Тема 3: «Фирма и альтернативные модели ее поведения»
Понятие фирмы в экономике
Экономика – это наука принятия решений в условиях ограниченности используемых ресурсов.
Объект исследования управленческой экономики – фирма.
Фирма – организация, приобретающая основные производственные факторы (ОПФ): средства производства, предметы труда, рабочая сила и пр.; и соединяющая их для создания потребительской ценности и её реализации в виде ТРУ с целью получения прибыли.
Термин «фирма» (от итал. firma – подпись) означала «торговое имя коммерсанта». В настоящее время– это юридически и экономически самостоятельная единица во всех сферах экономики с любой организационной формой, имеющая производственно-технологическую систему, состоящую из ОПФ.
Важнейшим критерием классификации фирмы является форма собственности на капитал.Фирмы занимают важнейшее место в структуре рыночной экономики. Изучение их деятельности необходимодля разработки экономическиобоснованных решений на мИкро и мАкроуровне.
Современные фирмы – это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий на национальном и международном уровне.
Субъектыфирмы: собственники капитала, инвесторы, менеджеры, инженеры, рабочие с их талантом, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, и производительным трудом.
На крупные и глобальные фирмы опирается государственная политика макроэкономической стабилизации.Фирма организует экономику на мИкроуровне,а их совокупность – определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики на мАкроуровне. Экономический механизм интересов фирмыи общества функционирует на основе баланса между: ценами на ТРУ доходами и уровнем жизни потребителей, регулируемых государством. Основная деятельность современных коммерческих фирм распространяется на все сферы расширенного воспроизводства (производство, распределение, накопление, потребление благ).
|
Роль фирмы в обществе и понятие альтернативных моделей ее поведения
Роль фирмы состоит в распределении ограниченных ресурсов труда и капитала и управленииимидля производства товаров, работ и услуг (ТРУ) и предоставлении их членам общества на рынке. При эффективныхрезультатах она получает вознаграждение– прибыль, которая приводит в действие экономическую систему и общество (инвесторов,менеджеров,рабочих и потребителей, которое полагается на стремление фирм к прибыли, т.к. они обеспечивают имзанятость, сбор налогов и эффективное распределение ограниченных ресурсов.
Основные моделиповедения фирм на рынке.
1) Моделимаксимизации
1.1) Модель максимизации прибыли. Одна из целейфирмы– не только максимизация прибыли по отношению к понесённым затратам в краткосрочноминтервале, нои максимизация стоимости её акций в долгосрочнойперспективе.Эта модель включает текущую стоимость будущих денег (прибыли) и возможностьуправления рисками. Концепция текущей стоимости денег основана на принципе сложных процентов: сегодняшняя стоимость суммы, которая будет получена в будущем, дисконтируется на основе соответствующей процентной ставки рефинансирования ЦБ.
Чем выше риск, тем выше должна быть и прибыль – иначе не следует начинать какой-либо рисковый проект.Текущая стоимость будущих прибылей представляет стоимость фирмы при данном уровне риска. Поэтому максимизировать текущую стоимость прибыли значит то же, что и максимизировать состояние владельца капитала. Модель максимизации прибыли стремится максимизировать текущую стоимость будущих прибылей при данном уровне риска.
|
Недостатки модели максимизации прибыли:
- это не самое рациональное действие, которое может предпринять менеджер;
- менеджеры не всегда располагают полной информацией о: спросе, затратах, прогнозах на будущее, необходимыми для максимизации прибыли;
- менеджеры, помимо получения прибыли, преследуют много иных, в т.ч. и собственных целей;
- менеджерыбольше заинтересованы в максимизации личного благополучия, а не прибыли фирмы;
- при повышении риска и нестабильности конъюнктуры рынка, менеджеры, не склонные к риску – уклоняются от курса максимизации прибыли.
Преимущества модели максимизации прибыли:
- Без прибыли – невозможно выжить в условиях конкуренции.
- Вознаграждение менеджеров тесно увязано с прибыльностьюфирмы.
- Лучшевсего объясняет и прогнозирует поведение фирмы на рынке.
- Удобна при анализе затрат.
- Позволяет глубже понять соотношение между затратами и доходами при долгосрочном и краткосрочном планировании.
Однако в реальности существует много сложностей, ограничивающих адекватность этой модели: отсутствиеполной информации, невозможность точно предсказать величину будущей прибыли, множество юридических, этических и социальных ограничений, из-за чего фирма стремится оптимизировать, а не максимизировать прибыль.Фирма пытается сбалансировать своё стремление к прибыли с другими целями и задачами: краткосрочными и долгосрочными, экономическими и НЕэкономическими. Достижение этих целейпозволит ей максимизировать другие выгоды, кроме прибыли:продажи, рост развития, управленческое поведение, добавленная стоимость.
|
1.2) Модель максимизации продаж - это увеличение выручки от продаж за счёт прогрессивных изменений в технологии производства и передовых методах торговли, т.к. отсутствие роста продаж:
- нанесёт ущерб репутации фирмы, и её отношениям с потребителями, инвесторами и кредиторами, работниками;
- сократитдолю фирмы на рынке и снизит её конкурентоспособность.
Когдаменеджеры являются наёмными служащими, а не владельцами фирмы, оценка их работы более чувствительна к уровню продаж, чем к уровню прибыли.
Фирма, стремящаяся к максимизации продаж, предпочитает пожертвовать некоторой долей прибыли, чтобы увеличить свой объём продаж. Так, японские фирмы придают б о льшее значение увеличению предложения своих ТРУ на мировом рынке, и поэтому демпингуют поценам, продаваясвои ТРУ за рубежом по ценам ниже,чем в своей стране.
1.3) Модель максимизации роста– демонстрирует успех фирмы для её инвесторов. Согласно обычной модели максимизации роста, при достижении фирмой уровня производства и продаж, устойчиво максимизирующихприбыль, выпуск ТРУ должен оставаться постоянным до тех пор, пока уровень дохода изатраттакже – постоянны, и нет оснований для увеличения производства и продаж.Но вреальности и спрос и затраты не остаются постоянными, и фирма будет стремиться к росту по тем же причинам, что и при максимизации продаж (см. модель 1.2). Рост, при этом, должен финансироваться за счёт собственной прибыли, кредитов и акций. Осторожные менеджерывсегда будутбалансировать соотношение «обязательства / активы» для стимулирования роста, но ниже предела неприемлемого риска.
В перспективе рост фирмы будет определяться наличием достаточного потока прибылей,и какие бы различия ни проявлялись в краткосрочных интересах фирмы, максимизирующей: рост, продажи прибыли, её долгосрочные интересы – будут одинаковыми. Текущее решение по максимизации роста неизбежно приведёт к решению о максимизации прибыли.
1.4) Японская модель максимизации Потребительской ценности (ПЦ) и добавленной стоимости
Модель максимизации прибыли может быть применена как в кратком, так и в длительном периоде, и фактически фирмы склонны сосредоточиваться именно на текущей прибыли, минимум - каждый квартал. Тем самым внимание менеджеров сосредоточивается на управлении финансовымипараметрами: доход на акцию в конкретном периоде, а не на долгосрочных стратегиях повышения эффективности и конкурентоспособности фирмы.Модель максимизации прибылиакцентрирована на концепции краткосрочной прибыли, которая удовлетворяет акционеров, но игнорирует интересы работников – тех, кто обеспечивает получение прибыли. Менеджеры, часто стремясь улучшить финансовыерезультаты иминимизировать затраты, сокращают зарплату работников, что и являетсяглавной причиной вражды между менеджерам и рядовыми работниками.
Однако японские фирмы вместо максимизацииежеквартального дохода на акцию,стремятся максимизировать ПЦ и добавленную стоимость своей деятельности. Фирма покупает сырьё у внешних поставщиков, добавляя к нему ПЦ в результате согласованной деятельности именеджеров и рабочих, использующих активы фирмы для преобразования сырья в готовую продукцию. Добавленная стоимость - это разность между доходом от продаж ТРУ и затратами на МР и ГП. Модель максимизации ПЦ и добавленной стоимости - это долгосрочная стратегия и концепция по максимизации выгоды для всех участников: и акционеров, и менеджеров, и рабочих и контрагентов.
Ее суть в том, чтобы именеджерыи рядовые сотрудникиявлялись не противниками, а партнёрами, преследующими общую цель – максимизацию добавленной стоимости ТРУ своей фирмы, способной конкурировать на мировых рынках. Тогда все участники совместно будут: стремиться и к оптимизации затрат и увеличению дохода, вместе искать пути повышения производительности труда, эффективности инвестиций, проектировать и производить инновационные продукты.
Каждый работник и акционер фирмы, максимизирующей ПЦ и добавленную стоимость, знает, что независимо от экономических условий, важно постоянно инвестировать в производительность труда и мощностей, НИОКР, развитие рынказа счёт зарплаты работников, а вр е менного ограничения роста жалованья менеджеров и дивидендов акционеров.
Если возникает необходимость сократить затраты на оплату труда, то первым будет сокращено жалованье старшему управленческому персоналу, а не рядовымработникам. Такяпонские фирмы, невзирая на экономические трудности, максимизируют ПЦ и добавленную стоимость своих ТРУ. Эта японская модель основана на культуре понимания значения гармоничных и согласованных отношений между: старшими и младшими членами семьи, работниками и менеджерами фирмы, государством и частным бизнесом. Это объясняет успех японских фирм в конкурентной борьбе на мировых рынках. Такая координация требует корпоративной среды, стимулирующей постоянное обучение, дружеские отношения и твёрдую приверженность всех работников общим целям фирмы.К сожалению, за редким исключением,многие топ-менеджерыв традиционных моделях управления фирмами, чувствуют себя абсолютными монархами вней, обладающих всеобъемлющим правом принятия решений, противопоставляя один центр затрат– другому, или одной личности – другой.
2) Модели управленческого поведения отражают различия между владельцами фирмы и наёмными менеджерами: 2.1)Модель управленческой выгоды, 2.2) Модель управленческой благоразумности и 2.3)Агентская модель и исходятиз предположений:
1) ивладельцы, и менеджеры являются экономическими эгоистами, максимизирующихтолько свою личную выгоду;
2) существуют фундаментальные противоречия между интересами владельцев фирмы и интересами её менеджеров, потому что, когда менеджеры максимизируют свою выгоду – они снижают выгоду владельцев.
2.1) Модель управленческой выгоды – основана на предположении, что стратегия развития фирмы обусловлена различием интересов владельцев и менеджеров. Владельцы (акционеры) стремятся максимизировать стоимость акций фирмы, и поэтому заинтересованы в максимизации её прибыли. Менеджеры, как экономические эгоисты, больше заинтересованы в увеличении личного благосостояния, чем в максимизации стоимости чужой фирмы, потому, что:
1) в фирмах,управляемых наёмными менеджерами,норма прибыли меньше, чем в управляемыхих владельцами, – т.к.они игнорируют заинтересованность владельцев в максимизации прибыли, и
2) для максимизации прибыли фирмы, наёмным менеджерам не достаточно только своей зарплаты.
Кроме зарплаты, нужно применять и другие виды мотиваций:поощренийвознаграждения, премии, опционы акций, долюучастия в прибыли.Это повышает личную заинтересованность наёмных менеджеров в максимизации прибылифирмы.
2.2) Модель управленческой благоразумности – более реалистичная модель управленческого поведения:менеджерысмогут преследовать свои личные интересы,если толькоони обеспечивают уровень прибыли, достаточный для получения приемлемых дивидендов владельцам и дальнейшего ростафирмы. Помимо своей зарплаты, личные интересы менеджеров зависят от: других форм оплаты труда, квалификации подчинённыхи качества их труда, не материальных, но статусных благ, свободы в расходахбюджета фирмы. Когда фирма процветает, наёмные менеджеры стремятся получать от неёкроме основной зарплаты, дополнительные виды материальныхпривилегий:служебный автомобиль,жильё (дача), большой кабинет с секретарём и т.д.
Приданной модели фирма, которой руководят наёмные менеджеры, максимизирующиесвои выгоды, расходует больше на свой аппарат управления, и предоставляет больше управленческих привилегий, чем фирма, максимизирующая прибыль. Самыйважныйеё недостаток – наибольшее значение придается зарплате наёмных менеджеров и существенно недооценивается их реальныйвклад в максимизацию прибыли их фирмы.
2.3) Агентская модель – характеризует отношения между акционерами (принципалами) и их наёмными менеджерами(агентами), которые должны действовать в интересах первых. Чтобы менеджеры могли действовать, акционеры через свой Совет директоров должны делегировать право принятия решений Главному исполнительному директору (ChiefExecutiveOfficer- CEO).Онделегирует своёправопо принятию решений другим менеджерам фирмы на нижних уровнях оргструктуры управления.На практике, недобросовестные управляющие могут принимать решения, в пользу личного обогащения за счёт фирмы, их могут больше интересовать дорогие привилегии (богатые кабинеты, роскошные автомобили и членство в престижных клубах), чем оптимизация затрат. Они могут уклоняться от принятия рискованных решений и опасных для их должности, или вступать в конфликт интересов, создавая напряженность внутри фирмы или на рынке, нанося ущерб максимизации её прибыли.Приэтом, акционеры не могут знать, действительно ли управляющие делают всё, для максимизации капитала владельцев, а могут видеть только результаты действий аппарата управления, проявляющиеся на нижнем уровне.
Если акционеры не являются одновременно и управляющими, то они не контролируютежедневный процесс управления фирмой.Если результаты работы менеджеров будут неудовлетворительными, то акционеры, действуя через Совет директоров, могут наказать их (лишить премий, не повысить оклад или уволить). Но до тех пор, пока результаты работы менеджеров остаются удовлетворительными, акционеры не узнают, действительно ли они получают максимум того, что могли бы иметь. Есливнедрить сложную, а значит и дорогую систему контроля над работой менеджеров, то акционеры не будут заинтересованы в таких дополнительных затратах, а сторонники данной модели считают излишним ежедневный контроль над деятельностью аппарата управления.
Существуеттесная связь между прибыльностью фирмы и зарплатой менеджеров, т.к. динамика конъюнктуры рынка требует от менеджеров делать всё возможное.Но некоторые затраты – неизбежны для акционеров,т.к. лучшей формой оплаты труда менеджеров будет их поощрение за максимизацию состояния акционеров ввиде премии напрямую зависящей от прибыли фирмы, но не только текущего года, а за несколько прошлых лет.Но такой вид распределения прибыли не гарантирует максимальной отдачи, т.к.менеджерывсегда знают больше владельцев о реальных процессах управленияих фирмой. Невзирая на премии, они могут работать недостаточно результативно,но продолжать пользоваться дорогостоящими привилегиями. Понимая это, акционеры могут разделить свои риски владения с менеджерами, предоставляя им опционы акций, чтобы теснее увязать интересы менеджеров и владельцев акций фирмы.