Осмотр транспортных средств




 

Осмотр транспортных средств аварийным комиссаром проводится с целью:

- выявления следов, образовавшихся во время аварии;

- восстановления механизма происшествия;

- установления технического состояния транспортного средства;

- определения возможности того или иного узла транспортного средства способствовать возникновению происшествия;

- выявления существенных различий между заводской конструкцией и фактическими параметрами.

Выявление явных следов и повреждений автомашины часто не представляет трудностей - они достаточно хорошо видны. Надлежит описать размеры, форму, расположение и характер повреждения разбитой фары, подфарника, бампера, крыла, лобового стекла, выступающих частей авто­машины. Но так как словесная характеристика повреждений не дает полного представления о них, они должны быть обязательно сфотографированы.

Осмотром должно быть зафиксировано состояние тормозной системы, рулевого управления, шин, осветительных приборов. Описание повреждений аварийного происхождения должно быть конкретным и доступным для понимания всеми участниками процесса, с указанием механизмов и деталей, влияющих на безопасность движения, с приложением фотоснимков общего вида разрушений и серии узловых снимков, в том числе и снимков отдельных агрегатов. В протоколе осмотра автомашины отмечается также вид и расположение груза в ее кузове.

При осмотре транспортного средства, участвующего в ДТП, комиссар не должен упускать малозначительных на первый взгляд объектов и деталей, которые имеют значение для объективного исследования обстоятельств ДТП. К ним можно отнести следующее:

- положение рычага переключения передач - нейтральное или включенные передачи; если включена передача, то какая именно (это дает представление о возможной скорости движения);

- чистота лобового и боковых стекол (позволяет установить видимость в направлении движения, обзорность для водителя);

- положение переключателей осветительных приборов (это дает возможность установить, при каком свете автомобиль следовал (дальнем, ближнем));

- был ли включен обогреватель заднего стекла (это позволит сделать вывод о степени ограничения видимости сзади);

- общее состояние системы управления и интерьера салона (может свидетельствовать о степени трудности управления автомобилем).

Для того чтобы разобраться в аварийной обстановке, комиссар должен подвергнуть автомобиль тщательному визуальному обследованию с тем, чтобы обнаружить и зафиксировать все факты, имеющие значение. Фиксировать факты необходимо в виде записей, фотографий, видеосъемки, зарисовок и т.д. Необходимо отразить наличие и характер всех повреждений столкнувшихся автомобилей, высоту расположения и размеры вмятин, царапин и т.д. Так, при фиксации недостаточно отметить, что повреждено правое переднее крыло, необходимо описать специфику повреждения, которые можно классифицировать по следующим видам:

Вмятина - это такое повреждение автомобиля, глубина, которой больше ее длины. По направлению вмятин комиссар может определить:

- направление движения автомобиля, нанесшего вмятину при столкновении;

- какие вмятины были получены при первоначальном, а какие при повторном столкновении, что может указывать на участие в столкновении двух и более автомобилей;

- что автомобиль при столкновении опрокинулся, и ему были нанесены повреждения в разных местах одним и тем же автомобилем;

- что автомобиль мог участвовать в двух различных ДТП.

Царапины - это следы на кузове поврежденного автомобиля, ширина которых больше чем глубина, а длина больше ширины. Царапина, идущая параллельно оси автомобиля, указывает на боковой (скользящий) удар. Если она направлена вниз, значит, другой автомобиль резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это указывает на резкое снижение скорости (торможения) автомобиля, на котором осталась царапина.

Начало и конец царапины определяется по соскабливанию краски или грунтовки, которые имеют форму капли: широкий конец направлен в сторону движения объекта, сделавшего царапины. Зная направление движения объекта, нанесшего царапины, можно определить, какой из автомобилей двигался с большей скоростью. Автомобиль, двигавшийся с меньшей скоростью, будет иметь следы царапин, направленные от его задней части к передней, в то время как на автомобиле, движущемся с большей скоростью, царапины будут направлены в противоположную сторону - от передней части к задней.

Трещина - щель, расселина, образовавшаяся на поверхности расщепившегося, расколовшегося пластикового (декоративного) элемента кузова.

Разрез - линейное нарушение целостности материала, образуемое от скольжения твердой, острой детали по более мягкому следовоспринимающему материалу. При изучении разреза определяют, какой острой частью (деталью) он мог быть оставлен, в каком направлении двигалась эта деталь (а следовательно, - транспортное средство), нет ли на краях разреза краски, грунтовки, иных частиц от детали, сделавшей разрез.

Задиры - это такие следы повреждения кузова автомобиля, глубина которых больше их ширины и которые представляют собой вмятины или раз­рывы металла, занимающие большую площадь.

По задирам можно определить:

- каким предметом он нанесен (они образуются от воздействия твердого металла на более мягкий, например, при боковом столкновении ручкой двери о крыло и т.д.);

- направление движения автомобиля, наносящего задиры (может быть порезано крыло, дверь, образованы задиры металла и заусеницы).

В ходе осмотра на месте происшествия необходимо составить представление о том, какие следы на одном транспортном средстве оставлены конкретными частями другого. По форме вмятины определяют, какой деталью (частью) она оставлена и в каком направлении двигался объект, оставивший вмятину. При осмотре царапин обращают внимание на их направленность. В конце царапины наблюдается отслоение грунтовки, имеющее каплеобразную форму, широким концом направленную в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам отслоения грунтовки, направлены в сторону приложения силы. Посторонние включения, внедрившиеся в царапину (резина, стекло, краска и т. п.), помогают в установлении участка (детали), оставившего след. Для правильного описания обнаруженных повреждений комиссар должен мысленно разделить автомобиль на отдельные зоны и тщательно обследовать каждую из них.

При описании следов на ТС следует дифференцировать отдельные его зоны:

- передняя часть - бампер, облицовка радиатора, фары, габаритные и стояночные фонари;

- правая или левая сторона - переднее крыло, дверь водителя, зеркало бокового вида, дверная стойка, окна, задняя дверь, заднее крыло;

- задняя часть - задний бампер, задние фонари, выхлопная труба, прицепное устройство, крышка багажника, багажник, заднее стекло;

- зона капота - капот, лобовое стекло, стеклоочистители;

- отсек двигателя - радиатор, вентилятор, приводные ремни, блок цилиндров, гидравлический усилитель рулевого механизма и тормозов, воздухоочиститель;

- рулевой привод - рулевая колонка, рулевой механизм, рулевые тяги, шаровые опоры, рулевая сошка и т.д.

- тормоза - главный тормозной цилиндр, разделитель тормозов, трубопроводы, гибкие шланги, рабочие тормозные цилиндры, тормозные колонки, барабаны, стопочный тормоз;

- зона переднего сидения - панель приборов, рулевое колесо, педали тормоза, сцепление газа, ручка стопочного тормоза, светозащитные козырьки и т.д.;

- нижняя часть - передняя подвеска, задний мост (подвеска), рама, топливный провод, рулевые тяги и т.д.

Для выявления и анализа следов автомобиль осматривают в определенной последовательности: сначала переднюю часть (облицовка радиатора, капот, фары, бампер, ветровое стекло и т. д.), затем - левую сторону (дверцы, кузов, стекла, покрышки), заднюю часть (кузов, багажник, номерной знак, осветители и т. д.), правую сторону, после чего - крышу и, наконец, нижнюю часть, обращенную к дорожному покрытию.

При изучении повреждений, образовавшихся на автомобилях при ДТП, можно получить большое количество информации о расположении автомобилей до столкновения и в их конечном положении, исходя из состояния кузова и степени коррозии.

В процессе осмотра комиссар может определить, был автомобиль поврежден до или во время столкновения. Места старых повреждений обычно покрыты ржавчиной или засохшей грязью, либо подкрашены и отличаются от основной окраски.

Повреждения по различным признакам можно квалифицировать по четырем категориям:

- первичные повреждения, которые являются результатом незначительного соприкосновения, но вызванные основным столкновением. Например, вмятины на дверной ручке и бампере от соприкосновения с деревом или другими придорожными объектами могут свидетельствовать о пути движения автомобиля до столкновения;

- повреждения, полученные от предыдущего ДТП;

- повреждения, полученные вследствие неправильной эксплуатации и хранения транспортного средства;

- повреждения, явившиеся результатом ремонтно-восстановительных работ после ДТП.

Необходимо также правильно классифицировать повреждения ТС при ДТП и объективно отразить это в протоколе осмотра и проверки технического состояния ТС.

При этом недопустимо каким-либо образом изменять характер, величину и направление деформаций элементов каркаса, панелей и обшивки кузовов, кабин, например, для освобождения заклиненного переднего колеса, рулевых тяг и т.д. Если на месте происшествия полный осмотр транспорта провести нельзя, то его следует продолжить в приспособленном месте, отразив это в протоколе.

Наиболее распространенной ошибкой является неосторожная буксировка поврежденных ТС с места ДТП. При этом, разрушенные детали рулевого управления или подвески, соприкасаясь с поверхностью дорожного покрытия, изменяют характер и структуру поверхностей излома, детали ТС получают дополнительные повреждения и деформации, полностью скрывающие признаки, которые дали бы возможность установить действительную причину их разрушения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: