Глава 3. Деятельность церковных библиотек




Содержание

Введение……………………………………………………………................3стр.

Глава 1. История создания монастырских библиотек…………………..4–8стр.

Глава 2. Монастырские библиотеки в XIV–XVII веках………………9–14стр.

Глава 3. Деятельность церковных библиотек………………………..15 – 28стр.

Заключение…………………………………………………………………..29стр.

Список литературы………………………………………………….………31стр.

 

Введение

На протяжении нескольких веков основными центрами литературного творчества, переписки и распространения книг в Древней Руси были монастыри.
История монастырских библиотек в связи с этим обстоятельством является неотъемлемой частью истории духовной культуры, прежде всего, книжной культуры Руси.

Книга — источник знания, посредник в их передаче через поколения — всегда осуществляла взаимосвязь веков. Она донесла до нас сведения об уровне общественного развития в целом и о его особенностях в данный хронологический период. Вместе с тем сама книга является объектом исследования историков и литературоведов в разных аспектах: рукописная — в текстологическом, палеографическом и кодикологическом; печатная — в книговедческом.

Создание монастырских библиотек тесным образом связано с историей монастырей, которые в период средневековья были экономическими, политическими и культурными центрами и играли важную роль в развитии русской культуры и просвещения.

История монастырских библиотек - составная часть духовной культуры, прежде всего, книжной культуры русского средневековья. Книга донесла до нас сведения об уровне общественного развития в целом и о его особенностях в определенный хронологический период.

Монастырские книгохранилища - это старейшие русские библиотеки. В старину их называли "книгохранительные палаты". На протяжении ряда столетий (до XVII в.) в монастырских и церковных библиотеках был сосредоточен почти весь книжный фонд страны. Составлялись эти библиотеки в течение длительного времени, постепенно, подобно тому, как строились на Руси сами монастыри.

Глава 1. История создания монастырских библиотек

Первые христианские монастыри появились в Западной Европе в V—VI веках, а широкое распространение получили в IX—X веках.

Поначалу монастырские библиотеки были настолько малы, что весь фонд библиотеки мог уместиться в одном сундуке. Книги, что хранились в них, носили исключительно религиозный характер: это были копии библейских текстов, писания отцов церкви и требники, необходимые для церковных служб. Книги античных авторов в них встречались крайне редко.

В 325 году был принят первый «Индекс» (список) запрещенных книг», в котором указывались книги, запрещенные церковью для чтения. Начиная с конца XI века обстановка в Европе существенно меняется, особенно на юге.

При монастырях возникают учебные заведения, широко распространяется переводная литература. Переводятся трактаты по различным вопросам с арабского и греческого языков.

Распространение образования привело к повышению значимости библиотек. Известный философ Фома Аквинский писал: «Настоящая сокровищница монастыря – библиотека, без нее он все равно, что кухня без котла, стол без яств, колодец без воды, речка без рыбы, плащ без другой одежды, сад без цветов, кошелек без денег, лоза без винограда...»

В монастырских скрипториях, где работали отличные каллиграфы, художники и искусные переплетчики, было создано немало великолепных памятников книжного искусства. Рукописи, поступающие из скриптория, составляли основную часть новых поступлений в книгохранилище. Но библиотечные фонды пополнялись и за счет пожертвований. Знатные прихожане приносили книги в дар с условием, чтобы их поминали во время церковных служб. Жертвовали книги люди, решившие постричься в монахи и знатные семьи, чьи дети учились в монастырских школах.

Библиотеки крупных монастырей донесли до нас книжное наследие XI—XIII веков. Книжные фонды в монастырях, достигавшие сотен томов, превращали их в местные центры просвещения и культуры Русского государства.

Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой Геннадиевской Библии, переведенной и переписанной в Новгороде в самом конце XV века.

Термин «библиотека» для русских людей в то время был непривычен и малопонятен, поэтому переводчик этого термина вынужден был прибегнуть к его пояснению на полях и написать «книжный дом».

Помещения для книг чаще всего называли «книгохранительницами». Этот термин продержался в различных вариантах чуть ли не до Отечественной войны 1812 г. Иногда употреблялось слово «палата».

Студийский монашеский устав, принятый монахами Киево-Печерского монастыря в XI веке, предписывал иметь в монастырях библиотеки, а для хранения книг рекомендовалось выделять специального человека — библиотекаря.

Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг. «Должно знать, что в те дни, в которые мы свободны от телесных дел, ударяет книгохранитель однажды в дерево, и собираются братия в книгохранительную комнату, и берет каждый книгу и читает до вечера. Перед клепанием же к светильничному ударяет опять однажды книжный приставник, и все приходят и возвращают книги по записи, кто же умедлит возвратить книгу, да подвергнется епитимий», — гласил Студийский устав.

Были в нем и специальные разделы, определявшие права и обязанности «книгохранителей» и читателей.

К Киево-Печерскому монастырю относится и самое раннее упоминание о наличии монастырской библиотеки.
Начиная с XI века монастыри играли основную роль в накоплении книжных сокровищ и организации библиотек.

Одним из источников пополнения собраний было копирование.
Раннее упоминание о книгописании связывается также со Студийским монашеским уставом. Переписыванию книг придавался зачастую характер духовного, личного подвига.

Имена представителей рукописного затворнического труда можно отыскать в житиях, на страницах летописей и самих книг.

Перед началом работы монастырский писец обычно получал «благословение» у игумена и лишь тогда приступал к «послушанию», т. е. переписыванию книги. Первое известное на Руси имя книжного писца — новгородский поп Упирь Лихый, переписавший в 1047 г. «Книги пророческие» с толкованиями для князя Владимира Ярославича.

Труд переписчика был утомительным и сложным. В библиотеке Кириллова монастыря под Новгородом хранилось Евангелие, писанное в начале XVII века нетвердым полууставом с надписью на первом листе: «Господи Владыко, помози ми многогрешному рабу своему Потапишьку писати гораздо без описи. Сверши, Господи, книгу сию Свое святое Евангелие».

Занимался перепискою книг и один из древнейших и крупнейших русских монастырей — Юрьев монастырь, основанный в 1030 г. Ярославом Мудрым после победы над чудью. В честь этой победы он был наречен Георгием (Юрием, Егором). Своему небесному покровителю Георгию-Победоносцу князь Ярослав и посвятил этот монастырь. Но первое летописное упоминание о нем мы встречаем лишь под 1119 годом по случаю закладки князьями Мстиславом Владимировичем и его сыном Всеволодом Георгиевского собора — главного храма Юрьева монастыря.

Книг в Древней Руси было немного, они были дороги, так как переписка их требовала много времени.

От этого периода о библиотеках сохранилось очень мало сведений, число их возрастает лишь с конца XV века — с началом централизации Русского государства, увеличением числа монастырей, возникновением книгопечатания.

Монастырские библиотеки были и служебными, и просветительскими центрами. Их создание тесно связано с историей монастырей, которые в период средневековья были политическими, экономическими и культурными центрами. Размеры, состав, организация книгоописного и библиотечного дела в монастырях находились в прямой зависимости от экономического и общественного значения монастыря.

Численный состав книжных фондов монастырских библиотек колебался от 27 книг в маленьких монастырях до полутора тысяч в крупнейших.

В некоторых новгородских монастырях книг не было совсем и в случае надобности брали книги в соседнем Юрьевом монастыре. Основа монастырского книжного фонда с XV века стала определяться Иерусалимским уставом. Анализ книжных фондов крупнейших монастырских библиотек позволяет выделить в них три основных раздела: книги литургические (преобладающая часть); книги для коллективного обязательного чтения; книги келейные, для личного чтения, среди которых находились также и светские произведения.

Наряду с богословскими книгами в них появилась светская литература, как научная, так и художественная. Стали составляться каталоги, многие из которых сохранились до нашего времени. Это уже были не простые описи книг, а справочники, с помощью которых можно было быстро отыскать книгу. Появились специальные рекомендации об устройстве библиотек.

Самой интересной из них было «Книгознание», написанное настоятелем Амьенской церкви Ришаром де Фурневалем. Он представил библиотеку садом, где имеются грядки (тематические разделы, расположенные в определенной последовательности). Растения на грядках — это отдельные рукописи.

Чтение в Древней Руси считалось душевно полезным, сродни молитве, занятия литературой рассматривалось как священнодействие. Наряду с литургическими и аскетическими монашескими сочинениями, большое место в фондах древнерусских библиотек занимала оригинальная древнерусская литература, древнейшие русские летописные своды, государственные до- кументы, юридические памятники.

Среди них можно назвать: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», поучения Феодосия Печорского, проповеди новгородского епископа Луки Жидяты и другие сочинения.

Очень популярны были тогда различные «Жития святых», имелись сочинения энциклопедического характера – «Изборники» 1, «Шестидневы» 2, «Физиологи» 3, в которых содержались сведения по философии, истории, географии, астрономии. В монастырских рукописных сборниках распространялись поучения против различных мирских пороков – лени, пьянства, языческих пережитков, «злых жен», сребролюбия и т. д.

Среди читателей большинство составляли представители духовенства, монахи, но в отдельных случаях книги выдавались и мирянам. Правила библиотек разрешали выносить книги за пределы монастыря, о чем в каталогах делалась специальная запись: «книга, выпускаемая из монастыря».

 

Глава 2. Монастырские библиотеки в XIVXVII веках

Монастырские библиотеки на Руси, появившиеся в XI веке и сильно пострадавшие в период монголо-татарского нашествия, стали постепенно возрождаться с XIV века.

Росту монастырских библиотек благоприятствовала общая обстановка в стране, сложившаяся после Куликовской битвы, когда ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы, окрепло национальное самосознание русского народа и оживилась культурная жизнь. Развитию и процветанию монастырских библиотек способствовали и особые условия, в которых находились монастыри. Им покровительствовали князья и богатые люди; монастыри являлись центрами тогдашней образованности, которая вплоть до конца XVII века имела преимущественно духовный характер.

Богатое собрание книг имел Свято-Данилов монастырь, основанный в конце XIII века Даниилом – младшим сыном Александра Невского.

В середине XIV века под Москвой, в дремучих лесах возник прославленный на Руси Троице-Сергиев монастырь, основателем и первым игуменом которого стал Сергий Радонежский. В новом монастыре вскоре возникла небольшая библиотека, начало которой положил сам Сергий, который в возрасте 23 лет пришел сюда, в дремучий лес, в «пустынь» с двумя книгами. Это были Пластирь и Евангелие. Монастырь на первых порах был так беден, что книги писали не на пергаменте, а на бересте. Постепенно росло экономическое могущество обители. Она становилась культурным центром, и библиотека монастыря вскоре насчитывала по меньшей мере 50 томов.

Сергий одобрял чтение монахов, заботился о приобретении и изготовлении книг. Поощрение любви к книгам и чтению сохранилось и при преемниках Сергия. Культура русского монастыря XV века была не столь примитивной, как это казалось некоторым исследователям.

Книги внимательно читались и тщательно комментировались. Наряду с религиозными православными текстами здесь были и труды древнегреческих ученых.

В начале XV века при Троице-Сергиевом монастыре действовала специальная мастерская – книгописная палата. В мастерской выработался особый «сергиевский»почерк, характерный только для местных переписчиков. Книги украшались заставками, золотыми и киноварными буквицами, изящными миниатюрами. Подлинными произведениями искусства были книжные переплеты. Книги, созданные в Троице-Сергиевом монастыре, расходились по всей Руси.

Среди других известных монастырских библиотек следует назвать такие как: Соловецкий монастырь, Чудов монастырь в Москве, Кирилло-Белозерский монастырь.

Традиционно основным источником поступления книг в монастырь было их переписывание, к которому привлекались самые грамотные монахи. Центрами по переписке книг были упомянутые выше Троице-Сергиев и Соловецкий монастыри. Кроме того, практиковалась закупка книг в других монастырях, в том числе, и за пределами России – в Константинополе и Афоне.

Другим важным источником комплектования монастырских библиотек были вклады от лиц, поступающих в монастырь, или вклады по наследству, на помин души и т.д.

Книги в то время ценились чрезвычайно дорого, и подобные вклады считались очень почетными. Например, на одной из книг XIV века есть вкладная приписка, в которой говорится, что вкладчик за 23 книги, переданные монастырю, обязал последний кормить и одевать себя с сыном пожизненно и притом не хуже всех монахов.

По составу фонда монастырская библиотека была, в первую очередь, библиотекой религиозных произведений, которые были необходимы для богослужения или для чтения между службами. Также широко были представлены в фонде четьи книги – жития православных святых.

Вместе с религиозными произведениями в монастырских библиотеках переписывались и хранились исторические хроники, летописи, сказания, лечебники, травники, судебники, переводы античных – греческих и латинских – авторов, оригинальные произведения древнерусской литературы. Однако в целом даже к концу XV века книг светского содержания имелось в репертуаре монастырских библиотек не более 2%.

Вместе с тем, в рамках религиозного сознания и традиций все более явственно проступало стремление мастеров книги – монастырских переписчиков – к расширению репертуара и углублению содержания четьих книг. Многие из них фактически являлись сборниками энциклопедического характера.

В небольших монастырских библиотеках книги хранились в алтарях, в более крупных для них отводилось особое помещение, которое называлось «книгохранительницей». Книги расставлялись на полках в шкафах.

Количество книг в фонде было различным и колебалось от нескольких десятков до полутора тысяч (например, в Соловецком монастыре).

Историю монастырских библиотек помогают восстановить сохранившиеся описи, которые составлялись по различным поводам. Списки книг монастырских библиотек издавна включались вместе с описями другого монастырского имущества в писцовые или переписные книги. Они составлялись также при передаче книг от одного книгохранителя к другому и при смене монастырских властей.

Наиболее известна выборочная сводная опись книг сорока степных монастырей. Она была составлена по указу патриарха Никона «того ради, чтобы было ведомо, где которые книги взяты, книг печатного дела исправления ради». Это своего рода сводный каталог, в котором учтены 2672 книги из 40 крупнейших монастырей страны. Опись составлена по тщательно продуманной схеме.

Особенно показательна выписка из отписных книг Троице-Сергиева монастыря. Наиболее подробно описаны книги, богато украшенные драгоценными камнями, золотом, серебром и дорогими материями, а также книги с иллюстрациями. Характер описания книг был следующим: вначале название книги, далее указывался ее размер («в десять», «в пол-десять», «в четверть», «в осминку») и материал, на котором написана книга («на харатья», «на бумаге»).

Кроме этого, указывалось, печатная это книга или рукописная, кем написана и чем «оболочена» (кожей, бархатом и т.д.). По некоторым книгам указывалось количество строк или глав, чем написаны буквицы и заставки – золотом или красками

В монастырских библиотеках, особенно в крупных, делались попытки упорядочить дело ведения библиотеки: постепенно формировались определенные правила описания книг. При этом часто описывались не только книги в целом, но и отдельные их части (говоря современным языком, делалось аналитическое описание).

Так, среди специалистов известна опись книг Кирилло-Белозерского монастыря, которая изумляет своей библиографической техникой. В некоторых монастырях составлялись указатели для ориентировки в книгах. Например, в конце XVI века вологодский монах Арсений Высокий составил «Указец из всех четьих книг», по которому легко можно было определить, какие религиозные тексты положено читать в разных случаях монастырской жизни «во весь год».

Это дает основание сделать вывод, что идея книжной систематики появилась в русском библиотечном деле уже в XVI–XVII веках.

В средневековой Руси сложилась определенная система взглядов, которую сегодня назвали бы «основами библиотечного права» и которая затрагивала проблемы регламентирования деятельности библиотеки и библиотекаря, правила пользования книгами и условия их сохранности.

Так, в XVI веке была составлена памятка библиотекарю «Как со всяким прилежанием книги блюсти книгохранителю и пономарю». Памятка предписывала не оставлять библиотеку надолго без присмотра открытой, подчеркивалась ответственность книгохранителя за утерю и порчу книг. Памятка запрещала брать книги неумытыми и потными руками, капать на них воском и брызгать слюной.

Читателями монастырских библиотек были в первую очередь монахи. Студийный устав даже предписывал, в какое время дня им надлежит заниматься чтением. Вместе с тем есть примеры, что монастырскими библиотеками пользовались и лица, проживающие за пределами монастыря. Например, по одной из описей Троице-Сергиева монастыря около 100 книг значились розданными для переписывания и чтения по другим монастырям и окрестным селам, а 19 – отправлено в Москву.

К концу XVI века монастырские и церковные библиотеки при продолжающемся росте их собраний, теряют потенцию качественного обновления фондов. Постепенно уходит в прошлое их роль ведущей культурной силы. Из-за плохой сохранности памятников письменности происходит постоянное «вымывание» из библиотек книг XIV–XV веков.

Общий размер книжного фонда России к концу XVI века составлял по оценкам историков книги 260-350 тысяч книг, при этом на долю монастырей приходилось примерно 37% книжного богатства страны. Сокровища монастырских библиотек давали пищу «мудрым книжникам», они были питательной средой для писателей, проповедников, мыслителей, историков. В составе монастырских библиотек сохранилось много оригинальных произведений древнерусской литературы и других памятников древней русской письменности, являющихся неоценимыми сокровищами для науки.

Тем не менее, значение монастырских библиотек для истории библиотечного дела не следует преуменьшать, как это делалось совсем недавно. Накопление книг в монастырских библиотеках имело огромное значение. В XIV–XVII веках монастыри на Руси были самыми большими собирателями книг.

Исследователями установлено, что совокупный объем книжного фонда Древней Руси с 988 г. до середины XIII в. составлял 130-140 тыс. томов. При этом в обращении находилось не менее 90 тыс. богослужебных книг. В целом на Руси было построено и снабжено книгами около 10 000 церквей, в том числе примерно 300-500 церквей в монастырях.

 

Глава 3. Деятельность церковных библиотек

С конца 60-х до начала 90-х гг. активизируется изучение «грамотности» и «книжности» главным образом в рамках «археографического открытия» России и, в частности, Урала и Сибири.

Сложился круг исследователей, которые обращали свой интерес к истории церковно-монастырской книжности, изучению состава, путей формирования книжных собраний урало-сибирских церквей, монастырей и архиереев, судеб конкретных книг. В этот же период возникает единственный опыт в советской историографии комплексного регионального исследования церковно-монастырской книжности — монография М. В. Кукушкиной.

Открывает постсоветскую историографию истории церковно-монастырской книжности капитальная монография уральских исследователей. Они сумели обобщить результаты многолетней коллективной работы археографов Урала и Сибири.
В этот период исследователи продолжают рассматривать традиционную проблематику, связанную с «археографическими открытиями» церковно-монастырской книжности, и в то же время появляются работы, затрагивающие судьбу церковных библиотек в конце XIX — начале XX в.

Особое место в современной историографии занимает работа С. П. Фунтиковой. Впервые была поставлена цель комплексно рассмотреть различные виды библиотек Русской православной церкви, но в этой работе не уделено вниманию именно храмовым библиотекам.

Таким образом, несмотря на определенные достижения в исследовании церковных библиотек, следует отметить, что период конца XIX — начала XX в. изучен недостаточно как в целом, так и с точки зрения региональных аспектов.

В дореволюционной литературе обычно под церковными библиотеками подразумевали приходские библиотеки. В советской и постсоветской историографии не сложились определенные традиции.

Автор из Сыктывкара Л. П. Рощевская. называет эти библиотеки «клерикальные православные библиотеки» или «клерикальные библиотеки". Такое название этих библиотек абсолютно не соответствует определению и смыслу клерикализма, если его рассматривать как идеологическое и политическое течение, стремящееся к доминированию влияния церкви в политической и общественной жизни.

С. П. Фунтикова различные виды библиотек Русской православной церкви определила как «православные библиотеки», а библиотеки при церквях называет «храмовыми библиотеками".

Не совсем корректно использовать термин 'храмовые библиотеки'. Храм — это место, где проводится служба, и в связи с этим лучше назвать эти библиотеки церковными.

Церковь является понятием многосмысловым. это место, где собираются верующие, здание, собрание, организация, состояние души, связь земного и небесного, весь мир, вся Вселенная. Церковная библиотека до 1917 г. в широком смысле слова — это все типы библиотек, относящиеся к духовному ведомству такие как:

1. Синодальная библиотека (Патриаршая до 1721 г.).
2. Библиотеки при монастырях.
3. Епархиальные, благочиннические, церковные библиотеки.
5. Учебные библиотеки при духовно-учебных заведениях и церковных школах.
6. Библиотеки благотворительных, православных духовно-просветительских обществ и братств, миссионерские библиотеки.
7. Библиотеки военно-церковные.

Церковная библиотека — это комплекс библиотек, к которым относятся епархиальные, благочиннические и церковные библиотеки.

15 февраля 1832 г. вышел циркулярный указ Св. Синода о создании приходских библиотек. В начале 30-х гг. XIX в. протоиереем Авраамием Оглоблиным был разработан «Список духовных книг, нужных при всякой церкви» Пермской епархии. В списке отмечено 42 книги, из которых 29 — сочинения отцов церкви, четыре посвящены церковно-библейской истории, а также Библия, Кормчая, Духовный Регламент, Пролог, Минея четьи, «Наставление как правильно состязаться с раскольниками», «Увещевание на раскольников» и др.

В первой половине XIX в. через Пермскую консисторию многие церкви получили «Арифметические примеры» Вишневского, изданные в 1806 г., «Краткую священную историю» и «Правила словесности» Толмачева в четырех частях (изданы в 1814—1822 гг.). Последняя рекомендовалась к распространению указом 1814 г. В 1828 г. Пермская консистория предлагала выписать из Московской типографской конторы четыре брошюры, касавшиеся прививания оспы и оказания простой медицинской помощи.

Поворотным в развитии церковных библиотек стал указ Св. Синода от 3 декабря 1867 г. о «Правильном устройстве церковных библиотек». В этом распоряжении рекомендовалось придерживаться утвержденного списка при приобретении книг. Он состоял из трех разделов. В первый входили Ветхий и Новый Заветы на славянском и русском языках, толкование Евангелия, Катехизис. Второй был представлен святоотеческими трудами, третий включал сочинения по истории Церкви, объяснение богослужений и жития святых. Было рекомендовано: «Книги первого отдела предназначены для первоначального приобретения, а отнесенные ко второму и третьему постепенно пополнять собою состав библиотек".

1860 г. стал исходным для появления новых и самых разнообразных «духовных периодических изданий». До 1860 г. было всего только четыре журнала при духовных академиях, а уже через 6 лет в 1866 г. число духовных периодических изданий возросло до 37. Из них общероссийский характер имели 19 изданий, а остальные 18 были епархиальные ведомости.

В 1899 г. в России издавалось уже 86 религиозных журналов и газет.
Сохранившаяся опись библиотеки Свято-Троицкой церкви (Мотовилихинского завода) за 1876 г. дает возможность наглядно оценить содержание рядовой приходской библиотеки примерно через десять лет после указа от 3 декабря 1867 г.

Всего в библиотеке насчитывалось не менее 222 томов. Количество книг приблизительное, так как в этой описи были вырваны страницы с содержанием двух обязательных первых двух отделов, и список начинается с третьего («Писания святых отцов» и «Прочие книги духовного содержания»), в которых описывается 71 книга (32% от всех томов).

В главе «Прочие книги духовного содержания» несколько разделов
— книги: «Догматические», «Полемические» (о религиях, ересях, расколах), «Собеседова-тельные» (правила гомилетики, темы для поучения и проч.) «Относящиеся к объяснению Богослужения», «Относящиеся к управлению Церковному» (кормчая, уставы, инструкции, сборники), «Нравоучительные» («наставления вообще и, в частности, поучения церковные»), «Смешанного содержания» (словари, указатели и проч.). Большая часть библиотеки составляли периодические духовные издания (12 изданий и 114 томов (51%)). Остальные две главы описи (17%) отражали светскую литературу: «Книги исторические, относящиеся к всеобщей истории и к отечественной, жизнеописания, воспоминания и проч. «Книги не духовного содержания» (Правила словесности, физика, алгебра, арифметика, о распространении грамотности в России и проч.).

В описи также отразились хранящиеся в церкви хозяйственные и проектные документы, грамоты, планы, схемы, приходо-расходные книги.

10 июня 1885 г. в Пермской духовной консистории был рассмотрен вопрос «об устройстве церковно-приходских библиотек и книжных складов». 2 августа 1885 г. Консистория выпустила циркуляр, в котором писали «истребовать от отцов благочинных сведений в каких местах представляется возможность образовать церковные библиотеки для чтения народу и книжные склады для продажи религиозно-нравственных книг прихожанам или для безвозмездной раздачи".

Особый упор был сделан на то, чтобы в церквях, и прежде всего в церковных библиотеках, проводились внебогослужебные чтения. За полгода внебогослужбеные чтения проводились только в 18 приходах Пермской епархии.

В начале ХХ в. «внебогослужебные собеседования» или «народные чтения» велись во всех церквях повсеместно в воскресные и праздничные дни, иногда их сопровождали «туманные картины» «волшебного фонаря» и хоровое пение.

В одном из отчетов о состоянии Вятской епархии за 1905 г. так охарактеризовали содержание чтений: «Кроме статей религиозно-нравственного содержания предметами для чтений в обычное время служили статьи о Св. Земле по изданиям Палестинского Общества, по сельскому хозяйству, по медицине и по другим отраслям знания. Из отчета о состоянии Екатеринбургской епархии за 1915 г. такая критическая оценка: «В общем же о чтениях и собеседованиях необходимо сказать, что они в большинстве случаев имели бессистемный характер и велись на случайные темы применительно к обстоятельствам, выдающемуся событию и настроению слушателей.

Эти чтения становятся одним из важнейших и обязательных видов работы с читателями церковных библиотек.

Существовал порядок описи книг, как церковной, так и монастырской. Описи ежегодно проверялись. В благочинных и миссионерских библиотеках имелся журнал выдачи книг. Церковными библиотеками в основном должны были заведовать дьяконы. Однако их было очень мало.

В целом на Урале среди священно церковнослужителей дьяконов было 17,9%, а в Российской империи 13,9%. Поэтому священникам приходилась быть одновременно и библиотекарем. В целом в Российской империи на 1 священника приходилось 1924,4 прихожан, а на Урале — 2261.

Кроме обычной службы в храме священник был обязан читать проповеди, вести катехизическую учебу, проводить внебогослужебное собеседование на религиознонравственные, исторические и другие темы, участвовать в организации обществ трезвости, заниматься благотворительной деятельностью. Кроме того, обычно священник являлся законоучителем в церковных школах, причем его работа в ней не оплачивалась.

При такой нагрузке священники принимали активное участие не только в работе приходских библиотек, но и оказывали реальную помощь земским библиотекам. Так, в 1906 г. в земских библиотеках Пермской губернии
8% были из духовенства и волостных писарей. В Глазовском уезде Вятской губернии в 1903 г. в земских библиотеках было всего 16 библиотекарей, из них лица духовного звания 4 (25%).

В 1912 г. было уже 37 библиотекарей, из них лица духовного звания состояли библиотекарями 8 (21,6%). В Сарапульском уезде Вятской губернии в 1903 г. было всего 30 библиотекарей, из них лица духовного звания — 5 (16,7%).

Священник Николай Князев был членом совета Юскинской библиотеки Глазовского уезда Вятской губернии. В Пермской губернии священник В. П. Удинцев с 1881 по 1884 г. был членом комитета Городской Общественной библиотеки, затем с 1889 по 1892 г. был председателем этого комитета, с 1897 по 1900 г. принимал временное участие в работе комитета.

В 1855 г. в Российской империи было 390 благочиннических и 10 780 церковных библиотек (всего 11 170), что составляло 29,4% от всех церквей и на 1 церковную библиотеку приходилось 4554 прихожан. В 1881 г. 635 благочиннических библиотек и 15 615 церковных библиотек (всего 16 250), что составляло 36,9% от всех церквей и на 1 церковную библиотеку приходилось 4144 прихожан. В 1894 г. 826 благочиннических и 21 535 церковных библиотек (всего 22 361), что составляло 46,8% от всех церквей и на 1 церковную библиотеку приходилось 3527 прихожан.

В 1902 г. 1637 благочиннических и 28 278 церковных библиотек (всего 29 915), что составляло 56,9% от всех церквей и на 1 церковную библиотеку приходилось 3050 прихожан. В 1902 г. количество церковных библиотек по сравнению с 1855 г. увеличилось в 2,7 раза, а в 1915 г. по сравнению с 1855 г. увеличилось в 3 раза.

Что касается количественного роста земских народных библиотек, то он выражался в следующих цифрах: в 1892 г. их было 33, в 1898 г. — 3002, в 1904 г.— 4,5тыс., в 1911 г.— 10тыс., в 1914 г.— 12 627, в 1916 г. — около15 тыс.

По данным на начало 1914 г. в царской России насчитывалось всего 75,9 тыс. библиотек различных типов и видов с книжным фондом 46 млн томов. Из них земских общедоступных библиотек было 13 876 (18% общего количество библиотек России) с книжным фондом 9,4 млн томов.

Этими библиотеками в России пользовались примерно 2 млн человек. В то же время в 1914 г. было10 епархиальных библиотек, 31 828 при церквах и 1465 при благочинных округах (всего 33 497). Таким образом, церковные школы составляли 44,1% от всех библиотек Российской империи.

Примерно такая же картина наблюдалась на Урале в 1914 г. В Вятской епархии насчитывалось 678 церковных библиотек и 589 земских, в Пермской и Екатеринбургской (Пермская губерния) епархиях 866 церковных библиотек и 773 земских, в Уфимской епархии 420 церковных библиотек и 778 зем-
ских.

На Урале рост библиотек был выше общероссийского. Если с 1905 по 1915 г. в России количество библиотек увеличилось на 14%, то по Уралу этот показатель составил 23%. Самый высокий рост был в «отстающей» по этому показателю Пермской епархии — 47%. Удельный вес церковных библиотек уральских епархий в России также увеличился с 7,23% до 7,77%. На Урале две епархии — Оренбургская и Вятская — достигли того, что в каждом приходе функционировала библиотека.

В Оренбургской епархии помимо приходских библиотек имелись окружные библиотеки, а в миссионерских пунктах — миссионерские. Кроме этого, были библиотеки в церковных школах: их называли народными
библиотеками, а также библиотеки от общества трезвости.
Церковными библиотеками пользовались причты и частью прихожане, и пополнялись они на церковные средства. Окружные библиотеки предназначались исключительно для духовенства и потому пополнялись за счет причтов книгами. На пополнения миссионерских библиотек в некоторых округах ежегодно ассигновалось до 50 р.

Были церковные библиотеки, где количество книг достигало 700 экземпляров. При некоторых церквях были заведены книги для записи людей, берущих книги. Оренбургское Михаило-Архангельское братство имели в Оренбурге особый книжный магазин, обороты которого достигали несколько десятков тысяч рублей, а также братство имело книжную лавку в городе Гурьеве, Уральской области.

Оренбургский епископ в своем отчете за 1907 г. дал следующую оценку церковным библиотекам: «В общем, церковные библиотеки довольно скудны и далеко не удовлетворяют нуждам, как духовенства, так и прихожан в некоторых из них кроме обязательных «Церковных ведомостей» и «Епархиальных ведомостей», почти ничего не выписывается. Что касается отношения членов причтов к пользованию библиотеками, то по отзыву большинства благочинных, духовенство в большинстве, особенно низшие члены клира, читают мало и неохотно, вследствие своей малообразованности, а также материальной необеспеченности, заставляющей их обращать свое время и заботы больше на свое экономическое положение".

Лучшие библиотеки — это епархиальные, уездные и благочиннические.

Епархиальная библиотека в Вятской епархии существовала с 1898 г. Она открывалась ежедневно с 10 часов утра до 20: 00 вечера, с двухчасовым перерывом, а в воскресные и праздничные дни — с 11: 00 часов. В епархиальной библиотеке в 1905 г. было 8776 экземпляров книг. Выписывалось 22 духовных журнала, 22 светских журнала и 8 газет.

В 1905 г. библиотека имела 688 постоянных читателей, из них платных 153 и бесплатных 535. Пользовались «читальней» 14 113 человек. Делами епархиальной библиотеки-читальни управлял Особый комитет из 13 членов, под председательством кафедрального протоиерея Гавриила Порфирьева. В 1906 г. поступило 445 названий в 552 томах и брошюрах. 180 томов пожертвованы, а 276 томов являются периодическими изданиями и приложениями к ним. В 1905 г. было 8776 книг, а в 1906 г. было 9366 книг. В 1905 г. всех подписчиков было 688 человек, а в 1907 г. — 780 человек, из них 152 платные.

Среди подписчиков учащиеся — 590 человек, духовных лиц — 60, привилегированного сословия — 79, купцов, крестьян и мещан
— 51. Всего посетителей было 14 049 человек. В 1907 г. всех подписчиков было 728 человек, из них платных 138, а бесплатных 590. Общее число подписчиков уменьшилось на 52, из них платных на 14, а бесплатных на 38 подписчи-ков48. Всех книг выдано 25 503, это меньше, чем в 1906 г., на 205. На каждого читателя приходится 35,1 книга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: