Основные моделиповедения фирм на рынке.




Тема 3: «Фирма и альтернативные модели ее поведения»

Понятие фирмы в экономике

Экономика – это наука принятия решений в условиях ограниченности используемых ресурсов.

Объект исследования управленческой экономики – фирма.

Фирма – организация, приобретающая основные производственные факторы (ОПФ): средства производства, предметы труда, рабочая сила и пр.; и соединяющая их для создания потребительской ценности и её реализации в виде ТРУ с целью получения прибыли.

Термин «фирма» (от итал. firma – подпись) означала «торговое имя коммерсанта». В настоящее время– это юридически и экономически самостоятельная единица во всех сферах экономики с любой организационной формой, имеющая производственно-технологическую систему, состоящую из ОПФ.

Важнейшим критерием классификации фирмы является форма собственности на капитал.Фирмы занимают важнейшее место в структуре рыночной экономики. Изучение их деятельности необходимодля разработки экономическиобоснованных решений на мИкро и мАкроуровне.

Современные фирмы – это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий на национальном и международном уровне.

Субъектыфирмы: собственники капитала, инвесторы, менеджеры, инженеры, рабочие с их талантом, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, и производительным трудом.

На крупные и глобальные фирмы опирается государственная политика макроэкономической стабилизации.Фирма организует экономику на мИкроуровне,а их совокупность – определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики на мАкроуровне. Экономический механизм интересов фирмыи общества функционирует на основе баланса между: ценами на ТРУ доходами и уровнем жизни потребителей, регулируемых государством. Основная деятельность современных коммерческих фирм распространяется на все сферы расширенного воспроизводства (производство, распределение, накопление, потребление благ).

Роль фирмы в обществе и понятие альтернативных моделей ее поведения

Роль фирмы состоит в распределении ограниченных ресурсов труда и капи­тала и управленииимидля производства товаров, работ и услу­г (ТРУ) и предоставлении их членам общества на рынке. При эффективныхрезультатах она получает вознаграждение– при­быль, которая приводит в действие эко­номическую систему и общество (инвесторов,менеджеров,рабочих и потребителей, которое полагается на стремление фирм к прибыли, т.к. они обес­печивают имзанятость, сбор налогов и эффективное распределение ограниченных ресур­сов.

Основные моделиповедения фирм на рынке.

1) Моделимаксимизации

1.1) Модель максимизации прибыли. Одна из целейфирмы– не только максимизация прибыли по отношению к понесённым затратам в краткосрочноминтервале, нои максимиза­ция стоимости её акций в долгосрочнойперспективе.Эта модель включает текущую стоимость будущих денег (прибыли) и возможностьуправления рисками. Концепция текущей стоимости денег основана на принципе слож­ных процентов: сегодняшняя стоимость суммы, которая будет получена в будущем, дисконтируется на основе соответствующей процентной ставки рефинансирования ЦБ.

Чем выше риск, тем выше должна быть и прибыль – иначе не следует начинать какой-либо рисковый проект.Текущая стоимость будущих прибылей представляет стоимость фирмы при данном уровне риска. По­этому максимизировать текущую стоимость прибыли значит то же, что и максимизиро­вать состояние владельца капитала. Модель максимизации прибыли стремится максимизировать текущую стоимость будущих прибылей при данном уровне риска.

Недостатки модели максимизации прибыли:

- это не самое рациональное действие, которое может пред­принять менеджер;

- менеджеры не всегда располагают полной информацией о: спросе, затратах, прогнозах на будущее, необходимыми для максимизации прибыли;

- менеджеры, помимо получения прибыли, преследуют много иных, в т.ч. и собственных целей;

- менеджерыбольше заинтересованы в максимизации личного благополучия, а не прибыли фирмы;

- при повышении риска и нестабильности конъюнктуры рынка, менеджеры, не склонные к риску – уклоняются от курса максимизации прибыли.

