Развитие норм морали
Наименование нормы | Её сущность | Характер нормы | Чем поддерживается | Когда возникает |
Табу (полине- зийское слово неподдающее-ся однознач- ному перево-ду на совр. языки) | Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) | Распространяется на членов данной общины | Мистическая боязнь определённых актов или существ | Родовой строй. |
Обычай | Исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяю-щаяся в определенных обстоятельствах | Распространяется на членов данной общины или некоторой груп-пы. Регламенти-рует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выборов. | Авторитет общественного мнения | |
Традиции (лат.traditio – передача) | Разновидность обычая, отличающаяся особой устой-чивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения | |||
Моральные правила | Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирую-щие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни | Распространяется за пределы одной общины. Ориен-тирует человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение | Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения | Разложение родового строя. |
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
Моральные требования и представления | ||||
Нормы поведения | Моральные качества | Нравственные принципы | Морально –психологические механизмы | Высшие моральные ценности |
«лги»; «не укради»; «не убий» «почитай старших» и т.д. | доброжелательность справедливость; мудрость и т.д. | коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т.д. | Долг; совесть | Смысл жизни; свобода; счастье и т.д. |
Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т.е. рассматривают их как синонимы..
Понятие «мораль» | Понятие «нравственность» |
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. ↓ Что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного) | Принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т.е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение ↓ Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего) |
Философскую науку, предметом изучения которой является мораль, нравственность, называют этикой (от гр. Ethos - обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.) анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и истор. развитие нравственности, обосновывают различные её системы.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Мораль и право: общее и различие
Нормы морали | Нормы права |
Общее | |
· Являются в системе социальных норм самыми универсальными,, распространяющимися на всё общество. · Имеют один объект регулирования - общественные отношения · Выступают мерой свободы в обществе · Связаны с категорией «социальная справедливость» · Имеют сходную структуру | |
Различия | |
· Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются общественными мнениями | · Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах |
· Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений | · Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся |
· Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей | · Их реализация поддерживается в необходимых случаев специальным аппаратом, силой государственного принуждения |
· Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы | · Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок |
· Регулируют отношения, подконт-рольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т.д.) | · Регулируют отношения, подконт-рольные государству |
· Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого | · Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного |
Мораль выполняет в обществе важнейшие функции.
Функции морали
Наименование функции | Её содержание |
Регулятивная | Регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни |
Ценностно- ориентационная | Утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию |
Мотивационная | Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности. |
Конститутивная (от лат. constitus – утвердившийся, установленный) | Принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде. |
Координационная | Обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей. |
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.