В Средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. Во время Великого переселения народов многие города были уничтожены. В оставшихся городах-крепостях жили короли, герцоги, епископы с приближенными и слугами. Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда и внутри него.
Примерно с X в. происходят большие перемены, так как главным занятием жителей городов становятся ремесло и торговля. Горожане к тому времени отличались от крестьян не только родом занятий. Они обладали особыми правами и обязанностями, носили особую одежду и т.д. Таким образом, сословие работающих разделилось на крестьян и горожан.
Развивалось общество, росло население, росли его потребности. Феодалы все больше нуждались в вещах, которые привозили купцы из Византии и восточных стран.
Первые города нового типа сложились как поселения купцов, торговавших с далекими странами. Появились места обмена товарами — ярмарки (ежегодные рынки).
Купцы имелись во всех городах, но в большинстве из них основным занятием жителей, как уже указывалось, была не торговля, а ремесло. Первоначально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов. Однако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало натуральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились переселиться в районы ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала или монастырь. Ремесленники строили вокруг них свои жилища, позже такие поселения нередко превращались в города.
Феодалы были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда сами свозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сманивали их у соседей, но основная часть жителей селилась в городах самостоятельно. Нередко крепостные ремесленники и крестьяне бежали в города от своих сеньоров.
|
Города и сеньоры.
Так как города возникали на земле феодалов, многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в города привычки жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопросов городского управления, выбирали главу города (мэра или бургомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.
Люди одной профессии обычно селились вместе, ходили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создавали свои союзы — ремесленные цехи и торговые гильдии. Цехи следили за качеством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с конкурентами в лице нецеховых ремесленников, крестьян и т.д. Для защиты своих интересов цехи и гильдии стремились участвовать в управлении городом.
По мере роста прибыли горожан феодалы увеличивали поборы. Городские общины — коммуны — со временем начинали сопротивляться таким действиям. Некоторые сеньоры за выкуп расширяли права городских жителей. Однако в подавляющем большинстве случаев развертывалась борьба между феодалами и коммунами. Исход борьбы зависел от соотношения сил. Со временем почти всюду горожане освободились от власти феодалов и стали свободными людьми.
|
Противоречия внутри городских общин.
В борьбе против сеньоров все горожане были едины. Однако ведущее положение в городах занимали крупные купцы, владельцы городской земли и домов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и крепко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В некоторых городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан.
При распределении податей, при наборе в ополчение патрициат действовал в своих интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных горожан. Особенно недовольны были ремесленные цехи, которые приносили городу наибольший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более справедливые законы, выбирали правителей из своей среды.
Цеховые организации.
Основным органом цехового управления было собрание членов цеха, на котором присутствовали только самостоятельные члены цеха — мастера. Мастера были собственниками орудий труда, самой мастерской.
По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно работать в одиночку. Так появились ученики, потом подмастерья. Ученик давал клятву не покидать мастера до окончания обучения; мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полностью содержать. Положение учеников было, как правило, нелегким: их заваливали работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность.
|
Со временем ученик становился помощником мастера — подмастерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усовершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключавшийся в изготовлении образцового произведения (шедевра).
Содержание письменных заданий (от 1-13)
На основе текста п.1. «Что такое феодализм», материала учебника с. 73-74 ответьте письменно на вопросы:
1) От какого слова происходит слово «феодализм»?
2) На основе текстов сформулируйте определения следующих понятий: вассал, сеньор, феодал.
3) На основе текста составьте схему «Феодальная лестница в Средневековой Европе». Начало схемы может быть таким:
Король или император
↓
…