АРБИКОН - ассоциированные региональные библиотечные консорциумы




ЛИБНЕТ ведет свою работу на основании единственной базы данных. Главную роль ведет сама библиографический центр. Целью создания такого проекта как ЛИБНЕТ является значительное снижение затрат библиотекой на машиночитаемую каталогизацию при высоком качестве библиографических записей. Центр активно функционирует, продолжая активно выполнять свои задачи по организации, развитию, созданию и реализации Сводного каталога библиотек России.

Главная цель работы АРБИКОН является согласование работы библиотек по улучшению работы сервиса. Основанием работы АРБИКОН является распределенные базы данных различных библиотек.

В конечном итоге, можно рассматривать СвК не только как отдельный вид корпорации библиотек, а еще и как продукт, который создается в результате функционирования корпоративных систем. СвК – это следствие процессов действия корпоративной каталогизации.

Заведующая сектором каталогизации документов на нетрадиционных носителях информации Т.И. Стефанкина предложила определить термин корпоративной каталогизации как процесс, который в обязательном порядке создает БЗ (библиографические записи), усилия, создания которых тратят не одно, а несколько таких учреждений. Н.П. Никольцева и М.В. Стегаева согласны с мнением Т.И.Стефанкиной. Они признали корпоративную каталогизацию как процесс создания и старание не одного учреждения, а нескольких. В определениях четко видно, что это процесс создания библиографический записей и, конечно же, термин представляет собой некое количество процессов. Писатель и автор множества популярных работ М.Г. Кулагин, дал понятию чуть иное определение. По его словам создается не библиографическая запись, а создание каталогизационных описаний новых документов. И усилиями не нескольких учреждений, а усилиями нескольких коллективов. Его определение является схожим по смыслу с его коллегами.

Помимо всего этого, библиотеки стремятся организовать каталогизацию изданий и создать электронные каталоги с помощью развитых электронных технологий и телекоммуникации. Все это позволит сократить расходы финансовых средств, а также из-за разумного разделения труда между работниками избавить от дублированных трудовых затрат.

1.3. Принципы построения корпоративных библиотечно – информационных систем

Различие представлений функциональных блоков КБИС на физическом уровне реализуется как распределённая между участниками корпорации подсистема, в которой каждая библиотека – участница КБИС выполняет закреплённые за ней работы по согласованным общесистемным инструкциям и технологиям. Наряду с распределёнными между участниками корпорации функциями в КБИС могут использоваться отдельные локальные организационно-функциональные блоки. К последним следует отнести структурные функциональные группы:

• общего организационного и научно-технического управления функционированием и развитием КБИС;

• контроля и управления качеством информационной продукции и услуг КБИС;

• администрирования информационных ресурсов КБИС;

• администрирования телекоммуникационной сети КБИС;

• программно-технической и/или технологической поддержки функционирования и развития КБИС;

• методической поддержки, обучения и повышения квалификации сотрудников библиотек — участниц сети.

Принципы формирования указанных функциональных групп, организации их деятельности и материально-технического обеспечения определяются с учётом конкретных условий каждого корпоративного сообщества. При всем возможном многообразии частных условий создания корпоративных библиотечно-информационных систем можно сформулировать общие организационные и технологические принципы, которые следует учитывать при проектировании:

1. Состав участников КБИС может быть весьма неоднороден по степени оснащённости программно-техническими средствами, квалификации персонала, характеру информационных и других ресурсов. Из этого следует, что структура КБИС должна предусматривать разные уровни степени участия библиотек в сети. В зависимости от характера и количества состава участников эти уровни могут составлять иерархическую структуру с чётко распределёнными функциями, как для головной библиотеки, так и для библиотек, которые представляют собой средние и нижний уровень «ведомых».

2. КБИС должна строиться как многоплатформенная и открытая система, предусматривающая возможность взаимодействия с заинтересованными отечественными и зарубежными библиотеками и их системами, в первую очередь, на основе согласованного обмена информационной продукцией. Это означает, что технические и технологические решения КБИС должны обеспечивать:

• возможность участия в составе корпорации организаций, ПО АБИС любых производителей программных продуктов, при условии, если ПО соответствует установленным требованиям;

• расширение состава участников корпорации за счёт не вошедших в неё ранее других библиотек и информационных служб, в том числе иных видов, других ведомственных принадлежностей и т.д.;

• взаимодействие с другими отечественными и зарубежными корпоративными системами, отдельными библиотеками и информационными органами;

• гармоничную и безболезненную для участников корпорации и её пользователей адаптацию к изменениям, связанным с совершенствованием средств программно-аппаратного обеспечения и внедрением новых информационных технологий;

• гибкий переход на решение новых технологических задач, связанных с ростом информационных потребностей пользователей и появляющимися новыми возможностями их удовлетворения и т.д.

3. Обязательными требованиями к программным средствам АБИС библиотек — участниц КБИС, обеспечивающими их вхождение в интегрированное информационное пространство и участие в реализации корпоративных библиотечных технологиях в рамках корпораций, должны быть:

• полная совместимость с Российским коммуникативным форматом RUSMARC и международными форматами UNIMARC и USMARC на основе использования средств двухстороннего конвертирования данных;

• использование в практике КБИС единой структуры метаданных, согласованной с национальными и международными правилами их создания и ведения. Указанная мера связана с развитием в России инфрастуктуры электронных библиотек;

• поддержка WWW-технологии, определяемая наличием средств, обеспечивающих доступ к электронным каталогам и другим информационным ресурсам библиотек через Web- сервер;

• поддержка протокола Z39.50 (ISO 23950) средствами, реализующими доступ к электронным каталогам участников корпорации по этому протоколу как единой системе (одним поисковым предписанием и одноразовой опцией реализации поиска);

• поддержка механизма договоренности об используемых языках и кодированных наборах символов в соответствии с моделью согласования взаимодействующих сторон, разработанной Библиотекой Конгресса США;

• поддержка кодированных наборов символов KOI8-R (ГОСТ 19768-74) в запросах и записях, а также запросов Type-1.

4. Средства технического, информационного, лингвистического и технологического обеспечения отдельных КБИС узлов должны соответствовать комплексу требований к современным автоматизированным библиотечно-информационным системам. Особое значение в указанном комплексе требований должно быть уделено совместимости, корпоративности и адаптивности.

5. На серверах участников КБИС должны, координировано поддерживаться средства навигации для поиска документов и данных, установленных на Web-сайтах других библиотек России, ближнего и дальнего зарубежья.

6. Развитие и внедрение технологических комплексов КБИС, включая ее программно - аппаратных средств, состава баз данных, номенклатуры и режимов предоставления услуг пользователям должны производиться поэтапно. Важное отличие реализации данного принципа от локальной АБИС заключается в том, что этапы развития КБИС, должны предусматривать также «подтягивание» технологического уровня. Оснащение и работа узлов сети до более развитых с соответствующим расширением степени их участия в создании общих информационных ресурсов и обслуживании пользователей.

7. Информационные ресурсы участников КБИС условно можно разделить на две категории — а) отдаваемые в общее пользование, б) являющиеся достоянием только их владельцев. Состав ресурсов второго вида, их создание и использование определяются владельцами по собственному усмотрению.

8. Объединённые информационные ресурсы общего пользования КБИС создаются координировано и по единым правилам всеми участниками корпорации. Они включают электронные каталоги, справочно-информационные массивы, полнотекстовые документы и мультимедийные материалы и предоставляются без каких-либо ограничений всем желающим в свободный и бесплатный доступ.

9. Организация технологических процессов в КБИС должна обеспечивать одноразовую обработку отечественных и зарубежных изданий, поступивших в любую библиотеку КБИС, и многоразовое и многовидовое использование созданных библиографических записей всеми участниками системы.

10. Технология формирования и использования новых библиографических записей технически обеспечивается онлайновым доступом в объединённую среду электронных каталогов КБИС и других внешних поставщиков данных.

11. При создании и актуализации электронных каталогов библиотек — участниц корпоративной системы должны использоваться электронные библиографические массивы как созданные внутри КБИС, так и вне её, в частности, в других КБИС и ведущих библиотек страны (РКП, РГБ, РНБ, ГПНТБ России, ВГБИЛ, ГЦНМБ и др.). При этом для исключения или сокращения финансовых затрат могут использоваться межкорпоративные связи.

Итогом построения принципов корпоративных библиотечно – информационных систем в общесистемном плане является любая корпоративная библиотечно-информационная система или сеть (КБИС) представляет собой единый комплекс организационных, технологических, технических и информационных средств, предназначенных для создания и использования объединённых информационных ресурсов с целью удовлетворения социальных, культурных, научных и других видов потребностей пользователей. Из этого следует, что на КБИС распространяются все принципы организации проектирования, описанные выше. Сказанное также относится к организационно-функциональной схеме КБИС, которая совпадает с аналогичной схемой для АБИС.

 

1.4. Разработка организационной структуры

Сегодня можно сформулировать хотя и достаточно общие, но чрезвычайно важные положения организационного плана, без учёта которых невозможно успешное создание, функционирование и развитие корпоративных библиотечно-информационных систем:

1. Вступление любой библиотеки в корпорацию должно происходить только на добровольной и долговременной основе в результате чёткого осознания потенциальными участниками преимуществ, которые они получат, став членами содружества. Приём новых членов должен сопровождаться официально оформленным обязательством руководства библиотеки (а возможно – и её вышестоящего административного органа) выполнять основные организационные и технологические принципы её построения и функционирования;

2. Корпорация не вмешивается в административно-хозяйственную деятельность входящих в её состав библиотек.

3. В органах управления КБИС должны быть предусмотрены следующие звенья управления: административного (например «Директорат»), общего научно-технического и технологического (например «Научно-технический совет»), а также оперативного (например «Администрация корпоративной сети»);

4. Каждая КБИС должна организовать на систематической основе работу централизованной системы повышения квалификации персонала библиотек — участниц сети (причём отнюдь не обязательно на своей материально-технической и научно-методической базе); 5. Успешное создание, функционирование и развитие КБИС зависят от наличия в составе корпорации организации лидера, её научно-технического потенциала, готовности и способности выполнять организационную, методическую и (возможно) технологическую поддержку работы корпоративной системы. Перечисленные выше принципы можно развивать и детализировать как угодно глубоко, в том числе применительно к особенностям каждой корпоративной сети библиотек. Практика подтверждает, что игнорировать любой из них недопустимо. В работах показано, что развитая корпоративная библиотечно-информационная система должна предусматривать иерархическую структуру организации. Сложность этой структуры, количество уровней участников, характер связей между ними и взаимных обязательств определяется рядом обстоятельств. К последним, наряду с отмеченным ранее неоднородным характером развития отдельных библиотек – участниц корпоративной сети, следует также отнести: их ведомственную принадлежность (например, публичные библиотеки и научно- технические библиотеки), их различный статус в рамках одного ведомства (например, республиканские и областные библиотеки, городские библиотеки, центральные (в том числе районные или окружные) библиотеки, а также их филиалы), географическое положение и т.п. В архитектуре данной гипотетической сети могут быть выделены следующие типы узлов:

- базовый центр — провайдер КБИС - осуществляет функции методического, технологического и информационного администрирования и сопровождения КБИС в целом, непосредственно взаимодействует с отраслевыми базовыми сетевыми центрами, а также осуществляет связи с другими корпоративными библиотечно-информационными системами;

- отраслевые базовые сетевые центры — провайдеры – осуществляют методологическую и технологическую поддержку функционирования части сети, состоящей из библиотек или информационных служб данной отрасли, а также обеспечивают информационные связи КБИС с библиотеками и системами своей отрасли, входящими или не входящими в состав данной корпорации, которые предоставляют свои информационные ресурсы в доступ пользователям КБИС;

- базовые сетевые центры - предназначены для обслуживания крупных библиотек, создания и предоставление в сетевой доступ всем пользователям КБИС значимых для них информационных ресурсов;

- сетевые центры библиотек — пользователей – обслуживают связанные с ними по территориально или другому признаку средние библиотеки, имеющие собственные информационные ресурсы;

- сетевые центры библиотек-филиалов, обслуживают только свои филиалы и их пользователей. Более подробно об организации и функциях указанных узлов.

1. Базовый центр-провайдер КБИС создается на базе крупной библиотеки, имеющей опыт администрирования серверов и сетевого коммутационного оборудования, создающей собственные Приведенные наименования типов узлов условны. Информационные ресурсы, располагающей высококвалифицированными специалистами в области информационных и телекоммуникационных технологий. Его основными функциями является обеспечение:

• технического и организационного администрирования и сопровождения серверов узлов сети библиотек, в том числе - не имеющих технического персонала по телекоммуникациям;

• взаимодействия информационных ресурсов библиотек разной ведомственной и региональной принадлежности;

• услуг по облегченному совместному доступу узлов КБИС к информационным ресурсам Интернета, предоставляемых на платной основе;

• функций сетевого провайдера для части библиотек, участников проекта.

2. Отраслевые базовые сетевые центры-провайдеры создаются на базе крупных отраслевых библиотек или информационных органов, включая библиотеки федерального значения, которые имеют собственные информационные ресурсы, представляющие важное значение для пользователей КБИС, готовы предоставить эти ресурсы для коллективного использования, располагают необходимой для поддержки отраслевой ветви сети технологической базой и принимают на себя обязательства осуществлять информационное и технологическое взаимодействие с другими библиотеками своей отрасли, как входящими в данную КБИС, так и за её пределами.

3. Базовые сетевые центры создаются в крупных библиотеках, имеющих собственные информационные ресурсы и готовых предоставить эти ресурсы для коллективного использования в КБИС. При наличии у них филиалов и/или подразделений, размещённых в разных зданиях, они создают и поддерживают телекоммуникационную сеть библиотек-филиалов и своих подразделений. Основными функциями базовых сетевых центров являются:

• управление специализированными библиографическими и информационными ресурсами и предоставление этих ресурсов для общедоступного сетевого использования. При этом форма и порядок предоставления ресурсов могут варьироваться, в том числе зависеть от платного или бесплатного их предоставления;

• ведение и сопровождение общедоступного электронного каталога;

• читателям доступа к информационным ресурсам Интернета;

• размещение и сопровождение информационных ресурсов библиотек-филиалов, не имеющих собственного постоянного подключения к Интернету;

• обеспечение подключения к Интернет библиотек и удаленных пользователей через выделенные телефонные линии связи (в зависимости от числа этих линий и технических возможностей коммуникационного оборудования).

4. Сетевые центры библиотек-пользователей создаются на базе библиотек, которые имеют или создают собственные электронные ресурсы, но не готовы по тем или иным причинам предоставить их для общедоступного сетевого использования. При наличии филиалов и/или подразделений, размещённых в разных зданиях, они создают и поддерживают телекоммуникационную сеть библиотек-филиалов и подразделений. Для сетевых центров библиотек-пользователей предусматриваются возможности:

• доступа к информационным ресурсам базового сетевого центра и другим информационным ресурсам сети,

• создания собственных информационных WEB-страниц, в том числе с возможностями доступа через Интернет к своим локальным базам данных. В отличие от базовых сетевых центров сетевые центры библиотек-пользователей имеют ограниченные возможности для самостоятельного вождения со своими информационными ресурсами в единое виртуальное телекоммуникационное пространство, поэтому предполагается постепенный переход к созданию на их основе базовых сетевых центров.

5. Сетевые центры библиотек-филиалов создают и поддерживают телекоммуникационную сеть своих библиотек-филиалов и подразделений, если последние находятся в разных зданиях; участвуют совместно с базовыми сетевыми центрами и сетевыми центрами библиотек-пользователей в создании информационных ресурсов общего пользования и взаимодействуют с этими центрами через выделенные линии связи. Для сетевых центров библиотек-филиалов предусматриваются возможности:

• доступа к информационным ресурсам КБИС;

•возможности формирования запросов для совместного организационного взаимодействия (например, для заказа литературы, книгообмена и т.п.).

 

Как следствие, предложенная выше организация КБИС прошла успешную апробацию на примере создания по составу участников и количеству обслуживаемых пользователей. Создание КБИС связано с рядом проблем, которые должны учитывать их организаторы и разработчики проектных решений.

При проектировании АБИС вопросы организационной структуры и органов управления объекта автоматизации не являются предметом разработки, поскольку создаваемая система, как правило, существенно их не изменяет.

 

2. Проектная деятельность в библиотеке: от замысла к реализации

Проект – это совокупность действий, которые относятся к решению конкретных задач и имеют свое начало и завершение. Проект - это определенное количество работ, направленных на завершение итогового результата. Концепция задуманного проекта должна быть социально значимой. Задуманный проект может быть скромным и простым, а может оказаться сложным. В обязательном порядке он должен нести свое семантическое значение.

Конечный результат – завершенная мысль или услуга, которая по строению свойств и характеристик приводят к завершению каких-либо целей предусмотренных в проекте.

Библиотечные проекты – это социальные некоммерческие проекты, которые предназначены для изменения ситуации в области обеспечения более полного, качественного и эффективного доступа к информации, как целевых читательских групп, так и широкой спектр общественности города.

Эффективность библиотеки напрямую зависит от множества факторов:

- стремление библиотеки к кооперации;

- взаимодействие с другими библиотеками;

- взаимодействие с информационными и культурными учреждениями;

- взаимодействие с местными властями; взаимодействие с некоммерческими организациями.

В результате реализации проекта возникают новые образовательные, культурные, социальные и информационные услуги, а также новые возможности и новые структуры.

Проект имеет свои свойства:

• Временные ограничения

• Момент начала решения проблемы и ее завершение

• Завершенность результата

• Решение крупной структурированной проблемы

• Реализация определенного объема ресурсов

• Явно выраженная цель.

Библиотечный проект можно разделить на 3 этапа:

· Разработка концепция

· Реализация

· Завершение

Начальным этапом библиотечного проекта является разработка концепции. Она включает в себя:

- Сбор первичных данных, их анализ

- Выявление проблемной ситуации и необходимость ее изменения

- Определение цели, задач, основных требований, необходимых ресурсов, времени и средств, определение возможных рисков, отбор участников проекта, анализ окружения проекта

- Определение всевозможных путей решения проблемы, оценка проблемы, выработка на их основе предложений

- Поиск финансирующих организаций и оформление заявок на финансирование.

Важно определить основную идею проекта. Необходимо определить:

- Каким группам пользователей необходимо осуществление проекта

- Отвечает ли основная проектная идея современной ситуации, ее требованиям и потребностям целевой аудитории

- Необходимо обозначить, как возникла данная проблема или потребность целевой аудитории и почему именно библиотека сможет ее решить. Идея необходимости проекта должна быть подтверждена данными, статистикой, экспертными оценками, публикациями в прессе, обращениями пользователей и т.д.

Определим цель и задачу проектной деятельности.

Цель – конечный результат или продукт, а точнее, то, во имя чего предпринимается проект. Это желаемый сформулированный результат пользователей или библиотеки, который имеет долгосрочный характер. Отвечает на вопрос – «зачем?».

Задачи проекта нередко связаны с действующей проблемой и акцентируются на промежуточных и итоговых результатах проекта. Они отражают количественные и качественные изменения ситуации. Задачи проекта направленные на совершение определенного действия. Когда говорится «улучшение» чего-либо, становится неясным, какой именно результат можно считать задачи выполненными, а проект осуществленным. Известно, что за задачами всегда стоят определенные результаты, лучше формулировать их глаголами (объединить…изменить… создать…добавить).

Формулируя задачу, следует ответить на следующие вопросы:

- Какой срок выполнения задачи

- Каким способом определить выполнение задачи

- Действительно ли можно реализовать данную задачу

- Понятна ли задача, ее формулировка, ясна ли ее цель

- Не забудьте, что цели не равны задачам.

Следующая фаза - разработка. Она представляет собой разработку основных компонентов проекта и подготовку к ее реализации. Общее содержание работ можно сформулировать так:

· Назначение руководителя и формирование команды

· Разработка структуры проекта (содержание проекта, основных работ и ресурсов, определение конечных результатов)

· Структурное планирование (графиков работ и обеспечения составление календарных планов, сметы и бюджета проекта, учет возможных рисков, технологии управления и контроля)

· Заключение договора на получение финансирования.

Должно быть понятно, какие мероприятия требуется провести для достижения конкретных результатов и для решения поставленных задач. Обязательно указать и объяснить значимость задач, что будет сделано, кто будет возглавлять процесс осуществления действий, как именно все будет происходить, когда и в какой последовательности и какие ресурсы будут привлечены и использованы.

На фазе реализации проекта выполняются основные работы проекта, необходимые для достижения поставленной цели. По мере внедрения проекта руководитель обязан постоянно контролировать ход работ, дабы избежать не желаемого результата Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с запланированными данными.

При завершении проекта достигаются конечные цели, подводятся все итоги. Основное содержание работ состоит из нескольких важных факторов:

o Организация PR-кампании

o Проведение презентаций

o Введение объекта в действие

o Разработка методических материалов, публикаций в СМИ

o Оценка результатов проекта

o Подведение итогов

o Подготовка финансовых и содержательных отчетов для финансирующих организаций

o Закрытие проекта.

Идеальный проект – это проект, польза от которого не заканчивается вместе с ним, результаты являются устойчивыми, а усвоенный опыт могут использовать другие люди и различные организации.

 

Алгоритм оформления проектной документации

 

1. Титульный лист (название проекта, авторы, организация - заявитель)

2. Введение.

2.1.Краткое описание проекта.

Суть, изложенная в краткой форме – не более 5 предложений.

2.2. Постановка проблемы.

Описание проблемы, для решения которой создан проект; четкое и убедительное изложение доказательств по поводу необходимости осуществления проекта с указанием обстоятельств, побудивших авторов написать его, т. е. обоснование актуальности. Для достижения желаемого результата позволительно слегка преувеличить значимость темы проекта.

3. Цель проекта.

Чего вы хотите добиться?

4. Задачи проекта.

Что вы будете делать?

5. Участники проекта.

5.1. Руководители проекта.

5.2. Исполнители проекта.

5.3. Партнеры.

6. Содержание проекта.

Мероприятия, которые представляются необходимыми для решения поставленных задач. Для удобства восприятия сведения этого раздела желательно представить в виде плана-графика или таблицы с обязательным указанием дат проведения мероприятий и лиц, которые несут за них ответственность.

7. Бюджет проекта – смета расходов.

8. Ожидаемые результаты.

9. Перспективы развития. (сделать сноску в литературу)

 

Результаты работы проекта:

- проектная деятельность дисциплинирует коллектив;

- это взаимопонимание единых целей и задач

- заметные результаты труда коллектива людей, которые работают за единой целью или целью;

- в творческом процессе могут принимать участие не только работники библиотеки или другой деятельности в сфере культуры, а также читатели библиотеки, жители города, заинтересованные лица.

- работа приносит положительные эмоции, радость, слова благодарности, способствует сохранению библиотек, их развитию, выведению на новый уровень в развитии, привлечению внимания органов власти, объединений, предпринимательских структур, общественности города к проблемам чтения;

- проектная деятельность способствует и личностному развитию индивидов.

Как вывод, следует заметить что, на сегодняшний день не существует библиотеки, которая не устраивает конкурсы, мероприятия и различные выставки. Проектные работы увеличивают и усовершенствуют значимость и посещаемость библиотеки в местном обществе. За счет проектной деятельности улучшается качество предлагаемых услуг. Библиотеки приобретают свой имидж, стают ведущим звеном в сфере культуры, появляются новые перспективы в работе.

2.1.Технология создания библиотечного проекта

Проектное развитие культуры - базисный инструмент инновационной деятельности, позволяющей генерировать и претворять в жизнь свежие созидательные идеи, обеспечивающий реорганизацию и модернизацию учреждений культуры на реформаторской волне.

Существуют различные классификации проектов, например:

- по масштабам:

монопроекты (для одной библиотеки);

мультипроекты (для нескольких библиотек или учреждений культуры);

мегапроекты (для учреждений культуры какого-либо региона);

- по содержанию:

научные;

производственные;

технологические;

организационные;

управленческие;

творческие и др.

- по срокам решения проблемы и достижения желаемой цели:

краткосрочные (проекты продолжительностью до 1 года)

среднесрочные (программа от 1 года до 5 лет);

долгосрочные (концепции от 5 до 10 лет и более).

 

Проектная работа традиционно состоит из четырех последовательных этапов:

1. Подготовка к проектированию

2. Разработка проекта

3. Реализация проекта

4. Завершение проекта

 

Подготовка к проектированию

Проектная работа начинается с рождения интересной идеи в процессе изучения региональной социально-культурной ситуации и творческого мышления работников библиотек. Идея должна быть реальной и конкретной, четкой и логичной, представлять интерес для населения, подкрепляться нормативно-правовой базой и соотноситься с миссией библиотеки. Больше шансов на реализацию имеют те идеи, в основу которых заложены инновации.

Проектная деятельность всегда направлена на разрешение какой-либо проблемной ситуации, поэтому следующим шагом является проведение предпроектного исследования, которое может быть осуществлено посредством наблюдения, эксперимента, опроса, анкетирования и т.п. Прогноз, полученный в ходе комплексного анализа, станет базой для разработки проекта, обоснования его целей и задач.

Разработка проекта

Данный этап включает планирование проекта и оформление проектной документации в виде заявки, состоящей из трех частей: титульного листа, содержание проекта и приложения.

На титульном листе необходимо представить всю основную информацию о проекте: название, авторов, адрес организации заявителя и срок исполнения и т.п.

В содержании проекта могут входить следующие разделы:

Краткое описание проекта – суть заявки, изложенной в сжатой форме (не более 5 предложений).

Введение – своего рода презентация проекта: история, миссия, достижения организации - соискателя, отличительные особенности, которые делают ее уникальной в областях деятельности, непосредственно связанных с проектом.

Постановка проблемы – описание проблемы, для решения которой создан проект, четкое и убедительное изложение доказательств по поводу необходимости осуществления проекта с указанием обстоятельств, побудивших авторов написать его, т.е. обоснование актуальности.

Цель – результат решения проблемы. Раздел, в котором указывается цель, подразумевает описание работ, направленных на развитие, изменение, улучшение ситуации, помощь, поддержку чего-либо.

На основе поставленной цели следует определить задачи проекта, т.е. конкретные частные результаты, которые будут достигнуты в ходе его реализации. В проектах часто подлежат решению несколько групп задач. Обычно приоритетной задачей является создание новых продуктов и услуг, а дополнительной – их продвижение потребителям. При формулировании задач уместны глагольные формы: «создать», «объединить», «изменить», «улучшить» и т.п.

Методы – мероприятия, которые представляются необходимыми для решения поставленных задач. Для удобства восприятия сведения этого раздела желательно представить в виде плана-графика или таблицы с обязательным указанием дат проведения мероприятия и лиц, которые несут за них ответственность.

Уникальность – инновационный характер проекта. Соответственно этот раздел имеет место лишь при наличии такового.

Сведения о квалификации участников проекта. В списке исполнителей проекта необходимо указать следующие сведения о них:

- базовое образование;

- информацию об учебе на курсах повышения квалификации, тренингах, семинарах и т.п.;

- занимаемую должность и опыт работы;

- знание иностранного языка;

- личностные качества.

Социальное партнерство. Одним из условий эффективности проектов принято считать стремление учреждений культуры к взаимодействию с другими подобными организациями, местной властью, некоммерческими организациями, СМИ. В этом разделе перечисляются реальные и потенциальные партнеры, а также условия взаимодействия с ними.

Бюджет проекта (смета расходов) – здесь нужно учесть все статьи расходов и основные факторы, влияющие на их величину.

Бюджет состоит из трех частей: прямые расходы, непрямые расходы, оплата труда.

Прямые расходы включают аренду помещения, аренду и покупку оборудования; командировочные и транспортные расходы; прочие расходы (оплату семинаров, размножение печатного материала и т.д.).

Непрямые расходы – это расходы, не связанные с проектной деятельностью, но необходимые для полноценного функционирования организации и успешного выполнения ею задач: стоимость износа основных фондов, амортизация капитального оборудования, оплата труда административных работников и т.п.

Оплата труда – это раздел, где указывается сумма, минимальная по отношению к общему финансированию, и перечисляются все занятые в проекте работники. Обычно подобные сведения оформляются в виде таблицы, отображающей следующие позиции: количество персонала; месячный оклад; требуемая сумма; дотированная сумма. При этом нужно, чтобы размер оклада был сравним с окладами, применяемыми на практике; бюджет проекта соответствовал его описательной части; бюджетные статьи расходов были обоснованными, соответствовали реальным ценам и расценкам, учитывали уровень инфляции.

Нельзя упускать из виду, что каждый проект подразумевает собственный вклад организации – разработчика: труд добровольцев, оцененный в денежном эквиваленте; использование имеющиеся в наличии оргтехники (в данном случае собственным вкладом будут считаться расходы по ее амортизации; расходы на покупку программного обеспечения, которое уже установлено; расходы на аренду помещения коммунальные платежи и связь.

Ожидаемые результаты. В этом разделе нужно доказать, что работа по реализации проекта будет выполнена рационально и в срок; определить и перечислить ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в рамках реализации проекта.

На рис. 1. Показана структура основных разделов проектной заявки и даны вопросы, на которые необходимо ответить в каждом разделе.

Рис. 1. Структура основных разделов проектной заявки [4]

В заключении можно заметить что, библиотечные проекты представляют собой социальные некоммерческие проекты в области обеспечения более полного и качественного доступа населения к информации. Библиотеки ведут проектную деятельность, как за счет собственных средств, так и путем привлечения дополнительного финансирования, источниками которого чаще всего являются органы местного самоуправления и фонды.

 

2.2. Общие проблемы и перспективы создания корпоративных библиотечных систем и сетей

Объединение в корпоративном сообществе ранее независимых организаций порождает целый ряд проблем организационного и психологического плана. Указанные проблемы могут быть связаны со следующими обстоятельствами:

1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: