Хворостовский и Гаранча в Риге
Андрей Шаврей Культурный обозреватель "Новой газеты-Балтия" в Латвии
Он — ведущий баритон мира. А она ведущая в мире меццо-сопрано. Дмитрий Хворостовский и Элина Гаранча выступают 29 июня в зале «Дзинтари». А накануне классики предстали перед рижской прессой в отеле «Бергс», где общались на равных. Редкий случай, когда не было барьера между «грандами» и «простыми смертными».
Все знают, какая напасть случилась у великого Хворостовского год назад — рак мозга, третья стадия, но… Наверное, чудеса бывают, а лучшее лекарство — это искусство. Выглядит певец отлично – стройный, элегантный, шутит, улыбается, смеется. Самое главное – поет. Уже три концерта с Элиной Гаранчей в рамках цикла «Хворостовский и друзья» позади — в московском Кремле и в Санкт-Петербурге. Теперь певцы приехали на родину Гаранчи: в Латвии сама певица бывает достаточно редко, живет с супругом-дирижером Карелом Марком Шишоном в Лондоне.
Хотя на пути к этим концертам было много препятствий. Четыре года назад автор этих строк был в монастыре под Каунасом на концерте Хворостовского. «А запланированные в Санкт-Петербурге и Москве концерты с Элиной Гаранчей состоятся?», — спросили певца тогда перед концертом. «Будут. А у вас какие-то сведения, что они отложены?» «Элина сказала, что откладывает все концерты до весны, потому что она ожидает уже второго ребенка».
После этих слов Хворостовский присвистнул: «Ну, теперь будем смотреть, что менеджер скажет. Надо будет подумать о запасных вариантах, потому что никогда не знаешь, что может произойти». А потом произошла болезнь, лечение и… вновь концерты — теперь с Гаранчей.
|
Хворостовский сразу же сейчас сказал, что Элина — величайшее меццо-сопрано сегодняшних дней, и в Латвии этим надо гордиться. Гаранча сказала, что помнит Хворостовского еще со времен конкурса в Кардиффе: «В него невозможно не влюбиться, в нем все поет во время выступления — волосы, ногти, штаны!» «Да, и штаны», — от всей души стал хохотать Дмитрий.
«Вы друзья. А каким качеством надо обладать, чтобы стать вашим другом?» —«Красотой! — тут же отпарировал певец, взглянув на свою очаровательную коллегу. — Внутренней, конечно. И внешней – тоже».
Отвечая на вопрос корреспондента «Новой газеты — Балтия», Хворостовский сказал, что программа концерта — «это нечто сродни салату, в который каждый из нас добавляет что-то из своего репертуара». А Элина сказала, что будет сюрприз. И скорее всего этот сюрприз – старинный приятель ее семьи Раймонд Паулс. «Он будет в зале, обязательно!» И не исключено, что выступит сейчас и на сцене. В конце концов, Элина готовит сейчас с Маэстро новую программу, которая будет представлена в Латвийском Национальном театре 18 сентября, записывается альбом к этому событию.
Кстати, и Хворостовский совсем скоро выступит вновь в Латвии — 2 ноября в Большой Гильдии. Любят нас классики!
А пока что – «Дзинтари». «Я в этом зале выступал во время «Новой волны», на вечере Игоря Крутого! — И со смехом продолжил: Так что вы понимаете, какие у меня ассоциации после этого с этим залом». После чего журналисты начали наперебой перечислять, что «Дзинтари» изначально был предназначен для классических выступлений: здесь выступали великие Гилельс, Кондрашин, Янсонс, Коган, Гергиев, Ростропович… Элина Гаранча добавила: «И я в «Дзинтари» пела «Реквием» Верди». «Какой я тёмный», — шутливо потупил взор Хворостовский.
|
«Каждый выход на сцену неповторим, каждая публика уникальна, — говорит Хворостовский. — Бывает, чувствуешь отдачу еще до того, как открыл рот, а иной раз выходишь нас цену, и вдруг совершенная пустота. Всякое бывает. Но то, что я хочу спеть — то и пою. А вот что я буду должен захотеть — время покажет. Я пел все, только в опере современной не пел — еще пока… И пока не хочу. Но вот скоро будем записывать цикл Григория Свиридова «Отчалившая Русь» с оркестром в Санкт-Петербурге. Этот цикл я очень часто исполнял и гостил с ним практически на всех континентах. «Русь» стала гимном, песней о нас, о нашей жизни, о поэзии, о природе, о будущем, о прошлом. Удивительный цикл, который было безумно трудно исполнять. Я попытаюсь его сейчас записать, а затем — по городам России».
«А ваши дети учатся музыке?» «О да! Их будущее? Сейчас вращение звезд возведено в систему — существует много разных конкурсов, реалити-шоу и не только в популярном искусстве, но и в классическом. И каждый такой проект ориентирован на звездность, на вращение, нахождение и культивирование этих звезд. В мое время было другое.
Вот я наблюдаю свои старые концертные записи и такое впечатление, что да, поет мальчик. Талантливый. Совершенно из какого-то другого мира, а я смотрю на него и сильно удивляюсь – насколько тот мальчик явно одарен! Сейчас уже, конечно, не то!» (Хохочет).
Элина стала рассказывать, как приехала несколькими днями ранее на родину и попала в тропическую жару почти под 40 градусов. «Я так удивилась этой жаре, что, безусловно, большую часть времени провела в подвале, — отшутилась певица. — Она тут тяжелее переживается, чем в Испании, родных краях моего супруга. Ох, я так давно не говорила по-русски, даже голова заболела!»
|
«А ты говори по-латышски, — сказал Хворостовский. — Какой красивый язык!» И по окончании пресс-конференции взял на память надпись по-латышски «Dmitrijs Hvorostovskis», с которой торжественно и убыл в номер отеля.
Стоит добавить, что в концерте примет участие Каунасский камерный оркестр под управлением Константина Орбеляна. «В этом дуэте я третий!», — пошутил присутствовавший на пресс-конференции Орбелян.
«Это хороший оркестр, — говорил Хворостовский три года назад в Каунасе. — Приятно с ним работать. Это уже наша третья совместная работа. Будет четвертая и пятая. Я их очень люблю, они потрясающие музыканты. Здесь пересекаются классические русские советские традиции исполнительства и уже европейские. Так что в некоторых случаях это даже более выигрышный вариант подобного сотрудничества. Они очень мобильны и очень большие энтузиасты. Они не играют «через оттопыренную губу», как это иногда случается со многими большими мэтрами. С ними можно иметь отношения абсолютно адекватные. У них нет штампов в плохом смысле этого слова. Поэтому после такой очень кропотливой работы, когда записывается опера, после того как много часов мы проработали вместе, можно сказать, что это потрясающие музыканты и терпеливые люди. Они всегда в прекрасном настроении, чудесно воспринимают шутку, легки на подъем...».