С.А. Цапенко
Конспект лекции
Становлении речевого общения в онтогенезе
Говоря о возникновении речевой деятельности в филогенезе выделяют три группы факторов: биологические, психофизиологические и социальные.
Эти же факторы определяют характер и темпы становлении речевого общения речевого онтогенеза.
Чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. Это значит, что ребенку необходимо освоить:
1) арсенал языковых единиц, созданных предшествующим поколением (фонемы, морфемы, слова, предложения)
2) правила их использования в речевой деятельности.
По сути, ребенку предстоит снять слепок с той языковой системы, которой пользуются окружающие его люди. И ребенок собственными силами осуществляет эту задачу в целом за первую пятилетку своей жизни.
Способность индивида в ходе своей речевой деятельности формировать в сознании слепок с общенародного языка называется речевой (языковой) способностью.
При овладении родным языком в естественных условиях ребенок в какой-то степени уподобляется лингвисту: взрослые поставляют ему речевой материал, из которого ребенок восстанавливает правила пользования языком. Только в отличие от лингвиста делает он это неосознанно, интуитивно и зачастую правила, добытые ребенком из речи взрослых, не вполне тождественны тем правилам, которые управляют речевой деятельностью взрослых. Здесь кроется источник многочисленных детских инноваций (детского словотворчества), типа: искаю, ушов, плакаешь, людь.
Все нормально развивающиеся дети в своем речевом развитии проходят ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. Рассмотрим процесс языкового становления ребенка с момента его появления на свет.
|
В соответствии с лингвистическим подходом к периодизации речевого онтогенеза речевое развитие ребенка делится на да этапа: доречевой (дословесный) этап (от рождения до года) и собственно речевой (от года до 6-7 лет).
На доречевом этапе осуществляется освоению фонетики. Основная функция общения – эмоциональная; основные средства общения – нерасчлененные мимико-жествово-звуковые комплексы.
На доречевом этапе принято выделять три стадии.
1) Стадия крика (первые два месяца жизни человека).
Уже на 1 неделе жизни младенец реагирует на речь человека, с конца 2 недели он прекращает крик, как только с ним начинают разговаривать и внимательно следит за всем.
Крик – не речь, а чисто биологическая, физиологическая реакция на дискомфортность новых условий существования. Общее между криком и человеческой речью: 1) единая физическая природа, 2) крик несет информацию, хотя и непроизвольную («я здоров, я пришел к вам»).
2) Стадия гуления (1,5-2 – 4-5 месяцев).
Произнесение отдельных звуков, игра звуками. Гуление – реализация наследственной программы голосового развития: оно не предполагает обратной связи и характерно даже для глухонемых от рождения детей. Внешне гуление напоминает воркование голубя, свирель (аль-м-е-лы-агы-аы), для ребенка это своего рода игра, доставляющая удовольствие. На протяжении многих минут повторяя один и тот же звук, ребенок тренируется в артикуляции звуков, среди которых можно различить элементы будущей членораздельной речи. Врожденное гуление переходит в лепет.
|
2) Стадия лепета (4-7 месяцев – 1 год).
Лепет – произнесение слогов (ба-ба, да-да-да). Эволюция лепетного периода подчинена действию имитационного рефлекса. В этом ее принципиальное отличие от гуления: на стадии лепета помимо разминки мускулатуры речевого аппарата начинает работать слуховой анализатор. Важную роль играет механизм эхолалии – бессознательного подражания ребенком звукам слышимой им речи. Посторонние, чуждые для данной речевой среды звуки отсекаются, собственные же вокализации «подгоняются» под слышимую речь. К 6 месяцам можно с уверенностью определить, на каком языке лепечет ребенок.
Выход на собственно речевой этап развития предполагает переход от неосознанного артикулирования отдельных звуков и слогов к сознательному употреблению значимых языковых единиц – слов.
