СРС | Вид/Продолжительность |
| Работа в альбоме (УИРС) 45 минут |
Итого | 1 академический час |
Утверждено на Утверждаю
кафедральном заседании Зав. кафедрой внутренних
№ 10 от 14.01.2013 болезней педиатрического и
стоматологического факультетов,
профессор Н.А. Козиолова
«____»____________2013 г.
Тематический план практических занятий по пропедевтике внутренних болезней для студентов стоматологического факультета
Тема занятия: ОСНОВНЫЕ КЛИНИКО-ЛАБОРАТОРНЫЕ ПЕЧЕНОЧНЫЕ СИНДРОМЫ. ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ПЕЧЕНИ
Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:
- Участие печени в обмене билирубина, методы исследования обмена билирубина.
- Участие печени в белковом обмене, методы исследования обмена белков.
- Участие печени в углеводном обмене, методы исследования углеводного обмена.
- Значение печени в жировом обмене, методы исследования обмена липидов.
5. Исследование ферментов печени.
- Обезвреживающая функция печени и ее исследование.
- Выделительная функция печени и ее исследование.
- Методика проведения и диагностическое значение дуоденального зондирования.
- Желтуха и ее разновидности. Механизм развития желтух (гемолитической, паренхиматозной, механической).
- Синдром холемии.
- Синдром портальной гипертензии. Причины. Симптоматология. Патогенез асцита.
- Симптоматология синдрома печеночной недостаточности.
- Симптоматология желчнокаменной болезни (печеночная колика).
Самостоятельная работа студентов:
№ | План работы | Продолжительность |
1. | Дифдиагностика основных лабораторных биохимических сидромов при заболеваниях печени (синдром холестаза, цитолиза, гепатацеллюлярной недостаточности, иммунновоспалительный синдром). | 10 минут |
2. | Составить таблицу дифференциальной диагностики желтух. | 10 минут |
3. | Схематично изобразить обмен билирубина. | 10 минут |
4. | Общие представления о пункционной биопсии печени (показания и противопоказания). Диагностическое значение. | 15 минут (реферативное сообщение/мультимедийная презентация) |
5. | Понятие об эндоскопической ретроградной холангиопанкреатографии (ЭРХПГ). Ультразвуковое исследование печени и желчевыводящих путей. Общие представления о диагностических возможностях метода. | 15 минут (реферативное сообщение/мультимедийная презентация) |
6. | Повторение практических навыков. | 30 минут |
7. | Итого | 2 академических часа |
Утверждено на Утверждаю
кафедральном заседании Зав. кафедрой внутренних
№ 10 от 14.01.2013 болезней педиатрического и
стоматологического факультетов,
профессор Н.А. Козиолова
«____»____________2013 г.
Тематический план практических занятий по пропедевтике внутренних болезней для студентов стоматологического факультета
Тема занятия: АНАМНЕЗ И ОБЩИЙ ОСМОТР БОЛЬНОГО ПРИ ПАТОЛОГИИ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫДИАГНОСТИКИ
Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:
- Функции почек в организме.
- Основные жалобы больных при патологии почек и мочевыводящих путей.
- Характеристика болевого синдрома при заболеваниях почек и мочевыводящих путей.
- Факторы, способствующие и предшествующие заболеваниям почек и мочевыводящих путей.
- Данные осмотра больных при патологии почек и мочевыводящих путей.
- Особенности отеков при болезнях почек, их отличия от отеков другого происхождения.
- Методика пальпации почек, перкуссии мочевого пузыря, проведения поколачивания поясничной области. Диагностическое значение.
- Исследования крови при патологии почек и мочевыводящих путей.
- Проба Реберга, проба Зимницкого. Диагностическое значение.
- Общий анализ мочи, анализ мочи по Нечипоренко. Диагностическое значение.
- Инструментальные методы исследования при патологии почек и мочевыводящих путей (рентгенологические, эндоскопические, УЗИ).
- Механизмы развития артериальной гипертензии при патологии почек.
- Особенности артериальной гипертензии при патологии почек.
- Нефротический и нефритический синдромы. Механизмы развития. Симптоматология.
- Хроническая почечная недостаточность. Патогенез. Симптоматология.
- Симптоматология мочекаменной болезни (почечная колика).
Самостоятельная работа студентов:
№ | План работы | Продолжительность |
1. | Дифференциальный диагноз основных клинических синдромов системы органов мочевыделения (мочевой, остронефритический, нефротический, острой и хронической почечной недостаточности, почечная колика). Составить таблицу. | 15 минут |
2. | Понятие о методах определения функций почек. Проба Реберга, ее диагностическое значение. Оценка клиренса креатинина и скорости клубочковой фильтрации расчетным методом (Кокрофта-Гаулта, MDRD), их диагностическое значение. | 15 минут |
3. | Рентгенологическое исследование мочевыделительной системы. Внутривенная и ретроградная пиелография, нефроангиография. | 20 минут (реферативное сообщение/мультимедийная презентация) |
4. | Общий анализ мочи, анализ мочи по Нечипоренко, проба Зимницкого. Основные показатели и их нормы. | 15 минут |
5. | Самостоятельная интерпретация общего анализа мочи, анализа мочи по Нечипоренко, анализа мочи по Зимницкому. | 25 минут |
6. | Итого | 2 академических часа |
Утверждено на Утверждаю
кафедральном заседании Зав. кафедрой внутренних
№ 10 от 14.01.2013 болезней педиатрического и
стоматологического факультетов,
профессор Н.А. Козиолова
«____»____________2013 г.
Тематический план практических занятий по пропедевтике внутренних болезней для студентов стоматологического факультета
Тема занятия: ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНЫХ ПРИ ПАТОЛОГИИ СИСТЕМЫКРОВИ. ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫПРИ ПАТОЛОГИИ СИСТЕМЫКРОВИ
Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:
- Неспецифические жалобы, предъявляемые больными с заболеваниями системы крови.
- Причины пирогенной реакции при заболеваниях системы крови.
- Причины оссалгий при заболеваниях системы крови.
- Причины появления язвенно-некротического синдрома?
- Значение анамнеза в диагностике заболеваний системы крови: влияния лучевого воздействия, медикаментов, физических, химических и др. факторов.
- Какие симптомы можно выявить при общем осмотре больных с заболеваниями системы крови?
- В каких случаях встречается увеличение лимфатических узлов?
- Методика проведения пальпации лимфатических узлов и оценка результатов.
- Методика проведения проб для выявления геморрагического синдрома.
- Причины гепато- и спленомегалии при заболеваниях крови.
- Перкуссия печени.
- Методика проведения пальпации печени.
- Перкуссия селезёнки.
- Методика проведения пальпации селезёнки.
- Какие лабораторно-инструментальные методы исследования применяются для диагностики заболеваний крови?
- Трактовка показателей периферической крови и биохимического анализа крови.
- Что такое анемия (определение)? Причины.
- Какие симптомы появляются при наличии циркуляторно-гипоксического синдрома?
- Перечислить симптомы сидеропенического синдрома.
- Перечислить симптомы синдрома фуникуларного миелоза.
- Какие лабораторно-инструментальные методы исследования помогают в диагностике анемического синдрома?
- Что такое миелопролиферативный синдром? Причины. Симптоматология.
- Что такое лимфопролиферативный синдром? Причины. Симптоматология.
- Что такое геморрагический синдром? Причины. Симптоматология.
- Что такое полицитемический синдром? Причины. Симптоматология.
Самостоятельная работа студентов:
№ | План работы | Продолжительность |
1. | Понятие гемостаза. Изобразить схему гемостаза. | 10 минут |
2. | Основные показатели общего анализа крови в норме. | 10 минут |
3. | Дифференциальная диагностика анемий. Составить таблицу. | 10 минут |
4. | Особенности кроветворения при лейкозах. | 15 минут |
5. | Понятие о пункции костного мозга, лимфоузла, трепанобиопсии. Их диагностическое значение. | 15 минут |
6. | Интерпретация общего анализа крови при лейкозах и анемиях. | 25 минут |
7. | Повторение практических навыков. | 15 минут |
8. | Итого | 2 академических часа |
Утверждено на Утверждаю
кафедральном заседании Зав. кафедрой внутренних
№ 10 от 14.01.2013 болезней педиатрического и
стоматологического факультетов,
профессор Н.А. Козиолова
«____»____________2013 г.
Тематический план практических занятий по пропедевтике внутренних болезней для студентов стоматологического факультета
Тема занятия: АНАМНЕЗ И ОБЩИЙ ОСМОТР БОЛЬНОГО ПРИ ПАТОЛОГИИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ. СИМПТОМАТОЛОГИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:
- Значение эндокринной системы для жизнедеятельности организма.
- Функции щитовидной и поджелудочной желез, надпочечников.
- Перечислить жалобы больного при:
а) гиперфункции щитовидной железы,
б) гипофункции щитовидной железы.
- Методика пальпации щитовидной железы, возможные изменения.
- Данные объективного обследования больного при патологии надпочечников.
- Жалобы и объективные данные при сахарном диабете. Лабораторная диагностика.
- Понятия о гипо- и гипергликемических комах.
Самостоятельная работа студентов:
№ | План работы | Продолжительность |
1. | Лабораторная диагностика нарушений углеводного обмена. | 10 минут |
2. | Лабораторная и инструментальная диагностика заболеваний щитовидной железы. | 10 минут |
3. | Общие представления о симптоматологии сахарного диабета, механизмах развития заболевания и принципах терапии. | 10 минут |
4. | Общие представления о симптоматологии тиреотоксикоза и гипотиреоза, механизмах развития заболевания и принципах диагностики. | 15 минут |
5. | Составить таблицу дифференциальной диагностики ком при сахарном диабете. | 15 минут |
6. | Интерпретация данных лабораторных исследований при сахарном диабете. | 25 минут |
7. | Повторение практических навыков. | 15 минут |
8. | Итого | 2 академических часа |