Психодрама — воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным разрешением в конце.
В ходе терапевтической игры ребёнок, достигнув состояния особого эмоционального возбуждения, может как бы «осмелеть» и начать совершать действия, не присущие ему ранее, сопровождая их речью. Например, во время игры с крупой ребёнок вдруг убежал в детскую комнату и, вернувшись с машинкой, с напряженным лицом стал зарывать её в гречку, приговаривая страшным голосом: «Осторожно — машина!». Или, играя с водой, внезапно схватил полотенце и замахнулся им на взрослого со словами: «Сейчас как дам!». Тут правомерно говорить о появлении у ребёнка свернутой психодрамы.
Свернутая психодрама может появиться у аутичного ребёнка и вне терапевтической игры. Однако можно утверждать, что после начала психотерапевтической работы психодрама возникает чаще. В любом случае её появление — это важное достижение, говорящее о зарождении у ребёнка механизма борьбы со страхами.
Особенности психодрамы аутичного ребёнка:
· Характерно, что во время переживания ребёнком психодрамы он приходит в состояние сильного возбуждения. Внешне это проявляется в импульсивных движениях, агрессивных действиях по отношению к предметам, игрушкам, людям, проговаривании (возможно, криком) какой-либо фразы, объясняющей состояние ребёнка в этот момент. Движения, действия, их речевое сопровождение повторяются неизменно при каждом последующем воспроизведении ситуации психодрамы.
· Психодрама аутичного ребёнка представлена в свернутом варианте: в своей попытке бороться со страхом ребёнок достигает состояния аффективного напряжения, однако самостоятельно не может найти вариант положительного завершения ситуации и в результате облегчение не наступает.
|
· Поскольку страхи аутичных детей разнообразны, варианты психодрамы индивидуальны, а часто уникальны для каждого ребёнка. Однако природа переживания ребёнка, этапы, через которые проходит это переживание, а также логика действий взрослого в момент психодрамы остаются в каждом случае общими.
· Психодрама потребует повторений.
Перечисленные особенности свернутой психодрамы определяют главную задачу, стоящую перед взрослым,— помочь привести каждое такое переживание к положительному разрешению. Для этого необходимо давать немедленный положительный комментарий происходящего. При повторении ситуации психодрамы воспроизводите такой комментарий многократно в неизменном виде до тех пор, пока действия и высказывания ребёнка не станут менее напряженными.
Страхи аутичных детей могут быть самыми разными. Соответственно и варианты психодрамы в каждом конкретном случае будут различаться.
Страх машин
В ходе терапевтической игры мы наблюдали у ребёнка агрессивные действия и высказывания, направленные на игрушечную машинку. На основе этих наблюдений в ходе беседы с мамой ребёнка был произведен анализ событий прошлого. Удалось выяснить первопричину страха ребёнка — переживания в ситуации аварии, в которую мальчик вместе с мамой попал за два года до того. Чтобы окончательно убедиться в правильности этого предположения, было организовано наблюдение за ребёнком в других ситуациях. В результате были выявлены следующие особенности поведения ребёнка: во-первых, он сильно напрягался, переходя через дорогу; во-вторых, с игрушечными машинками проигрывал только один сюжет — аварии.
|
При появлении агрессивных действий по отношению к игрушечной машинке был немедленно предложен такой вариант развития событий: «Ой, машинка перевернулась — кажется, авария. Сейчас быстренько починим и снова можно ехать — поехали!» Такие слова повторялись всякий раз при возникновении подобных действий. Работа продолжалась и вне занятий под наблюдением мамы, которой педагог объяснил, как нужно действовать. Со временем психодрама ребёнка стала принимать более разнообразные формы: он топил игрушечные машинки в ванной с водой, закапывал в песок, играя в песочнице. В дальнейшем действия ребёнка перешли на реальные объекты: он подходил к стоящим на улице автомобилям и дотрагивался до них, в некоторых случаях пинал их ногами по колесам. Но всякий раз взрослый предлагал положительный выход из ситуации: «Смотри, машина большая, красивая, зеленого цвета. А колеса круглые, черные. Завтра на машине поедем в гости к бабушке». Ребёнку разрешали посидеть за рулем настоящего автомобиля, принять участие в мытье машины (за городом, поливая её водой из шланга. В результате можно было наблюдать, как страх постепенно теряет свою силу.
12 сл Источники
13 сл Спасибо за внимание