 

Преимущества модели максимизации прибыли:

- Без прибыли – невозможно выжить в условиях конкуренции.
- Вознаграждение менеджеров тесно увязано с прибыльностьюфирмы.
- Лучшевсего объясняет и прогнозирует пове­дение фирмы на рынке.

- Удобна при анализе затрат.

- Позволяет глубже понять соотношение между за­тратами и доходами при долгосрочном и краткосрочном планировании.

Однако в реальности существует много сложностей, ограничивающих адекватность этой модели: отсутствиеполной ин­формации, невозможность точно предсказать величину будущей прибыли, множество юри­дических, этических и социальных ограничений, из-за чего фирма стре­мится оптимизировать, а не максимизировать прибыль.Фирма пытается сбалансировать своё стремление к прибыли с другими целями и задачами: краткосрочными и долгосрочными, экономическими и НЕэкономичес­кими. Достижение этих целейпозволит ей макси­мизировать другие выгоды, кроме прибыли:продажи, рост развития, управленческое поведение, добавленная стоимость.

1.2) Модель максимизации продаж - это увеличение выручки от продаж за счёт прогрессивных изменений в техноло­гии производства и передовых методах торговли, т.к. отсутствие роста про­даж:

- нанесёт ущерб репутации фирмы, и её отношениям с потребителями, инвесторами и кредиторами, работниками;

- сократитдолю фирмы на рынке и снизит её конкурентоспособность.

Когдаменеджеры являются наёмными служащими, а не владельцами фирмы, оценка их работы более чувствительна к уровню продаж, чем к уровню прибыли.

Фирма, стремящаяся к максимизации продаж, предпочитает пожертвовать некоторой долей прибыли, чтобы увеличить свой объём продаж. Так, японские фирмы придают б о льшее значение увеличению предложения своих ТРУ на ми­ровом рынке, и поэтому демпингуют поценам, продаваясвои ТРУ за рубежом по ценам ниже,чем в своей стране.

1.3) Модель максимизации роста– демонстрирует успех фирмы для её инвесторов. Согласно обычной модели максимизации роста, при достижении фирмой уровня производства и продаж, устойчиво максимизирующихприбыль, выпуск ТРУ дол­жен оставаться постоянным до тех пор, пока уровень дохода изатраттакже – постоянны, и нет оснований для увеличения производства и продаж.Но вреальности и спрос и затраты не остаются постоянными, и фирма будет стремиться к росту по тем же причинам, что и при максимизации продаж (см. модель 1.2). Рост, при этом, должен финансироваться за счёт собственной прибыли, кредитов и акций. Осторожные менеджерывсегда будутбалансировать соотношение «обязательства / активы» для стимулиро­вания роста, но ниже предела неприемлемого риска.

В перспективе рост фирмы будет определяться наличием достаточного потока прибылей,и какие бы различия ни проявлялись в краткосрочных интересах фирмы, максимизирующей: рост, продажи прибыли, её долгосрочные интересы – будут одинаковыми. Текущее решение по максимизации роста неизбежно приведёт к решению о максимизации прибыли.

 

1.4) Японская модель максимизации Потребительской ценности (ПЦ) и добавленной стоимости

Модель максимизации прибыли может быть применена как в кратком, так и в длительном периоде, и фактически фирмы склонны сосредоточиваться именно на текущей при­были, минимум - каждый квартал. Тем самым внимание менеджеров сосредоточивается на управлении финансовымипараметрами: доход на акцию в конкретном периоде, а не на долгосрочных стратегиях повышения эффективности и конкурентоспособности фирмы.Модель максимизации прибылиакцентрирована на концепции краткосрочной прибыли, которая удовлетворяет акционе­ров, но игнорирует интере­сы работников – тех, кто обеспечивает получение прибыли. Менеджеры, часто стремясь улучшить финансовыерезультаты иминимизировать затраты, сокращают зарплату работников, что и являетсяглавной причиной враж­ды между менеджерам и ря­довыми работниками.

Однако японские фирмы вместо максимизацииежеквартального дохода на акцию,стремятся максимизировать ПЦ и добавленную стоимость своей деятельности. Фирма покупает сырьё у внешних поставщиков, добавляя к нему ПЦ в результате согла­сованной деятельности именеджеров и рабочих, использующих активы фирмы для преобразования сырья в готовую продукцию. Добавленная стоимость - это разность между доходом от продаж ТРУ и затратами на МР и ГП. Модель максимизации ПЦ и добавленной стоимости - это долгосрочная стратегия и концепция по максимизации выгоды для всех участников: и акци­онеров, и менеджеров, и рабочих и контрагентов.

Ее суть в том, чтобы именеджерыи рядовые сотруд­никиявлялись не противниками, а партнёрами, преследующими общую цель – максимизацию добавленной стоимости ТРУ своей фирмы, способной конкурировать на мировых рынках. Тогда все участники совместно будут: стремиться и к оптимизации затрат и увеличению дохода, вместе искать пути по­вышения производительности труда, эффективности инвестиций, проектировать и производить инновационные продукты.

Каждый работник и акционер фирмы, максимизирующей ПЦ и добавленную стоимость, знает, что независимо от экономических условий, важно постоянно инвестировать в произ­водительность труда и мощностей, НИОКР, развитие рынказа счёт зарплаты работников, а вр е менного ограничения роста жалованья менеджеров и дивидендов акционеров.

Если возникает необходи­мость сократить затраты на оплату труда, то первым будет сокращено жалованье старшему управленческому персоналу, а не рядовымработникам. Такяпонские фирмы, невзирая на экономические трудности, максимизируют ПЦ и добавленную стоимость своих ТРУ. Эта японская модель основана на культуре по­нимания значения гармоничных и согласованных отношений между: старшими и младшими членами семьи, работниками и менеджерами фирмы, государством и частным бизнесом. Это объясняет успех японских фирм в конкурентной борьбе на мировых рынках. Такая координация требует корпоративной среды, стимулирующей постоянное обучение, дружеские отношения и твёрдую приверженность всех работников общим целям фирмы.К сожалению, за редким исключением,многие топ-менеджерыв традиционных моделях управления фирмами, чувствуют себя абсолютными монархами вней, обладающих всеобъемлющим пра­вом принятия решений, противопоставляя один центр затрат­– другому, или одной личности – другой.

 

2) Модели управленческого поведения отражают различия между владельцами фирмы и наёмными менеджерами: 2.1)Модель управленческой выгоды, 2.2) Модель управленческой благоразумности и 2.3)Агентская модель и исходятиз предположе­ний:

1) ивладельцы, и менеджеры являются экономическими эгоистами, максимизирующихтолько свою личную выгоду;

2) существуют фундаментальные противоречия между интересами владельцев фирмы и интересами её менеджеров, по­тому что, когда менеджеры максимизируют свою выгоду – они снижают выгоду владельцев.

2.1) Модель управленческой выгоды – основана на предположении, что стратегия развития фирмы обусловлена различием интересов вла­дельцев и менеджеров. Владельцы (акционеры) стремятся макси­мизировать стоимость акций фирмы, и поэтому заинтересованы в максимизации её прибы­ли. Менеджеры, как экономические эгоисты, больше заинтересованы в увеличении личного благосостояния, чем в максимизации сто­имости чужой фирмы, потому, что:

1) в фирмах,управляемых наёмными менеджерами,норма прибыли меньше, чем в управляемыхих владельцами, – т.к.они игнорируют заинтересованность владельцев в максимизации прибыли, и

2) для мак­симизации прибыли фирмы, наёмным менеджерам не достаточно только своей зарплаты.

Кроме зарплаты, нужно применять и другие виды мотиваций:поощренийвознаграждения, премии, опционы акций, долюучастия в прибыли.Это повышает личную заинтере­сованность наёмных менеджеров в максимизации прибылифирмы.

2.2) Модель управленческой благоразумности – более реалистичная модель управленческого поведения:менеджерысмогут преследовать свои личные интересы,если толькоони обеспечивают уровень прибыли, достаточный для получения приемлемых дивидендов владельцам и дальнейшего ростафирмы. Помимо своей зарплаты, личные интересы менеджеров зависят от: других форм оплаты труда, квалификации подчинённыхи качества их труда, не материальных, но статусных благ, свободы в расходахбюджета фирмы. Когда фирма процветает, наёмные менеджеры стремятся по­лучать от неёкроме основной зарплаты, дополнительные виды материальныхпривилегий:служебный автомобиль,жильё (дача), большой кабинет с секретарём и т.д.

Приданной модели фирма, которой руководят наёмные менеджеры, максимизирующиесвои выгоды, расходует больше на свой ап­парат управления, и предоставляет больше управленческих привилегий, чем фирма, максимизирующая прибыль. Самыйважныйеё не­достаток – наибольшее значение придается зарпла­те наёмных менеджеров и существенно недооценивается их реальныйвклад в максимизацию прибыли их фирмы.

2.3) Агентская модель – характеризует отношения между акционерами (принципалами) и их наёмными менеджерами(агентами), которые должны действовать в интересах пер­вых. Чтобы менеджеры могли действовать, акционеры через свой Совет директоров должны делегировать право принятия решений Главному исполнительному директору (ChiefExecutiveOfficer- CEO).Онделегирует своёправопо принятию решений другим менеджерам фирмы на нижних уровнях оргструктуры управления.На практике, недобросовестные управляющие могут прини­мать решения, в пользу личного обогащения за счёт фирмы, их могут больше интересовать дорогие привилегии (богатые кабинеты, рос­кошные автомобили и членство в престижных клубах), чем оптимизация затрат. Они могут уклоняться от принятия рискованных решений и опас­ных для их должности, или вступать в конфликт интересов, создавая напряженность внутри фирмы или на рынке, нанося ущерб максимизации её прибыли.Приэтом, акционеры не могут знать, действительно ли управляю­щие делают всё, для максимизации капитала владельцев, а могут видеть только результаты действий аппарата управления, проявляющиеся на нижнем уровне.

Если акционеры не являются одновременно и управляющими, то они не контролируютежедневный процесс управления фирмой.Если результаты работы менеджеров будут неудовлетворительными, то акционе­ры, действуя через Совет директоров, могут наказать их (лишить премий, не повысить оклад или уволить). Но до тех пор, пока результаты работы менеджеров остаются удовлетворительны­ми, акционеры не узнают, действительно ли они получают максимум того, что могли бы иметь. Есливнедрить сложную, а значит и дорогую систему контроля над работой менеджеров, то акционеры не будут заинтересованы в таких дополнительных затратах, а сторонники данной модели считают излишним ежедневный контроль над деятельностью аппарата управления.

Существуеттесная связь между прибыльностью фирмы и зарплатой менеджеров, т.к. динамика конъюнктуры рынка требует от менеджеров делать всё возможное.Но некоторые затраты – неизбежны для акционеров,т.к. лучшей формой оплаты труда менеджеров будет их поощрение за максимизацию состояния акционеров ввиде премии напрямую зависящей от прибыли фирмы, но не только текущего года, а за несколько прошлых лет.Но такой вид распределения прибыли не гарантирует максимальной отдачи, т.к.менеджерывсегда зна­ют больше владельцев о реальных процессах управленияих фирмой. Невзирая на премии, они могут рабо­тать недостаточно результативно,но продолжать пользоваться дорогостоящими приви­легиями. Понимая это, акционеры могут разделить свои риски владения с менеджерами, предоставляя им опционы акций, чтобы теснее увязать интересы менеджеров и владельцев акций фирмы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: