Три сословия феодального общества.




Практическое занятие №2

Наименование темы практического занятия: Структура и сословия средневекового общества.

Раздел №3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века

Тема: Становление западноевропейской и восточнохристианской цивилизаций в Средние века. (Раннее средневековье)

Объем учебного времени: 2 академических часа

Цель практического занятия: сформулировать определение понятия «феодализм»; охарактеризовать структуру и сословия феодального общества

Перечень средств обучения: В.В.Артёмов, Ю.Н.Лубченков "История" Стр.73-77, тетрадь; инструкционная карта

Необходимо знать: процесс создания империи Карла Великого и её распада, причины феодальной раздробленности в Европе.

Необходимо уметь: отделять главное от второстепенного, формулировать определения понятий; составлять схему и таблицу на основе текста.

Основные теоретические положения:

Что такое феодализм.

Зрелое Средневековье в Европе (ко­нец IX в. — конец XIII в.) явилось временем расцвета феода­лизма. Слово «феодализм» происходит от слова «феод» — на­следственное земельное владение за службу. Феод после смерти владельца на­следовал старший сын.

К X — XI вв. почти вся земля в Европе оказалась поделен­ной на феоды. Человек, получавший феод, был вассалом (слугой) того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, яв­лялся сеньором (старшим). Сеньор, наделяя вассала землей, помогал ему, защищал от врагов. Вассал по призыву сеньора становился в ряды его вой­ска. Военная служба была для вассала обяза­тельной в течение сорока дней в году. За остальные дни, про­веденные в седле, он получал от сеньора особую плату. В опре­деленных случаях вассал также дарил подарки сеньору, вы­купал его из плена и т.д.

И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей своего феода. В то время так и говорили: «Нет земли без се­ньора». Все феодалы фактически были независимыми прави­телями в своих владениях. Однако между ними все же сохра­нялась связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь принято изображать в виде так называе­мой феодальной лестницы. На ее верхней ступени нахо­дился король или император — верховный владелец всех зе­мель и верховный сеньор в государстве. Король раздавал зем­ли своим вассалам — князьям, герцогам, графам. Те, в свою очередь, выделяли отдельные части своих княжеств, гер­цогств и графств собственным вассалам — баронам. У баро­нов тоже были вассалы — рыцари. В качестве феода рыцари получали имение — деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень феодальной лестницы.

Существовало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Это означало, что вассал служил только своему не­посредственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона — вассала герцога, а герцог — простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была слабой.

Три сословия феодального общества.

В Средние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сословия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а не­которые рыцари иногда были очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.Феодал судил население своего феода, взимал штрафы за на­рушение законов.

В сословие работающих вошли как потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую зем­лю и крестьянские наделы. Считалось, что эти наделы кре­стьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Другую категорию представляли феодально-зависимые крестьяне. Они считались прикрепленными к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности зависи­мых крестьян (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Имущество крепостных считалось собственностью сеньора, их продавали и покупали вместе с землей.

Для содержания духовенства с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина).

Помимо воюющих и работающих имелось сословие моля­щихся. В отличие от воюющих и работающих духовенство было открытым сословием. Это означает, что священниками мог­ли стать выходцы из двух других сословий. Его считали главным. Считалось, что феодал или кре­стьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же лю­дей постоянно искушает дьявол. Только христианская цер­ковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем Божественные законы, связать человека с Богом, защи­тить его от козней дьявола и замолить его грехи перед Все­вышним. Главной обязанностью сословия молящихся было богослужение. Священники крестили детей, венчали ново­брачных, принимали исповедь кающихся и отпускали грехи, причащали умирающих.

В непосредственном вла­дении Церкви находились немалые земли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: