Таблица 1
Уровень - | Базовый | Углубленный | Профориентированный |
Задачи | Прочные знания школьного курса физики | Усвоение знаний расширенного и углубленного курса физики | Усвоение знаний о себе, осознание своих возможностей, систематизация и структурирование учебного материала |
Знания | Уровень основ- ной школы | Расширенный и углубленный | Целостные представления о физике как учебном предмете |
Преобладающий вид деятельности | Репродуктивная | Репродуктивная, частично продуктивная | Продуктивная, исследовательская |
Управление процессом обучения | Полностью или частично контролируемый | Полностью или частично контролируемый | Самостоятельная работа |
Этап ориентировки | Систематизация знаний основного уровня средней школы | Предъявление новой информации | Формирование навыков поиска необходимой ин- формации |
Этап исполнения | Устранение про- белов в знаниях школьного курса физики | Усвоение новых знаний, анализ новой информации | Формирование навыков сознательного и рационального усвоения учебной информации |
Этап контроля | Тестовые задания 1, 2 уровня | Тестовые задания 1, 2, 3 уровня Задачи 2,3,4 уровня | Подбор задач разного уровня |
Деятельность преподавателя | Показ образцов, алгоритмов | Показ методов решения, совместное составление алгоритмов | Консультирование |
Рекомендации учителю по подготовке учащихся к ЕГЭ
Эффективно реализовывать уровневую дифференциацию в процессе преподавания.
Уделять особое внимание формированию базовых знаний и умений учащихся, которые не ориентированы на более глубокое изучение математики и русского языка при продолжении образования и обеспечить продвижение учащихся, которые имеют высокую учебную мотивацию и возможности для изучения предметов на повышенном и высоком уровне.
|
Большое внимание уделять содержательному раскрытию учебного материала.
Систематически отрабатывать различные алгоритмы способов решений в различных ситуациях.
Формировать умения учащихся работать с материалом различной степени сложности.
Наряду с традиционными методами и формами проверки знаний, умений и навыков учащихся включать тестовые формы контроля, используя проверочные тесты, сравнимые с КИМами, по различной тематике заданий и включающие различные по форме задания (с выбором ответов, с краткой записью ответа, с развернутым ответом).
Обеспечить прочное усвоение всеми учащимися минимума содержания на базовом уровне. Включать на каждом уроке задания части «А» в раздаточные материалы для слабо подготовленных детей и отрабатывать эту группу задач.
Применять уровневую дифференциацию учащихся: различным по уровню подготовленности учащимся в ходе обучения ставить посильные учебные задачи и добиваться их выполнения с помощью различных дидактических средств (наглядных
пособий, раздаточных материалов и другого), различных современных технологий (в частности, групповыми формами работы, средствами личностно – ориентированной педагогики).
Создать положительную мотивацию для усвоения минимума содержания на базовом уровне у всех учащихся, показывать слабым учащимся посильность задач и необходимость их выполнения. Ученики должны быть осведомлены, что они не будут положительно аттестованы, если не научатся самостоятельно выполнять задания базового уровня.
|
Продумать элементы самоконтроля и научить выпускников оценивать полученные при решении результаты.
Ставить специальную задачу по обучению хорошо подготовленных учащихся на повышенном уровне – предусмотреть использование различного раздаточного материала, где применяются идеи варьирования исходных данных задачи, нестандартная постановка вопроса, используются различные трактовки понятий. познакомить учащихся со стратегией выполнения работы и тематикой заданий (на решение заданий части «А» тратится около 3 минут, на задания частей «В» около 6 минут и «С» от 10 до 20 минут).
Провести не менее 2 – 3 работ, аналогичных ЕГЭ. Предлагать учащимся контрольные и самостоятельные работы по типу заданий приближенных к «формату» ЕГЭ (на 1 – 2 урока). После изучения каждой темы на обобщающем уроке предлагать тестовые задания. Пересмотреть календарно – тематическое планирование.