Подготовительный этап осмотра места ДТП




Тактика осмотра места ДТП и фиксация его результатов

Термин «тактика» пришел в криминалистический оборот из военной науки. Военная тактика изучает закономерности ведения боя и разрабатывает пути и средства, формы и приемы борьбы, наиболее соответствующие конкретной обстановке в данный момент и обеспечивающие успех. В самом общем смысле «тактика» обозначает совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.

Криминалистическая тактика – система приемов, позволяющих наиболее эффективно использовать возможности каждого процессуального ресурса для достижения цели, рассчитанных на оптимальный эффект при относительно минимальной затрате времени и сил.

Осмотр места происшествия – это неотложное процессуальное действие, которое состоит в непосредственном изучении и фиксации обстановки места происшествия, находящихся на нем следов и иных объектов в целях получения фактических данных, имеющих значение для дела.

Местом дорожно-транспортного происшествия (ДТП) чаще всего является проезжая часть дороги (улица, шоссе), где при быстро меняющейся обстановке сложно сохранить в неизмененном виде первоначальную обстановку. Иногда бывает невозможно в этих целях оградить место происшествия и направить поток транспорта в объезд, а если это и удается, то только в пределах минимального отрезка времени. Поэтому осмотр проводится оперативно, без расчета на повторный осмотр, т.к. очевидно, что после восстановления движения все следы и вещественные доказательства, не попавшие в поле зрения при первом осмотре, будут уничтожены потоком транспорта и пешеходов.

Производство осмотра ДТП в процессуальном контексте сводится к производству тактической операции – совокупности взаимосвязанных действий, выполняемых в определенной последовательности.

Тактическую операцию по исследованию места ДТП можно определить как обусловленную аварийной ситуацией систему скоординированных организационно-подготовительных мероприятий и процессуальных мероприятий, имеющих алгоритмический характер и осуществляемых на месте происшествия под единоличным руководством комиссара с привлечением иных лиц для получения в максимально короткие сроки массива криминалистически значимой информации о совершенном правонарушении.

К числу признаков тактической операции по исследованию места происшествия можно отнести:

- неотложность;

- уникальность;

- острый дефицит исходной информации;

- высокий уровень конфликтности участников ДТП;

- ограниченность жесткими временными рамками;

- необходимость использования материально-технических;

- ситуативность.

Достижение цели тактической операции по исследованию места происшествия во многом обусловлено периодом времени, прошедшим с момента получения комиссаром информации о ДТП до момента начала ее производства. Чем больше этот период, тем выше вероятность того, что обстановка места происшествия в силу природных либо антропогенных факторов подвергнется существенным изменениям.

Методы криминалистической тактики выступают важным рабочим инструментом в руках уполномоченного должностного лица, который помогает ему качественно и грамотно проводить процессуальные действия, компетентно осуществлять свои полномочия, в том числе при осмотре места ДТП.

Общая задача осмотра места происшествия — установить, что же произошло на данном месте. Чтобы ответить на этот вопрос, комиссар должен решить ряд частных задач:

установить характер исследуемого события;

установить его место, время и иные обстоятельства; выявить, изучить и зафиксировать следы;

выявить изменения в расположении и свойствах отдельных объектов до исследуемого события и после него.


Подготовительный этап осмотра места ДТП

Подготовительный этап делится на две части: до выезда на место осмотра и после выезда (по прибытии на место осмотра), но до его начала.

Осмотр места ДТП состоит из подготовки (подготовительный этап), рабочего этапа (в ряде случаев он называется исследовательский) и этапа закрепления полученных результатов, или фиксации.

При поступлении первоначальной информации о происшествии, до выезда на место происшествия комиссар устанавливает – возможно, ли в данном случае оформление документов по ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. После определения всех значимых обстоятельств необходимо подготовить и перепроверить исправность, готовность, и комплектность технических средств (фотоаппарата, видеокамеры, заградительных, сигнальных устройств и др.). К сожалению, на практике так бывает далеко не всегда, поэтому лучше потратить несколько лишних минут, чтобы убедиться, что вся необходимая техника имеется при себе и готова к работе.

Следы на проезжей части дороги особенно подвержены изменениям и порче под влиянием атмосферных явлений (дождь, снег, ветер), могут быть уничтожены потоком транспортных средств при плохой организации объезда ДТП, к тому же на проезжей части дороги трудно длительное время сохранить в неизмененном виде обстановку происшествия. Именно этим вызвана необходимость незамедлительного выезда комиссара на место ДТП.

Для более качествен­ного осмотра ДТП комиссару следует использовать унифицированный чемодан, минимальная комплектация которого должна включать в себя следующие элементы:

рулетка длиной не менее 20 м;

планшет для ведения записей;

чертежные принадлежности – линейка;

цветные ручки (карандаши) для составления схемы ДТП;

электрический фонарик;

мелок для нанесения отметок на проезжей части места ДТП, интересующих повреждений на транспорте и т.д.;

стандартные бланки протокола осмотра и др.

По прибытии на место происшествия комиссар определяет границы подлежащей осмотру территории, выставляет необходимые ограждения и определяется со способом осмотра и местом начала осмотра.

Следует удалить всех посторонних лиц с места осмотра. Чтобы любопытные не мешали работе и не могли уничтожить следы, целесообразно оградить место происшествия немедленно после прибытия на место ДТП.

После этого необходимо получить от участников ДТП предварительную устную информацию, которая позволит действовать более целенаправленно, сконцентрировать внимание на обстоятельствах, непосредственно относящихся к механизму ДТП, разумно ограничить территорию осмотра.

При опросе выясняются следующие обстоятельства:

1. Фамилия, имя, отчество водителя.

2. Дата и время совершения ДТП.

3. Марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства.

4. Место совершения ДТП (.... км. шоссе (автодороги); улица напротив дома №...; перекресток улицы и проспекта …; и т.д.).

5. Исправность транспортного средства (в случае наличия неисправности – указать, в чем она выражена, когда обнаружена и какие меры приняты для ее устранения).

6. Направление движения (от населенного пункта... в направлении города...; от улицы... в направлении проспекта...).

7. Скорость движения в км/час.

8. Расположение транспортного средства на проезжей части (при наличии разметки - в какой полосе; при ее отсутствии или невозможности видеть - в метрах от правого (левого) края проезжей части (мнимой осевой линии).

9. Время суток (темное, светлое), видимость в метрах (при условии темного времени суток, либо ограниченной видимости, указать какие световые приборы были включены на транспортном средстве).

10. Метеорологические условия на момент происшествия и состояние дорожного покрытия.

11. В зоне действия каких дорожных знаков произошло ДТП.

12. Если движение регулировалось, то какие были для водителя сигналы светофора регулировщика), была ли их смена; указать в связи с этим соответствующие расстояния (в метрах) от транспортного средства до пересекаемой проезжей части (стоп-линий, железнодорожного шлагбаума, светофора и т.д.).

13. Расположение пассажиров и груза в транспортном средстве.

14. Наличие попутного и встречного транспорта, других участников дорожного движения.

15. Когда, на каком расстоянии водитель обнаружил препятствие (транспортноё средство, столб и т.п.).

16. Какие действия предпринял водитель для предотвращения происшествия (подача звукового и светового сигналов, торможение, изменение направления движения и т. п.).

17. Какие действия производились на месте ДТП после его совершения (убиралось транспортное средство с места ДТП и т. п.).

18. Нуждается ли водитель в медицинской помощи.

19. Были ли очевидцы происшествия, если да, то указать их данные.

20. При наличии других обстоятельств, не включенных в этот перечень, но влияющих на качество и полноту проверки по ДТП, в обязательном порядке давать им отражение в объяснениях участников ДТП.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: