2 сл Психологическая коррекция (психокоррекция) это:
- один из видов психологической помощи;
- деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели;
- деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям;
- система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека.
3 сл Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса.
1. Психокоррекция чаще всего ориентирована на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни психологические трудности, проблемы адаптации.
2. Коррекция ориентирована на здоровые стороны личности.
3. Ориентировка на настоящее и будущее клиентов.
4. Психокоррекция обычно представляет собой среднесрочную помощь (как правило не менее одного месяца, но не более трех месяцев (максимально 40-45 встреч).
5. В психокоррекции делается акцент на ценностный вклад психолога, но в тоже время, не одобряется чрезмерное навязывание определенных ценностей клиенту.
6. Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности.
4 сл Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление.
· Убеждение – это способ психокоррекционного воздействия, рассчитанный на сознание и волевое исправление человеком недостатков в своей психологии и поведении
· Внушение — это процедура психологического воздействия на клиента, которая не предполагает с его стороны осознания всего того, что происходит.
|
· Методика подражания состоит в том, что психолог ничего не объясняет и не внушает клиенту, а просто демонстрирует ему нужные образцы поведения, предлагая их повторить.
· Подкрепление — для достижения необходимого психокоррекционного результата применяются разнообразные стимулы, поощрения и наказания, с помощью которых подкрепляются нужные и разрушаются ненужные поведенческие реакции.
5 - 6 сл Основные виды психокоррекции.
Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать по ряду параметров.
1. По характеру направленности выделяют коррекцию: симптоматическую и каузальную.
Симптоматическая коррекция, как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная коррекция – направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
2. По содержанию различают коррекцию: познавательной сферы, личности, аффективно-волевой сферы, поведенческих аспектов, межличностных отношений, внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных), детско-родительских отношений.
3. По форме работы с клиентом различают коррекцию: индивидуальную и групповую.
В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц.
|
Индивидуальная психокоррекция необходима, когда у клиента психолог находит повышенную тревожность, сильную заторможенность, неуверенность в себе, необоснованные страхи, проблемы, вызванные недостаточным знанием самого себя, утрату смысла и цели жизни.
В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.
Групповая, в свою очередь, подразделяется на коррекцию в закрытой естественной группе (семья, класс, коллектив сотрудников и т.д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную форму (индивидуально-групповую).
4. По наличию программ: программированную и импровизированную.
5. По характеру управления корригирующими воздействиями: директивную и недириктивную.
Директива — самая сильная из техник воздействия. При её использовании психолог говорит клиенту, какое действие ему следует предпринять.
Недирективная (ненаправленная) - как косвенный метод оказания помощи сводится к тому, что процесс оказания помощи сосредотачивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания. Цель - помочь клиенту осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи.
6. По продолжительности: сверхкороткую (от нескольких минут до нескольких часов), короткую (от нескольких часов до нескольких дней), длительную (от одного до трех месяцев) и сверхдлительную (в исключительных случаях, продолжается до шести месяцев).
· Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.
|
· Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы "запускает" процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.
· Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания - личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.
· Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.
7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию: общую, частную, специальную.
Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности.
Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приёмы, используемые в работе со взрослыми, разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.
Специальная психокоррекция - это комплекс приёмов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных её свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, чётко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка). Специальная психокоррекция, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности.
7 сл Одним из самых важных разделов абилитации для детей с РАС, несомненно, является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Психокоррекционная работа является действенным средством купирования негативных симптомов РАС, а также способствует нормальному включению ребёнка в социум.
8 сл Общие принципы организации психокоррекционных занятий:
1. соблюдение режима дня (заранее определенный объем нагрузок и последовательность в организации дня);
2.профилактика фобий, вторичных нарушений;
3. поиски/формирование навыков самовыражения;
4. постоянное, но не навязчивое стимулирование инициативы ребенка, обучение проявлять инициативу.
9 сл Психологическая коррекция - самый распространённый и известный вид; характерен достаточно широким спектром методик, из которых наибольшее распространение и признание в мире получили программы TEACCH и ABA-терапия.
Первая программа основывается на следующих принципах:
- особенности каждого отдельного ребёнка интерпретируются исходя из наблюдений за ним, а не из теоретических представлений;
- повышение адаптации осуществляется как путём обучения новым навыкам, так и путём приспособления уже имеющихся к окружающей среде;
- создание индивидуальной программы обучения для каждого ребёнка; использование структурированного обучения; целостный подход к интервенции.
Вторая же программа во многом опирается на научение, зависящее от последствий, возникших после поведения. Последствия могут быть в виде наказания или поощрения. В данной модели необходимо выделить основные методы, такие, как процедура создания контура и подкрепления поведения, похожего на целевое; метод обучения цепочек поведения; методика обучения различение стимулов.
Сл СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ
Привлечение новых сенсорных стимулов может помочь расширить представления ребёнка об окружающем мире, помочь в формировании контактов.
Основная цель сенсорных игр: формирование положительного настроя у ребёнка, ведь для него сенсорная игра источник удовольствия. В итоге, получение удовольствия начинает ассоциироваться у ребёнка не только с определенными предметами, но и с фигурой самого взрослого.
Задачи:
1. переживание приятных эмоций через ощущения,
2. получение новой сенсорной информации об окружающем мире,
3. игра становиться формой контакта с людьми.
11 сл ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИГРА – суть её, в проекции негативных эмоций, формирование умений их смещать, переносить на неодушевленные предметы. Проекция негативных эмоций – это косвенная проекция страхов, пока без их конкретизации.
ПСИХОДАРАМА – воспроизведение впечатления, психотравмирующего события, с постепенным нагнетением напряжения, кульминацией и благополучным разрешением.
Она позволяет раскрыть творческий потенциал человека, избавить от комплексов, расширить возможности адекватных реакций на происходящее, способствовать его социальной адаптации, понять то, что с ним происходит. На сегодняшний день она усовершенствована и постоянно развивается. Например, внедряется индивидуальная форма работы (метод назвали монодрамой).
Автором психодрамы является Якоб Морено (1889-1974) — румынский психиатр, психолог и социолог, основатель социометрии и групповой психотерапии.
Терапевтическая игра даёт прекрасный шанс вывести страх на поверхность. Если же мы знаем источник страха ребёнка — мы на полпути к избавлению от него.
Однако не все так просто. В ходе терапевтической игры мы можем наблюдать странное поведение ребёнка, однако в нём далеко не всегда заложено объяснение источника страха. Для того, чтобы разобраться в ситуации, необходимо провести её детальный анализ с близкими ребёнка. Возможно, в беседе удастся выяснить, какая именно ситуация из прошлого опыта ребёнка травмировала его. Результаты такой работы могут ошеломить родителей. Например, в случае, когда ребёнок неожиданно в ходе терапевтической игры стал кричать: «Осторожно! Машина!», выяснилось, что почти четыре года назад машина, в которой он ехал, попала в дорожно-транспортное происшествие. Но в тот момент не было бурной реакции, и родители не подозревали, что на протяжении нескольких лет ребёнок испытывал острый страх перед машинами. Только после того, как страх удалось выявить, мама ребёнка вспомнила, что он каждый раз «весь сжимается», переходя через дорогу.
К сожалению, не всегда удаётся докопаться до первопричины. Но в любом случае, если вы наблюдаете у ребёнка вариант свернутой психодрамы, постарайтесь дать вариант положительного развития событий.
Так следует действовать, если источник страха остался в далеком прошлом. Однако часто случается, что травмирующая ребёнка ситуация повторяется в настоящем. Чтобы найти источник страха, надо внимательно наблюдать за реакциями ребёнка, особенностями его поведения. Такую же работу должны проводить родители. Если удастся понять, что вызывает страх у ребёнка, следует устранить источник страха (например, не показывать пугающие ребёнка мультфильмы или телепередачи) либо начать работу по преодолению страха — в случае, если ребёнок страшится бытовых вещей и ситуаций, которые тем не менее являются неотъемлемой частью жизни (например, ребёнок может бояться лифта, пылесоса, телевизора, подвала).