Образованием Киевского государства следует считать момент полного слияния Киева и Новгорода, что произошло во времена Олега.
Древнейшее сообщение об Олеге, сохранённое так называемой Новгородской I летописью, говорит о том, что Олег был воеводой малолетнего сына Рюрика, Игоря.
Под 882 г. в летописи, помещён рассказ о том, как Олег с воинами варягами, чудью, словенами, мерей, весью и кривичами спустился вниз по Днепру, взял Смоленск и Любеч, посадив там «мужь свои», и «придоша» к Киеву.
Далее следует рассказ о том, как Олег расправился с правившими в Киеве Аскольдом и Диром и, убив их, вокняжился в Киеве. Киев становится «мати градом Русским».
Направляясь из Новгорода на юг, Олег шёл по недавно только проложенному пути «из варяг в греки» и объединял в единое, хотя и примитивное, государство земли восточных славян. Тяга на юг, выражавшаяся в перенесении Олегом столицы, которую Рюрик основал в Новгороде, в Киев, объяснялась естественным стремлением к богатому югу, к пышной, великолепной, сказочно богатой Византии.
Созданное Олегом государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль великого водного пути «из варяг в греки».
Став киевским князем, он «нача городы ставити», укрепляя этим свою власть и создавая себе опорные пункты, для того чтобы «княжить и володети», собирать дань, судить, управлять, «поймать» воинов для своих дружин и «боронить» рубежи Руси от «ворогов». Что же касается «Славии», Новгорода, Переставших быть землёй й рези денцией Олега, то он «устави дани Словеном, Кривичем и Мери и устави варягом дань даяти от Новгорода гривен 300 на лето, мира деля...».
|
Это означает, что население севера должно было согласно определённому положению («уставу») платить дань князю за охрану и защиту («мира деля»).
На юге Руси Олег принялся за объединение под своей властью славянских племён. Он брал дань с древлян, воевал с уличами и тиверцами. Летопись сообщает об освобождении Олегом северян и радимичей от уплаты дани хазарам. На освобождённых от власти хазарского кагана северян он возложил «дань легьку».
Hо покорение и древлян, и радимичей, и северян было в значительной степени условным.
Повидимому, взаимоотношения между Олегом и покорёнными племенами заключались лишь в несистематическом сборе дани и в участии их воинов в войнах и походах киевского князя. Зачастую это были скорее «толковины», т. е. союзники, о чем и повествует летопись, говоря о походе Олега на Византию, нежели подданные в обычном смысле этого слова.
Так начала складываться «несообразная, нескладная, скороспелая, составленная Рюриковичами из лоскутьев» Киевская держава, «готическая Русь» (К.. Маркс). Но, несмотря на все эти качества, примитивный характер объединения русских земель и племён, Киевская держава в лице её политических деятелей делала великое дело: объединяла восточное славянство в единый государственный организм, сплачивая и тем самым усиливая его, создавая условия для дальнейшего укрепления общности языка, быта, культуры, и обороняла рубежи земель русского народа, рубежи Руси. Её росту и усилению восточное славянство обязано тем, что оно освободилось на востоке от власти хазарского кагана, на западе — от владычества Польши, на северо-западе — норманнов, и его историческое развитие на ранней ступени формирования русской народности, положившей начало и великороссам, и украинцам, и белоруссам, прошло под знаком независимости, могущества и славы.
|
И центром Русской державы стал Киев. Именно Киев, «мати градом Русьским», а не Новгород, так как он был Дрёвнейшим центром этногенеза славян и центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями, уходящими в даль времён. Расположенный на пограничье лесных массивов Восточной Европы и степей, незаметно переходящих в необъятные азиатские степи, с мягким, ровным климатом, щедро одарённый всеми благами природы, с чернозёмной почвой, неиссякаемое плодородие которой породило древнее земледелие, запасами руды, прекрасными пастбищами, дремучими лесами, многоводными реками, прекрасным средством сообщения тех времён, Киев был одинаково близок и к Византии и к Востоку, магические чары, роскошь и богатство, которого манили к себе «восточных варваров» (К. Маркс) и способствовали развитию торговых, политических и культурных связей Руси с цивилизованными государствами.
В отношении Византии и Востока Олег следовал традиции и шёл по пути, задолго до него проложенному.
В начале X в. Олег предпринимает поход на Византию, и исключительный успех, которого он добился, что нашло отражение в договоре Олега с Византией 911 г., объясняется тем, что Олегу удалось сплотить силы Руси и укрепить складывающуюся русскую государственность, Летопись с рядом красочных и фантастических подробностей рассказывает под 907 г. о том, как «Иде Олег на Грекы», «поя множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревлян, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверци, яже суть толковины», и «на конех и на кораблех прииде к Царюграду».
|
Византийцы вынуждены были заключить мир. «И заповеда Олег дань даяти на 2000 корабль, по 12 гривен на человека, а в корабли по 40 мужь».
Далее указывается, что греки должны были платить дань на Киев, Чернигов, Переяславль, а также на Полоцк, Ростов и другие города, по которым сидели «великие князья», подвластные Олегу.
Затем летописец приводит текст договора и говорит о том, как Олег, прибив свой щит на вратах Царьграда, везя золото, парчу, украшения, вина и фрукты, возвращается в Киев.
Договор заключали от имени Олега и подвластных ему («под рукою его») «светлых и великих князей и великих бояр» 15 послов («слов»)-варягов, находившихся на службе у русского князя: Карл, Инегелд, Фарлаф и др.
Договор 911 г. предусматривал право посещения Константинополя и пребывания там послами Руси, гостями и простыми воинами, причём гости при этом предъявляли серебряные печати, послы — золотые печати русского князя. Рядовые «рос» — русские воины, и прежде всего варяги, направлялись в Царьград, для того чтобы поступить на службу к императору, чему Олег не препятствовал, стараясь избавиться от беспокойных и своевольных викингов. Всем им русский князь был обязан запретить «творить пакости в селах и стране нашей», т. е. в Византии.
Послы получают от императора содержание, ими самими избираемое. Гости, приезжающие не только для продажи, но и для купли, получают «месячину», состоящую из хлеба, мяса, фруктов и вина; гости же, приезжающие только для продажи, месячины не получают. Послам и гостям Руси отводился для проживания монастырь святого Мамонта в предместье Константинополя, где специальные лица вели учёт выдачи посольского содержания и «месячины». Первое место отводится киевлянам, затем черниговцам и переяславцам, а потом уже жителям других городов. Русские добились беспошлинной торговли. Но буйная русская вольница должна была проходить на рынки Константинополя в определённые ворота, не более 50 человек сразу, без оружия и в сопровождении византийского чиновника. Отправляясь обратно на Русь, послы и гости получали на дорогу провизию и корабельные снасти. Всякий русский воин, если пожелает, мог оставаться в Византии и служить в императорском войске. В случае каких-либо столкновений между греками и Русью все вопросы личного и имущественного характера разрешались, исходя из норм «закона русского». Указывались также взаимные обязательства Руси и Византии по отношению к потерпевшим кораблекрушение русским и грекам и по отношению к бежавшей челяди.
Договор Руси и Византии 911 г. заключает в себе упоминание о том, что он — не первый, ибо он называет себя «удержанием» и «извещением» — «от многих лет межи Христианы и Русью бывынюю любовь», намекая, на договоры Руси с греками IX в.
Такой договор, как договор 911 г., мог быть заключён только победоносной Русью, так как всем своим содержанием он говорит о том, что Олег продиктовал «позорные для достоинства Восточной Римской империи условия мира» (К. Маркс).
Договор Олега с Византией свидетельствует о том, что это — юридическое оформление длительных связей — связей старинных, сложных и живых — цивилизованного, ещё могущественного, но уже дряхлеющего государства с юной, сильной, воинственной, стремящейся к непрерывному расширению державой, мечом прокладывающей себе путь в ряды сильнейших и влиятельнейших государств мира.
Русь — уже держава, варварская, «готическая» держава, во главе которой — Олег, а по городам и землям сидят «под рукой его» князья и бояре, его «подданные» и «толковины»: русские, чудь, меря, весь, варяги. Связь между отдельными землями и Киевом непрочна и покоится на силе меча. Знаменательно и то, что в договоре 911 г. уже проступают контуры Руси в собственном смысле этого слова. «Русь» — это прежде всего Киев, Чернигов, Переяславль, так как эти города помещены первыми в списке «городов», на которые Олег берёт с Византии «уклады», а многие считают, что в первоначальном тексте читались только эти три города. «Русь», таким образом, совпадает со средним Приднепровьем.
Крепнут связи Руси с Византией. Русские воины на службе у византийского императора играют большую роль в военных действиях греческих войск.
В 902 г. русский отряд в 700 человек сражался на острове Крите с арабами, в 917 г. русские воины помогали императору в войне с царём болгарским Симеоном, в 936 г. сражались бок о бок с греками в Италии против лангобардов, в 949 г. русские ладьи в составе византийской флотилии ходили снова на остров Крит.
Всё это говорит о растущих русско-византийских связях. В это же время развёртывается яркая и красочная эпопея походов русских на Восток.
В 909 г. «русы» на 16 судах прибыли в Абесгун, взяли город, а затем заняли Макале (Миан-Кале в Астрабадском заливе). В следующем году русские совершили нападение на Сари, Дайлем и Гилян на побережье Каспийского моря.
В 913 г. руссы с разрешения хазарского кагана проникли вновь в Каспийское море и взяли Джиль, Дайлем, Абесгун, Нефтяную Землю (Баку) и другие города Табаристана и Азербайджана.
На обратном пути они вступили в жестокую борьбу с мусульманами Хазарии, мстившими за поход русских на мусульманские города Закавказья.
Недавно открытый древнееврейский источник говорит ещё о походе «Хельгу, царя Русии», в котором нетрудно осмотреть Олега, на хазарские владения на Тамани и в Крыму.
Во времена летописца память об Олеге обросла уже дымкой сказаний, многое стало легендой, обо многом забыли... Тем не менее память о «вещем» Олеге русский народ сохранил навсегда.
Его деятельность отразилась в чудесных былинах о Вольге Святославиче, в сказаниях о гибели «вещего» Олега «за морем» от укуса змеи, выползшей из черепа верного коня, сказаниях, отразившихся в скандинавских сагах.
В честь Олега было насыпано несколько «могил», т. е. памятников-холмов. Могилы Олега показывали в разных пестах: две в Киеве, в Ладоге.
Представление об Олеге как о «вещем» князе, обстоятельства смерти которого народная память облекла в красивую, бессмертную легенду, обусловлено было той ролью, которую сыграл «вещий» князь земли русской Олег в складывании древнерусского государства, ибо с его деятельностью связана одна из наиболее ярких страниц «героического периода» в истории русского народа — складывание русской государственности от Ладош, Невы до побережья Финского залива до «гор Киевских», время победоносных походов на юг и восток, дипломатических актов, свидетельствующих о славе, сопутствующей русскому оружию.
Смерть Олега обычно датируют 912 г. Этот год считают и годом начала княжения Игоря.
Перед ним, как и перед Олегом, стояла задача объединения земель восточных славян.
Подчинение Олегом некоторых племён было непрочным, и отпавших после его смерти древлян пришлось снова покорять Игорю, причём Игорь возложил на них дань «болши Олгови».
Затем Игорь распространяет свою власть и на уличей. Главный город уличей, Пересечен, выдержавший, по преданию, трёхлетнюю осаду, был взят дружинами Игоря, и земли уличей вошли в состав Киевского государства.
Дань с покорённых земель уличей и древлян Игорь отдаёт своему воеводе Свенельду. Такое «пожалование» было обусловлено тем, что сама по себе земля ещё ничего не стоила, ибо это был ещё «дофеодальный период, когда крестьяне ещё не были закрепощены», а следовательно, феодальные! отношения, определяющие высокую ценность земли вместе с сидящим на ней подвластным и эксплоатируемым населением, только складывались. Ценность представляла не земля, й дань, которую можно было с неё получить, вернее, с населявших её общинников.
Эту систему К. Маркс называл «вассалитетом без ленов, или ленами, состоящими только из даней».
Свенельд был одним из тех «великих бояр», которые, находясь «под рукой» киевского князя, всё же сохраняли известную независимость и, богатые и знатные, окружённый своими дружинами-«отроками», будучи воеводами князя, выступали в то же самое время полусамостоятельными правителями.
Получивший в своё распоряжение огромные земли, богатый, сильный, влиятельный, служивший Игорю, его сыну Святославу и внуку Ярополку, Свенельд был вторым после самого князя Игоря во всей земле Русской.
В 941 г. Игорь предпринимает поход на Византию. Кроме нашей летописи, о походе Игоря сообщают Симеон Логофет, «Житие Василия Нового», Лиутпранд, Масудм, Лев Диакон.
Сопоставляя и сверяя сведения, сообщаемые об этом походе Игоря различными источниками, мы можем нарисовать такую картину этого похода Руси, когда Игорь, «презревши клятву, с великим ополчением» подошёл к Царьграду (Лев Диакон). Поход был предпринят морем, в ладьях. Русские сражались на море и на суше у стен Константинополя, у берегов Вифинии, Пафлагонии и Фракйи, бились отважно, Но греки превосходили числом, в ИХ распоряжении имелся горевший в воде «греческий огонь». Русские потерпели поражение. Остатки русской флотилии повернули на север.
Но неудача 941 г. не смутила Игоря. Собрав огромное войско «в ладьях и на коних», воспользовавшись ослаблением Византии в борьбе с арабами и болгарами, в 944 г. Игорь двинулся на Византию, угрожая ей с суши и моря.
Устрашённый император Роман выслал к Дунаю послов, которые предложили Игорю попрежнему брать с Византии дань, «юже имал Олег», и заключить договор. Договор был заключён, и, взяв у греков «злато и паволоки... на вся вой», Игорь повернул обратно. Договором 944 г., окончательно оформленным послами императора уже в Киеве, русско-византийские отношения были восстановлены.
Игорь добился того, из-за чего он шёл войной на Византию,— гордый Царьград должен был возобновить нарушенное им соглашение с Русью.
В летописи мы находим красочный рассказ о том, как русские в Киеве скрепляли клятвой договор с Византией. Это происходило в самом конце 944г. При первой же встрече с Игорем послы императора объявили русскому князю, что император уже присягнул, и потребовали, в свою очередь, присяги от Руси. Наутро стали сходиться русские «мужи». Явился и Игорь с послами императора и занял своё место на холме, где стоял идол Перуна. Язычники-русские, подходя к холму, снимали с себя и клали на землю оружие: обнажённые мечи, щиты и другое оружие, сбрасывали с себя обручи и украшения и клялись Перуном свято блюсти договор с греками. Многочисленные христиане-русские шли присягать в соборную церковь святого Ильи. Когда церемония была окончена, Игорь одарил послов мехами, воском и челядью и отпустил их в Византию. Так возобновились связи между Киевом и Константинополем.
Русь не была принижена неудачей 941 г. и добилась договора 944 г. без борьбы, но поражение Игоря не могло не сказаться на тексте византийско-русского соглашения. Договор 944 г. был объявлен как обновление договора 911 г., но он содержал в себе ряд статей, менее выгодных для Руси, чем аналогичные статьи договора 911 г.
Кроме того, Игорь обязывался не пускать чёрных болгар «воевать» византийские владения в «стране Корсунской», т. е. в Крыму.
Это свидетельствовало о том, что власть киевского князя распространилась на Северный Кавказ (Тамань) и восточную часть Крыма.
По-видимому, это произошло тогда, когда в 941 г. русские ладьи, возвращаясь на Русь после неудачного похода, обосновались на Тамани и положили начало русскому Тмутараканскому княжеству.
Отсюда, в 944 г., русские дружины, присоединив по дороге отряды «алан и лезгов» (лезгин), сушей двинулись на восток, к Каспию.
Об этом походе говорят Ибн-Мискавейх, Якут, Абу- Феда, Григорий Бар-Эбрей, Ибн-аль-Асир, Моисей Каган-катваци и Низами. В августе 944 г. руссы были уже на Каспии и вскоре дошли до реки Куры. Здесь, у Мубареки, остановился русский флот. Затем русы поднялись вверх по течению Куры, зашли в приток и внезапно появилась перед крупнейшим и богатейшим городом Азербайджана Бердаа. После часовой схватки с врагом руссы, преследуя неприятеля по пятам, ворвались в Бердаа и завладели им.
Вступив в город, русы немедленно объявили горожанам, что жизнь их будет пощажена. Русы заявили населению, чтобы все спокойно оставались в своих домах и занимались своим делом, что у них нет разногласий в вере и единственное, чего они желают — это власти. Обязанность жителей Бердаа подчиняться им, а обязанность их, русов, хорошо относиться к покорённым гражданам. Ибн-аль-Асир сообщает: «Они сдержали свое слово, и, должно отдать им справедливость, они вели себя выдержанно».
Это — не поход, ставивший своей целью только грабёж и захват военной добычи. Русские завоёвывали территорию, устанавливали свою власть, стремились к восстановлению порядка и нормальной жизни.
Русы распространились по Закавказью. Всюду бродили их отряды, покоряя окрестное население. Власть их укреплялась. Но скоро их постигло несчастье. «Излишнее употребление плодов произвело между ними заразительную болезнь», — сообщает Ибн-аль-Асир.
Под натиском противника русы были вынуждены отступить в цитадель Бердаа, в Шахристан, где эпидемия стала свирепствовать ещё больше. Увидев, что держаться дальше невозможно, русы покинули Шахристан, чышли к Куре, где стояли наготове их суда, и ушли на них в море.
Все источники единодушно отмечают храбрость русов. Русы не сдавались и предпочитали смерть плену. Они не отступали даже тогда, когда враг явно превосходил их числом. Ибн-Мискавейх сообщает, что однажды целая толпа мусульманских воинов напала на пять русов, проникших в один из садов Бердаа. Ни один из русов не хотел сдаваться, и все они погибли в неравной схватке. Последний оставшийся в живых молодой рус, сын одного из начальников, не желая попасть в руки врага и видя, что сопротивление невозможно, заколол, себя кинжалом.
Отступление русов из Бердаа произошло уже в конце лета 945 г. Никто не решался ни задерживать, ни догонять русских, и они с большой добычей ушли на Каспий.
На этом кончаются походы русских дружин в княжение Игоря.
Договор 944 г. называет Игоря, которого современник Ярослава Мудрого митрополит Илларион именует «Старым», главой большой княжеской семьи. Перечисляются и лица, принадлежащие к княжеской семье. Игорь оказывается одним из трёх братьев. От семьи старшего бра та Игоря к 944 г. оставался племянник Игоря, тоже Игорь, имевший уже двоих детей — Володислава и Предславу (Передславу). Затем упоминаются вдова другого племянника Игоря — Улеба (Глеба) — Сфандра с тремя детьми (Турьд, Арфаст, Сфирька) и сын младшего брата Игоря, его племянник Акун.
Из имён членов семьи Игоря видно, что династия киевских князей — норманского происхождения, но уже в значительной степени славянизированная. Мать Игоря была, очевидно, славянка, так как сын Игоря носит славянское имя Святослав, и в описании его наружности, данном Львом Диаконом, мы не видим ни одной норманской черты. На славянке был женат и старший племянник Игоря, дети которого носят славянские имена. Славянское имя Улеб носил и племянник Игоря. Игорь говорил по-славянски — договоры переводили на русский язык.
Игорь родом из Новгорода. Об этом говорит и то, что сын его, Святослав, сидел в Новгороде, и то, что жена, Ольга, родом из Пскова.
Норманский элемент ослабевает, растворяется в русской среде.
Среди «слов» (послов) Игоря Воист, Войк, Вузлеб, Олеб — славяне, Ятвяг — литовец, Алдан, Адул — тюрки.
Норманны-варяги ещё приезжают на Русь из своей далёкой Скандинавии, торгуют в Гардарик, служат киевскому князю, ездят его «слами» и «гостями» в Царьград. Но не они определяли собой внутреннюю государственную жизнь Руси. К этому времени сложилось уже местное управление, находившееся в руках русских, славянских элементов. Во многих местах ещё оставались племенные княжения и племенные князьки, но на территории, вошедшец прочно в состав «империи Рюриковичей» (К.. Маркс), уже существовало крепкое управление, созданное ославянившейся династией и тесно с ней связанное и распространившееся полосой по Днепру, Ловати, Ильменю, Волхову и Десне, по землям, составлявшим, в подлинном смысле слова, Киевское государство времён Игоря.
Для сбора дани и управления землями и городами, для выполнения судебных функций и «нарубания» (собирания) воев, т. е., короче говоря, для управления Русью, у князя существовали и несли ему верную службу всякого рода «мужи» — управители, набираемые из княжой дружины и местных «лучших мужей». В эту группу, быстро славянизируясь, вливались и «находници»-варяги, оставлявшие своё ремесло наёмного воина и купца и становившиеся уже русскими и по языку, и по культуре, и по направленности своей деятельности, боярами и гридинами, «мужами» великого князя, такого же русского, как и окружающие его бояре, и только в своём имени и в своих родственных связях носящего ещё память о скандинавском происхождении своих предков.
Варяги-наёмники — лишь наносный слой. Они не пустили и не могли пустить глубокие корни в почву древней Руси. Выражавшая интересы Руси и славянизировавшаяся династия, окружённая славянской знатью, опирающаяся на дружину и «мужей» славянского, в первую очередь, финского, литовского и тюркского происхождения, династия, которая всей своей деятельностью подчёркивала русскую, а не скандинавскую свою природу, хотя и норманская по происхождению, искала и находила опору в местных, а не варяжских правящих элементах и, укрепляя свою власть, способствовала укреплению русского начала и ослаблению норманнов, усиливала местную верхушку и создавала своё, княжое управление, которое не давало возможности толпам скандинавов, устремлявшихся в Гардарик, завоевать землю Русскую, как это имело место с государствами и землями в Западной Европе, и участвовать в управлении страной.
Династия Рюриковичей потому удержалась на Руси и стала правящей во всей земле Русской, что быстро слилась с русской, славянской правящей верхушкой, восприняла её язык, культуру, нравы, обычаи, религию, стала русской в полном смысле этого слова, отражала интересы «всякого княжья», бояр и «людей всех Русьстих», «боронила» рубежи Руси, устанавливала «законы русские», вела войны в интересах Руси, создавала государственность восточного славянства, всреде верхушки которого она растворилась, утеряв свои скандинавские черты. «Сами вожди, — говорит К. Маркс, — весьма быстро смешались со славянами, что видно из их браков и их имен».
Осенью 945 г. Игорь с дружиной отправился в землю древлян по дань. Здесь хозяйничали «отроки» Свенельда, собирая дань в таком размере, что «изоделися... оружьем и порты» (одеждой), чем и вызвали зависть дружинников Игоря.
Кроме того, древляне должны были платить дань и своим «князьям», одного из которых, Мала, летописец знает по имени.
Игорь собрал дань, но ему показалась она малой, и он снова вернулся в «Дерева».
Древляне восстали и убили Игоря. Лев Диакон рассказывает подробности его гибели: «он привязан был к двум деревам и разорван на две части». Во времена летописца могилу Игоря показывали в древлянской земле, близ города Искоростеня.
Преемником Игоря стал его единственный сын Святослав, родившийся в 942 г.
Первые годы его прошли в Новгороде; но после смерти отца Святослав переходит в Киев. Так как Святослав был мал («детеск»), Русью правила его мать Ольга, вдова Игоря.
Ольга, как и Олег, вошла в народные сказания киевских времён как «вещая», «мудрая» («и бе мудра и смыслена») княгиня, чья деятельность оставила глубокий след в жизни древней Руси.
Позднейшая легенда (XVI в.) передаёт сказание о том, как однажды Игорь охотился в лесах у Пскова. Догоняя какого-то зверя, он встретил на своём пути реку и, увидев стоящий у берега чёлн, попросил перевезти его. Перевозчиком, сидевшим в челне, оказалась Ольга, крестьянская девушка. Ольга произвела большое впечатление на Игоря, и он «некие глаголы глумлением претворяше к ней», но, получив отпор на свои «студная словеса», поражённый её умом, решил посвататься к ней. Бесхитростное народное повествование, делая Ольгу крестьянской девушкой, верно отразило представление о ней, сохранившееся в народе: Ольга умна, умеет постоять за себя, умеет ответить на любые «студные словеса».
Летописная традиция называет Ольгу псковитянкой, «от Пскова», по-видимому, дочерью псковского князя. В Киеве о ней складывались сказания, пелись песни, отразившиеся в Повести временных лет, о её деятельности хорошо помнили ещё во времена летописца, показывали вещи, ей принадлежавшие, помнили и о том, каким был Киев времён Ольги.
В этих песнях, послуживших летописцу материалом для его повествования, отразилась горечь обиды, которую причинил ей Константин Багрянородный во время поездки в Константинополь, заставив её, княгиню Руси, «игемона и архонтиссу руссов», ожидать приёма в Суде.
Кружево народных сказаний о «вещей» княгине Ольге, первой, княгине-христианке, продолжало ткаться и позднее и в народе и среди «книжных» людей Киевской Руси, всё более и более переплетаясь с народными и книжными припоминаниями о «вещем Олеге».
И не случайно в памяти народной так прочно сохранился образ «мудрой» Ольги, княгини-правительницы, деятельной, гордой и «вещей».
Повесть временных лет вспоминает о Киеве времени Ольги. Тогда ещё не был заселён Подол, на территории города XI—XII вв. ещё лежали загородные княжеские дворы и располагались «перевесища» (охотничьи угодья).
Летописец настолько хорошо представлял себе Киев времён «мудрой» княгини, что мог точно наметить его границы, районы, важнейшие здания («терем камен»). В этом «древлем» Киеве жила, правила за своего малолетнего сына Святослава Ольга, княгиня русская. Её помощниками выступают «кормилец» Святослава Асмуд и воевода Свенельд.
Начала Ольга свою деятельность с мести древлянам за смерть своего мужа и с покорения Древлянской земли. Длительная борьба Киева с древлянами, вылившаяся в конце концов в убийство киевского князя, не могла не заставить киевскую дружинную верхушку взяться за окончательное подчинение упорно сопротивляющихся древлян.
В летописном рассказе о мести Ольги, рассказе, полном легендарных мотивов, эпических сюжетов и фантастических подробностей, мы встречаем указание о том, что расправа с «малой» дружиной киевского князя и с ним самим дала возможность древлянским «лучшим мужам», «иже дерьжаху Деревьску землю», перейти в наступление на Киев. В этой связи и стоят, обычно признаваемые легендарными, сватовство древлянского князя Мала к Ольге, прибытие Днепром, в ладьях, посольства древлянских «лучших мужей» в Киев, где они остановились у Боричева, что дало повод летописцу рассказать о Киеве времён Ольги, переговоры Ольги с ними, умерщвление послов, закопанных в ладьях живыми в землю, и т. д. Далее повествуется о том, как Ольга сожгла заживо вторую группу послов, древлянских «лучших мужей», а затем отправилась «створить трызну мужю своему» в древлянскую землю, и там её «отроки» напали на ничего не подозревавших перепившихся древлян, убеждённых в том, что Ольга явилась к ним только для того, чтобы справить тризну по Игорю, и перебили их множество.
Пусть этот рассказ летописца остаётся легендой, но в нём есть несомненные черты исторической действительности. Таким же историческим фактом, но только расцвеченным эпической фантазией, был и поход Ольги в «Дерева» с целью подавить сопротивление древлян и подчинить их Киеву.
Это историческое событие во времена летописца обросло легендарными подробностями.
946 г. «Ольга с сыном своим Святославом собра вой многи и храбры, и иде на Дерьвску землю».
Вскоре противники сошлись. Маленький Святослав метнул копьё, но оно, пролетев у коня между ушами, тут же, у копыт, зарылось в землю.
«И рече Свенельд и Асмуд»: «Князь уже почал, потягнете, дружина, по князе».
Древляне были разбиты и бежали, «затворишася в градах своих». Далее рассказывается об осаде Ольгой Искоростеня, о сожжении города, о том, как Ольга, взяв горящий Искоростень, «старейшины же града изънима, и прочая люди овых изби, а другия работе предасть мужем своим, а прок их остави платити дань».
Рассказ о сожжении Искоростеня Ольгой, пустившей на город тучу воробьёв и голубей с горящей смолой, эпичен, и этот же мотив встречается в рассказах армянского историка Асохика о Ибн-Хосрове, в сказаниях о Самсоне, Александре Македонском, Гаральде и т. д.
Несомненным результатом похода Ольги на древлян являются окончательная ликвидация независимости «Дерев», истребление их князей и многих «лучших мужей» и «старейшин», «иже дерьжаху Деревьску землю», уничтожение племенного княжения в древлянской земле и освоение киевским князем «Дерев».
«И възложи на ня дань – тяжку: 2 части дани идета Киеву, а третьяя Вышегороду к Ользе; бе бо Вышгород град Вользин».
В связи с борьбой Ольги с древлянами стоит её государственная деятельность.
С целью упорядочения сбора дани, которое дало бы возможность, не уменьшая княжеских доходов, предупредить и разорение «людей», платящих дань, и их борьбу с князем, Ольга и проводит свою административно-финансовую реформу. Прежде всего она коснулась Деревской земли: «И иде Вольга по Деревьстей земли с сыном своим и с дружиною, уставляющи уставы и уроки; и суть становища её и ловища».
Вполне понятно, почему Ольга начинает свою кипучую деятельность, направленную к упорядочению сбора дани и к укреплению княжеской власти с земли древлян. Но какой характер носила эта деятельность?
Вместо дани, взимаемой неопределённое количество раз и в неопределённых размерах, Ольга устанавливает определенный размер дани, «уроки», и именно «уставляет», т. е. вводит определённый порядок сбора дани, зафиксированный и твёрдо проводимый княжеской властью, вернее, княжими «мужами», специально на то уполномоченными, которые в следующем, XI, веке выступают в источниках под названием датчиков. Теперь князья — не «восхищая и грабяху», а «имают» дань, причём население знает — когда, сколько и чего потребуют от него «мужи». И от этого княжая «скотница», надо полагать, не только не оскудевает, но, наоборот, обогащается, да и сами «сельские людьи» — данники выигрывают, ибо князь, «уставив» дани и «уроки», даёт им возможность как-то ориентироваться в требованиях с его стороны, что при системе, которой придерживался Игорь в «Деревах», вернее, при бессистемности, сделать было невозможно.
Реформа Ольги коснулась не только Древлянской земли, но была проведена по всей территории древней Руси.
Вернувшись в Киев из своего похода с военными и административно-финансовыми целями в «Дерева», Ольга остаётся там недолго и, «пребывши лето едино», отправляется, с целью распространения своей княжеской администрации и новых форм организации взимания поборов с населения, на север и северо-запад.
В 947 г. «Иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте погосты и дани и по Лузе оброки и дани; и ловища ея суть по всей земли, знаменья и места и погосты, и сани ее стоять в Плескове и до сего дне, и по Днепру перевесища и по Десне, и есть село ее Ольжичи и доселе. И изрядивши, възратися к сыну своему Киеву...». Древнее «Проложное житие» Ольги указывает, что она «обиходяще всю Руськую землю, дани и уроки льгкы уставляющи». Таким образом, реформа Ольги распространилась на всю территорию Киевского государства, охватив Приднепровье, Подесенье и Новгородскую область.
«Уставляя» землю, Ольга вводила погосты. Погосты из селищ и мест для торговли, «гостьбы», превращаются в административные центры, центры княжеского финансового управления. Понятно, почему именно погосты Ольга делает ячейками своего княжеского управления. Это были места, объединяющие население целого района, где оно торговало и общалось друг с другом. Здесь и следовало основывать княжеские опорные пункты, дабы использовать исторически сложившиеся условия, в результате которых погост явился объединяющим центром всех тянувших к нему поселений данников, где сходились нити экономических связей, соединяющих отдельные пункты данного района.
В погостах постоянно проживали княжеские «мужи», систематически собиравшие дань, «творившие» именем князя, на основе обычного права, «закона русского», суд и расправу и взимавшие судебные пошлины.
Одновременно Ольга расширяет и укрепляет свою княжескую земельную собственность.
Всюду, по Деревской земле, по Днепру и Десне, по Мете и Луге — её «ловища» и «перевесища», всюду — её «знаменья», которыми она отмечала свою собственность на земли и угодья, всюду — княжеские «становища» и «места», где сосредоточивается её княжеская администрация, слуги и челядь, куда свозят всё, добываемое на нивах и в уходах. Эти «места» и «становища», являясь центрами возникающего княжеского домена, его угодьями, в то же самое время выступают в качестве административных центров. Пока в «местах» и «становищах» живут княжие люди, и они выступают одновременно и как княжеская государственная и как княжеская вотчинная администрация. Появляются и княжие села, как Ольжичи. И их было, по-видимому, не так уж мало.
В тех местах, где княгиня освоила землю, как вообще осваивали в те времена, т. е. там, где она развернула своё хозяйство, там дань перерастает в ренту, и это явление, всё расширяясь, становится обычным явлением впоследствии и вместе с развитием феодализма вширь и вглубь распространяется на всё новые и новые районы Руси.
Деятельность Ольги укрепила финансовую базу княжеской власти, усилила княжескую администрацию, расширила и укрепила непосредственно княжеский домен, а всё это в совокупности не могло не способствовать развитию и росту государственности древней Руси.
Проведённое Ольгой упорядочение сбора дани, улучшение и укрепление княжеской администрации, ликвидация самостоятельности племенной знати способствовали большому сплочению отдельных земель Руси, «лоскутьев» «империи Рюриковичей», по выражению Маркса, и росту могущества и влияния киевского князя.