Между лепетом и речью нет четкой границы. Первые осмысленные слова возникают как результат соотнесения лепетных комплексов наподобие па-па, ма-ма, ба-ба с «правильными» ситуациями, то есть при назывании соответствующих людей или предметов. Необходимо отметить, что понимать чужую речь дети начинают до появления собственной: к моменту появления первых слов ребенок пассивный словарь ребенка может составлять от 50 до 100 слов. Произнесение же ребенком первых слов обычно связано с возрастом около года (мальчики – в 11-12 месяцев; девочки – в 8-9 месяцев).
В начале слово в детской речи появляется как чисто ситуативное наименование – текучее, изменчивое, без какого-либо серьезного обобщения. Его значение может меняться в зависимости от ситуации. Например, ребенок 12 месяцев произносит «Уа!» для обозначения утки плывущей по озеру; придя домой, этой же единицей он обозначает лужицу на столе (возможно, потому, что она напоминает озеро, по которому плавала утка), запонку (которая блестит также, как вода) и др.
|
Постепенно формируется понятийная сторона слова – происходит отрыв слова от ситуации, оно становится обобщенным знаком, характеризующим классы ситуации. В основе усвоения значений слов лежит постоянно совершенствуемая ребенком работа по обобщению его опыта.
Этапы формирования понятийной стороны слова:
1) ситуативная закрепленность (слово обозначает конкретный предмет в конкретной ситуации);
2) предметная соотнесенность (слово = обозначение конкретного предмета вне зависимости от ситуации; слово = имя собственное:
кукла – только вот эта кукла, мама – только моя мама;
3) понятийная соотнесенность (слова = группа однородных предметов)
кукла – любая кукла вне зависимости от размера, материала;
4) усвоение родо-видовых отношений (усвоение слов, называющих группы предметов с общим назначением: игрушки, посуда).
В целом понятийная соотнесенность первых детских слов формируется к 2 годам.
После двух лет начинается интереснейший этап в речевом развитии ребенка –овладение морфемикой и правилами словообразования, связанный с усвоением значений морфем. Этот период носит название период детского словотворчества и имеет богатую историю изучения (Н.А. Рыбников, А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Т.Н. Ушакова и др.). Процесс словотворчества предполагает создание ребенком новых слов по усвоенным словообразовательным образцам.
Существуют 4 основных принципа, по которым дети образуют новые слова:
1) использование «осколков слов» (безафиксный способ)
Например: существительные лепь (Мы лепим-лепим и получилась лепь), прыг (Собака прыгнула большим прыгом);
2) прибавление к корню «чужих» аффиксов: пургинка (Пурга кончилась, остались только пургинки), прицветочиться (Бабочка прицветочилась, т.е. села на цветок ); высолить (Мама, высоли мне яйцо, т.е. убери избыточное количество соли) и т.п.
3) словосложение: ворунишка = вор+врунишка; мапин = мамин+папин; поломою= мою полы; рыбежирная ложка.
Создавая новое слово, ребенок совершает сложные мыслительные операции анализа и синтеза: он должен понять сущность обозначаемого объекта, выделить в нем важные признаки, а затем синтезировать эти признаки в единую номинацию на основе словообразовательной сверхмодели (усваивая из речи взрослых разные словообразовательные модели, дети непроизвольно обобщают их, превращая в сверхмодели). Однако ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным – в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено. Детское словотворчество ограничено словообразовательными ресурсами языковой структуры.
Когда дети достигают 5 лет словотворчество начинает угасать, так как к этому возрасту ребенок уже прочно усваивает те обороты речи, которые используют взрослые.
Важнейшее линией в речевом развитии ребенка является освоение грамматических категорий и структур. Овладение грамматикой означает освоение способа выражения мысли на родном языке. Языковое освоение действительности ребенок начинает с именования ситуации как нерасчлененного целого. За каждым детским словом первоначально стоит целая ситуация, поэтому на взрослый язык они переводятся целыми предложениями. Неслучайно их называют также голофразами. в качестве примера рассмотрим следующую ситуацию: девочка, протягивая книгу папе, произносит слово «мама!», которое в данной ситуации означает: «Дочитай сказку, которую вчера вечером мама начала мне читать и не дочитала».
По характеру интонационного оформления и функции голофразы делятся на несколько групп, соответствующих определенному типу предложений «взрослого» языка: 1) привлечение внимания (соответствуют побудительным предложениям взрослой речи): Ди! (иди), Дай! На!; 2) сообщение об увиденном или услышанном (повествовательные предложения): Киса, би-би; 3) запрос о чем-либо (вопросительные предложения): тиси? папа?
Очевидно, что голофразы не могут быть соотнесены с определенной частью речи. Первыми в высказываниях детей начинают различаться наименования предмета и действия. Об этом свидетельствует параллельное функционирование в речи ребенка пар наподобие тик-тик (в знач. сущ.) – тикать (в знач. гл.); гавка – гавкать. Таким образом, глагол и существительное – первые и основополагающие части речи в речевом онтогенезе. Прилагательные для маленьких детей – чуждая часть речи. Первоначально дети обозначают признак через наименование того предмета, который обладает соответствующим признаком: например, ребенок может называть твердые предметы словом камень; а круглые – словом луна (лицо – луна). Первые прилагательные появляются в 14-18 месяцев: сперва усваиваются относительные прилагательные, к 2 годам появляются более отвлеченные качественные. В это же время у ребенка появляется потребность сравнивать предметы по их признакам. Специальных языковых средств для такого сравнения у него еще нет, и он использует для этой цели отрицание не и наречие очень. Например: показывает на свою шапку: Очень красная (шапка насыщенного красного цвета); затем берет розовый шарф: Не очень красный.
Любопытно отметить, что процес формирования частей речи у ребенка соответствует фактам исторического развития языка. Ученые отмечали, что в доисторическую эпоху слово в языке указывало на образ, в котором действие, предмет и признак находились в нерасчлененном единстве (подобно детскому мяу). Первым по времени возникновения и основополагающим в системе частей речи является противопоставление глагола и существительного. Нерасчлененность предмета и признака сохранялась в истории языков дольше. Когда же произошла их дифференциация, то первыми возникли относительные прилагательные (типа кровавый в значении ‘красный’), качественные, как и в речи детей, оформились позднее.
После того как ребенок освоил языковое наименование действий, предметов и признаков, его высказывания становятся более расчлененными, а потому более понятными. Однако и теперь «лингвистические» возможности детей весьма ограниченны: они еще не могут строить высказывания, объединяя несколько языковых единиц, и дают языковое обозначение лишь наиболее важному (с их точки зрения) компоненту ситуации, а другой обозначают жестом (такой способ, кстати сказать, используется и в разговорной речи). Покрасить, – говорит ребенок, указывая на розовое закатное небо. Это означает: небо такого цвета, как будто его покрасили. Книжка, – произносит девочка и водит пальцем по странице, сообщая матери, что якобы читает книгу.
Дети двух с небольшим лет начинают связывать две языковые единицы. Появляются высказывания типа: Кукла тут. Там машина. Туда идти. Стакан чай. Дай киса. Такие высказывания очень продуктивны, так как в них имеет место самый простой и доступный вид грамматической связи – соположение, т.е. единицы, входящие в высказывание, не меняют своей начальной формы (они просто ставятся рядом). Это дает детям возможность избежать использования грамматических средств – падежей, чисел, времен, лиц и т.д.
При этом один компонент – опорный: там, тут, туда, дай, еще, бай-бай, другой – переменный. Класс переменных слов постоянно пополняется, так как пополнение словаря – необходимое условие для удлинения цепочек слов (с 1,5 и до 2 лет число различных двусловных предложений каждый месяц увеличивается в 2-3 раза и достигает к 2 годам – 2,5 тыс.).
Постепенно ребенок осваивает окончания (флексии) и предлоги и начинает употреблять их в соответствии с нормой русского языка. Начиная с этого момента высказывания детей теряют свою былую стереотипность и становятся бесконечно разнообразными. К 2 годам появляются распространенные предложения (3-4 слова), формируются первые сложные предложения (бессоюзные → союзные). Так, например, союз «и » на первых порах является единственным лингвистическим средством для выражения трех типов отношений: соединительных, противительных, сопоставительных. Ср.:
Вася пришел, и стали домики строить (соединительное отношение);
Солнышко вышло, и гулять мы не идем (противительное; союз и употребляется вместо союза но);
Повар сердится, и Кот Васька ест (пересказ басни И.А. Крылова «Кот и повар»; сопоставительное отношение, союз и употребляется вместо союза а).
В целом развитие грамматического строя детской речи определяется двумя закономерностями:
1) движение от конкретного к абстрактному. Например: ребенок еще не мыслит времена абстрактно. Он стремится наполнить время чувственными образами и с их помощью представить прошлое, настоящее и будущее, которые для него существуют в виде реальных фактов. В детских высказываниях, выражающих соотнесенность временных понятий, обязательно присутствуют такие слова, как давно, недавно, уже, раньше и т. д., но они не всегда соответствуют реальной ситуации. Например: Витя пришел раньше, когда Вася уже спал. Я убежал поздно, раньше того, когда дождь пошел. Папа, в прошлом году будет война, тебя убьют? С этим же связано то, что сначала ребенок овладевает грамматической категорией числа существительного и лишь затем – формами падежей.
2) стремление к созданию универсальных правил, отбрасывание исключений. Исключения категорически отбрасываются детьми → грамматические ошибки (детская грамматика более логична и последовательна, нежели нормативная грамматика русского языка). Цейтлин: «...правила детской грамматики есть не что иной, как предельно обобщенные и упрощенные правила грамматики нормативной». Например, усвоение имени существительного:
категория рода – синиц, пап, санка, тряпья,
числа – ухи, людь – человек,
падеж – карандашов, сметанном,
одушевленность – я попросила ветерка,
Усвоение глагола: заполнение пустых клеток – победю, искаю, баловается,
Усвоение сравнительной формы прилагательных и наречий: высокее, богачей.
Эти ошибки должны корректироваться взрослыми.
К 6-7 летнему возрасту в целом завершается овладение языком как системой фонетических, грамматических и лексических норм. Ребенок получает возможность с помощью языка порождать многообразные речевые произведения. Н.И. Жинкин: ребенок «выходит в открытый текст, как космонавт в космос».
Развитие внутренней речи ребенка
Особую линию в речевом онтогенезе составляет развитие внутренней речи, освоение которой представляет для детей большую трудность, чем овладение устной внешней речью и осуществляется поэтапно.
Первоначально ребенок выражает свои мысли громкой речью, так как для мыслительной деятельности ребенка необходимы речевые импульсы от органов артикуляции: Откуда я знаю, о чем я думаю? Вот скажу, тогда пойму!
Переходным звеном на пути от звучащей речи к внутренней является эгоцентрическая речь. Эгоцентрическая речь представляет собой «речь в отсутствии собеседника», точнее диалог или беседу ребенка с самим собой. Она имеет двойственную природу: по внешней звучащей форме эгоцентрическая речь близка речи внешней; однако по функции и основным характеристикам она соответствует речи внутренней – обслуживает мыслительную деятельность ребенка (диалог с самим собой), не предполагает наличия собеседника, сжата, малопонятна окружающим.
Эгоцентрическая речь обслуживает игровую и умственную деятельность ребенка. Пик ее развития приходится на 3-5 лет, после чего доля эгоцентрической речи начинает убывать, так как она сворачивается (интериоризируется, interio – лат. внутренний) во внутренний план. Процесс свертывания эгоцентрической речи также осуществляется поэтапно: к 4 годам у ребенка появляется шепотная речь, к 5 годам – «речь про себя» (собственно внутренняя речь). Однако первоначальная внутренняя речь очень неустойчива. При решении сложных умственных задач ребенок вновь переходит на использование речи внешней (звучащей): обучение счету, письму, чтению. Внутренняя речь детей, близкая к внутренней речи взрослых, развивается лишь в школьном возрасте.
Качественно новым этапом изучения родного языка становится усвоение письменной речи. Если устная речь ребенка, при наличии физиологических предпосылок и социального окружения, в целом развивается спонтанно (взрослые лишь помогают и поддерживают), то усвоение письменной речи предполагает сознательное обучение. В качестве обязательных предпосылок для развития письменной речи выступают: 1) сформированность у ребенка комплекса умений и навыков в устной речи (развитие связной речи, словаря, грамматики, звуковой культуры речи); 2) способность к осознанию собственной речи (речевая рефлексия), произвольность речи.
Овладение ребенком разными формами речи – диалог и монолог
Связная речь осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. На начальных стадиях развития ребенка не может быть ни диалога, ни монолога. Названные формы речи развиваются постепенно, однако уже на доречевой стадии можно обнаружить их зачатки.
Инициатором общения ребенка на доречевой стадии развития является мать. Ее эмоционально окрашенные монологи успокаивают ребенка, а с 3 месяцев вызывают его улыбку, определенные вокализации. В этот период мать и ребенок попеременно выражают свои эмоциональные состояния, что приводит к возникновению самой первой формы общения ребенка – дуэта. Дуэт содержит в себе черты как будущего диалога, так и монолога.
В возрасте 8-12 месяцев ребенок переходит от дуэтной формы общения к уединенному самовыражению, используя вокализации, которые принято называть «лепетными монологами». Они более интенсивны в моменты игровой деятельности. Попытка взрослого во время игрового лепета вступить в контакт с ребенком приводит к том, что лепетные вокализации прекращаются, общая моторная активность снижается, смех-плач.
В период перехода от лепета к речи (9-15 месяцев) – ребенок начинает выступать в роли инициатора общения: обращается к взрослому с императивным требованием «дай-дай-дай» + жест. Реакция взрослых при этом игнорируется (проявление наивно-эгоистического монологизма). Взрослые настойчиво корректируют подобные проявления (не кричи, говори спокойно), формируя у ребенка элементарные культурно-поведенческие навыки. В результате монологический импульс преодолевается, создается диалогическая ситуация, организует и управляет которой взрослый. К числу первых проявлений диалогической формы речи относятся: 1) ответы ребенка на вопросы взрослых; 2) собственные вопросы; 3) приглашение к совместному действию.
Чем лучше ребенок научит ориентироваться на взрослого собеседника, внимательно относиться к его репликам, тем быстрее и легче он вступит в контакты со сверстниками, которые вторичны по времени и возникают с трудом, нередко конфликтно. До 9–10-летнего возраста дети не замечают друг друга, даже если их посадить рядом. Первые слова, которые ребенок говорит другому ребенку, по сути дела ему даже не адресованы. Только в 1,5 года дети действительно начинают обращаться друг к другу, однако разговоры напоминают диалоги глухих: каждый ребенок сосредоточен на своей теме и стремится подключить к ней собеседника.
Диалог как форма речевого общения чрезвычайно важна, так как способствует развитию социальных отношений у детей: установление контакта, вовлечение в игру и т.д. Развитию этой формы помогают: 1) заучивание маленьких сценок из сказок; 2) инсценировки; 3) разговоры в форме вопросов и ответов.
По сравнению с диалогом, монологическая форма речи складывается значительно позже (4-6 лет) и требует специального речевого обучения. Основа овладения монологом – развитие навыков и умений диалогической речи.