов.

В установлении контакта большую роль играет внешний вид врача – выражение его лица, глаз, мимика, жестикуляция, то как он одет, причесан. Отношение врача к больному, отраженное в его мимических проявлениях, глазах, движениях, быстро улавливается пациентом и ведет к адекватной ответной реакции. Поэтому положительный эмоциональный отклик больного вызывается только неподдельным интересом к нему врача и искренним стремлением помочь ему. Напротив, скука, равнодушие, безучастность, буквально написанные на лице врача или проявляющиеся в жестах, могут оттолкнуть пациента и исключить всякое его желание к общению.

Опыт показывает, что при беседе желательно смотреть в глаза больному, изучать его мимику, движения, стараясь одновременно понять состояние и переживания пациента, а также отмечать внешние признаки болезни – цвет кожи, высыпания, оволосение, преждевременное старение и т. п. Такой прием целесообразен по ряду причин. Он помогает сосредоточиться, сконцентрировать все внимание на больном и одновременно отвлечься от иных проблем, беспокоящих, быть может, в данный момент самого врача (забота о других больных, житейские и личные дела), что крайне необходимо для достижения целей беседы. Внимание, проявляемое к пациенту, не остается незамеченным им и вызывает ответное расположение. Изучение внешнего вида больного в процессе беседы позволяет получить важные данные о болезненных проявлениях, что во многом определяет направленность расспроса и способствует большей эффективности беседы.

Хорошо известно, что впечатление о любом человеке, в том числе и враче, особенно в начале знакомства, отчасти формируется по его одежде, прическе, гигиеническому содержанию рук. Внешняя подтянутость, аккуратность ассоциируются с такими же личностными и деловыми качествами, вселяя уважение и доверие. В то же время небрежность и неряшливость вызывают противоположные чувства, что не идет на пользу установления контакта с больным. Не всегда импонируют пациенту и слишком яркая, сверхмодная одежда врача, наличие на нем множества украшений, т. к. все это может попадать не в тон настроения больного, вести к его раздражению и недоверию к врачу.

Очень важное значение в установлении контакта имеет начало беседы. Очевидно, нужно прежде всего познакомиться с больным. Узнать его фамилию, имя, отчество. Необходимо и самому врачу представиться больному, если, конечно, он еще не знает фамилии, имени и отчества врача. Вслед за этим целесообразно получить от больного так называемые паспортные данные (возраст, профессия, место работы и т. д.), даже если они и фиксированы в медицинской документации (амбулаторной карте, истории болезни). Ответы на эти, в общем-то, индифферентные, по мнению пациента, вопросы дадут ему возможность справиться со смущением и волнением, которые он нередко испытывает в первые моменты общения с врачом. Врачу же такое начало беседы поможет сориентироваться в состоянии больного и выбрать верный тон расспроса. Далее лучше всего задать вопрос о самочувствии больного – «Что вас беспокоит?», «На что жалуетесь?».

Последующий опрос может быть построен по такой схеме: выяснение жалоб – анамнез заболевания – анамнез жизни. Правда, практически подобную последовательность беседы удается соблюдать далеко не во всех случаях, т. к. часто в ее процессе названные этапы наслаиваются друг на друга. Так, предъявляя жалобы, больной уже нередко связывает их с теми или иными фактами и событиями. Кроме того, по ходу беседы, с учетом полученной от больного информации, приходится вновь возвращаться к уже оговоренным моментам и уточнять их. Поэтому важно взять за правило не столько стремиться к строгому сохранению последовательности беседы, сколько к такому ее построению, которое бы давало возможность получить от больного максимально полные сведения.

Чем тщательнее проведен расспрос пациента, тем больше фактов оказывается в распоряжении врача для создания диагностической концепции, определения характера и направления последующего обследования больного и выбора адекватной его терапии. Более того, опытный врач в ряде случаев уже только на основании результатов беседы способен придти к убедительному диагностическому заключению.

Говоря о ценности получения максимально полной информации от больного, необходимо отметить, что данное правило далеко не всегда учитывается в повседневной врачебной практике. А это нередко порождает серьезные диагностические ошибки и не способствует проведению эффективных лечебных мероприятий. Например, многими врачами часто упускаются такие важные в развитии ряда заболеваний обстоятельства, как перенесенные и имеющиеся вредности (травмы, инфекции, бытовые и профессиональные физические и химические воздействия). Часто остаются невыявленными отрицательные психологические факторы – неблагополучие в семье, на работе, без учета которых невозможна действенная терапия таких заболеваний, как гипертопическая и язвенная болезнь, бронхиальная астма, ишемическая болезнь и инфаркт миокарда, некоторые формы дерматитов. Неполный и некорректный сбор сведений может приводить и к совершенно курьезным случаям. Так, гр-ку К. длительно и безуспешно обследовали в связи с диспептическими явлениями и общим физическим дискомфортом, диагностируя то «энтероколит», то «холецистит». Дело же закончилось тем, что родственница К., чисто по-житейски расспросив ее, распознала у нее беременность, которая и подтвердилась при соответствующем исследовании.

При расспросе, выслушивая больного, не следует перебивать и прерывать его. Правда, это не всегда удается, т. к. некоторые пациенты отличаются излишним многословием, а врач всегда ограничен во времени. Поэтому нужно выработать умение направлять беседу в нужное русло, находить подходящие моменты, чтобы поправлять больного, концентрировать его внимание на существе дела.

Вполне естественно, что больной, как бы он ни стремился поделиться своими переживаниями, не может в законченной форме описать картину болезненного состояния. Поэтому большое значение для анализа патологических проявлений имеет активный расспрос пациента – уточнение жалоб, выявление расстройств, не нашедших отражения в его рассказе. Однако при этом нельзя допустить суггестии, то есть внушения больному тех или иных симптомов, которых у него фактически нет. Для исключения суггестии не следует задавать вопросы в утвердительной форме – «Болит у вас голова?», «Часто возникает слабость?», а лучше избирать нейтральный тон – «Бывает ли у вас головная боль?», «Возникает ли когда-нибудь слабость?». При положительных ответах желательно чтобы больной подробно рассказал о своих ощущениях и по возможности привел примеры (как, когда, при каких обстоятельствах?), что важно не только для уверенности врача в отсутствии суггестии, но и для составления более полного представления о характере страдания.

При беседе врач должен быть убежден в том, что правильно понял высказывания пациента, а тот, в свою очередь, верно уяснил вопросы врача. Иначе не избежать ошибочных заключений, обусловленных взаимным непониманием. Подобное происходит в тех, например, случаях, когда больной, ознакомившись с медицинскими терминами, пытается «для большей точности» пользоваться ими, хотя и не знает истинного их значения. Некоторые больные с невысоким интеллектом не всегда понимают смысла и общеупотребительных слов и выражении. С целью исключения названных погрешностей целесообразно перепроверять ответы больного, задавая практически те же вопросы в измененной форме. Полезно, так же как и в вышеописанных ситуациях, просить его привести примеры.

С развитием медицины появляются все новые методы инструментальной и лабораторной диагностики самых разных заболевании. И это, как показывает опыт, ведет к неоправданному обесцениванию многими специалистами значения беседы как важного вида врачебной деятельности. Такая позиция ошибочна не только потому, что беседа была и остается значимой составляющей диагностического процесса, о чем шла речь выше, но и в связи с тем, что беседа играет чрезвычайно важную терапевтическую, а точнее – психотерапевтическую роль.

Пожалуй, нет ни одного больного, на течение болезненных проявлений которого бы не влияло слово врача. Причем это влияние может давать как положительный, так и отрицательный эффект. Последний, к сожалению, встречается не столь уж редко. Не случайно в общем ряду заболеваний выделены так называемые ятрогении, т. е. расстройства, вызываемые психологически неправильными действиями врача – его поведением, высказываниями, иногда буквально одним словом.

О лечебном значении беседы говорит установленный следующим исследованием факт. Были изучены результаты медикаментозной терапии больных, лечившихся у врачей, разделенных по складу характера на две группы – оптимистов и пессимистов. В итоге анализа оказалось, что при прочих равных условиях (практически одинаковые группы больных, однозначные наборы лекарственных средств, равный уровень квалификации врачей) большего эффекта добивались врачи первой группы. Причем они не использовали специальных психотерапевтических приемов, но весь стиль их общения с больными имел позитивную – психотерапевтическую направленность, обусловленную характерологическими особенностями – уверенностью в себе, своих выводах и рекомендациях, что невольно передавалось пациентам, внушая им надежду и убежденность в благополучном исходе болезненных состояний.

О высокой терапевтической активности слова свидетельствует большая эффективность применения специальных самостоятельных психотерапевтических методов (гипнотерапии, аутотренинга, рациональной психотерапии и других) при лечении ряда заболеваний. (Знакомство с этими методами предусмотрено в курсе психиатрии).

Для обеспечения психотерапевтического эффекта беседы необходимо чтобы характер расспроса больного, ответы на поставленные им вопросы, заключения и советы врача вселяли в пациента уверенность в излечении болезненного страдания. Причем здесь важно не столько что сказано больному, а как сказано и в какой форме. Например, вряд ли достигнет цели такого рода утверждение врача: «Я вас вылечу!» или «Все пройдет!», сделанное после поверхностного и невнимательного опроса больного. В то же время внимательное выслушивание и активный расспрос пациента невольно приведут его к убеждению в том, что раз его слушают и интересуются им, то поймут его, а коли поймут, то и помогут.

Активный расспрос с выявлением имеющихся у больного, но не высказанных им по тем или иным причинам жалоб, полезен еще и тем, что вызывает у него убежденность в способности врача разобраться в его состоянии, а стало быть, и в возможности облегчить страдание.

Большое значение в достижении лечебного эффекта имеет заключительная часть беседы. Завершая ее и убедившись, что с больным установлен хороший контакт и он испытывает доверие к врачу, целесообразно заверить его в благополучном исходе заболевания. Для этого приемлема такая, например, форма: «Ваше состояние понятно. Вам можно помочь. Для этого необходимо пройти курс лечения». Далее следуют краткие пояснения о том, как и какими методами планируется его осуществление. Полезно также акцентирование внимания больного на опыте медицины и самого врача в лечении подобных, как у пациента, расстройств. С этой целью можно воспользоваться следующим утверждением: «Я понял ваше состояние. Такие заболевания хорошо поддаются лечению. Для этого необходимо...».

Ответы на вопросы больного о заболевании и своих перспективах являются трудными, но в то же время психологически важным моментом беседы. Его желание знать что с ним происходит и что его ожидает понятно и совершенно оправдано. Поэтому уходить от них, иногда попросту отмахиваясь от больного, а такое встречается в поведении врачей, недопустимо. Неведение вызывает тревожные опасения больного, нередко утрирует его представление о характере страдания, что не благоприятствует лечебному процессу, а в части случаев и резко ухудшает состояние, пациента.

Однако и полная информация о заболевании далеко не всегда приносит пользу. Так, диагноз некоторых неизлечимых заболеваний, произнесенный врачом, может стать фактическим приговором для больного и лишить его всякой надежды.

По этой причине не принято, например, сообщать больному о хроническом психическом заболевании шизофрении. Дискутируется правомерность информирования его об онкологическом заболевании.

В целом же вопрос о том, что и как говорить больному, может быть решен лишь в строго индивидуальном порядке. Здесь нужно учитывать и состояние, и интересы больного, и интересы общества, и отношение общества к имеющемуся у больного заболеванию. Так, однозначно мнение о необходимости сообщения больному о наличии у него венерического заболевания – в противном случае он может стать источником бед многих других людей. Диагноз шизофрении пугает больного скорее всего не потому, что это заболевание хроническое, а потому, что оно осуждается обществом в силу невежества большей части населения. При инфаркте миокарда одному больному с выраженной эмоциональной лабильностью вряд ли стоит говорить о нем, т. к. это только усугубит его состояние. Другому же, не соблюдающему предписаний и режима и вредящему тем самым себе, – сообщить о характере заболевания необходимо. Но сделать это надо, естественно, в корректной форме.

В принципе пределы информирования больного должны определяться основным правилом – приносить пользу больному и исключить всякую возможность причинения вреда.

В заключение отметим, что клиническая беседа является не только важным, но и сложным видом врачебной деятельности, профессиональный уровень которого достигается и совершенствуется ежедневной практикой при непременном условии – стремлении понять больного и помочь ему.

 


Часть 4

Общая психопатология

И частная психиатрия

Занятие 1

Тема. Организация психиатрической помощи в Российской Федерации.

Методы исследования психически больных. Экспертиза психически больных.

 

Цель занятия. Изучить организационную структуру психиатрической помощи. Рассмотреть методы исследования, применяемые в психиатрии. Изучить особенности проведения трудовой, военной и судебной экспертизы психически больных.

 

План занятия

 

1. Принципы организации психиатрической службы в России. Основные положения Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

2. Организация внебольничной психиатрической помощи.

3. Организация больничной психиатрической помощи.

4. Особенности проявления и течения психических заболеваний.

5. Методы исследования, применяемые в психиатрии.

6. Трудовая, судебная и военная экспертиза психически больных.

 

Контрольные вопросы

 

1. Психические заболевания. Понятие. Причины.

2. Психотические и непсихотические психические расстройства. Принципы разграничения.

3. Предмет и задачи психиатрии. Роль и место психиатрии в медицине.

4. Психиатрия и общество. Влияние социальных факторов на психическое здоровье.

5. Социальная значимость психических заболеваний. Распространенность психических заболеваний.

6. Принципы организации психиатрической помощи.

7. Какие учреждения оказывают лечебную и социальную помощь психически больным?

8. Структура психоневрологического диспансера. Обязанности и задачи участкового психиатра.

9. Структура психиатрической больницы.

10. Показания к госпитализации. Порядок освидетельствования лиц, госпитализированных в недобровольном порядке.

11. Роль врача общемедицинской сети в лечении и профилактике психических заболеваний.

12. Тактика врача общей практики в отношении больных с психическими расстройствами.

13. Основные и дополнительные методы исследования в психиатрии.

14. Особенности проведения клинической беседы.

15. Критерии установления группы инвалидности по психическому заболеванию.

16. Медицинский и юридический критерии вменяемости.

 

 

Занятие 2

Тема. Расстройства восприятия и памяти.

 

Цель занятия. Изучить симптомы нарушения восприятия, их особенности при различных психических заболеваниях. Рассмотреть симптомы нарушения памяти. Изучить методы выявления расстройств восприятия и памяти.

 

План занятия

 

1. Определение понятия «восприятие».

2. Ощущения и их расстройства (гиперестезия, гипестезия, анестезия, парестезия, сенестопатии, синестезии).

3. Иллюзии и их классификация (по органам чувств и по механизму образования).

4. Галлюцинации и их классификация (истинные и псевдогаллюцинации, по ведущему анализатору, условиям возникновения, степени сложности). Галлюциноз.

5. Расстройства сенсорного синтеза (психосенсорные расстройства). Нарушения «схемы тела». Метаморфопсии.

6. Особенности нарушения восприятия при различных психических заболеваниях, их диагностическое значение.

7. Возрастные особенности расстройств восприятия у детей и подростков.

8. Методы выявления расстройств восприятия.

9. Определение понятия «память». Виды и типы памяти.

10. Количественные расстройства памяти. Генерализованные и ограниченные амнезии.

11. Качественные расстройства памяти (парамнезии).

12. Пароксизмальные расстройства памяти.

13. Методы выявления расстройств памяти.

14. Сравнительно-возрастные особенности расстройств памяти.

 

Контрольные вопросы

 

1. Иллюзии и галлюцинации, классификация и клиническая характеристика.

2. Клиническая характеристика функциональных и рефлекторных галлюцинаций.

3. Дифференциальные критерии истинных и псевдогаллюцинаций.

4. Объективные признаки расстройств восприятия.

5. Отличия психосенсорных расстройств от иллюзий и галлюцинаций.

6. Нарушения памяти, их клиническая характеристика.

7. Основные виды парамнезий, их характеристика.

8. Проявления прогрессирующей и фиксационной амнезий.

9. Корсаковский синдром, его нозологическая оценка.

10. Виды ограниченных амнезий.

11. Особенности расстройств восприятия у детей и подростков.

 


Занятие 3

Тема. Расстройства мышления. Расстройства эмоционально- волевой сферы.

 

Цель занятия. Изучить симптомы нарушений мышления и их диагностическое значение. Рассмотреть клинические проявления расстройств эмоционально-волевой сферы. Изучить методы выявления расстройств мышления, эмоций и воли.

 

План занятия

 

1. Определение понятия «мышление». Этапы мыслительного процесса. Виды мышления (наглядно-действенное, конкрет- но-образное, абстрактно-логическое).

2. Нарушения темпа ассоциативного процесса (замедление, ускорение, ментизм).

3. Нарушения стройности мышления (бессвязность, разорванность, закупорка, вербигерация, персеверация, тугоподвижность).

4. Нарушения целенаправленности мышления (патологическая обстоятельность, резонерство, формализм, неологизмы, «соскальзование», аутистическое, паралогическое, амбивалентное мышление).

5. Патологическая продукция мышления: сверхценные, навязчивые, бредовые идеи, бредоподобные фантазии.

6. Особенности формирования бредовых идей (первичный бред, вторичный бред, индуцированный бред).

7. Основные бредовые синдромы (паранойяльный, параноидный, парафренный).

8. Синдром психического автоматизма Кандинского-Клерамбо – особый вид параноидного синдрома.

9. Навязчивые состояния (отвлеченные – бесплодное мудрствование, навязчивый счет, воспоминания, действия; образные – фобии, навязчивые сомнения, влечения, воспоминания, овладевающие представления, контрастные навязчивости, ритуалы).

10. Методы выявления и диагностическое значение расстройств мышления.

11. Особенности расстройств мышления у детей и подростков.

12. Определение понятия эмоций как психической функции. Виды эмоций. Понятие термина «настроение». Физиологический и патологический аффект.

13. Клинические проявления расстройств эмоциональной сферы (гипотимия, гипертимия, эйфория, мория, болезненное психическое бесчувствие, тревога, тоска, страх, эмоциональная лабильность, слабодушие, дисфория, эксплозивность, апатия, монотонность, застревание, огрубение, амбивалентность, неадекватность, парадоксальность).

14. Основные синдромы эмоциональных расстройств (депрессивный синдром, маниакальный синдром).

15. Объективные признаки нарушения эмоциональной сферы.

16. Диагностическое значение аффективных расстройств при различных психических заболеваниях.

17. Особенности нарушений эмоциональной сферы у детей и подростков.

18. Определение понятия «воля». Симптомы волевых нарушений (абулия, гипобулия, гипербулия, парабулия).

19. Нарушения влечений (извращение инстинктивных влечений, импульсивные влечения, импульсивные действия).

20. Клинические проявления апато-абулического синдрома, его диагностическое значение.

21. Особенности расстройств волевой деятельности у детей и подростков.

 

Контрольные вопросы

 

1. Классификация нарушений мышления, клиническая характеристика.

2. Определение бреда и классификация бредовых идей по содержанию.

3. Объективные признаки наличия бредовых расстройств у пациента.

4. Проявления идеаторного, сенсорного и моторного автоматизма при синдроме Кандинского-Клерамбо.

5. Нарушения влечений, основные клинические варианты.

6. Навязчивые состояния, клинические формы и их особенности при различных заболеваниях.

7. Расстройства эмоциональной сферы, их клиника и нозологическая принадлежность.

8. Клинические варианты депрессивного синдрома.

9. Клинические особенности эндогенных депрессий.

10. Клинические проявления соматизированных (маскированных) депрессий. Тактика врача-интерниста.

11. При каких нозологических формах психической патологии депрессивный синдром является ведущим?

12. Суицидальные тенденции при депрессивных состояниях.

13. Современные тенденции депрессивных расстройств.

14. Клинические проявления маниакальньного синдрома. Формы мании.

15. Дифференциальные признаки астенического и апато-абулического синдромов.

16. Особенности клинических проявлений депрессий у детей и подростков.

17. Основные методы исследования эмоционально-волевой сферы пациента.

 

Занятие 4

Тема. Патология интеллекта. Олигофрении.

 

Цель занятия. Изучить симптомы нарушения интеллектуальной деятельности. Рассмотреть клинические проявления врожденной и приобретенной интеллектуальной недостаточности. Изучить методы выявления патологии интеллекта.

 

План занятия

 

1. Определение понятия интеллекта, его основные компоненты.

2. Классификация интеллектуальных расстройств.

3. Методы исследования уровня интеллекта.

4. Олигофрения как недоразвитие интеллекта. Клиническая характеристика, динамика.

5. Деменция как обратное развитие интеллекта. Клиническая характеристика деменций.

6. Понятие «шизофреническое слабоумие», его отличия от деменции при органических заболеваниях.

7. Возрастные особенности интеллекта у детей и подростков. Задержки темпа психического развития.

 

Контрольные вопросы

 

1. Определение понятия «деменция». Основные формы деменций.

2. Определение понятия «олигофрения». Степени олигофрении.

3. Олигофрении и деменции. Основные клинические проявления, разграничение.

4. Особенности «шизофренического слабоумия».

5. Особенности эпилептического слабоумия.

6. Социальное положение и возможности адаптации лиц с недоразвитием интеллекта.

7. Объективные признаки нарушений интеллектуальной деятельности.

 

Занятие 5

Тема. Синдромы психических расстройств. Патология сознания.

 

Цель занятия. Изучить основные синдромы психических расстройств. Рассмотреть синдромы нарушенного сознания, их клинические проявления и динамику. Изучить методы выявления патологии сознания.

 

План занятия

 

1. Понятие «синдром» (симптомокомплекс) в психиатрии. Позитивные и негативные психические расстройства. Основные психопатологические синдромы.

2. Астенический синдром, клинические проявления, варианты.

3. Обсессивный синдром (синдром навязчивых состояний), клинические проявления, его нозологическая принадлежность.

4. Истерический синдром (истерия), клинические проявления. Лечение и профилактика.

5. Синдром Котара, клинические проявления, нозологическая принадлежность.

6. Галлюциноз (вербальный, зрительный, тактильный, обонятельный), клинические проявления, нозологическая принадлежность.

7. Синдром Капгра (иллюзия ложного узнавания или неузнавания), клинические проявления, нозологическая принадлежность.

8. Ступор, клинические проявления, основные формы, нозологическая принадлежность.

9. Психомоторное возбуждение. Формы. Клинические проявления, диагностическое значение.

10. Кататонический синдром, клинические проявления, нозологическая принадлежность.

11. Гебефренический синдром, клинические проявления, нозологическая принадлежность.

12. Определение понятия «сознание». Общие признаки синдромов расстройства сознания (критерии К. Ясперса).

13. Оглушение. Степени тяжести выключения сознания (обнубиляция, сомнолентность, сопор, кома). Клинические проявления, диагностическое значение.

14. Синдромы помрачнения сознания: делирий, сумеречное помрачение сознания (психотическая форма, амбулаторные автоматизмы, фуги, трансы, сомнамбулизм, патологическое опьянение), аменция, онейроид. Клинические проявления, диагностическое значение.

15. Особенности основных психопатологических синдромов и синдромов нарушенного сознания у детей и подростков.

 

Контрольные вопросы

 

1. Синдромы, характерные для группы экзогенных и экзоген- но-органических заболеваний.

2. Синдромы, характерные для группы эндогенных заболеваний.

3. Купирование психомоторного возбуждения.

4. Основные симптомы кататонии.

5. Понятие люцидной и онейроидной кататонии.

6. Основные формы ступора.

7. Отличие кататонического ступора от депрессивного и психогенного.

8. Основные клинические признаки расстройств сознания.

9. Клинические проявления тяжелых форм делирия (профессиональный и мусситирующий).

10. Характеристика различных форм и степеней выключения сознания.

11. Аментивный синдром, его клиническое значение.

12. Сумеречное расстройство сознания. Основные клинические варианты.

13. Клиническая характеристика онейроидного синдрома.

 

Занятие 6

Тема. Шизофрения. Активные методы терапии психически больных.

 

Цель занятия. Изучить клинические проявления и диагностические критерии шизофрении. Рассмотреть особенности шизофрении у детей и подростков. Изучить принципы и методы лечения, реабилитации больных шизофренией.

 

План занятия

 

1. Определение шизофрении. Основные клинические синдромы (эмоционально-волевое снижение, расщепление психических процессов).

2. Социальное значение шизофрении. Распространенность. Прогноз.

3. Основные клинические формы шизофрении: параноидная, простая, кататоническая, гебефреническая, циркулярная, детская.

4. Особенности клинических проявлений шизофрении в детском и подростковом возрасте.

5. Характерологические изменения при шизофрении.

6. Дополнительные методы диагностики шизофрении (патопсихологическое исследование).

7. Современные методы и принципы лечения шизофрении. Социальная реабилитация.

8. Вопросы трудовой, военной и судебно-психиатрической экспертизы.

 

Контрольные вопросы

 

1. Клинические проявления апато-абулического синдрома, его диагностическое значение.

2. Клинические проявления расщепления психических процессов.

3. Основные нарушения мышления при шизофрении.

4. Особенности «шизофренического слабоумия».

5. Психические расстройства нехарактерные для шизофрении.

6. Особенности характерологических изменений при шизофрении.

7. Особенности шизофрении в детском возрасте.

8. Активные методы лечения.

9. Дифференциальная диагностика шизофрении с другими психическими заболеваниями.

10. Основные принципы реабилитации при шизофрении.

 

Занятие 7

Тема. Эпилепсия. Психозы сифилитической этиологии.

 

Цель занятия. Изучить этиологию, патогенез, клинические проявления и диагностические критерии эпилепсии. Рассмотреть особенности течения эпилепсии у детей и подростков. Изучить принципы и методы лечения эпилепсии. Рассмотреть клинические проявления и течение сифилитических психозов.

 

План занятия

 

1. Определение эпилепсии. Этиология и патогенез эпилепсии, предрасполагающие факторы.

2. Социальное значение эпилепсии. Распространенность.

3. Синдромы пароксизмальных расстройств. Виды судорожных и бессудорожных пароксизмов (припадков).

4. Особенности клинических проявлений и течения эпилепсии у детей и подростков. Виды пароксизмов у детей.

5. Хронические психические нарушения при эпилепсии: изменения личности и интеллектуально-мнестические расстройства.

6. Дополнительные методы исследования в диагностике эпилепсии.

7. Эпилептический статус, клинические проявления, методы купирования.

8. Современные принципы и методы лечения эпилепсии.

9. Вопросы трудовой, военной и судебной экспертизы при эпилепсии.

10. Сифилис головного мозга и прогрессивный паралич. Клинические проявления. Лабораторная диагностика. Лечение, профилактика и прогноз.

11. Особенности сифилитических поражений у детей и подростков.

 

Контрольные вопросы

 

1. Пароксизмальные расстройства. Понятие эпилептической реакции, эпилептического синдрома и заболевания эпилепсии.

2. Основные типы эпилептических припадков.

3. Социально опасное поведение у лиц с пароксизмальными расстройствами.

4. Понятие эпилептического статуса. Заболевания, при которых он наиболее часто возникает. Степень опасности для жизни, тактика ведения, методы купирования.

5. Характерологические изменения при эпилепсии.

6. Особенности эпилептического слабоумия.

7. Дифференциально-диагностические отличия истерических припадков от эпилептических пароксизмов.

8. Особенности эпилептических пароксизмов у детей и подростков.

9. Психические нарушения при сифилисе головного мозга.

10. Прогрессивный паралич, клинические проявления, стадии.

 

Занятие 8

Тема. Психические нарушения при травмах головного мозга, общих и нейроинфекциях, интоксикациях, физических воздействиях, соматических заболеваниях

 

Цель занятия. Изучить психические нарушения при воздействиях экзогенных факторов и соматической патологии. Рассмотреть этапы формирования, структуру психических нарушений, клинические проявления экзогенно-органических заболеваний головного мозга. Изучит принципы диагностики, лечения и профилактики органических поражений головного мозга.

 


План занятия

 

1. Характеристика неблагоприятных факторов окружающей среды их классификация. Современные особенности экологических условий в России.

2. Психические расстройства при экзогенных воздействиях (острый, переходный и результирующий периоды). Понятие «экзогенного типа реакций» (К. Бонгеффер).

3. Понятие об экзогенно-органических психических расстройствах.

4. Клиническая структура психических нарушений при органических поражениях головного мозга.

5. Психоорганический синдром, клинические проявления, стадии. Варианты формирования и течения при острых и хронических экзогенных воздействиях.

6. Пароксизмальные и аффективные расстройства при о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: