Из признаков нововведенцев – обвинение приверженцев Сунны в том, что они “мушаббиха” (уподобляющие)




Уподобление Аллаха творениям (“ташбих”)

Что такое “ташбих” (уподобление) в отношении Атрибутов Аллаха?

Предисловие

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам! А затем:

Как мы все знаем, вероубеждение (‘акыда) Ахлю ас-Сунна уаль-Джама’а относительно Сыфатов Всевышнего Аллаха, основывается на 3 основах:

• Описывать Аллаха всеми Атрибутами, которыми Он и Его Посланник, мир ему и благословение, описали Его, и верить в каждый из них.

• Очищать Аллаха от подобия (“ташбиха”) творениям. Верить в то, что нет в этом мире и за пределами бытия никого и ничего подобного Ему, Свят Он и Велик.

• Не углубляться в их “кейфийю” (образ), не задаваться вопросом “как?”.

И ‘акыда всех Саляфов, базировалась на этих трех основах, а разногласили в этом лишь отклонившиеся от истины группы. И кто будет опираться на эти основы, во время изучения вероубеждения, тот воистину спасется от заблуждения и ереси.

И в этой статье, с позволения Аллаха, речь пойдет о второй основе – не уподоблять Атрибуты Господа, Его творениям. О том, что нет между ними никакой схожести или подобия.

И целью написания нашей работы является, в первую очередь - довольство Аллаха, Свят Он и Велик, а затем защита сердец мусульман от тех сомнений, которые сеют приверженцев Калама на своих форумах и сайтах, в адрес мусульман утвердившихся на 'акыде праведных предков, обвиняя нас в том, что мы уподобляем Аллаха творениям, приписываем Ему качества созданий, «придаем тело», «приписываем место», и т.д. И в этой статье, с помощью Великого Аллаха, читатель увидит и поймет, что их предками в этом были джахмиты и мутазилиты, и что мы не первые кого, обвиняют сектанты в «придании Аллаху качеств творений».

Определение слова “ташбих”

Языковое значение слова “ташбих” это уподобление что-либо чему-то, т.е. “ташбих” – это есть “тамсиль”. Слово “шаббаха” означает сравнить одну вещь с другим. (См. «ас-Сихахтадж аль-Люгъа», 6/2236, «Тахзиб аль-Люгъа», 6/92)

Имам Абу аль-Касим аль-Асбахани (ум. 535 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал:

وأما التشبيه: فهو مصدر شبّه يشبّه تشبيها، يُقال: شبهت الشيء بالشيء أ مثلته به، وقسته عليه، إما بذاته أو بصفاته، أو بأفعاله

«Что касается “ташбиха”, то это когда говорят: Я уподобляю что-то с чем-то, со смыслом сравнения и сходства… будь это [уподобления] сущности, качеств или действий».

(См. «аль-Худжа фи баян аль-Махаджа», 1/306)

Доказательства Корана на то, что Всевышний Аллах пречист от “ташбиха”

Всевышний Аллах говорит: «Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий». (42:11)

Имам Абу Мансур Ма’мар ибн Ахмад аль-Асбахани (ум. 418 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к этому аяту:

فـ{ليس كمثله شيء} ينفي كل تشبيه وتمثيل، {وهو السميع البصير} ينفي كل تعطيل وتأول. فهذا مذهب أهل السنة والجماعة والأثر

«Слово: Нет ничего подобного Ему” отвергает любые формы “ташбиха” и “тамсиля”, а слово: и Он Слышащий, Видящий” отвергает все виды “та’тыля” (отрицания) и “та’уиля” (искажения). И это убеждение Ахлю ас-Сунна уаль-Джама’а и аль-Асара».

(См. «аль-Худжа фи баян аль-Махаджа», 1/244).

Всевышний Аллах также сказал: «Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)? (“самийя”)». (19:65)

И значение слова “самийя” это подобие или сходство.

Также Аллах, ‘Азза уа Джаль, сказал: «И нет никого, равного Ему». (112:4)

Также Всемогущий Аллах говорит: «Он сделал для вас землю ложем, а небо - кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно». (2:22)

Также сказал Всевышний: «Никого не сравнивайте с Аллахом! Воистину, Аллах знает, а вы не знаете». (16:74)

“Ташбих” по отношению к Атрибутам Аллаха

Приведем в этом разделе некоторые правила, дабы стали на свои места вопросы связанные с нашей темой.

Первое: “Ташбих” происходит тогда, когда человек уподобляет Атрибуты Всевышнего атрибутами Его творений или сравнивает их. На пример, если мусульманин скажет, что Жизнь Аллаха подобна жизни Его творений, или то, что Слова Аллаха подобны словам творений; или же Лик Аллаха подобен лику творений, и т.д. Поэтому, отвержение “ташбиха” и “тамсиля” от Атрибутов Аллаха, заключается в том, чтобы верить в Сыфаты Аллаха не уподобляя их творениям и не сравнивая их, и веря в то, что они такие, какие подобают Его величию. Именно на этой основе и строит свои убеждения Ахлю ас-Сунна уаль-Джама’а. Так же, как и велика разница между Сущностью Аллаха и нашей сущности, точно такая же разница между нашими атрибутами и Его Атрибутами.

Сказал Исхак ибн Рахауейх:

إنمايكونالتشبيه إذاقال: (يدٌكيدٍ) أو (مثلُيدٍ) أو (سمعٌكسمعٍ) أو (مثلُسمعٍ)، فإذاقال (سمعٌكسمعٍ) أو (مثلُسمعٍ) فهذاالتشبيه، وأماإذاقالكماقالاللهتعالى، يدوسمعوبصرلايقول: كيف، ولايقول: مثلسمعولاكسمع، فهذالايكونتشبيها.

«“Ташбих” будет тогда, когда скажут что Рука – как рука (творений), либо подобна руке, Слух – как слух (творений), то это будет уподобление. А если кто-то скажет, как сказал Аллах: Рука и Слух и Зрение, и не скажет каким это образом и не скажет – как слух (творений) или подобен слуху (творений), то это не будет являться уподоблением. Это подобно тому, как сказал Аллах: Нет ничего подобного Ему и Он – Слышаший, Видящий” ».

(См. «Сунан», 2/42, ат-Тирмизи)

Имам Хушайш ибн Асрам (ум. 253 г.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Истикама» сказал:

«وأنكرجهمأنيكونللهسمعوبصر، وقدأخبرنااللهعزوجلفيكتابه، ووصفنفسهفيكتابه، قالاللهتعالى {لَيْسَكَمِثْلِهِشَيْءٌوَهُوَالسَّمِيعُالْبَصِيرُ} [الشورى: 11]، ثمأخبرعنخلقه، فقالعزوجل {فَجَعَلْنَاهُسَمِيعًابَصِيرًا} [الإنسان: 2]. فهذهصفةمنصفاتاللهأخبرناأنهافيخلقه، غيرأنَّالانقول: إنسمعهكسمعالآدميين، ولابصرهكأبصارهم...) ثمذكرأدلةعلىأناللهيسمعويرى، إضافةإلىصفاتأخرى، ثمقال: (فقدوصفاللهمننفسهأشياءجعلهافيخلقهوالذييقول: {لَيْسَكَمِثْلِهِشَيْءٌ} وإنماأوجباللهعلىالمؤمنيناتباعكتابهوسنةرسوله.»

«Джахм (ибн Сафуан) отрицал, что у Аллаха есть Слух и Зрение, когда как Аллах, ‘Азза уа Джаль, в Своей Книге сообщил нам и описал Себя [этим] в Своей Книге.

Всевышний Аллах сказал: Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий”. (42:11) После чего, он упомянул Своих творений, сказав: Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделалиегослышащимизрячим ”. (76:2)

И эти атрибуты – из числа Атрибутов Аллаха (которые есть у Аллаха), о которых Он сообщил нам, эти сыфаты также есть и у творений, но несмотря на это, мы не говорим, что Его Слух подобен слуху людей (творений), и что Зрение Аллаха подобно их зрению…».

Затем он привел доказательства на то, что у Аллаха есть Слух и Зрение, а также привел другие Сыфаты, после чего продолжил:

«Воистину, Аллах описал Себя многими [Атрибутами], которые Он [также] дал творения, и Он тот, кто сказал: Нет ничего подобного Ему”. Аллах лишь обязал верующих следовать за Его Книгой и Сунной Его Посланника».

(Приводит Имам аль-Малатий в «ат-Танбих уа Родд ‘аля Ахлю аль-Бид’ уаль-Ахуа», стр. 89-90)

Ханбалитский Имам Абу Исхак Ибрахим ибн Щакля [1] аль-Ханбали (ум. 369 г.), да смилуется над ним Всевышний Аллах, во время диспута с Абу Сулейману ад-Димашки (последователь Ибн Кулляба), в ответ на его (Абу Сулеймана) слова: «Вы мушаббиха!», сказал:

لأبيسليمانالدمشقي – أحدأتباعابنكُلاب- فيمناظرةبينهماعندماقاللهأبوسليمان: "أنتمالمشبهة"، قالابنشاقلا: (حاشالله، المُشبِّهالذييقول: وجهٌكوجهِي، ويَدٌكَيَدِي، فأمانحنفنقول: لهوجهه، كماأثبتلنفسهوجهًا، ولهيدٌ، كماأثبتَلنفسهيَداً، {لَيْسَكَمِثْلِهِشَيْءٌوَهُوَالسَّمِيعُالْبَصِيرُ} [الشورى: 11] ومنقالهذافقدسَلِم.

«Да упасет Аллах! “Мушаббих” – это тот, кто говорит, что Лик [Аллаха] подобен моему лику, и что Руки [Аллаха] подобны моим. Но мы говорим: У Него есть Лик, так как Он утвердил Лик для Себя, и у Него есть Рука, как он утвердил Руку для Себя, [Слова Его:] Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий”. (42:11)

Кто говорит таким образом, тот воистину в безопасности!».

(См. «Табакат аль-Ханабиля», 3/239, Ибн Аби Я’ля)

Имам Абу ‘Усман ас-Сабуни аш-Шафи’и (ум. 449 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал:

(ولا يعتقدون تشبيها لصفاته بصفات خلقه، فيقولون: إنه خلق آدم بيديه، كما نص سبحانه عليه في قوله –عز من قائل- {قَالَ يَا إِبْلِيسُ مَا مَنَعَكَ أَنْ تَسْجُدَ لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ } [ص: 75]. ولا يحرفون الكلام عن مواضعه، بحمل اليدين على النعمتين، أو القوتين؛ تحريف المعتزلة والجهمية – أهلكهم الله-، ولا يكيفونهما بكيف، أو يشبهونهما بأيدي المخلوقين، تشبيه المشبهة –خذلهم الله

«Они (Ахлю аль-Хадис) не верят в подобие Его Атрибутов с атрибутами Его творений. Они говорят: Он создал Адама Своими Двумя Руками, как Он сообщил нам об этом, словами: Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? Ты возгордился или же принадлежишь к числу превозносящихся?»”. (38:75) Они не искажают слова от их истинного смысла, истолковывая Две Руки как две милости, или две силы, как их истолковывали му’тазилиты и джахмиты, да уничтожит их Аллах. И они не придают им образ (“кейфию”) и не уподобляют рукам творений, как это делают “мушаббиха”, да оставит их Аллах».

(См. «‘Акъида Саляф уа Асхабуль-Хадис», стр. 37, с тахкыком Абу аль-Ямина аль-Мансури)

Имам аз-Захаби, да помилует его Аллах, сказал:

ليسيلزممنإثباتصفاتهشيءمنإثباتالتشبيهوالتجسيم، فإنالتشبيهإنمايقال: يدٌكيدنا... وأماإذاقيل: يدلاتشبهالأيدي، كماأنّذاتهلاتشبهالذوات، وسمعهلايشبهالأسماع، وبصرهلايشبهالأبصارولافرقبينالجمع، فإنذلكتنزيه

«Подтверждение Его Атрибутов не требует “ташбиха” или “таджсима” (антропоморфизма), потому что “ташбих” это если сказать, что Рука [Аллаха] подобна нашей руке… Но если будет сказано, [у Него есть] Рука, которая не подобна рукам (творений) так же, как и Его Сущность не подобна сущностям (творений), Его Слух не подобен слухам, и Его Зрение не подобно зрениям, – это поистине и будет очищением Его от недостатков ».

(См. «аль-Арба’ин фи сыфати Роббаль-‘Алямин», 1/104)

Второе: Вхождение человека в “кейфию” и размышление о ней, есть “ташбих”. Когда человек входит в “кейфию” и размышляет об образе Атрибутов Аллаха это приводит к уподоблению. Что же касается подтверждения Атрибутов на внешнем значении, то нет в этом и доли уподобления.

И приведем на эту тему случай который произошел с Имамом, Саляфом ‘Абдур-Рахманом ибн Махди (ум. 198 г.) - ученый г. Басра (Ирак), один из величайших имамов науки Хадисов [2].

Имам разъяснил истину тому, кто сравнил Всевышнего с Его творениями. Он привел пример с крыльями ангела, объяснил что хоть смысл атрибутов (даже творений) ясен, мы не можем представлять, если не видели их.

‘Абдур-Рахман ибн Махди сказал юношу из числа детей (правителя) Джа’фара ибн Сулеймана: «Оставайся на месте», и он сидел пока люди не ушли.

Затем Ибн Махди сказал: «Ты знаешь что есть в этом городе из страстей и разногласий, и все это не волнует меня, кроме твоего дела, и то, что дошло до меня, ведь это дело (т.е. заблуждение) остается легким до тех пор пока не дойдет до вас (т.е. правителей). Если оно дойдет до вас, то станет великим и большим».

Юноша сказал: «О Абу Са’ид, и что же это?».

Он сказал: «До меня дошло, что ты говоришь о Господе, Табарака уа Та’аля, описываешь Его и уподобляешь Его (творениями)».

Юноша сказал: «Да», и начал говорить об атрибуте (Аллаха).

Он сказал: «О сынок, не спеши пока мы не поговорим сначала о создании. Если мы не в силах (говорить) о созданиях, то тем более мы не в силах (говорить) о Создателе. Расскажи мне хадис который рассказал мне Шу’ба, от аш-Шайбани который сказал:“Я слышал как Зирра сказал: ‘Абдуллах [ибн Мас’уд] сказал о Его (Аллаха) словах « И он [Пророк] видел (в Ночь Вознесения) величайшие из знамений своего Господа». (53:18)...”. Видел ли он Джибриля с шестисот (600) крыльями?» [3].

Юноша сказал: «Да», и рассказал хадис.

‘Абдур-Рахман сказал: «Опиши мне создание из созданий Аллаха с шестисот (600) крыльями».
Однако юноша продолжал смотреть на него.

‘Абдур-Рахман сказал: «О сынок! Я облегчу тебе это дело. Я уберу для тебя пятьсот девяносто семь (597) (крыльев). Опиши мне создание с тремя крыльями. Поставь его третье крыло в (какое-то) место, помимо двух мест в которых Аллах поставил их, чтобы я знал».

Юноша сказал: «О Абу Са’ид! Мы не в силах (говорить) об атрибуте создания, и тем более не в силах (говорить) об Атрибуте Создателя. Я призываю тебя в свидетели того, что поистине я отказался от этого и я прошу прощения у Аллаха!».

(Передал аль-Лялякаи в «Шарх усуль И’тикъад ахли-Сунна», 3/530-531, Абу Ну’айм аль-Асбахани в «Хильятуль-Аулия», 9/8, аз-Захаби в «Сияр а’лям ан-Нубаля», 9/196, и «Тарих аль-Ислам», 13/284. Взято с https://vk.com/aqidatu_salaf)

Имам Ибн ‘Абдуль-Барр аль-Малики, да помилует его Аллах, сказал:

(ومُحالٌ أن يكون مَن قال عن اللهِ ما هو في كتابه منصوصٌ مُشبهًا إذا لم يُكيّف شيئا، وأقرّ أنه ليس كمثله شيء.)

«Это абсурдно – утверждать что тот, кто говорит об Аллахе то, что в Его Книге, является “мушаббихом”, когда как Он (Аллах) не описал каким это образом (“кейфийя”), и подтвердил что нет ничего подобного ему».

(См. «аль-Истизкар», 8/150)

Имам Махмуд аль-Алуси, да смилуется над ним Аллах, говорит:

«Убеждением Имама Малика и других было в том, что когда они говорили: “аль-Итиуа известно, а образ неизвестен (маджхуль)”, это означало [что]: “Истиуа” известно со стороны смысла и подтверждается Аллаху…».

(См. «Гъара’иб аль-Игътираб уа Нузатиль-Альбаб», стр. 387, издательство «Мактаба аш-Шабандар»)

Третье: Факт, что одно и тоже имя у Аллаха и Его созданий, не требует сходства и уподобления

Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, в своей книге 0 %B 8 %D 0 %BC%D 0 %B 0 %D 0 %BC-%D 0 %B 0 %D 1 %85%D 0 %BC%D 0 %B 0 %D 0 %B 4 "«ар-Родд ‘аля аль-Джахмия» пишет:

«И он (Джахм ибн Сафуан) толковал Коран таким методом, каким его нельзя толковать и [он] отрицал хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он также заявлял, что каждый описывающий Аллаха тем, чем Аллах описал Себя в Своей Книге, и тем, что передано от Посланника Аллаха о Нем, тот неверный и “мушаббих”…

Мы говорим им: “Аллах тот, кто управляет делами и тот, кто говорил с Мусой”.

А они говорят: “Он не обладает Речью и не говорил с ним, так как, речь совершается органами тела, а органы не приписываются Аллаху”.

И если невежественные люди (простолюдины) услышат их утверждения, то он посчитает их самыми усердствующими в прославлении Аллаха людьми, и невежда не понимает, что их слова приводят к неверию и заблуждению, и не чувствует он, что они говорят не то, что [должны были] говорить, кроме [их] лживых утверждений об Аллахе».

(См. «ар-Родд ‘аля аль-Джахмия уа Занадика», стр. 104, ссылка на книгу: https://goo.gl/YlNF8)

Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, на стр. 104 пишет:

 

«И он (Джахм ибн Сафуан) толковал Коран таким методом, каким его нельзя толковать и [он] отрицал хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он также заявлял, что каждый описывающий Аллаха тем, чем Аллах описал Себя в Своей Книге, и тем, что передано от Посланника Аллаха о Нем, тот неверный и “мушаббих”…

 

Мы говорим им: “Аллах тот, кто управляет делами и тот, кто говорил с Мусой”.

 

А они говорят: “Он не обладает Речью и не говорил с ним, так как, речь совершается органами тела, а органы не приписываются Аллаху”.

 

И если невежественные люди (простолюдины) услышат их утверждения, то он посчитает их самыми усердствующими в прославлении Аллаха людьми, и невежда не понимает, что их слова приводят к неверию и заблуждению, и не чувствует он, что они говорят не то, что [должны были] говорить, кроме [их] лживых утверждений об Аллахе».

(См. «ар-Родд ‘аля аль-Джахмия уа Занадика», стр. 104)

 

Также Имам Ахмад сказал в главе «Баб ма Анкарат аль-Джахмия мин ан якун Аллах калляма Муса» («Раздел: Джахмиты отвергли, что Аллах разговаривал с Мусой»):

«Мы скажем: “Почему вы отрицаете это?”.

Они отвечают: “Аллах не разговаривал и не разговаривает, однако Он создал что-то, что является выражением от Аллаха и создал слышимый звук”. И также они (джахмиты) утверждают, что речь образуется только при помощи рта, языка и губ.

Мы им скажем: “Допустимо ли, чтобы то, что было создано или что-то другое помимо Аллаха, говорило: «О Муса, воистину я твой Господь» (20:11-12)?”…

А что касается их слов, что речь невозможна, кроме как при помощи рта, языка и губ, то тогда Аллах не сказал бы небесам и земле: «и сказал ему (небе) и земле: “Придите по доброй воле или по принуждению”. Они сказали: “Мы пришли по доброй воле”» (41:11).

Разве вы думаете, что они (небеса и земля) сказали ртом, губами и органами?

«Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они славили Нас вместе с Давудом (Давидом)» (21:79).

Разве вы считаете, что они будут восхвалят его языком, ртом и губами?

Что же касается органов, то они будут свидетельствовать против неверующих (будут разговаривать):

«Они скажут своей коже: “Почему вы стали свидетельствовать против нас?”. Они скажут: “Нас заставил говорить Аллах, Который заставил говорить всякую вещь”» (41:21).

Вы думаете они будут говорить, при помощи рта, губ и языка? Однако, Аллах заставит их говорить, как Он это пожелает и Он говорит, как пожелает, и не говорится, что это происходит при помощи рта, языка и губ».

(См. «ар-Родд ‘аля аль-Джахмия уа Занадика», стр. 130-131)

Имам Ахмад также говорит в «Усуль ас-Сунна», порицая тех, кто философствует в религии, оставляя следование Сунне:

«И нет в Сунне сравнения (“къияса”), и не приводят для нее примеров, и не постичь ее ни умом, ни чувствами. Поистине, должно быть лишь прямое следование и оставление страстей. И в Сунне есть нечто обязательное; и тот, кто оставит хоть малую часть из этого, не будет принимать ее и верить в нее, не является из приверженцев Сунны».

(См. «Усуль ас-Сунна»)

И в заключении – хвала Аллаху, Господу миров!

 

Говорит ‘Усман ибн Са’ид ад-Дарими, да смилуется над ним Аллах:

إنما نصفه بالأسماء لا بالتكييف ولا بالتشبيه، كما يقال: إنه ملك كريم، عليم، حكيم، حليم، رحيم، لطيف، مؤمن، عزيز، جبار، متكبر. وقد يجوز أن يدعى البشر ببعض هذه الأسماء، وإن كانت مخالفة لصفاتهم. فالأسماء فيها متفقة، والتشبيه والكيفية مفترقة، كما يقال: ليس في الدنيا مما في الجنة إلا الأسماء، يعني في الشبه والطعم والذوق والمنظر واللون. فإذا كان كذلك فالله أبعد من الشبه وأبعد. فإن كنا مشبهة عندك أن وحدنا الله إلهًا واحدًا بصفات أخذناها عنه وعن كتابه، فوصفناه بما وصف به نفسه في كتابه، فالله في دعواكم أول المشبهين بنفسه، ثم رسوله الذي أنبأنا ذلك عنه. فلا تظلموا أنفسكم ولا تكابروا العلم؛ إذ جهلتموه فإن التسمية في التشبيه بعيدة

«Мы описываем Его Именами, без придания Ему образа и без сравнивания Его [с творениями], мы лишь скажем: Он – Щедрый король, Всезнающий, Мудрый, Милосердный, Защищающий, Могущественный… Возвышенный. Разрешается описывать творения этими Именами, даже если это противоречит их внешности. Потому что, это сходство лишь в именах, а их образ отличается и не подобны они друг другу. Так же, как и говорится: Нет в этом мире ничего из того, что есть в Раю, кроме названий. То есть, [нет ничего подобного Раю, ни] сходства, ни вкуса, ни аромата, вида и цвета… И если это так (по отношению к Раю), то Аллах самый далекий от подобия».

(См. «Накд», 1/302-303)

Также Имам ад-Дарими сказал:

«Нет ничего подобного Ему, нет слуха которая подобна Его Слуху, и нет зрения котораеподобне Его зрению. И не проводится аналогия между Его Слухом и Зрением, и творением, и нет у творений этому примера, или нечто похожего».

(См. «Накд», 1/308)

Имам Ибн Хузейма аш-Шафи’и (ум. 311 г.) в своей книге «Таухид» сказал:

(ولو لزم - يا ذوى الحجا- أهل السنة والآثار إذا أثبتوا لمعبودهم يدين كما ثبتهما الله لنفسه، وثبتوا له نفسا -عز ربنا وجل-، وأنه سميع بصير، يسمع ويرى، ما ادعى هؤلاء الجهلة عليهم أنهم مشبهة، للزم كل من سمى الله ملكًا، أو عظيمًا ورؤوفًا، ورحيمًا، وجبارًا، ومتكبرًا، أنه قد شبه خالقه -عز وجل- بخلقه، حاش لله أن يكون من وصف الله جل وعلا، بما وصف الله به نفسه، في كتابه، أو على لسان نبيه المصطفى –صلى الله عليه وسلم- مشبها خالقه بخلقه.

«Когда Ахлю ас-Сунна уаль-Асар подтверждают Две Руки для Своего Господа, так как Аллах подтвердил их Себе, и подтверждают для Него Жизнь - Могуч и Велик наш Господь, и что Он Всеслышащий и Всевидящий, который слышит и видит, – разве верно [утверждать], что это делает их “мушаббихами” (уподобляющими), как заявляют об этом эти заблудшие люди. И из этого (из их слов) вытекает, что каждый кто назвал Аллаха Королем, Милосердным… Высочайшим, уподобил своего Создателя творениям.

Да упасет Аллах от того, чтобы описание Аллаха тем, чем Он описал Себя в Своей Книге и посредством своего избранного Пророка, было уподоблением Создателя созданиям!».

(См. «Китаб ат-Таухид», 1/64, Ибн Хузейма)

Имам Абу ‘Умар ат-Таламанки аль-Малики аль-Андалуси(ум. 429 г.) – известный маликитский ученый, возродивший науку “Кира’ата” на землях Андалусии, сказал в своей книге «аль-Вусуль иля Ма’рифат аль-Усуль»:

- قال أبو عمر الطلمنكي المالكي الأندلسي (ت. 429 هـ) في كتاب "الوصول إلى معرفة الأصول": (قال قوم من المعتزلة والجهمية: لا يجوز أن يسمى الله عز وجل بهذه الإسماء على الحقيقة ويسمى بها المخلوق. فنفوا عن الله الحقائق من أسمائه، وأثبتوها لخلقه، فإذا سُئلوا ما حملهم على هذا الزيغ؟ قالوا: الإجتماع في التسمية يوجب التشبيه.
قلنا: هذا خروج عن اللغة التي خوطبنا بها لأن المعقول في اللغة أن الإشتباه في اللغة لا تحصل بالتسمية، و إنماتشبيهالأشياءبأنفسهاأوبهيئاتفيها كالبياض بالبياض، والسواد بالسواد، والطويل بالطويل، والقصير بالقصير، ولو كانت الأسماء توجب إشتباها لاشتبهت الأشياء كلها لشمول إسم الشيء لها، وعموم تسمية الأشياء به، فنسألهم: أتقولون إن الله موجود؟ فإن قالوا: نعم. قيل لهم: يلزمكم على دعواكم أن يكون مشبها للموجودين. وإن قالوا: موجود ولا يوجب وجوده الإشتباه بينه وبين الموجودات. قلنا: فكذلك هو حيٌ، عالمٌ، قادرٌ، مريدٌ، سميعٌ، بصيرٌ، متكلمٌ، يعني ولا يلزم إشتباهه بمن اتصف بهذه الصفات.)

«Сказала группа людей из числа мутазилитов и джахмитов: “Запрещено называть Аллаха, Могучего и Величественного, этими именами в действительности (“аля аль-хакыка”– لحقيقاة على ) и называть Его творения этими же именами”. Так они отвергли от Аллаха истинный смысл его имен и утвердили их [только] для творений. Если же их спросить: Что привело вас к этому? Они скажут, что схожесть в именах требует (указывает на) “ташбих” (уподобление).

Мы скажем: Это отход от [правил] языка, на котором нам было ниспослано (откровение). И это, по той причине, что согласно [арабскому] языку, “ташбих” происходит не посредством наименований, а посредством уподобления их сущностей и форм, как белое с белым, черное с черным, высокое с высокими, короткое с коротким. И если бы было так, что имена указывают на сходство, то все вещи были бы подобными друг другу, так как все они названы “вещью”».

(Приводит Имам аз-Захаби в «аль-‘Улув», стр. 546)

Имам Абу Наср ас-Сиджзи аль-Ханбали (ум. 444 г.) сказал:

والأصل الذي يجب أن يُعلم: أن اتفاق التسميات لا يوجب اتِّفاق المسمّين بها، فنحن إذا قلنا: إن الله موجود رؤوف واحد حيٌّ عليم سميع بصير متكلم، وقلنا: إن النبي صلى الله عليه وسلم كان موجودًا حيًّا عالمًا سميعًا بصيرًا متكلمًا، لم يكن ذلك تشبيها، ولا خالفنا به أحدًا من السلف والأئمة، بل الله موجود لم يزل، واحد حي قديم قيوم عالم سميع بصير متكلم فيما لم يزل، ولا يجوز أن يوصف بأضداد هذه الصفات.

«И основа, которую необходимо знать – то, что сходство в названиях, не требует сходства тех, кто назван ими. Поэтому, если мы скажем, что Аллах – Существующий… Единственный, Живой, Знающий, Слышащий, Видящий и Говорящий; и затем скажем, что Пророк, мир ему и благословение – существовал, жил… был знающим, видящим и говорящим – это не будет указывать на уподобление! И никто из числа Саляфов и Имамов, не противоречил нам в этом».

(См. «Дар ат-Та’аруд аль-‘Акль уа Накль», 2/89-90)

Четвертое: Каждый “му’аттыль” (отрицающий Сыфаты Аллаха) – это “мушаббих ” (уподобляющий), и каждый “мушаббих ” – это “му’аттыль”.

Передает аль-Лялякаи, что Исхак ибн Рахауейх сказал:

علامة جهم وأصحابه دعواهم على أهل الجماعة وما أولعوا به من الكذب: أنهم مشبهة، بل هم المعطلة، ولو جاز أن يقال لهم: هم المشبهة لاحتمل ذلك، وذلك أنهم يقولون: إن الرب تبارك وتعالى في كل مكان بكماله؛ في أسفل الأرضين وأعلى السموات على معنى واحد، وكذبوا في ذلك ولزمهم الكفر

«Признаком Джахма и его соратников является их ложные обвинения против Ахлю аль-Джама’а, в том, что они (Ахлю ас-Сунна) – “мушабихха” (уподобляющие Аллах творениям), однако они (джахмиты) – “му’аттыля” (отрицающие Атрибуты). И даже если мы их назовем “мушаббиха” (уподобляющими), то это также будет правильным, по причине их слова: “Всевышний Аллах [находится] везде”... и они лгут в этом и это их куфр (неверие)».

(См. «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/532, аль-Лялякаи)

Имам Ибн Батта, да помилует его Аллах, сказал:

الجهمية ترد هذه الأحاديث وتجحدها وتكذب الرواة، وفي تكذيبها لهذه الأح



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: