Этот период охватывает значительный отрезок русской истории - от крещения Руси (X в.) до Октябрьской революции 1917). В рамках этого периода речь может идти о двух этапах изучения иностранных языков в России, неразрывно связанных с развитием государства: первый - от крещения Руси до эпохи Петра I, второй - от эпохи Петра I (вторая половина XVII-начало XVIII в.) до Октябрьской революции (1917).
Первый этап дореволюционного периода развития отечественной методики преподавания иностранных языков включает X-XVII вв. Основной сферой применения иностранных языков на этом этапе российской истории были религия и перевод священных книг. Центрами по изучению иностранных языков являлись монастыри, где преподавали главным образом греческий язык, на основе которого, предположительно в IX в., была создана Кириллом и Мефодием первая славянская азбука-кириллица. Для этого к 24 греческим буквам было добавлено где-то 19 букв для специфических славянских фонем. Кириллицаупотреблялась православными славянами и с некоторыми изменениями сохранилась до наших дней в качестве русского письма.
В период образования Российского государства расширялись деловые и дипломатические контакты с другими странами (Германия, Англия, Австрия, страны Востока), что требовало специалистов со знанием иностранных языков. В XVI в. был создан Посольский приказ, ведавший делами с иностранными государствами. При нём были организованы первые светские школы по изучению иностранных языков. В это время молодых людей стали посылать для получения образования за границу. Так, по сообщению русского историка Н.М. Карамзина, Борис Годунов послал за границу для обучения 18 молодых людей.
Значительным препятствием к изучению и распространению иностранных языков была присущая россиянам того времени подозрительность к иностранцам, о чём писал историк В.О. Ключевский.
По мере развития государства к изучению иностранных языков проявляется всё больший интерес, однако систематического обучения иностранным языкам до реформ Петра I не существовало. Рассмотрим далее развитие методики во времена реформ Петра I.
Второй этап развития методики включает XVII I В.-1917 г. Этот этап начинается с реформ Петра I. Образование в XVIII в. становится предметом внимания и забот государства, что находит отражение в трактате сподвижника Петра I В.Н. Татищева «О пользе наук и училищ» (1733), в котором к числу «полезных наук» были отнесены также «инородные языки... дабы мы другим имеющим с нами торги и войны наше мнение объявить могли».
Начало светскому образованию было положено открытием по указу Петра I Школы математических и навигацких наук (1701). За ней последовала Артиллерийская школа (1701), Морская академия (1715), Петербургская медицинская школа (1717) и др. В них в первой половине XVIII в. изучались голландский и немецкий языки, а с начала 1730-х гг. - французский. Для их преподавания приглашались носители языка. По мере развития профессиональной школы создаются и общеобразовательные учебные заведения, отсутствие которых тормозило развитие национальной культуры и науки, становление новых административных учреждений.
В 1755 г. в Москве был открыт университет и при нём две гимназии - одна для детей дворян, другая - разночинцев. Учение здесь засчитывалось в военную службу; гимназист, студентом, получал шпагу и с ней - дворянство. По окончании университета студент выходил с обер-офицерским чиновником. В гимназии с трёхлетним сроком обучения преподавались предметы: русский и латинский языки, основы наук, иностранные языки. Главное место среди гуманитарных предметов отводилось латыни, которая рассматривалась в качестве основы для изучения новых языков (немецкого, французского, английского).
До середины XVIII в. дворянам было предоставлено право определять своих детей в школы и гимназии по собственному выбору или обучать их до 20 лет дома, после чего им следовало выбрать род будущей деятельности. В домашнем образовании давали навыки бытового немецкого или французского языка. Знание английского языка свидетельствовало о более высоком уровне начального образования.
Живые иностранные языки (немецкий в XVIII в., английский, французский в XIX в.) были языками общения в дворянской среде, педагогическая же общественность уделяла изучению иностранных языков большое внимание. С середины XVIII в. в крупных городах стали организовываться частные пансионы, где преподавали преимущественно иностранцы, а к концу века были уже сотни мужских и женских пансионов, в учебных программах которых первое место отводилось изучению иностранных языков, а так же манерам, танцам, пению, игре на музыкальных инструментах.
Екатерина II (1729-1796), российская императрица с 1762 г., проводила политику просвещенного абсолютизма. При ней учреждена Российская академия наук (1783) и основана система народных училищ. В них изучались латинский язык и иностранный язык по выбору учащихся. Основными же образовательными учреждениями Российской империи становятся гимназии и университеты.
Гимназии являлись средними общеобразовательными учебными заведениями, готовившими для поступления в университет и к гражданской службе. В них принимались окончившие уездные училища, независимо от сословия и национальности. В учебном плане гимназии 16 часов в неделю отводилось на изучение латинского языка и по четыре часа на изучение живых языков (французского, немецкого, а с 1828 г. и английского). Иностранные языки изучались на протяжении четырёх лет. В первом классе основное внимание уделялось чтению, письму, основам грамматики, во втором - переводу, в третьем - чтению оригинальных текстов и переводу, в четвертом - чтение стихотворных текстов и элементам сочинения. Такая подготовка давала хорошее знание иностранных языков, для обучения которым использовались основы грамматико-переводного метода.
Роль и место иностранных языков в гимназиях обсуждались учрежденным Николаем I в 1828 г. Комитетом устройства учебных заведений. В записке, полученной Николаем I от A.C. Пушкина, между прочим говорилось: «К чему латинский и греческий? Позволительна ли роскошь там, где чувствителен недостаток необходимого?»
"Вероятно, - пишет историк русской культуры В.П. Милюков, - Николай I имел в виду это замечание Пушкина, когда против рекомендации Комитета ограничить изучение французского языка написал: «Я считаю, что греческий язык есть роскошь, тогда как французский - род необходимости, а поэтому на это согласиться не могу» (на введение греческого и исключение французского). Мнение императора окончательно решило дело" (Милюков, 1995. С. 296).
Реформа средней школы после многолетней подготовительной работы воплотилась в новом Уставе (1864), согласно которому были определены два вида мужских гимназий: классическая (с изучением наряду с западными одного или двух древних языков - латинского и греческого) и реальная (без древних языков, но с изучением современных языков и большим курсом естествознания и физики). Полноценным средним образованием считалось только даваемое классической гимназией, так как её выпускники могли поступать в университеты и другие высшие учебные заведения, а окончившие реальную гимназию - только в высшие техническиеучебные заведения. По Уставу 1888 г. отказались от термина реальная гимназия, и этот тип общеобразовательногоучебного заведения сохранился под названием реальное училище.
Курс гимназии продолжался 8 лет, реальных училищ - 6 лет; желающие могли проходить седьмой дополнительный класс, необходимый для поступления в высшие технические учебные заведения. Как в гимназиях, так и в училищах изучались французский и немецкий языки. Занятия носили практический характер. Выдающийся русский филолог Ф.И. Буслаев писал: «Тот и другой язык следует начинать усиленным обучением в разговоре. Во французском языке первое полугодие подготовительного класса назначается только для разговора, а во втором - к разговору присоединяется обучение в чтении. Обучение немецкому языку, не представляющему такого разлада между выговором и начертанием, как французский, начинать в одно время и разговором, и чтением» (Буслаев, 1844). В ХIХ в. в классических гимназиях на изучение немецкого и французского языков отводилось до 40 часов в неделю, несколько меньше - в реальных училищах.
Английский же язык изучался лишь в отдельных коммерческих училищах и в Морском корпусе.
Университеты в России состояли из четырёх факультетов (историко-филологического, юридического, физико-математического, медицинского), а к обучению допускались молодые люди, имевшие аттестат зрелости, т.е. окончившие полный курс классической гимназии. Выпускники университетов получали обер-офицерский чин. В университетах лекции по ряду предметов читались на иностранных языках, что предполагало хорошее знание иностранных языков, изучавшихся в гимназическом курсе.