И их учет в деятельности юриста-международника
Вопросы для обсуждения:
1. Темперамент личности и его виды. Учет ведущих черт темперамента в деловом взаимодействии.
2. Характер личности. Развитие черт, необходимых для профессиональной деятельности юриста-международника.
3. Способности личности, их уровни и возможности развития.
4. Направленность личности. Формирование профессиональной направленности личности юриста-международника.
Литература:
1. Долгова И.В., Зуев Ю.П., Малышев А.А. Введение в психологию внешней торговли.2-е изд. - М.: ВАВТ,2008. Гл.2.
2. Малышев А.А. Савёлов В.П. Основы психологии и психологии в правовой деятельности: Учебное пособие для студентов и слушателей ВАВТ. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВАВТ, 2011. Гл.2.
Практическое задание №1. «Определение структуры темперамента личности»
Вам предлагаются 15 эмпирических признаков, характеризующих типы темперамента.
- Внимательно прочитайте содержание признаков в каждой строке.
- Выберите признак, который в большей степени соответствует Вам (2 балла), менее соответствует Вам (1 балл), оставшиеся 2 признака (0 баллов).
- Подсчитайте сумму баллов по столбцам.
Тип темперамента, по которому набрана максимальная сумма баллов, является для Вас стержневым.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
№ п/п | Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик |
1. | Неуравновешенное поведение | Хорошо уравновешенное поведение | Отлично уравновешенное поведение | Очень неуравновешенное поведение |
2. | Сильные, кратковременные эмоциональные переживания | Поверхностные кратковременные переживания | Слабые эмоциональные переживания | Глубокие и длительные эмоциональные переживания |
3. | Настроение неустойчивое с преобладанием бодрого | Настроение устойчивое, жизнерадостное | Настроение устойчивое без больших радостей и печалей | Настроение неустойчивое с преобладанием пессимизма |
4. | Речь громкая, резкая, неравномерная | Речь громкая, живая, плавная | Речь монотонная медленная | Речь тихая, неуверенная |
5. | Терпение слабое | Терпение умеренное | Терпение очень большое | Терпение очень слабое |
6. | Адаптация хорошая | Адаптация отличная | Адаптация медленная | Адаптация трудна |
7. | Общительность высокая | Общительность умеренная | Общительность невысокая | Общительность низкая (замкнутый) |
8. | Агрессивность в поведении | Миролюбивое поведение | Сдержанность в поведении | Истеричность поведения (возмущение от любых сложностей) |
9. | Отношение к критике возбужденное | Отношение к критике спокойное | Отношение к критике безразличное | Отношение к критике обидчивое |
10. | Страстное, увлеченное поведение и работа | Энергичное (деловое или болтливое) поведение и работа | Поведение неутомимого труженика | Неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других) |
11. | Отношение к новому положительное | Отношение к новому безразличное | Отношение к новому отрицательное | Оптимизм сменяется на пессимизм и наоборот |
12. | Отношение к опасности рискованное, боевое | Отношение к опасности расчетливое, без особого риска | Отношение к опасности хладнокровное, невозмутимое | Отношение к опасности тревожное, растерянное, подавленное |
13. | Стремление к цели сильное, с полной отдачей | Стремление быстрого достижения цели с избеганием препятствий | Достижение цели медленное, упорное | Стремление к цели то сильное, то слабое, с избеганием препятствий |
14. | Значительная переоценка своих способностей | Некоторая переоценка своих способностей | Более реальная оценка своих способностей | Чаще недооценка своих способностей |
15. | Умеренная внушаемость и мнительность | Небольшая внушаемость и мнительность | Слабая внушаемость и мнительность | Большая внушаемость и мнительность |
Сумма |
|
|
Практическое задание №2. «Оценка различных типов темперамента»
Укажите позитивные и негативные стороны каждого типа темперамента для профессиональной деятельности юриста ВЭО.
САНГВИНИК: +____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
-- ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ХОЛЕРИК: +____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
--____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ФЛЕГМАТИК:
+ ____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
-- ____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
МЕЛАНХОЛИК:
+ ____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
-- ____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Представьте, что Вы – руководитель юридического отдела внешнеэкономической организации. Среди Ваших четверых подчиненных имеются личности с доминирующими чертами всех основных типов темперамента. Как Вы распределите между ними основные функции юридического отдела? Обоснуйте свой ответ.
|
Сангвиник _________________________________________________________
Холерик ___________________________________________________________
Флегматик ________________________________________________________
Меланхолик ________________________________________________________
Практическое задание №3 «Профессионально важные характеристики и деловые качества личности юриста»
Составьте сводный перечень требований к юристу внешнеэкономической организации.
Морально-этические качества | Профессиональные знания |
Черты характера | Коммуникативные качества |
1. Эмоциональные | |
2. Волевые | |
Практическое задание № 4: Продумайте и заполните таблицу, какие данные можно получить о человеке из нижеследующих документов:
Резюме | |
Диплом с приложением | |
Медицинская справка | |
Рекомендательные письма | |
Фотография |
J Задания для выполнения в часы самостоятельной работы.
Задание 1. «Акцентуация характера личности»
Выделяют десять основных типов акцентуации характера личности (классификация К.Леонгарда). Дайте краткую характеристику каждого из перечисленных типов
1. Гипертимный ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
2. Застревающий__________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
3. Эмотивный___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
4. Педантичный______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5. Тревожный____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
6. Циклоидный___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
7. Демонстративный_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
8. Возбудимый____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
9. Дистимный_____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
10. Экзальтированный______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Вопрос: как влияет наличие той или иной акцентуации на успешность профессиональной деятельности юриста ВЭО?
Задание 2. Определение акцентуаций характера личности при помощи опросника Шмишека
Используя приведенный ниже опросник, попытайтесь определить наличие или отсутствие акцентуаций Вашего характера.
Ответьте на вопросы утвердительно или отрицательно (да-нет). Над ответами долго не размышляйте, так как неправильных ответов в данном случае не бывает.
1. Ваше настроение, как правило; бывает ясным, неомраченным?
2. Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам?
3.Легко ли Вы плачете?
4. Возникает ли у Вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к проверке — правильно ли все было сделано?
5. Были ли Вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?
6. Часто ли у Вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?
7. Бываете ли Вы обычно во время веселья в центре внимания?
8. Бывают ли у Вас дни, когда вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?
9. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
- Вы человек серьезный?
- Способны ли Вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас?
- Предприимчивы ли Вы?
- Быстро ли Вы забываете обиды и оскорбления?
- Мягкосердечны ли Вы?
- Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?
- Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) Вы были одним из первых?
- Боялись ли Вы в детские годы грозы и собак?
- Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?
- Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают Вас педантичным?
- Очень ли зависит Ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?
- Любят ли Вас ваши знакомые?
- Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?
- Ваше настроение обычно несколько подавленно?
- Случалось Вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?
- Трудно ли Вам долго сидеть на одном месте?
- Отстаиваете ли Вы свой интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость?
- Хвастаетесь ли Вы иногда?
- Смогли ли Вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?
- Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли вы это поправить?
- Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один?
- Часто ли портится Ваше настроение без видимых причин?
- Случалось ли Вам быть одним из лучших в вашей профессиональной или учебной деятельности?
- Легко ли Вы впадаете в гнев?
34. Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?
35. Бывают ли у Вас состояния, когда вы переполнены счастьем?
36. Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых представлениях?
37. Лгали Вы когда-нибудь в своей жизни?
38. Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глаза?
39. Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?
40. Нравится ли Вам работа, когда только вы один ответственны за нее?
41. Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
42. Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?
43.Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости иделается быстро?
44. Вы очень общительный человек?
45. Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?
46. Сбегали ли Вы в детстве из дому?
47.Обычно вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам?
48. Часто ли Вам жизнь кажется тяжелой?
49. Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?
50. Можно ли сказать, что при неудаче Вы сохраняете чувство юмора?
51. Стараетесь ли Вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению?
52. Очень ли Вы любите животных?
53. Случалось ли Вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?
54. Беспокоили ли Вас когда-нибудь мысли, что с вами или с вашими родственниками должно что-либо случиться?
55. Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды?
56. Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?
57. Можете ли Вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?
58. Очень ли Вы любите веселиться?
59. Вы всегда говорите то, что думаете?
60. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
61. Привлекает ли Вас роль организатора в каком-нибудь деле?
62. Упорствуете ли Вы на пути к достижениям; если встречается какое-либо препятствие?
63. Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые вам неприятны?
64. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что у вас на глазах выступят слезы?
65. Часто ли Вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлом или о будущем дне?
66. Свойственно ли было Вам в школьные годы подсказывать и давать списывать товарищам?
67. Смогли бы Вы пройти в темноте один через кладбище?
68. Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, пи бы обнаружили, что получили их слишком много?
69. Большое ли значение Вы придаете тому, что каждая вещь вашем доме должна находиться на своем месте?
70. Случается ли Вам, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?
71. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
72. Часто ли у Вас бывают головокружения?
73. Часто ли Вы смеетесь?
74. Сможете ли Вы относиться к человеку, о котором вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о вашем действительном отношении к нему?
75. Вы человек живой и подвижный?
76. Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедливость
77. Вы страстный любитель природы?
78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете вы: закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?
79. Пугливы ли Вы?
80. Может ли принятие алкоголя изменить Ваше настроение?
81. Охотно ли Вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?
82. Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома?
83. Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично?
84. Бывают ли у Вас переходы от веселого настроения к тоскливому?
85. Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании?
86. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?
87. Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?
88. Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?
89. Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?
90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?
91. Часто ли у Вас бывают страшные сновидения?
92. Бывают ли у Вас иногда такие навязчивые мысли, что если вы стоите на перроне, то можете против своей воли броситься под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?
93. Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей?
94. Вы — человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго.
95. Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?
96. В беседах Вы больше молчите, чем говорите?
97. Могли бы Вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой вы на самом деле?
Обработка результатов.
Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации и есть смысл проанализировать влияние данного обстоятельства на успешность Вашей деятельности и общения. Наличие 4 и более ответов, которые совпадают с указанными в строке «Ложь» («да» или «нет»), свидетельствует о низкой искренности человека, который отвечает на вопросы теста.
Свойства характера | Коэффициент | «ДА» № вопросов | «НЕТ» № вопросов |
Гипертимность | 1,12,25,36,50,61,75.85 | — | |
Дистимичность | 10,23,48,83,96 | 34,58,73 | |
Циклотимность | 6,20,31,44,55,70,80.93 | — | |
Эмоциональность | 3,14,52,64,77,87 | 28,39 | |
Демонстративность | 7,21,24,32,45,49,71,74, 81.94,97 | ||
Застревание | 2,16,26,38,41,62,76,86, 90 | 13,51 | |
Педантичность | 4,15,19,29,43,53,65,69, 78,89,92 | ||
Тревожность | 17,30,42.54,79,91 | 5,67 | |
Возбудимость | 8,22,33,46,57,72,82,95 | — | |
Экзальтированность | 11,35.60.84 | — | |
Ложь (контроль искренности ответов) | 9,47,59,68,83 | 18,27,37,63 |
Сформулируйте выводы для самосовершенствования:
Тема 2: Психические процессы личности и особенности их протекания в профессиональной деятельности юриста
Вопросы для обсуждения:
1.1. Отличие представления от восприятия.
1.2. Связь между перцептивными, мнемоническими и мыслительными процессами.
1.3. Почему наши ощущения и восприятие одновременно и субъективны и объективны?
1.4. Какова взаимосвязь между психическими состояниями, психическими процессами и психическими свойствами личности?
Практическое задание №1. «Продуктивность памяти»
Перечислите факторы, влияющие на продуктивность памяти:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие приемы и способы позволяют повысить процесс запоминания и снизить процесс забывания?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое задание №2. «Качество мышления»
От каких факторов зависит успех мышления личности:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие серьезные препятствия могут возникнуть на пути к творческому мышлению?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое задание №3. Выступления студентов с сообщением по теме «Психические состояния личности»: (что это такое, где и как встречается в профессиональной деятельности – примеры)
Утомление | |
Тревога | |
Страсть | |
Уверенность | |
Рассеянность |
Сущность и виды внимания_________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные свойства внимания____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: В ходе прослушивания выступлений своих коллег необходимо сформулировать хотя бы один вопрос докладчику.
Практическое задание №4. Дайте классификацию нижеследующим терминам и понятиям (укажите какой термин относится к процессам, свойствам, состояниям или образованиям личности): восприятие, привычка, умение, характер, навыки, ощущения, уверенность, темперамент, тревожность, представление, память, внимательность, воображение, эмоции, речь, способности, чувства, направленность, работоспособность, мышление, усталость, воля, стресс.
Психические процессы | Психические образования | Психические свойства | Психические состояния |
J Задания для выполнения в часы самостоятельной работы.