Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста




УДК 376

ББК 74.3

Ф15

 

 

Работа выполнена на кафедре дошкольной педагогики и психологии
Балашовского филиала Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского.

 

 

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор Балашовского филиала
Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

Л.Н.Седова;

Кандидат педагогических наук, директор
Гуманитарно-педагогического лицея-интерната г. Балашова

О.Н.Шатух.

 

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом
Балашовского филиала Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского.

 

Фадина, Г.В.

Ф15 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие /
Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.

ISBN 5—94035—162—Х

 

В учебно-методическом пособии изложено краткое содержание спецкурса «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста», даны контрольные вопросы и практические задания, тематика рефератов и курсовых работ. Представлены теоретико-методологические основы психолого-педагогического изучения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, специфика определения интеллектуально-эмоциональной готовности детей к школьному обучению, раскрыты особенности их познавательного и эмоционального развития.

Пособие содержит материалы, включающие теоретическое обоснование и практические аспекты психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР: диагностическое и коррекционное.

Пособие адресовано преподавателям, студентам педагогических факультетов дошкольных отделений.

УДК 376

ББК 74.3

 

I SBN 5—94035—162—Х © Г. В. Фадина, 2004


 

О г л а в л е н и е

 

Введение. 4

 

Тема 1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста7

1. Познавательная деятельность детей
старшего дошкольного возраста. 7

2. Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста. 11

3. Личностное развитие детей дошкольного возраста. 14

Тема 2. Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития

1. Этиология и классификации задержки психического развития. 18

2. Особенности познавательной деятельности детей
с задержкой психического развития. 21

3. Особенности эмоционального развития детей с ЗПР. 23

Тема 3. Психолого-педагогическая готовность детей
с задержкой психического развития к школьному обучению

1. Структура психологической готовности детей
к школьному обучению.. 26

2. Критерии психологической готовности детей
к школьному обучению.. 28

3. Специфика готовности детей с задержкой психического развития
к школьному обучению.. 31

Тема 4. Проблемы психологической диагностики ЗПР

1. Диагностика познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 34

2. Диагностика эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 41

3. Дифференциальная диагностика ЗПР. 43

Тема 5. Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР

1. Основные принципы психолого-педагогической коррекции. 48

2. Основные направления психолого-педагогической коррекции. 49

3. Коррекция познавательного и эмоционального развития детей
с ЗПР. 52

 

Заключение. 56

Примерный перечень вопросов к контрольному срезу. 57

Вопросы к итоговому контролю.. 58

Список использованной литературы.. 59

Приложения. 61

 

 


 

Введение

Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в подготовку специалистов для современного образования.

Реформа образовательной системы обнажила проблемы в обучении, воспитании, диагностики и коррекции детей с нерезко выраженными интеллектуальными отклонениями. Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. В большинстве случаев психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы. Необходимость ранней диагностики и своевременной коррекционной помощи с целью подготовки детей с ЗПР к школьному обучению и обеспечению полноценного образования и максимальной реализации потенциальных возможностей поставило в разряд актуальных освоение основных подходов к диагностике и коррекции, разработку индивидуальных программ с учётом структуры дефекта.

Исходной основой построения программы учебного курса является потребность дошкольной образовательной практики в решении актуальной проблемы подготовки детей с задержкой психического развития к школьному обучению.

Целью спецкурса «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста» является формирование у студентов теоретико-методологических основ коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития.

Учебно-методическое пособие раскрывает перед студентами проблемы психологической диагностики ЗПР, специфики организации коррекционных мероприятий, особенности формирования психологической готовности детей с ЗПР к школьному обучению.

Данный курс рассчитан на студентов, имеющих теоретические и практические навыки сравнения нормального и аномального детского развития и владеющих основными принципами дошкольной педагогики и психологии.

Курс «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста» является продолжением таких учебных дисциплин, как «Детская психология», «Основы специальной педагогики и психологии», «Детская практическая психология», «Коррекционная педагогика».

Основной задачей курса является подготовка студентов четвертых курсов педагогических факультетов в теоретическом и практическом плане к изучению особенностей развития детей с ЗПР в процессе дошкольного образования.

В содержание лекционных занятий со студентами дневного отделения входит изучение основных вопросов:

· психолого-педагогические особенности детей с ЗПР;

· становление психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста;

· дифференциальная диагностика детей с ЗПР;

· организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы.

Спецкурс «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста» представляет собой сочетание теоретических и практических основ, представленных в пособии по темам: «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста»; «Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития»; «Психолого-педагогическая готовность детей с задержкой психического развития к школьному обучению»; «Проблемы психологической диагностики ЗПР»; «Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР».

После каждой темы представлены контрольные вопросы, позволяющие оценить степень усвоения учебного материала. Учебно-методическое пособие содержит список рекомендуемой литературы, задания и вопросы для итогового контроля, тематику рефератов и курсовых работ.

Данный курс направлен на закрепление у студентов понятий и представлений о нормальном психическом развитии и пограничных состояниях детского развития, каким и является задержка психического развития. Студенты учатся использовать приобретённые знания применительно к диагностике и коррекции задержанного развития, знакомятся с основными причинами и видами нарушений познавательного, эмоционального и личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Материалы пособия используются при подготовке студентов дошкольных отделений в системе высшего образования и предлагаются для повышения квалификации специалистам дошкольного образования.


Тема 1. Психолого-педагогическая
характеристика детей
старшего дошкольного возраста

Учебные вопросы

1. Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

2. Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

3. Личностное развитие детей дошкольного возраста.

Список рекомендуемой литературы

1. Антонова, Г.П. Познавательная деятельность детей 6—7 лет / Г.П. Антонова, И.П. Антонова — М., 1991.

2. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / В. Н.Белкина. — Ярославль, 1998.

3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский — СПб., 1997.

4. Запорожец, А.В. К вопросам изучения, воспитания и развития детей шестилетнего возраста // Сов. педагогика. — 1973. — № 1. — С. 30—36.

5. Зеньковский, В. В. Психология детства / З В. В.еньковский. — М., 1996.

6. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. — М., 1988.

7. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. — М., 1998.

8. Особенности психического развития 6—7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М., 1988.

9. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. — М., 1999.

10. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. — М., 1950.

11. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985.

Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности (6).

Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление.

Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению. Словесно-логические операции определяют содержательную характеристику интеллектуальной деятельности.

Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.

Структура мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста содержит следующие компоненты:

1) Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности.

2) Регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать, программировать и контролировать психическую деятельность.

3) Операционный компонент, то есть наличие сформированных операций анализа и синтеза.

Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении. В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи:

· речь из ситуативной становится контекстной;

· развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;

· складываются планирующая и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности;

· совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звукопроизношения, ребёнок различает сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов;

· совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом.

В активный словарь детей данного периода развития входят
2500—3000 слов. В речь ребенка все активнее включаются прилагательные, наречия, существительные с обобщенным значением (животные, одежда, транспорт и др.).

Развитие речи тесно связано с развитием словесно-логических операций. Дети старшего дошкольного возраста приобретают значительный запас производных слов. На основе понимания и активного использования этого словарного запаса формируется способность к обобщению, классификации предметов, обозначаемых существительными: животные делятся на диких и домашних, птицы — на зимующих и перелётных.

Постепенный рост состава речи ребенка является следствием расширения жизненного опыта, усложнением его деятельности и общения со взрослыми. По мере развития лексико-грамматического строя речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, обобщение, классификация. Именно в дошкольном возрасте складываются три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта:

1. Коммуникативная. Влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. В процессе общения ребенок усваивает новые понятия.

2. Познавательная. Играет большую роль в развитии восприятия, придавая сенсорным функциям поисковый характер, в развитии вербальной памяти, что важно для формирования обобщенного мышления.

3. Регулирующая. Формирование данной функции речи связано с развитием возможностей планирования интеллектуальной деятельности.

Главной особенностью данного периода развития является совершенствование речевой функции в процессе вербального взаимодействия, отвлечённого от конкретной ситуации, что предопределяет появление сложных языковых форм.

Восприятие — целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. По мнению
А. В. Запорожца, период дошкольного детства наиболее сенситивен для развития восприятия, так как под влиянием продуктивной творческой деятельности у ребёнка складываются сложные виды перцептивных и интеллектуальных действий по анализу воспринимаемых объектов (13). Восприятие детей становится осмысленным и дифференцированным.
В процессе восприятия старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности.

Восприятие становится осмысленным, интеллектуальным процессом, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная.

Память — психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.

Первоначально память носит непроизвольный характер, так как степень запоминания зависит от установки наглядных связей, исходя из особенностей личного опыта ребёнка.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию, которое заключается в формировании регулятивных компонентов психической деятельности и приёмах запоминания вербального материала в соответствии с операциями мыслительной деятельности.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Существенные изменения наблюдаются в качественно-количественных характеристиках внимания. Внимание — это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. В зависимости от характера психической регуляции выделяют непроизвольное и произвольное внимание. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния — это отвлекаемость, неустойчивость.

Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.

Говоря о развитии внимания детей старшего дошкольного возраста, следует отметить, что изменения касаются всех его свойств: объем (способность одновременно сосредоточиваться на восприятии 3—4 объектов); распределение (в связи с автоматизацией ребенка); устойчивость (способность удерживать внимание на одном объекте 10—15 минут). Развитие произвольного внимания старшего дошкольника связано с развитием всех сторон речевой деятельности, пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, появлением произвольного поведения.

Воображение детей старшего дошкольного возраста — это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.

Воображение претерпевает качественные изменения, приобретая произвольный характер, что предполагает планирование и программирование деятельности.

В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов. Развитие восприятия характеризуется формированием перцептивно-интеллектуальных действий. Дети старшего дошкольного возраста осваивают фонетику, их словарный запас составляет 5—6 тысяч слов, что позволяет им овладеть сложными формами речевой деятельности. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.

2. Эмоциональное развитие детей
старшего дошкольного возраста

Особую роль в психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста занимают эмоции, развитие эмоционально-личностной сферы.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний по отношению к окружающему миру и людям.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Эмоции можно охарактеризовать несколькими особенно показательными отличительными признаками: модальностью, динамичностью, полярностью.

Основу эмоциональной сферы составляют непосредственно эмоции, чувства, потребности. Эмоции выполняют защитную, креативную и когнитивную функции, таким образом переводя внешнее воздействие в познавательно- личностный смысл. В структуре эмоциональной сферы необходимо выделить сенсорную систему, которая обеспечивает взаимодействие личности с окружающим миром через зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие. С возрастом ребенка происходит последовательное усложнение эмоциональных механизмов, представляющих собой замкнутую структуру. Можно выделить несколько ступеней усложнения эмоционального развития — эмоциональные реагирование, дифференциация и регуляция.

В дошкольный период происходит становление способности детей к произвольной регуляции эмоций, которая в сравнении с движением еще менее развита: им трудно скрыть радость, огорчение, удивление, подавить страх и тревогу. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социального окружения — самое удобное время учить понимать их, принимать и полноценно выражать. Дошкольный период является сензитивным для развития способности детей к произвольной регуляции эмоций. Для этого ребенку необходимо научится произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения; различать и сравнивать эмоциональные ощущения; воспроизводить эмоции по заданному образцу или произвольно; использовать паралингвистические средства для активации эмоций.

Активация произвольных эмоций происходит в процессе психомоторного и коммуникативного развития. Ребенок учится регулировать свое общение, взаимодействия в группе путём установления эмоциональных контактов, что является исходной основой развития эмоционального контроля личности. Эмоциональное самочувствие — это фактор развития личности, определяющий отношение к деятельности. Эмоциональная сфера помогает внутренней регуляции поведения через переживание положительных или отрицательных эмоций.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием познавательной деятельности, а включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, они становятся осознанными. Развитие интеллектуальных чувств связано со становлением познавательной деятельности. Возможность перехода к сложной опосредованной деятельности возникает по мере развития эмоционально-волевой сферы. Именно в этот период должна произойти перестройка мотивации поведения, что проявляется в возможности подчинить интересы и эмоции в учебной деятельности, так и происходит в период достижения определенного уровня зрелости эмоционально-волевой среды. Это приводит к формированию способности критически относится к своей деятельности, разрабатывать внутренний план действий и целенаправленный контроль. Таким образом, формирование эмоциональной регуляции является важным фактором в развитии и построении психической деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами.

У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизированию общительности, регулированию эмоционального состояния детей.

Следующей ступенью совершенствования эмоциональной регуляции будет развитие у ребенка навыков произвольного поведения. У старших дошкольников активно формируются нравственно-этические или личностные категории. Ими различаются понятия «хороший — плохой», «добро — зло», «красивый — некрасивый», «правда — неправда». Достаточно хорошо ими понимаются нормы и правила поведения, но не всегда еще достаточна эмоциональная регуляция.

Дети непосредственно выражают собственные чувства, их настроение зависит от конкретных ситуаций, а выражение настолько разнополярно, что эмоции легко узнаваемы по мимике, модальности и выразительности.

Период дошкольного детства можно назвать периодом аффективных переживаний, так как эмоции носят нестойкий характер. Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых «трудных детей», имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

1. Агрессивные дети. Неуравновешенные, в конфликтных ситуациях эмоции выражают очень бурно, что проявляется в аффективном поведении, направленных на сверстников.

2. Эмоционально расторможенные дети. На все реагируют слишком быстро. Эмоции проявляются в мимике, движениях, переключениях от позитивного к негативному эмоциональному состоянию, что нарушает целенаправленность и произвольность деятельности и поведения.

3. Эмоционально заторможенные дети. Замкнутые, робкие, ранимые, избегают общения, переживают свои эмоциональные проблемы в одиночестве. Их характеризует невыраженность, «бедность» эмоциональных реакций.

Таким образом, можно выделить основные направления эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста: усложнение эмоциональных проявлений и их регулирования в деятельности и поведении; формирование моральных и социальных эмоций, происходит становление эмоционального фона психического развития детей; дети овладевают навыками эмоциональной регуляции, что позволяет им сдерживать резкие выражения чувств и перепадов настроения.

3. Личностное развитие детей
дошкольного возраста

Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.

Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

В перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.

В формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности.

В формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности.

В способности адаптации к изменяющимся условиям.

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

Развитие ребенка и его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу (5).

Базисные характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянном изменении. На каждом этапе они имеют свою специфику и требуют создания особых условий для полноценного развития. При отсутствии своевременного возникновения новообразований личности у ребенка могут в дальнейшей его жизни появиться серьезные деформации в поведении.

Основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются:

1. Произвольность — это управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка.

2. Соподчинение мотивов. В деятельности ребенка возникает умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий, доминирование мотивов достижения успеха над внешними ситуативными мотивами.

3. Самостоятельность — качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает независимую постановку и решение проблем, возникающих перед ребенком в повседневном поведении и деятельности.

4. Креативность — способность к творчеству. К показателям креативности относятся: оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, а также информированности ребёнка в окружающей действительности.

5. Изменения в самосознании и адекватная самооценка. Самосозна-
ние — это интегральное образование личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности. У детей в период дошкольного детства проявляется способность к конструктивным взаимодействиям с окружающими, что приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.

Возраст 6—7 лет является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование — детская компетентность. Дошкольный возраст — это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания.

Вопросы и задания
к практическим занятиям

1. Выделите особенности психических процессов детей дошкольного возраста.

2. Назовите психолого-педагогические подходы к развитию внимания детей старшего дошкольного возраста.

3. Дайте характеристику процессов памяти и операций мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

4. Оцените роль воображения в построении психической деятельности.

5. Определите особенности речевого мышления детей старшего дошкольного возраста.

6. Какова взаимосвязь между интеллектуальным и эмоциональным развитием старших дошкольников?

7. Охарактеризуйте эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

8. Какие эмоциональные нарушения могут проявиться в дошкольном возрасте и с чем это связано?

9. С помощью теста Р. Кеттела определить профильные характеристики личностного развития.

10. Дать характеристику психическим новообразованиям личности детей старшего дошкольного возраста.

11. Роль дошкольного учреждения в становлении личности ребёнка.

Примерная тематика рефератов
и курсовых работ

1. Особенности когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста.

2. Особенности аффективно-потребностной сферы детей старшего дошкольного возраста.

3. Особенности мотивационно-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста.

4. Эмоциональные нарушения детей старшего дошкольного возраста.

5. Развитие речевого мышления в дошкольном возрасте.

6. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста.

7. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

8. Развитие личности в период дошкольного детства.

9. Условия развития эмоционально-волевой сферы.

10. Корреляция креативности с интеллектуальным развитием.

11. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

12. Влияние развивающей среды на повышение разных видов активности детей.

13. Психологический анализ конструктивных и неконструктивных взаимодействий детей в группе.

14. Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

15. Интегративная модель личности детей старшего дошкольного возраста.

Тема 2. Психолого-педагогические
особенности детей
с задержкой психического развития

Учебные вопросы

1. Этиология и классификации задержки психического развития.

2. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.

3. Особенности эмоционального развития детей с ЗПР.

Список рекомендуемой литературы

1. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. — М., 1994.

2. Вайзман, Н. Реабилитационная педагогика / Н. Вайзман. — М., 1996.

3. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова,
М.С. Певзнер. — М., 1973.

4. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей / Т. А. Власова // Дефектология. — 1975. — № 6.

5. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. — М., 1999.

6. Кулагина, И.Ю. Эмоциональные реакции детей с ЗПР в оценочной ситуации / И.Ю. Кулагина // Дефектология. — 1987. — № 3. — С. 15—18.

7. Кулагина, И.Ю. Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР / И.Ю.Кулагина, Т.Д. Пускаева // Дефектология. — 1989. — № 1. — С. 3—9.

8. Лубовский, В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с ЗПР / В.И. Лубовский // Дефектология. — 1972. — № 4.

9. Мастюкова, Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития / Е.М. Мастюкова // Дефектология. — 1982. — № 4. — С. 15—19.

10. Подобед, В.Л. Особенности вербальной памяти детей с ЗПР / В.Л. Подобед // Дефектология. — 1989.— № 6.— С. 3—10.

11. Сафин, В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции / В.Ф. Сафин. — Уфа, 1994.

12. Сиволапов, С.К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР / С.К. Сиволапов // Дефектология. — 1988. — № 2. — С. 3—10.

13. Слепович, Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР / Е.С. Слепович // Дефектология. — 1984. — № 2. — С. 68—72.

14. Стрекалова, Т.А. Особенности наглядного мышления старших дошкольников с ЗПР / Т.А. Стрекалова // Дефектология. — 1987. — № 1. — С. 64—69.

1. Этиология и классификации
задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) — это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.

Возникновение задержек развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов социальной среды, так и с различными наследственными влияниями.

Основные группы причин, которые могут обусловливать задержку психического развития ребенка:

1) О



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: