Степанова Жанна Юрьевна. Полякова Ольга Михайловна




Степанова Жанна Юрьевна

РАЗРАБОТКА ДИЗАЙН – КОНЦЕПЦИИ ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫСЕЛА СОСНОВЫЙ СОЛОНЕЦ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «САМАРСКАЯ ЛУКА»

08.04.01 «Строительство»

(код и наименование направления подготовки)

 

профиль «Архитектурный дизайн среды»

(направленность (профиль)

Автореферат

магистерской диссертации

на соискание степени магистра

 

Тольятти 2019


 

Работа выполнена на кафедре дизайна ФГБОУО ВО «Тольяттинский государственный университет»

 

Научный руководитель:

кандидат биологических наук, доцент

Полякова Ольга Михайловна

Защита состоится «24» июня 2019 г. в 09-00 ч. на кафедре «Дизайн» Архитектурно-строительного института (г. Тольятти, ул. Ушакова, 59).

 

С магистерской диссертацией можно ознакомиться на кафедре «Дизайн» ТГУ.

 


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы: проблема устойчивого развития территорий, имеющих статус «особо охраняемые», признана актуальной и требующей решения во всем мире. Словосочетание «устойчивое развитие» выступает как указатель современности той или иной области производства - от туризма до сельского хозяйства и промышленности.

Устойчивое развитие национальных парков тесным образом связано с темой экономического обеспечения местного населения, его культурным уровнем и степенью вовлеченности в процесс управления ресурсами национального парка, и подразумевает движение в трех основных направлениях: экономическом, социальном и экологическом.

Другими словами, люди, их хозяйственная деятельность, и связанные с этим искусственные ландшафты (в зонах, предназначенных для этих целей - хозяйственной и буферной), должны не исключаться из управления территорией, но активно интегрироваться своей практической деятельностью в организацию и использование рекреационных ресурсов.

Проблематика:

1. Имеется противоречие между необходимостью сохранения природной нетронутости и, в то же время, существующей потребностью в удовлетворение материальных и прочих нужд населения, хозяйственных субъектов национального парка. Причем, эта проблема характерна для подобных образований по всему миру.

2. Особенностью природных территорий национального парка является то, что они рассматриваются как особые культурные памятники с требованием поддержания «исходной нетронутости». Данное требование можно представить как фактор, ограничивающий развитие туризма в границах ООПТ, из-за опасности усиления антропогенного воздействия на естественные экосистемы, вплоть до их необратимых изменений, при слишком большой нагрузке посетителей.

Это означает, что, с одной стороны, говорится о необходимости расширения возможностей и потенциала для экологического туризма, а с другой – имеются объективные сдерживающие факторы, ограничивающие эти возможности.

Рекомендованным и перспективным видом сотрудничества субъектов национального парка назван экологический туризм, проявление которого на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) возможно в различных формах, суть которых сводится к двум: 1) экотуризм в границах особо охраняемых природных территорий (акваторий), который является традиционным, и 2) экотуризм вне границ особо охраняемых природных территорий и акваторий, куда можно отнести широкий спектр экологически ориентированного туризма, в том числе, и агротуризм (сельскохозяйственный, сельский туризм).

Необходимо, чтобы хозяйственные и буферные территории, лежащие вне зоны ООПТ, которые не столь чувствительны к повышенной антропогенной нагрузке от посетителей, приняли на себя часть туристических потоков. При определенном дизайнерском и маркетинговом подходе, эти территории могут стать полноценными участниками цепочки устойчивого развития с объектами альтернативного туризма.

Эту задачу вполне может осуществить среднее общеобразовательное учреждение, которое должно стать объединяющим идейным, научным и производственным центром села.

Цель работы: создать дизайн – концепцию прилегающей территории СОШ, которая станет демонстрационной площадкой устойчивого развития национального парка «Самарская Лука», а так же центром развития сельского поселения.

Объект исследования: устойчивое развитие национального парка «Самарская Лука».

Предмет исследования: дизайн в системе устойчивого развития территорий.

Задача работы: выявить, каким образом дизайн территорий может стать инструментом достижения их устойчивого развития.

Рабочая гипотеза: в основу дизайн концепции проекта сельской общеобразовательной школы легла гипотеза о том, что «дизайн может стать инструментом достижения устойчивого развития во всех трех направлениях: экономическом, социальном и экологическом». Именно за счет дизайна территории СОШ возможно встраивание местного населения в систему хозяйствования и управления природоохранными комплексами национального парка.

Новизна работы заключается в следующем:

1. Выбор среднего общеобразовательного учреждения – демонстрационной площадкой устойчивого развития ООПТ.

2. На основе предпроектного исследования была разработана дизайн-концепции СОШ с элементами пермакультурного дизайна, которая может стать основополагающей для развития и внедрения комплекса обучающих, научных и хозяйственных программ.

3. Разработка проектов цветников, в которых используются местные произрастающие виды растений с учетом их лекарственного, хозяйственного и природоохранного значения, а так же экологических и архитектурно – художественных качеств. Эти цветники могут служить основой для создания программ, начиная с научной и заканчивая производственной и туристической.

Практическая значимость: идея «умного дизайна» в стиле «натургарден» с элементами пермакультуры, призвана решить множество проблем территории, эффективно вписавшись в систему устойчивого развития национального парка «Самарская Лука» за счет своего идейного, научного, производственного и туристического потенциала.

Экономический аспект устойчивого развития может проявиться за счет возможности создание цепочки мелких индивидуальных и артельных предприятий на территории населенного пункта. Идейным вдохновителем и кадровым обеспечителем может стать местная СОШ за счет научных и профориентированных мероприятий, осуществляемых благодаря функциональному дизайну прилегающей территории.

Социальный аспект может проявиться за счет переосмысления статуса жителя сельского населенного пункта, входящего в территорию ООПТ. В случае повышения материального благосостояния за счет управления рекреационными ресурсами национального парка, жители села получат моральное удовлетворение от осознания престижности своего статуса, научатся получать косвенные, нематериальные выгоды от своего проживания на территории ООПТ.

Экологический аспект может проявиться в повышении уровня лояльности населения к природоохранным мероприятиям. Так же, именно жители, их образ жизни и мировоззрение, которые они будут демонстрировать посетителям и гостям села, будут играть роль транслятора уважительного отношения к природоохранной миссии национального парка.

В случае реализации данного проекта заинтересованные контингенты получат следующие выгоды:

‒ СОШ села Сосновый Солонец: организацию пространства СОШ согласно природоохранной и краеведческой ориентации; создание научно – производственной базы, расширение возможностей учебной и хозяйственной деятельности;

‒ местное сельское сообщество: профориентацию школьников, формирование трудовых и предпринимательских навыков; создание малых предприятий, обсуживающих туристический сегмент;

‒ администрация национального парка «Самарская Лука»: демонстрационную площадку устойчивого развития; население, лояльно настроенное к природоохранной деятельности и транслирующее эту идею; дополнительную базу для проведения научных и учебных мероприятий; расширение туристического направления в виде агрономического сегмента, без дополнительной нагрузки на охраняемые комплексы.

‒ туристы и гости территории: интересный и познавательный объект экологического туризма.

Личный вклад автора состоит в обосновании темы, цели, задач, проведении исследования, анализа и разработке дизайн – концепции территории средней общеобразовательной школы в системе устойчивого развития национального парка.

На защиту выносятся: дизайн – концепция территории средней общеобразовательной школы села Сосновый Солонец в системе устойчивого развития национального парка «Самарская Лука».

Апробация работы. Результаты работы представлены в сборниках трудов:

1. Сборник научных трудов «Человек, культура и общество в XXI веке» по материалам международной научно-практической конференции. Г. Белгород, АПНИ. Декабрь 2017г.

2. Научном журнале «Современные наукоемкие технологии». – 2019. – № 3 (часть 2)

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения,
4 разделов, заключения, библиографии из 33 наименований (5 иностранных), приложений. Общий объем работы 112 страниц, включая 62 иллюстрации, 13 таблиц, 2 приложения, включающие 8 рисунков, 1 таблицу.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность, освещена проблематика темы работы.

В первом разделе была дана характеристика объекта проектирования – СОШ села Сосновый Солонец: ее географическое и инфраструктурное расположение, историческая справка, виды современной и хозяйственной деятельности, дана оценка современному состоянию ландшафтного благоустройства территории школы. Было согласовано с администрацией СОШ направление научного исследования и проектирования территории.

В результате были сделаны следующие выводы выводы:

1. Географически Учреждение имеет выгодное географическое расположение: на главной улице в центре крупного села, через которое проходит несколько крупных туристических маршрутов.

2. Историческая справка указывает на то, что школа имеет богатые традиции трудового воспитания, профориентации и предпринимательской деятельности (с точки зрения современной терминологии) в области сельского хозяйства.

3. С точки зрения эстетики здание и прилегающая территория морально и физически устарели и нуждаются в реконструкции.

4. С точки зрения функциональности, территория способна осуществлять образовательные функции в традиционных рамках, а так же пригодна для проведения спортивных мероприятий в силу наличия площадки под стадион.

Во втором разделе были рассмотрены аналоги и произведен анализ дизайна территорий в контексте их устойчивого развития, в результате были сделаны следующие выводы:

1. При определенном хозяйственном и управленческом подходе в современных реалиях школа может стать центром развития села и идейным центром локальной экономики.

2. Дизайн сада в стиле натургарден идеально подходит под условия общеобразовательного учреждения, органично вписывается в экологическую и природоохранную идею, транслируемую школой и национальным парком. Оформленные территории могут быть использованы в образовательных и научных целях (как коллекция аборигенных или иных видов растений), так и для туристических и рекреационных задач (как место для отдыха, интереса туристов).

3. Экологизации современного общества привела к тому, что экологический туризм становится одним из перспективных направлений, особенно в контексте природоохранных территорий. Возможно использовать некоторые элементы современного тренда – пермакультурного дизайна – в целях популяризации природообразного мышления и создания сегмента локальной экономики.

Третий раздел посвящен разработке проектных решений по благоустройству территории СОШ. На базе проведенных исследований были обозначены приоритетные задачи на проектирование и сформулирована основная идея проектного решения под рабочим названием «Продуктивный лесосад».

Было произведено функциональное зонирование территории, с выделением следующих зон (рисунок 1):

Рисунок 1 –План функционального зонирования территории СОШ села Сосновый Солонец

– зона главного входа (рокария) – 280 м²;

– зона большого цветника – 720 м²;

– зона лесосада – 934 м²;

– зона второго входа (подземного погреба) – 340 м²:

– спортивная зона – 3884 м²;

– сельскохозяйственная зона (стационарный огород) – 415 м²;

– зона рекреации и торжественных мероприятий - 1250 м².

Итого проектируемая площадь составляет 7823 м². Всего 11300 м².

Разработаны концепции каждой из зон в соответствии с целеполаганием.

Зона главного входа представлена композицией типа «рокарий», созданного руками преподавателей и учащихся школы. Предлагается развить эту концепцию, придать этому сооружению познавательный смысл, соорудив аналогию с экосистемой Жигулевских гор с высадкой растений, характерных для каменистых осыпей. Подбор растений осуществлялся путем изучения исследовательских работ сотрудников НИИ ИЭВБ РАН и был оформлен в таблицу.

Зона большого цветника разрабатывалась на основе растительного материала, произрастающего на территории Самарской Луки. Предполагается, что цветник, состоящий из местных, аборигенных, эндемичных и лекарственных видов, будет служить ознакомительной площадкой перед началом экспедиции «Тропа здоровья». На основании его участники смогут получить первоначальное, визуальное представление о внешнем виде изучаемых растений, их фенологической фазе в данный конкретный временной период (рисунок 2).

Рисунок 2 – Схема цветника «Начало Тропы здоровья»

Подбор растений для ландшафтной композиции осуществляется по следующим параметрам: экологические условия, архитектурно-художественная характеристика растений, фенологические циклы растений. Все растения были распределены по блокам с учетом их свойств, результаты подбора вынесены в таблицы.

Зону лесосада предлагается оформить в виде многоярусных насаждений природных и культурных видов растений, дополняющих друг друга и работающих на общую продуктивность. Первый ярус представлены высокими природными деревьями, второй – плодовыми деревьями, далее высокие кустарники, невысокие плодовые кустарники, многолетние пряно ароматические и лекарственные растения (рисунок 3).

Рисунок 3 - Визуализация лесосада вдоль южной границы

Зона второго входа располагается рядом со зданием местной администрации, поэтому оформляется декоративными растениями, но максимально приближенными по своим экологическим свойствам к условиям данной местности (рисунок 4). Данные подбора так же сведены в таблицу.

Рисунок 4 – Вариант оформления подземного погреба

Сельскохозяйственная зона предполагается в виде полосы стационарного огорода с ярусно расположенными грядками, заполненными органикой. Сооружения подобного рода очень популярны и эффективны в системе экодизайна и могут служить не только целям самобеспечения, но и для привлечения агротуристического сегмента (рисунок 5).

Рисунок 5 – Стационарные ярусные грядки

Зона рекреации и торжественных мероприятий совмещает в себе две функции. Кроме проведения различных мероприятий на этой территории школьники проводят время вне учебного процесса, используя выносную мебель. Эту территорию необходимо реконструировать, заменить асфальтовое покрытие на более современное, благоустроить комфортной уличной мебелью. Эта территория совмещена с зоной цветника, поэтому ученикам будет комфортно расположится в красивом месте (рисунок 6).

Рисунок 6 – Визуализация рекреационной зоны, граничащей с цветником

Спортивная площадка рекомендуется к обновлению новым оборудованием и покрытиями (рисунок 7).

Рисунок 7 - Оборудование для спортивной площадки

На основании анализа ситуации, технического задания, выданного администрацией школы, изучения аналогов был сформирован пакет проектных планов (рисунок 8, 9, 10, а так же ассортиментные ведомости на посадочный материал, сделана визуализация нескольких видовых точек.

Рисунок 8 - Генеральный план благоустройства территории СОШ

села Сосновый Солонец

Рисунок 9 – Дендроплан

Рисунок 10 –План площадей покрытий

Рисунок 11 – Схема капельного полива

 

На основании рабочих планов и ассортиментных ведомостей была посчитана плановая смета затрат по реализации проектного решения. Стоимость реализации составила 12 400 000 рублей.

ВЫВОДЫ

В ходе исследований был проведен анализ актуальности, аналогов и прототипов объекта исследования. Разработаны функциональные зоны территории и дизайн-предложения для объекта проектирования.

В ходе выполнения данной работы были проанализированы:

– географическое расположение объекта;

– проблемы территории;

– исторические аспекты территории;

– пожелания администрации СОШ на проектирование;

– аналоги и современные тренды по теме развития аналогичных территорий.

Анализ географического положения объекта выявил его выгодное расположение относительно туристических и других общественных маршрутов.

Разбор исторической справки показал большой опыт общеобразовательного учреждения в вопросах трудового воспитания школьников, а так предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства.

Опрос административных работников Учреждения выявил их понимание задачи школы как идеалогического и научного центра села, а так же большое желание реализовать собственные планы по созданию так называемой «Тропы здоровья» с познавательной и туристической целью. Сформировалось желание коллектива получить на территории школы тематический сад, поддерживающий своей концепцией прироохранную и краеведчески - познавательную идею.

На основе предпроектного иследования была предложена концепция дизайна территории под рабочим названием «Продуктивный лесосад». Данная концепция отображает идею использования дизайна в практических, познавательных и рекреационных целях, служит демонстрационной площадкой устройчивого развития населенного пункта и национального парка.

В результате выполненной работы были определены варианты проектных решений для разработки технологических процессов проведения работ по благоустройству:

1. Разработана концепция оформления зоны главного входа - «Жигулевский рокарий». Данная идея вытекает из существующего в натуре рокария, созданного учащимися школы, имеющего для них ценность. Предложено расширить площадь, занятую камнями, и посадить виды растений, имитирующие горное экологическое сообщество.

2. Была подробно разработана тема познавательного цветника «Начало Тропы здоровья». Идея «тропы» была частью технического задания, полученного от администрации СОШ. Ассортимент растений подобран с учетом экологических и архитектурно-художественных качеств растений, и призван осуществлять не только декоративную, но и образовательную и научную функцию.

3. Было разработано проектное решение для «Лесосада». Эта протяженная территория осуществляет декоративно – хозяйственные функции и предусматривает создание многоярусной системы «Лесосад» с использованием плодовых, декоративных и лекарственных древесных растений и трав.

4. Территория второго входа соседствует с административными зданиями села, при этом она разделяет лесосад на две части и включает в себя хозяйственное сооружение – подземный погреб. Тем не менее, эта зона является представительской и разработана в традициях оформления входных территорий.

5. При разработке концепции «огородной» зоны были задействованы принципы экологического земледелия, предусмотрено сооружение стационарных грядок и устройство системы капельного полива.

6. В концепцию благоустройства зоны рекреации и торжественных мероприятий было положено решение нескольких задач, призванных наделить эту территорию многофункциональностью в контексте с общей идеей проекта.

7. Концепция развития спортивной зоны исходила из того обстоятельства, что спортсмены школы добиваются немалых успехов в этой сфере. И реконструкция стадиона и орудий позволит не только добиваться результатов, но и привлекать гостей на свою территорию.

В процессе работы над проектом были описаны основные технологические этапы, посчитана плановая смета, пути и сроки реализации проектного решения, а так же обозначены основные соисполнители проекта и формы их кооперации.


Основные положения диссертации опубликованы в работах автора:

1. Петрова В.В., Писканова Е.А., Степанова Ж.Ю. Особенности формирования комфортной городской среды // Человек, общество и культура в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2017 г.: в 5 ч. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород, 2017. Часть III. С. 76-79.

2. Вишневская Е.В., Петрова В.В., Степанова Ж.Ю. Роль искусственных ландшафтов в системе устойчивого развития особо охраняемых территорий. Постановка проблемы // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 3 (часть 2) – С. 222-226; URL: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37469 (дата обращения: 26.04.2019).

3. Вишневская Е.В., Степанова Ж.Ю. Экостиль в ландшафтном благоустройстве современного города // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 3 (часть 2) – С. 130-134; URL: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37453 (дата обращения: 26.04.2019).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: