ТРАГЕДИЯ ОБОЯНСКОГО МОНАСТЫРЯ




ИЗ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ

П. С. Токмаков

ТРАГЕДИЯ ОБОЯНСКОГО МОНАСТЫРЯ

История основания Обоянского монастыря уходит в глубь веков. Обитель была основана на месте пустынек монахов-отшельников, живших здесь задолго до основания города Обоянь[1].

Истории монастыря посвящена книга архимандрита Рыльского Николаевского монастыря Анатолия (Ключарева)[2], в которой, со ссылкой на более раннюю публикацию историка академика Санкт-Петербургской академии наук П. М. Строева[3], высказано предположение о том, что монастырь мог быть основан в 1664-1665 гг. игуменом строителем Игнатием, с оговоркой, что это могло произойти и позже, в 1685 г., при другом игумене – строителе Игнатии[4]. Мы полагаем, что П. М. Строев был прав назвав более ранний, чем 1685, год основания хотя бы потому, что первое письменное упоминание о монастыре, обнаруженное в архивах, относится к 1678-79 гг.[5]

На русские земли, свободные от униатского притеснения, уходили от гонений свирепствующей унии жители и монахи из-за Днепра, пополняя отшельническую братию наших мест. Эти страдальцы ласково и радушно были принимаемы Московскими царями. Такими подвижниками благочестия основывались многие монастыри, в том числе и наша Обоянская обитель. Это первое монашеское общежитие из скита преобразовалось в монастырь к 1663-1664 годам, когда и Обоянь из сторожевого стала уездным городом.

Монастырь находился на возвышенности между Большими Малым оврагами, и его строения были обнесены в 1818 г. с трёх сторон каменной оградой на средства участника и героя Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенанта Ильи Михайловича Дуки (1768-1830). В монастырской ограде находились церкви (Знаменская и Предтеченская), братская трапезная, монастырское кладбище.

Духовное училище с училищным Правлением располагалось восточнее братского корпуса. В первое время после основания монастыря за Большим оврагом находилась Обоянская деревянная крепость, за Малым – Стрелецкаяслобода, впоследствии перенесенная на северо-восток к речке Обоянке. Обитель почти со всех сторон была тогда окружена принадлежавшим ей лесом.

Относительно месторасположения монастыря в работе архимандрита Анатолия (Ключарева), со ссылкой на писцовую и межевую книги г. Обоянии Обоянского уездавоеводы А. Б. Мантурова и подьячего Г. Жеребцова 1691 г.[6], рассказано следующее: «… По справке в обоянской воеводской канцелярии с писцовою книгою писца Абрама Богданова сына Мантурова да подьячего Григория Жеребцова … написано: в обоянском городе, на посаде, построен монастырь во имя Знамения Пресв. Богородицы, а в приделе – св. преподобных отец Зосимы и Саватия Соловецких, к реке ко Пслу, свышнею сторону Обоянскаго города, за большим врагом, что с леском на старинном городище, дано к монастырю под монастырской двор и под дворы и под огороды всяких монастырских слуг и служебников земли восемь десятин; межа к тому монастырскому двору и огороду и всяким монастырским церковниковым и служебниковым дворовым и огородним местам от Большого крутаговрага, что с леском, рекою Псломвверх до третьяго вражка, что промеж монастыря и Стрелецкойслободы. На леве – Знаменской Богородицкой монастырь, а направе – река Псел. А от реки Псла вражском вверх до вершины, а с вершины того врага прямо на дорогу, что ездят стрельцы в обоянской город. …»[7].

Обоянскому монастырю в разное время принадлежали сельхозугодия в окрестных сёлах, участки реки Псёл, где монастырь вёл рыбную ловлю, и некоторые участки леса в окрестной местности. В названиях сёл, где он вёл хозяйственную деятельность, отразилась деятельность обители, в частности это хутор Монастырский, село Знаменка(Обоянский район) и хутор Чернецкий(Беловский район). Большую часть своих владений обитель потеряла во время секуляризации середины 18 века. В те времена было закрыто более половины всех обителей, а у оставшихся отобраны большинство их владений, из-за чего оставшаяся часть монастырей потеряла экономическую базу для своего существования и долгое время бедствовали вплоть до начала 19-го века, когда начался возрождение монастырской жизни, не только экономической, но и, прежде всего, духовной.

По-видимому, до 1700 г. в монастыре была одна единственная Знаменская церковь с приделом во имя преподобных Зосимы и Савватия. Все постройки монастыря были деревянными и огорожены плетнём. И, конечно же, деревянные постройки сгорали во время пожара. Так, в 1700 г. Обоянский монастырь постиг грандиозный пожар. Сгорело всё, как писал в своём донесении иеромонах Августин: «сгорела церковь и келии без остатку».

В 1719 г. во время моровой язвы в монастыре вновь сгорели кельи, а с ними и все документы[8]. Очередной губительный пожар произошёл в монастыре в 1759 г.[9] Следующий – в 1769 г.[10]

Вследствие нанесенного колоссального ущерба двумя этими пожарами, возрождение обители к новой жизни было крайне тяжёлым, и она едва не прекратила своё существование. По указу от 5 февраля 1724 г. велено было перевести штаты и всю утварь монастыря в Белгородский Николаевский монастырь. Но некоторое время спустя велено отчислить Обоянский монастырь из-под владения Белгородского Николаевского монастыря, то есть оставить на прежнем месте.

 

Обоянский Богородицкий Знаменский монастырь. Фотография начала XX в.

 

«Ведомости о монастырях и монашествующих» за 1741 г. сообщают об Обоянском Знаменском Богородицком монастыре следующее: «церквей каменных – 2, в том числе одна недостроена; в них престолов – 2. Оный монастырь имеет архимандрию; во оном монастыре по переписным книгам дворов крестьянских бобыльских не имеется, токмо имеется подданных черкас – 13 дворов, которые платят подушный оклад черкасский – 70 душ; пашни – 70 десятин; сенных покосов – 250 копен…»[11].

С 1764 по 1788 гг. по всей Россиибыли введены монастырские штаты, и происходила секуляризация (отъём в пользу государства церковного имущества).

По секуляризации у Обоянского монастыря были отобраны ранее принадлежавшие ему владения и угодья, за счёт которых в основном он и существовал. Это две мельницы, пасеки, сенные покосы, лесная роща, и находившиеся в управлении монастыря на экономических землях черкасы и крестьяне деревни Знаменка. Монастырю же было оставлено близ обители небольшой овощной огород, лес за рекой Псёл, который был вырублен местными жителями, и небольшой участок реки Псла близ монастыря для рыбной ловли.

В это время ухудшилась обстановка и нравы в самой обители. Так, а в 1751 г. подданные Обоянского Знаменского монастыря Иван и Тит Максимовы были пойманы в «корчемстве»[12] вина[13], а в 1766 г. священник Антонии с братиею – «в делании ими оловянных денег»[14].

В 1793 г. случилось знаковое и большое событие в жизни и истории обители – это открытие при Обоянском Знаменском монастыре Обоянского Духовного училища[15].

 

 

Здание духовного училища. Фотография из личного архива П. А. Кравцова.

 

В этом Духовном училище обучалось довольно немалое число учеников. В основном это были дети священнослужителей не только Обоянии Обоянского уезда, но и из ближайших городов: Суджи, Старого Оскола, Тима, Корочии др.

В училище преподавались основные предметы и нотное пение. Здесь прошли обучение некоторые известные личности, в том числе и всероссийского масштаба. Так, например, Заслуженный профессор кафедры русской истории Императорского Харьковского университета Пётр Никитич Буцинский (1853-1916)[16], протоиерей Фёдор Титов – профессор Киевской Духовной Академии, доктор церковной истории. Один из величайших трудов профессора «Типография Киево-Печерской Лавры. Исторический очерк…»[17]. Это фундаментальное исследование является базисным трудом, из которого черпается нескончаемая информация о книгопечатании, истории Киево-Печерской Лаврыи её типографии.

 

 

Пётр Никитич Буцинский (1853-1916).

 

 

Фёдор Иванович Титов (1864-1922) – русский православный церковный писатель и историк, протоиерей, профессор Киевской духовной академии.

 

С 1908 по 1911 гг. должность смотрителя Обоянского духовного училища занимал, ещё в сане иеромонаха, будущий святой и мученик за Христа Архиепископ Курский Дамиан (Воскресенский)[18]. С 1911 г. – ещё в сане архимандрита будущий викарный епископ Герман (Косолапов)[19], который также, как и Архиепископ Дамиан, в годы репрессий и гонений стал мучеником за Христа, расстрелян. Архиерейским собором РПЦ 26 декабря 2006 г. был канонизирован. С 1914 г. должность помощника смотрителя Обоянского Духовного училища занимал ещё один впоследствии известный Владыка, иерарх РПЦЗ[20] Архиепископ Сан-Паульский и Всей Бразилии Феодосий[21].

В 1835 г. в Обоянский монастырь была переведена братия Белгородского Николаевского монастыря, передано всё его имущество. Обоянская обитель стала третьеклассным монастырем[22]. В середине XIX века Обоянский монастырь начинает активно строиться. Знаменская церковь «деяниями и щедротами» обоянской помещицы генеральши Крыловой[23] была расширена двумя пристроенными приделами и стала трёхпрестольной. С южной стороны был устроен престол в честь и в воспоминание Зачатия Св. Анны, матери Пресвятой Богородицы, а в северном пределе – во имя Св. Чудотворца Николая. После расширения эта Соборная церковь сделалась не только вместительнее прежнего, но и несравненно благовиднее. Ширина её с приделами 21,3 м, длина 24,8 м, высота 25,5 м. В 1877 г. по проекту епархиального архитектора А. Н. Еремеева был переделан купол церкви, и храм стал пятиглавым – с куполом и четырьмя главками[24].

К северо-востоку от Знаменской церкви практически на границе с Большим оврагом, располагалась тёплая (отапливалась капитальной подземной печью) Предтеченская церковь. Построена она была в 20-х годах XVIII века иждивением обоянского помещика Харлампия Переверзева. В 1861 г. настоятель Обоянского монастыря архимандрит Флавиан освятил южный придел церкви, названный в честь Св. Великомученицы Анастасии. В братском корпусе на втором этаже в середине XIX века была устроена церковь во имя Спаса Нерукотворного.

В годы Первой мировой войны обитель не только самостоятельно осуществляла уход за больными и ранеными воинами, но и совершала серьезные денежные пожертвования. В сентябре 1915 г. в пользу Российского Общества Красного Креста от Обоянского Знаменского монастыря была перечислена значительная сумма – 2 000 р., таким образом, монастырь продолжал традиции древнерусских обителей всегда в годы народных бедствий, приходивших на помощь государству своими трудами и материальными пожертвованиями[25].

В 1917 г., буквально перед самыми революционными событиями, по народному преданию, монастырь посетил князь Феликс Юсупов[26].

Во времена Гражданской войны Обояньстала ареной кровопролитный боёв. Город несколько раз занимали враждующие стороны. В этот период в Курскебыла похищена величайшая святыня Курской земли – икона «Знамение» Курская Коренная. И вновь она была обретена: брошенная в колодец без драгоценностей и ризы, была найдена простой женщиной. Чтобы спасти икону от дальнейшего надругательства и уничтожения, по распоряжению Курского епископа Феофана, она была вывезена из Курска и далее последовала за границу. Во время вывоза иконы по пути в Белгород, одну ночь икона находилась в Обоянском Знаменском монастыре. Это было в ночь с 1-го на 2 ноября (по ст. ст.) 1919 г.

Как только красные окончательно закрепились в Обояни, сразу начались притеснения церковной жизни. Коснулось это, прежде всего, монастырей, а чуть позже и приходских церквей. Первым делом большевики лишили обители их хозяйственной собственности, то есть, выбили из-под ног экономическую возможность существования. Монахи жили за счёт пожертвований верующих, т.к. почти вся собственность была конфискована. Обоянский Знаменский монастырь для своего прокормления имел всего 1 десятину (1,09 га) земли под садом.

Иона, иеромонах, казначей Обоянского Знаменского монастыря. Его имя упоминается в материалах Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков. В октябре 1919 г. ему было 61 год. Из показаний иеромонаха Ионы: «В апреле 1918 г., после того как Обояньбыла занята и вновь оставлена немецкими войсками, к нам в монастырь пришли красноармейцы и приказали убрать труп убитого человека. Оказалось, что в яру между монастырём и городом лежал труп городского головы Карася[27], расстрелянного большевиками. Мы принесли его в монастырь и похоронили по православному обряду. В тот же день, Страстной понедельник, красноармейцы явились в храм, прекратили богослужение и начали проводить обыск в храме и кельях, причем были похищены деньги и имущество, принадлежавшие братии, из храма взято ничего не было. Потом архимандрит, я и еще несколько монахов были уведены в «чрезвычайку», где нас продержали несколько часов, говоря, что все мы контрреволюционеры. После этого красноармейцы под предлогом поисков оружия еще несколько раз врывались в кельи и каждый раз похищали разное имущество. Кроме того, большевики реквизировали в монастыре лошадь и отобрали приготовленную для братии муку».

В ещё действовавшем монастыре Советской властью был размещён Лагерь принудительных работ[28]. С февраля 1921 г. он занял главный корпус из 2-х существующих. Лагерь главным образом предназначался для «перевоспитания» так называемых «врагов народа». Заключённые и администрация лагеря довольствовались в лагере из общего «котла». Паёк, как для администрации, так и для заключенных, был одинаковым по норме питания рабочих, занимающихся тяжелым физическим трудом; кроме хлеба и других продуктов, имелось «чайное и табачное довольствие». Заключенные занимались благоустройством города, строительством, изготовляли обмундирование для РККА. Это накладывало заметное воздействие на жизнь монахов, ибо администрация лагеря закрыла главный соборный и тёплый храмы, действующие с 1730 и 1720 гг., соответственно. Заключёнными же оказались испорчены почти все хозяйственные постройки (сарай, конюшня, ледник) и один из двух небольших одноэтажных домов. Погребом под вторым корпусом и кухней одновременно пользовались монахи и лагерь принудительных работ, что являлось причиной некоторых конфликтов[29].

В результате активной позиции монахов, опирающихся на поддержку верующих, готовых до последнего защищать свои монастыри от закрытия, властям не удалось провести декларированного полного закрытия всех православных обителей. Но их судьба всё равно была уже предрешена. Полная ликвидация монастырей стала лишь вопросом времени[30].

Трудные условия жизни стали отражаться и на обрядовой стороне церковного богослужения. Так, за неимением средств, просфоры стали печь из муки пресного помола, отсутствующее церковное вино заменяли мирским – из смородины, вишни и т.д. Негде стало достать ладан и лампадное масло, вместо них в ход пошли воск, сахар, другие плавящиеся пахучие вещества и конопляное масло.

 

Удостоверение начальника Обоянского отделения Губрозыска И. И. Шитикова –

председателя комиссии по ликвидации Обоянского Знаменского монастыря. 1924 г.[31]

 

13 ноября 1923 г. Обоянский Богородицкий Знаменский монастырь был закрыт решением Президиума Обоянского Уисполкома № 58. Согласно этому решению имущество монастыря после составления описи было изъято, а сам монастырь закрыт, о чём составлен акт от 5 января 1924 г.[32]

После закрытия монастыря и вывоза его имущества, по воспоминаниям старожилов, монастырь некоторое время был ещё не разрушен. Только в конце 1940-х годов были снесены на хозяйственные нужды, пострадавшие в военные годы монастырские храмы. Надвратный купол храма образа Спаса Нерукотворного в корпусе был разобран, пролёт, служивший Святыми вратами, заложен. Позже была растащена на хозяйственные нужды внешняя монастырская каменная ограда.

В двух главных монастырских корпусах в довоенные годы размещались детский дом, советская партийная школа, воинская часть (принимала участие в Финской войне 1939-1940 гг.). С 1943 г. в двух главных монастырских корпусах размещается школа-интернат глухонемых детей, т.к. довоенная двухэтажная каменная школа была уничтожена во время немецко-фашистской оккупации (находилась на месте ныне трехэтажного жилого дома рядом с рынком ул. Ленина, 15). В 1994 г. она реорганизована в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида. С 1943 г. средняя школа № 1 стала полностью размещаться в здании бывшего духовного училища.

Находящееся за ним двухэтажное каменное здание училищного правления пострадало в войну и было восстановлено в 1948 г. (ныне жилой дом). Между двумя этими зданиями в 1950-е годы ещё была каменная ограда, выложенная в виде квадратных крестов. Школьная усадьба была обсажена деревьями, разбит парк, озеленён Малый овраг. В 1961 г. было построено одноэтажное школьное здание (ныне ДЮСШ). 1 сентября 1987 г. за Малым оврагом по ул. Фрунзе6 «А» была открыта новая, более вместительная четырехэтажная общеобразовательная средняя школа № 1 на 1176 учащихся. После открытия новой школы, корпуса бывшего духовного училища были освобождены, и некоторое время в них размещались различные организации. Позже один корпус (ул. Жукова, 4) был отдан под общежитие ЮЭС, а другой по преимуществу пустует.

В 1982 г. на ныне пустующем корпусе была установлена мемориальная доска в память 100-летия со дня рождения народного поэта Беларуси Якуба Коласа (Константина Михайловича Мицкевича), и здание было отнесено к памятникам истории республиканского значения. В революционные годы демобилизованный подпоручик Мицкевич прибыл в эвакуацию в г. Обоянь, где занимался преподаванием и творческой деятельностью. В 90-е годы доска была кем-то снята.

14 октября 2009 г. на территории бывшей обители установлен Поклонный Крест, а 10 апреля 2010 г. это место посетил Архиепископ Курский и Рыльский Герман.

 

 

Архиепископ Курский и Рыльский Герман на территории бывшего Обоянского монастыря.

 

Пустующий корпус духовного училища предлагали отдать в собственность Курской епархии, но по финансовым причинам этот вопрос остаётся не решённым. В 2016 г. был восстановлен старый монастырский колодезь, вода из которого является Святой, а братия на нём совершала водосвятные молебны в праздники. 19 января 2017 г., в Праздник Крещения Господня, на колодце прошёл чин водоосвящения. Провёл его о. Дмитрий, клирик Свято-Троицкого храма. Есть задумка перед Поклонным крестом установить Знаменскую часовню.

Такова история Обоянского Богородицкого Знаменского общежительного мужского монастыря. Хочется верить, что когда-нибудь станет возможным возрождение нашей обители.

 


[1] Данной версии придерживается, в частности, архимандрит Рыльского Николаевского монастыря Анатолий (Ключарев), а также Е. Максимов. См.: К вопросу о колонизационном значении монастырей в слободской Украине. // Киевская старина 1887. № 9. С. 98. Однако, первое письменное упоминание о монастыре, обнаруженное в архивах, относится к 1678-79 гг.

[2] Архимандрит Анатолий. Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря. Курские епархиальные ведомости. Белгород, 1882.

[3] Строев, П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. Санкт-Петербург, 1877. С. 641. № 5.

[4] Архимандрит Анатолий. Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря. Курские епархиальные ведомости. Белгород, 1882. С. 14-15.

[5] РГАДА. Ф.210 (Разрядный приказ. Столбцы разных столов). Оп. 15. Д. 47. Л. 467-468.

[6] РГАДА. Ф. 1209 (Поместный приказ). Оп. 1. Ч. 1. Д. 326. Л. 7.

[7] Архимандрит Анатолий. Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря. Курские епархиальные ведомости. Белгород, 1882. С. 15-16.

[8] Там же. С. 51.

[9] Там же. С. 22.

[10] Там же. С. 60.

[11] Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода». Т. 21. 1913. Л. 623. Прил. 4 в «Ведомости о монастырях и монашествующих» за 1741 г. № 6.

[12] Корчемное – беспатентное, неоплаченное пошлиной, тайно продаваемое.

[13] РГАДА. Ф.545 (Обоянская воеводская канцелярия). Оп. 1. Д 1852. О корчемстве вином подданых Обоянского Знаменского монастыря Ивана и Тита Максимовых.

[14] РГАДА. Ф. 545 (Обоянская воеводская канцелярия). Оп. 1. Д. 2422. О священнике Антонии с братиею в делании ими оловянных денег. 250об.

[15] Дата открытия духовного училища требует уточнения.

[16] Каплин, А. Д. Он служил «великой, неделимой России и нашим вековым святыням» // Русская народная линия. 2007. 16 мая. На основе доклада «Вехи жизненного пути и плоды научной деятельности заслуженного профессора П. Н. Буцинского».URL: ruskline.ru/analitika/2007/05/16/on_sluzhil_velikoj_nedelimoj_rossii_i_nashim_vekovym_svyatynyam/

[17] Титов Ф.И. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 4 т. Санкт-Петербург, 1909..Т. 2. Вып. 4.

[18] Курский Адрес-календарь за 1909 год. С. 269.

[19] Герма (Косолапов). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

[20]РПЦЗ(В) – Русская православная церковь заграницей под омофором Митрополита Виталия (Устинова).Первоначально Русская Православная Церковь в изгнании, также Мансонвилльский раскол – название той части Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), которая оформилась в октябре-ноябре 2001 года с центром в г. Мансонвилль (Канада) в результате раскола РПЦЗ, вследствие непризнания частью духовенства и мирян ухода на покой Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова) и избрания новым первоиерархом митрополита Лавра (Шкурлы) на Архиерейском Соборе 2001 года. Не имеет канонического общения не только с поместными православными церквами, но и с другими неканоническими юрисдикциями.

[21] С 30 июня 1915 года – помощник смотрителя Обоянского духовного училища Курской епархии. В этом же году пострижен в монашество и рукоположён во иеромонаха (Курский Адрес-календарь за 1916 год. С. 240.).

[22] Николаевский Мужской Монастырь. Летопись Белогорья. URL: https://belstory.ru/mir-belogoryya/dostoprimetchatelynosti/nikolaevskij-muzhskoj-monastyr.html

[23] Крылова Варвара Николаевна, обоянская помещица (не генеральша). В ведомости поземельной собственности за 1850 г., в разделе «Потомственные дворяне», упоминается Крылова Варвара, статская советница, имевшая 445 дес. земли и владевшая 103 чел., ревизских душ. (ГАКО. Ф. 67 (Курское особое о земских повинностях присутствие). Оп. 1. Д. 49. Л. 44) (Прим. редактора).

[24] Гуров, Ю. Н. Созидание храмов Обоянии округи: прошлое и настоящее. // Обоянь и обоянцы в отечественной и зарубежной истории и культуре: сб. материалов межрегион. науч. конф. (г. Обоянь, 21 апр. 2012 г.). Обоянь, 2013. С. 169.

[25] Курские епархиальные ведомости.1915. № 33-34. С. 589.

[26] Сведения документально не подтверждены.

[27] Правильно будет не Карась, а Краль Иван Адальбертович, обоянский городской голова.

[28] Лагерь принудительных работ в уездной Обояни был создан на территории мужского монастыря. С февраля 1921 г. он занял главный корпус в Обоянском Знаменском мужском монастыре из 2-х существующих. Комендантом лагеря был некто Абрамов. Общее количество обоянцев прошедших через концентрационный лагерь пока установить не удалось. Только по порядковым номерам освобождаемых заключённых можно было установить, например, что с февраля 1921 по сентябрь 1922 года в лагере побывало 526 заключенных (ГАКО Ф. 323. Оп. 1. Д. 848 (Сведения и ведомости о движении заключённых, об умерших и бежавших. Л. 1-141).

[29] Емельянов С. Н., Зорин А. В., Шпилев А. Г. Курский край в Гражданской войне 1917-1921 гг.: (очерк военно-политической истории). Курск. 2013. С 115-116.

[30] Там же. С. 116.

[31] ГАКО. Ф. Р-468. Оп. 2. Д. 1. Л. 6.

[32] ГАКО. Ф. Р-468 (Обоянский уездный исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов). Оп. 2. Д. 1. Л. 1-28.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: