При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
· осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;
· предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
· в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
· обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
· немедленно сообщать заказчику:
1. о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта вследствие родственных, должностных или экономических связей, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данного экономического субъекта;
2. о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения;
· исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
|
41) Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Существует две основные концепции регулирования аудиторской деятельности: согласно первой концепции аудиторская деятельность строго регулируется централизованными органами, на которые возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью (Австрия, Испания, Франция, Германия). Согласно другой концепции аудит ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других экономических субъектов. Аудиторская деятельность в некотором роде саморегулируется и регулируется в основном общественными аудиторскими образованиями (США, Великобритания).
В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих ее деятельность, определения роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.
1. В правовом плане ее можно выстроить в следующем порядке:
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, ОТ07.08.2001 г. Он определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе;
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Постановлением Правительства РФ от 23.08.2002 г. № 696 утверждено 6 стандартов аудиторской деятельности.
|
Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудиторских услуг;
внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, установленные правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям.
Регулируют особенности аудита по видам: общий, страховой, банковый. Например, Приказ Минфина РФ от 07.03.2002 г. №47 «Об утверждении положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов в РФ»;
внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм, используются при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг.
2. В организационном плане систему регулирования аудиторской деятельности можно представить следующим образом.
Министерство финансов РФ:
уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ;
Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;
Департамент организации аудиторской деятельности;
акредитированные профессиональные объединения;
аудиторские организации, индивидуальные аудиторы.
Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться указами Президента РФ, которые не должны противоречить федеральному законодательству. Правительство РФ тоже вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.
|
42) Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы
Отличие аудита от ревизии можно представить следующим образом:
- направленность деятельности в аудите: оценка хозяйственной жизни организации, выявление недостатков, а деятельность ревизии направлена на выявление и оценку недостатков для их искоренения.
- аудит регулируется гражданским правом на основе договоров, ревизия - административным правом на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих органов государства.
- в аудите управленческие связи горизонтальные, добровольные, а при ревизии - вертикальные, в порядке назначения.
- задачи аудита - способствовать укреплению платежеспособности, а задачами ревизии являются сохранение активов, профилактика злоупотреблений.
- в аудите оплачивает услуги клиент или заказчик, а при ревизии платит государственный орган.
- результаты аудиторской проверки: аудиторское заключение и рекомендации для клиента, результаты ревизии: акт ревизии, взыскания и указания.
Аудит отличается от государственного финансового контроля.
Задачами контроля являются проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета, правильности расчета и уплаты налогов. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации, финансируемые из государственного бюджета. Субъектами аудита же, наоборот, выступают в основном предприятия и организации негосударственного сектора экономики.
Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы состоит в том, что аудит - независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Особая специфичность судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.
Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).
Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт самостоятельно определяет методы исследования и несет ответственность за обоснованность своих выводов.
Законодательство РФ не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.
Главное отличие аудита от вышеперечисленных видов контроля заключается в том, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и занимается разработкой предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, выступая в роли советника, консультанта (по вопросам ведения учета, налогообложения, обучения), помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой документации.
43) Качество аудита
Качество аудита — это обобщенный результат аудитор-ской проверки, выраженный в степени соответствия мнения аудитора потребностям потенциальных пользователей.
Мнение аудитора, выраженное в аудиторском заключении, должно отвечать требованиям, предъявляемым к информации:
- полнота — количество информации в заключении должно быть минимальным, но достаточным для оценки состоя-ния субъекта и принятия решения пользователем;
- точность — выводы аудитора должны объективно отражать реальную степень соответствия отчетности фактическому наличию имущества, обязательств и финансовых результатов;
- полезность — аудиторское заключение касается только существенных вопросов финансово-хозяйственной дея-тельности;
- оперативность — заключение должно быть подготовлено к установленному сроку;
- доступность — мнение аудитора представляется в виде, не нуждающемся в дополнительном раскрытии.
Исходя из определения контроля качества, приведенного в глоссарии МСА, критерием контроля качества аудиторских проверок являются общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности, т. е. МСА.
44) Профессиональная этика аудитора
Этика аудитора описана в Кодексе, где определено, что цели бухгалтерской профессии состоят в выполнении работы в соответствии с самыми высокими стандартами профессионализма, в обеспечении самых лучших результатов работы и в целом в выполнении условия соблюдения общественных интересов. Для достижения этих целей необходимо соблюдение четырех основных требований:
- достоверности. У общества существует потребность в достоверной информации и надежных системах подготовки и предоставления такой информации;
- профессионализма. Существует потребность в людях, которые без сомнений могут быть признаны клиентами как специалисты в области бухгалтерского учета и смежных дисциплинах;
- качества услуг. Необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные аудитором, соответствуют высшим стандартам качества;
- доверия. Потребители аудиторских услуг должны быть уверены в существовании основ профессиональной этики, регулирующих предоставление таких услуг.
Для достижения целей бухгалтерской и аудиторской профессии аудиторы должны соблюдать ряд исходных условий и фундаментальных принципов: порядочность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, профессиональное поведение. Принцип независимости - один из важнейших в аудите. В Кодексе этики независимости аудитора уделено достаточно много внимания: «Принимая задание по составлению отчета, публично практикующие профессиональные бухгалтеры должны быть свободными от какой-либо заинтересованности, которая могла быть признана несовместимой с принципами порядочности, объективности и независимости».
В Кодексе особо рассматриваются проблемы, возникающие в том случае, когда аудитор оказывает клиенту услуги по расчетам налогов, налоговому планированию, налоговой оптимизации, налоговому аудиту и тому подобному, поскольку при оказании услуг такого рода аудитору нередко приходится отстаивать позицию клиента, стремящегося минимизировать налоговые выплаты, перед налоговыми или иными контролирующими органами.
В соответствии с Кодексом аудитор не должен одновременно принимать участие в каком-либо бизнесе, роде занятий или деятельности, которые наносят или могут нанести ущерб порядочности, объективности, независимости или хорошей репутации данной профессии и поэтому несовместимы с оказанием профессиональных услуг.
Весьма подробно рассмотрены в Кодексе проблемы, связанные с взаимоотношениями одной аудиторской организации с другими аудиторскими организациями. Речь идет об отношениях при переходе клиента от одного аудитора к другому или при одновременной работе нескольких аудиторских организаций с одним и тем же клиентом.
В Кодексе этики специально рассматриваются этические аспекты профессиональных бухгалтеров и аудиторов, которые являются сотрудниками организаций, предоставляющих бухгалтерские и аудиторские услуги, а также профессиональных бухгалтеров, работающих на коммерческих предприятиях различного профиля.
45) Понятие аудиторской тайны имеет тесную связь с нормами профессиональной этики аудитора, которые определяются и регулируются Законом «Об аудиторской деятельности» в редакции №119-ФЗ от 07.09.2000 г.
Согласно закона ст.8 аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц, и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам (в том числе налоговым и другим государственным органам). Не вправе разглашать содержание рабочей документации без письменного согласия организации или индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется аудит и оказываются сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности и другим законодательством, обязаны сохранять конфиденциальность таких сведений. Аудиторская организация и индивидуальные аудиторы вправе и по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей им рабочей документации любые действия, не противоречащие закону.
В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании действующего законодательства РФ, аудируемое лицо или лицо которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.
Находящиеся в распоряжении аудиторской организации документы, содержащие сведение об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказание сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случае, предусмотренными законодательными актами РФ об их деятельности.
Законодательство России защищает экономические структуры, в отношении которых проводился аудит, от недобросовестных аудиторов, использующих рабочую документацию в своих корыстных целях либо в ущерб своему клиента. Перечень нормативно-правовых актов довольно широк: от административного до уголовного законодательства.
Профессионализм аудитора заключается не только в качественном проведении аудиторской проверки, но и в соблюдении важного принципа конфиденциальности в ходе своей работы и после ее завершения.
46) Аудиторские доказательства и документы
Подготовленная и собранная аудитором информация в процессе проверки становится аудиторской информацией, ее документальная составляющая относится к аудиторским доказательствам (это информация, собранная аудитором в ходе проверки, и выводы, служащие обоснованием аудиторского заключения).
Аудиторские доказательства должны быть релевантными и достаточными. Релевантность доказательств - это их ценность для разрешения какой-либо проблемы, а достаточность в каждом конкретном случае определяют на основе оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска. В любом случае аудитор должен быть уверен, что им собрано достаточное количество доказательств нужного качества для составления объективного и обоснованного заключения.
Аудиторские доказательства могут быть внутренними (информация, полученная от клиента), внешними (информация, полученная от третьих лиц и организаций), и смешанными (информация, полученная от клиента и подтвержденная внешним источником).
Качество аудиторских доказательств зависит от их источника. Они могут быть получены из документальных источников, в ходе устных опросов персонала клиента и третьих лиц и при непосредственном наблюдении аудитора за выполнением учетных и других операций на предприятии. По степени надежности и достоверности наиболее ценны доказательства, полученные самим аудитором.
Если аудитор не в состоянии собрать достаточные доказательства, то он должен отразить этот факт в отчете и заключении. Собирая доказательства, аудиторы должны использовать следующие процедуры:
проверка арифметических расчетов клиента (может быть выборочной или сплошной);
инвентаризация (рассматривается как метод получения ценных и достоверных доказательств о реальности и точности статей актива баланса и фактов совершения хозяйственных операций. Участие в инвентаризации или наблюдение за ее проведением помогает правильно оценить организацию бухучета и системы внутреннего контроля на предприятии);
наблюдение за осуществлением отдельных хозяйственных и бухгалтерских операций (эта процедура несложна, но также важна для оценки организации бухучета и системы внутреннего контроля);
устный опрос персонала и руководства предприятия клиента и получение письменных представлений.
Письменные представления от клиента посвящены вопросам, которые необходимо документировать. Письменное представление составляется на бланке и заверяется подписями руководителей предприятия;
проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц (проводя эту процедуру, обращают внимание на правильность составления и оформления документов, а также на точность и своевременность их отражения в бухучете);
проверка документов предприятия (ее достоверность и ценность зависят от качества системы внутреннего контроля клиента);
аналитические процедуры - анализ и оценка полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления необычных фактов и показателей и исследование причин их возникновения.
47) Технология и методика проведения аудиторских проверок в организациях разного профиля
Технология аудиторской проверки не имеет строгой регламентации и не зафиксирована нормативно-правовыми документами. Но она обязательно отвечает определенному набору требований и включает несколько этапов, которые могут осуществляться в определенной последовательности, это:
- планирование аудита (предварительное знакомство с клиентом, оформление контракта или письма-обязательства, изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации клиента, оценка рисков, подготовка плана и программы аудита.) Цель - организовать эффективную и экономически оправданную проверку;
- сбор аудиторских доказательств (выполнение аудиторских процедур: тестирование средств контроля и аудиторские процедуры по существу). При этом необходимо проверить: учредительные и другие общие документы, хоздоговоры, учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения, отчетность экономического субъекта, систему внутреннего контроля, комплексы по всем разделам и счетам бухгалтерского учета. При проведении аудиторской проверки следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Необходимо руководствоваться федеральными правилами (стандартами) «Аудиторские доказательства», «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности», «Аналитические процедуры», «Действие аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности» и т. д.;
- документирование (документируются основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства высокого качества ведения аудита). Рабочая документация должна быть достаточно полной и убедительной. При оформлении хода аудита необходимо руководствоваться положениями федерального правила (стандарта) «Документирование аудита;
- заключительный этап (завершение подготовки рабочей документации, информирование руководства аудируемого лица по результатам проверки, формулирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, подготовка аудиторского заключения.)
Методики выполнения аудиторских проверок разрабатываются специалистами аудиторской организации и составляют их коммерческую тайну.
Основные подходы формирования методики аудита:
- бухгалтерский (разработка методик проверки по различным разделам бухгалтерского учета);
- юридический (включает в себя разработку методик проверки различных вопросов с юридической точки зрения);
- специальный (включает в себя разработку методик проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками);
- отраслевой (разрабатываются методики аудита экономических субъектов в зависимости от вида их деятельности и отраслевой принадлежности).
Все методики разрабатываются по единой типовой схеме, включающей перечень нормативно-правовых документов.
Используются тесты, анкеты, таблицы и т. д. Важную роль играют компьютерные информационные технологии.
48) Внутренний аудит - это регламентированная внутренними документами организации деятельностьпо контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу).
Цель внутреннего аудита - помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля. Главной задачей внутренних аудиторов является обеспечение удовлетворения потребностей органов управления (предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам). Общими функциями внутренних аудиторов являются:
- оценка адекватности систем контроля, т. е. осуществление проверок звеньев управления (контроля), представление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;
- оценка эффективности деятельности, т. е. осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и представление обоснованных предложений по их совершенствованию.
Деятельность внутренних аудиторов для органов управления организацией имеет информационное и консультационное значение.
Администрация разрабатывает политику и процедуры контроля организации. Однако персонал может не всегда их понимать или не всегда выполнять. Менеджеры не имеют достаточно времени проверить уровень этого выполнения и своевременно обнаружить недостатки. Помощь внутренних аудиторов состоит в обеспечении защиты от ошибок и злоупотреблений, определении «зон риска» и возможностей устранения будущих недостатков. Другими словами, внутренние аудиторы помогают идентифицировать и устранить слабые места в системах управления, а также найти нарушенные принципы управления. Все эти действия дополняются обсуждениями с высшими органами управления организацией, с тем чтобы определить процедуры внутреннего аудита. Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять свои функции.
Используются различные понятия для обозначения отдельных направлений внутреннего аудита. Наибольшее распространение получило выделение трех видов внутреннего (а также внешнего) аудита: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие, аудит финансовой отчетности. При этом аудит финансовой отчетности, как правило, проводится внешними аудиторами, тем не менее финансовая отчетность может проверяться и внутренними аудиторами по заказу администрации.
При детальном рассмотрении внутреннего аудита можно выделить следующие его виды:
- функциональный аудит системы управления;
- организационно-технологический аудит системы управления;
- всесторонний аудит системы управления организацией;
- аудит видов деятельности;
- аудит на соответствие.
49) Возникновение аудита в мировой практике как новой доверительной формы проверки финансово-экономической деятельности экономических субъектов вызвано появлением новых организационно-правовых форм этих субъектов. Затем аудит разделился на подвиды, а между ними возникли различия. Для руководства аудит является основным средством осуществления контроля за деятельностью организации, и поэтому он должен рассматриваться в более светлых тонах. Речь идет прежде всего об осуществлении контроля за рисками, контроля доходов и расходов, контроля за работой руководства и персонала. Аудит, как независимый, так и внутренний, играет ведущую роль в решении этих задач.
Внешний (независимый) аудит и внутренний (организованный на предприятии) имеют много общих характеристик. Наряду с ними существуют и определенные отличия между этими видами деятельности.
Внутренний аудит осуществляется специалистами по бухгалтерскому (финансовому) учету, контролю и анализу, работающими на данном предприятии, внешний - профессионалами, которые выполняют свою работу на договорной основе.
Главная задача внутреннего аудита заключается в удовлетворении потребностей руководства данного предприятия, а внешнего - в выражении своего мнения для нужд третьих лиц.
При внутреннем аудите проверка использования ресурсов, осуществления хозяйственных операций, состояния учета и отчетности внутреннего контроля проводится в соответствии с выбранной учетной политикой и методическими положениями. При внешнем аудите проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности, эффективности использования ресурсов, уровень контроля и так далее осуществляются в соответствии с программой аудита. Внутренний аудит прямо связан с организацией материальной ответственности, выявлением и ликвидацией задолженности по недостачам, растратам, хищениям и непосредственно заинтересован в обеспечении сохранности активов. При внешнем аудите связь с выявлением фактов мошенничества и хищений является не прямой, а возникшей в тех случаях, когда результатом являются приписки, различные искажения отчетности.
Внутренний аудит организационно не зависим от проверяемых объектов, он руководствуется требованиями руководящего органа организации и зависим от него и в материальном, и в финансовом отношении. Внешний аудит обязан быть не зависимым от клиента и организационно, и материально.
Внутренний аудит является частью внутрихозяйственного контроля, важнейший принцип которого -непрерывность. Деятельность его регламентируется внутренними стандартами, разрабатываемыми на предприятии и не противоречащими аудиторскому законодательству.
Внешний аудит является периодическим и осуществляется с интервалами. Деятельность регламентируется нормативно-правовой базой в области аудиторской деятельности (федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, правила (стандарты) аудиторской деятельности и др.).
50) Взаимоотношения внутренних аудиторов с аудиторскими фирмами
Аудиторская организация должна иметь право свободно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами.
Поскольку задачи внутреннего аудита определяются руководством и (или) собственниками экономического субъекта, они отличаются от задач внешнего аудита, который обязан дать независимую оценку представленной бухгалтерской отчетности. Вместе с тем средства решения специфических задач, стоящих перед внешним и внутренним аудитом, могут в ряде случаев совпадать и быть использованы при определении содержания, сроков и объема внешних аудиторских процедур.
Если в результате предварительной оценки внутреннего аудита достигнуто взаимопонимание и принято решение использовать работу внутренних аудиторов, аудиторская организация должна найти дополнительные доказательства эффективности этой работы.
Для эффективного использования работы внутреннего аудита аудиторской организации следует:
- рассмотреть план работы службы внутреннего аудита за интересующий период и провести его обсуждение на возможно более ранней стадии аудита;
- определить порядок встреч с сотрудниками службы внутреннего аудита;
- заранее договориться о сроках проведения работ, объеме аудиторской выборки, уровнях тестов, методах определения выборки и порядке документального оформления выполненной работы, которая будет проведена внутренними аудиторами.
В случае использования работы внутренних аудиторов на эффективность аудиторской проверки может повлиять выполнение следующих действий:
- взаимная координация планов аудиторской проверки;
- обмен отчетами;
- регулярные рабочие встречи;
- свободный и открытый взаимный доступ к рабочей документации;
- Совместное представление отчетов руководству и (или) собственникам экономического субъекта;
- общий порядок документирования аудита.
Аудиторская организация должна иметь доступ к интересующим ее отчетам внутреннего аудита и быть информирована по любому важному вопросу, который, по мнению внутреннего аудитора, может повлиять на работу аудиторской организации.
Аудиторская организация информирует руководство и (или) собственников экономического субъекта и, возможно, руководителя службы внутреннего аудита о любых обнаруженных факторах, которые могут быть использованы для повышения эффективности и результативности работы внутреннего аудита в будущем.
Аудиторская организация в ходе своей проверки не должна полностью полагаться на работу внутренних аудиторов. Необходимо проводить контрольные проверки статей и операций, уже проверенных внутренними аудиторами. Если они дают сходные (сопоставимые) результаты, корректив в намеченной работе не требуется. В случае выявления расхождений необходимо принять адекватные меры, например изменить содержание или увеличить объем аудиторских процедур.
Аудиторская организация несет полную ответственность за выдачу аудиторского заключения, письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, а также и за определение содержания, сроков и объема аудиторских процедур. Эта ответственность не уменьшается, если используются какие-либо результаты работы внутреннего аудита.
51) Государственное регулирование аудиторской деятельности
Государственное регулирование деятельности аудиторских организаций производится вступившим в силу Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (далее Закон). Аудит осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, который является документом высшего регулирования.
В схему регулирования аудиторской деятельности в России вводится уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности - Министерство финансов РФ, функции которого определяет «Положение о федеральном органе».
В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создан Совет по аудиторской деятельности, в состав которого включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование деятельности организаций, подлежащих аудиту. Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в Совете должны составлять не менее 51 % общего состава Совета, что позволит представителям профессии активно участвовать в подготовке и принятии решений.
Важным требованием развития профессии является введение Законом института аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые будут играть значительную роль в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного проведения контроля за качеством аудиторских услуг («Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения»).
Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности регламентируется Законом «Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности».
Новой нормой регулирования аудиторской деятельности является требование о страховании аудиторскими организациями риска ответственности за нарушение договора при проведении обязательного аудита.
На уровне государственного регулирования аудита для повышения его качества проведена стандартизация аудиторской деятельности: разработаны и утверждены Правительством РФ федеральные правила (стандарты) аудита, положениям которых должны следовать все представители этой профессии. Основное назначение правил состоит в закреплении единых основополагающих принципов, определяющих нормативные требования к проведению и оформлению аудита.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности.
Законом предусмотрен жесткий контроль качества работы аудиторских организаций (аудиторов). Статья 21 посвящена ответственности за нарушение законодательства РФ об аудите.
С принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» российские аудиторы получили уточненную правовую базу. Эффективная реализация Закона должна способствовать дальнейшему развитию и укреплению аудита в России.
При проведении аудиторской проверки необходимо также руководствоваться Федеральным законом «О бухгалтерском учете», ГК РФ и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
52) Аудиторская деятельность — аудит — представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Таким образом, аудиторская деятельность — более широкое понятие, включающее как собственно аудит (аудиторскую проверку с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности), так и сопутствующие услуги (налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности, вопросы прогнозирования и т. д.).
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.