Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Охрана здоровья граждан в России — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья[1].
Число больничных учреждений в конце 2010 года составляло около 6,3 тыс., больничных коек — 1339,5 тыс. (93,7 на 10 000 человек населения)[2]. Доля частных клиник в России не превышает 5-10 % от их общего количества[3]. В России 707 тыс. врачей различных специальностей (на конец 2007 года)[4].
Совокупные расходы на здравоохранение в России в 2006 году составляли 3,9 % ВВП (из них 3,2 % ВВП — государственные расходы, 0,7 % ВВП — частные), 2007 году — 4,4 % ВВП[5][6]. В 2016 году общие расходы на охрану здоровья из всех источников составили в России более 6 % ВВП[7].
Общие расходы на здравоохранение в России в 2007 году составили (в абсолютных цифрах) 493 долл. на человека. Этот показатель включает государственные расходы на медицину (составлявшие в том же 2007 году 316 долл. на человека), медицинские услуги, оплачиваемые за счёт пациента, и услуги, оплачиваемые через систему медицинского страхования (обязательное и добровольное медицинское страхование)[8]. В 2012 году соответствующие показатели составили 913 долл. (общие расходы) и 467 долл. (государственные расходы)[9].
Государственные и негосударственные расходы служб общественного здравоохранения на лечение заболеваний, связанных с употреблением табака, составили 42 миллиарда рублей, или 13,1 % общих расходов служб общественного здравоохранения на лечение респираторных заболеваний, и 83 миллиарда, или 20,8 % общих расходов служб общественного здравоохранения на лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы (данные на 2003 год)[10].
|
Содержание
[скрыть]
В советский период Россия достигла значительных успехов в создании действенной системы здравоохранения, что — совместно с общим повышением (в сравнении с дореволюционным состоянием) уровня жизни, грамотности и социально-гигиенической культуры населения — оказывало, в частности, существенное положительное влияние на динамику смертности. В этом процессе особое значение имела советская концепция развития общественного здравоохранения, «ориентированная на массовую профилактику и предупреждение инфекционных и эпидемических заболеваний, на вакцинацию и иммунизацию всего населения». В результате страна, пережившая в XX веке немало потрясений, к середине 1960-х годов достигла среднеевропейского уровня продолжительности жизни (около 70 лет)[11].
При этом все опасные инфекционные и паразитарные заболевания, болезни органов дыхания и пищеварения, младенческая и материнская смертность были поставлены под достаточно эффективный социальный контроль; в результате были решены основные задачи первого этапа эпидемиологической революции, и страна вступила во второй её этап, на котором доминировали уже хронические патологии, включая болезни системы кровообращения и новообразования (что характерно для постпереходного общества). В то же оставалась достаточно высокой смертность от несчастных случаев, отравлений и травм, а также других — экзогенных причин заболеваемости и смертности[11]. В России (в отличие от большинства западных стран) не удалось обеспечить надёжный контроль над факторами риска и эффективную борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями и раком; поэтому с середины 1960-х годов рост ожидаемой продолжительности жизни сменился периодом стагнации[12].
|
Здравоохранение в постсоветской России
После распада СССР одновременно с децентрализацией власти в стране происходила и децентрализация системы здравоохранения. В ноябре 1991 года Министерство здравоохранения СССР было упразднено. Действовало Министерство здравоохранения РФ (до 1991 — РСФСР).
В 1993 году был принят закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», ставший основным руководящим документом. В январе 1994 года было образовано Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. По сути, оно просто объединило два прежних министерства — Министерства здравоохранения СССР и РСФСР.
В августе 1996 года Министерство здравоохранения и медицинской промышленности было преобразовано в Министерство здравоохранения РФ. Вопросы медицинской промышленности переданы Министерству промышленности РФ.
В марте 2004 года на базе Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФ было образовано Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
В ноябре 2011 года принят закон Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
|
В мае 2012 года Министерство здравоохранения и социального развития РФ было преобразовано в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ.
Государственная система
Первичная медико-санитарная помощь
Наиболее востребованный вид медицинской помощи — амбулаторно-поликлиническая помощь. Одна из главных проблем российского здравоохранения связана с недостаточной доступностью медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом звене[13].
С 2009 года в системе первичной медико-санитарной помощи появился ещё один элемент — центры здоровья[14].
Специализированная помощь
фтизиатрическая служба (противотуберкулезные диспансеры, туберкулезные больницы и санатории)
дерматовенерологическая служба (кожно-венерологические диспансеры)
наркологическая служба (наркологические диспансеры)
психиатрическая служба (психоневрологические учреждения)
Акушерско-гинекологическая помощь
Родильные дома, родильные отделения муниципальных больниц.
Медицинская помощь детям
Медицинская помощь детям оказывается в детских поликлиниках и детских консультациях, центральных районных и городских больницах.
Высокотехнологичная медицинская помощь
Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) — это медицинская помощь с использованием сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники, оказываемая высококвалифицированными медицинскими кадрами. ВМП оказывается в профильных лечебных учреждениях, которые имеют лицензию на оказание данного вида помощи.
Это, в первую очередь, операции на открытом сердце, трансплантация сердца, печени, почек, нейрохирургические вмешательства при опухолях головного мозга, лечение наследственных и системных заболеваний, лейкозов, тяжелых форм эндокринной патологии, хирургические вмешательства высокой степени сложности.
Право на ВМП имеет каждый гражданин РФ. Главный критерий получения такой помощи — медицинские показания.
Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, а также федеральных квот по ВМП для медицинских учреждений утверждается приказом Минздрава России.
Санаторно-курортное лечение
В ведении Минздрава РФ находятся большое количество различных санаториев, оказывающих санаторно-курортное лечение.
Новые технологии в здравоохранении
С 2013 года в Москве в рамках программы «Информационный город» на основании постановления Правительства Москвы от 7 апреля 2011 г. № 114-ПП «О Программе модернизации здравоохранения города Москвы на 2011—2012 годы» (в редакции постановления Правительства Москвы от 21.05.2013 № 1322-ПП), стартовала система Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС). Система направлена на задачу сделать использование бесплатных медицинских услуг доступными, качественными и удобными для граждан, избавить медицинских работников от бумажной рутины и дать им простой и удобный доступ к необходимой информации для оказания медицинской помощи, а руководству учреждений и отрасли — достоверный и оперативный инструмент анализа и эффективного управления системой здравоохранения.
ЕМИАС является сложной информационной системой, автоматизирующей записи пациентов в поликлиники и деятельность медицинских работников Москвы. Система включает в себя онлайн регистрацию к врачам, электронную медицинскую карту и электронную запись рецептов. Система основана на облачных технологиях, что легко позволяет обратиться к необходимой информации с любого электронного гаджета, однако иногда приводит к полной невозможности записи или направления к врачам каким-либо способом по всему городу. Бумажные карты продолжают использоваться и теряться, но теряет их уже сама поликлиника; на руки карты не выдают (утверждают, что собственность поликлиники, хотя иногда пациентам удаётся вытребовать обязательные к выдаче по запросу пациента копии или выписки) и между филиалами одной поликлиники не передают.
Живые очереди продолжают использоваться:
В гардеробе.
В кабинетах и «окнах» без записи (регистратура, поставить печать, оформить больничный, аптека).
В кабинетах, где запись используется только формально (сестринский пост из 1-2 работников, которым заменили всех медсестёр на этаже).
В кабинетах врачей, когда пациента посылают за подписью другого врача или потерянными поликлиникой документами. В таких случаях пациенты сами придумывают друг другу порядок очереди, иногда не совпадающий с намерением врача.
На данный момент ЕМИАС является одной из самых крупных медицинских систем в Европе, включающих более 600 медицинских учреждений, 23 тысяч медицинских работников. Около 6 млн человек используют систему. За первый год работы в системе было зафиксировано более 114 000 транзакций.