Классификация женских образов в русских волшебных сказках.




Р Е Ф Е Р А Т

по устному народному творчеству:

 

Женские образы в волшебной сказке.

 

 

Выполнила:

студентка 102 гр., з/о

Алина Аполлонова

 

Москва 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Классификация женских образов в русских волшебных сказках ……………………………………………………………………………..5

Глава 2. Педагогическое значение женских сказочных образов для современных детей……………….. ……………………………………...............9

Заключение…………………………………………………………………….....11

Список литературы………………………………………………………………12

 

Введение

Понятие волшебной сказки в русском устном народном творчестве.

Волшебная сказка, пожалуй, наиболее прекрасный вид устной народной художественной прозы. Она пронизана стремлением к возвышенному и идеальному. Что же мы можем назвать именно волшебной сказкой, если существуют и бытовые сказки, и сказки о животных? Даже при поверхностном анализе волшебные сказки можно отличить по характерным чертам – сюжеты, мотивы, персонажи и композиция.

Первое, что приходит в голову, когда мы говорим о волшебной сказке, — это её сюжеты. Действительно, такие сказки, как сказка о трех царствах — медном, серебряном и золотом, о Финисте ясном соколе, о царевне-лягушке, о семи Симеонах, обладающих каждый каким-нибудь волшебным искусством и добывающих царевну, о жар-птице, о змееборцах и многие другие, несомненно, представляют собой волшебные сказки. В двух словах об основной части сюжетов волшебной сказки можно сказать так: герой из мира людей (явь) обретает некую задачу или проблему и отправляется в другой мир (навь, мир чудесный, сказочный, находящийся «за гранью»). И там с помощью героев данного мира решает свои проблемы и выполняет задачи. Чёткое разделение двух миров выделил ещё В.Я. Пропп в своём труде «Морфология волшебной сказки».

В таком же смысле можно говорить о мотивах волшебной сказки. Совершенно очевидно, что такие мотивы, как постройка за одну ночь волшебного дворца, мотив невидимого помощника героя, мотив перелета героя в иное царство на орле или ковре-самолете и многие другие — типичные для волшебной сказки мотивы.

Персонажи в волшебных сказках - всегда персонажи двух миров: явь и навь, причём в обоих мирах присутствуют и мужские и женские образы. Герои обычно чётко делятся на положительных и отрицательных, в мире яви – имеют человеческие черты (искреннее благородство, патриотизм, или даже небольшой ум, но любовь и близость к природе (вроде Ивана-дурачка), или диаметрально противоположно- жадность, недалёкость, алчность), а герои нави- такие же магические силы соответственно. Я думаю, исходя из этого, можно в какой-то степени говорить о чудесной природе всех персонажей в волшебных сказках. Устойчивость характеров персонажей является одной из особенностей русских народных волшебных сказок.

И, наконец, о композиции. По В. Я Проппу, волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств или волшебных помощников.

В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

 

 

Глава 1.

Классификация женских образов в русских волшебных сказках.

Женские образы занимают важное место в типологии персонажей волшебной сказки. Сначала рассмотрим положительных героев: этот типологический класс включает в себя три категории: «богатырши-воительницы», «мудрые девы», «сироты» или «падчерицы». Каждый из трех типов персонажей обладает некими постоянными характеристиками, которые не зависят от изменений сюжета. Такой постоянной характеристикой может служить имя, индивидуальный, семейный, социальный и пространственный статус.

Имя. Имя очень важно и часто определяется действиями персонажа, часто содержит оценочные характеристики. В зависимости от того, кем является та или иная героиня, меняется и форма ее имени. (Елена Прекрасная, если речь о красавице-царевне, Аленушка, если крестьянская девочка; Марья-Моревна, если смелая дева-воин, Марья-царевна, если царская дочь, Марьюшка, или просто Машенька, если крестьянская девочка; Василиса, если мудрая дева, Василисушка, если девочка – сиротка).

Этимология большинства сказочных женских имен восходит к древности, к времени, когда прозвища соответствовали каким-нибудь особенностям характера, внешнего облика или рода занятий, позволяющим выделить некие отличительные черты, например: Богатырка Синеглазка, Настасья - золотая коса, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Крошечка-Хаврошечка.

Также в имени фиксируется семейное положение персонажа (Солнцева сестра, Падчерица) его сословный статус (Марья-Царевна, ), его духовные (Василиса Премудрая) и внешние качества (Красота Ненаглядная, Елена Прекрасная, Замарашка). Некоторые могут принимать внешне безобразный вид, превратившись в животное, окаменев, почернев, став жертвой козней сказочного злодея, (например, «Царевна-лягушка»). Но неприглядный внешний облик - контрастирующая оболочка необычайной внутренней красоты, душевной силы, благородства, что обнаруживается при испытаниях героини в дальнейшем.

Индивидуальный статус. Категория живой/мертвый. Часто временная смерть эквивалентна сну (спящая царевна), а сон дан как временная смерть: «как долго я спала». Смерть или сон наступает в результате действий отрицательного героя и/или артефактов: (сонного зелья, булавки, иглы, отравы, заговоренного яблока, и т.д.) Напротив, здоровье воплощается в таких предметах, как (молодильные яблоки, чудесные ягоды или груши, пыль с чудесной мельницы; волчье, медвежье и львиное молоко).

Категория истинный/преображенный связана с многочисленными формами изменения облика, к которому либо прибегает сам персонаж, либо изменения происходят в результате действия вредителя. «Красны девицы принесли волшебный ковер: разостлали по полу, ударились о тот ковер и сделались голубками, встрепенулись и улетели в окошко.» Форм преображения очень много. Например, часто герою приходится распознать нужный ему объект среди множества таких же. Объяснить этот мотив можно основываясь на древних представлениях о том, что в ином царстве искомый не имеет своего индивидуального облика. Существует и иное объяснение, которое мы находим у В. Я. Проппа: «Задача узнать искомого среди равных встречается не только в шаманской практике, она встречается еще как свадебный обряд и Категория мудрый/глупый. В рамках этой оппозиции можно говорить о таком мотиве русских сказок, как, например, «трудные задачи», стоящие в связи со сватовством, с целью испытать претендента. Признаки сильный/слабый параллельны в некотором отношении мудрости/глупости, определяя свойства не духовной, а физической силы. Эти признаки воплощаются в таких женских персонажах, как богатырка, Царь-девица. Такие образы встречаются в сказках не часто. Образы воинственных дев сходны с образами других волшебных женщин, поскольку Царь-девица является не только могучей поляницей, обладательницей огромной физической силы, но и обладательницей силы сверхъестественной.

В основном, эти категории диктуют правила поведения персонажей, их включенность в сказочное действие, влияние, которое они оказывают на сюжет.

Семейный статус. Четко фиксируется в традиционных формулах типа: «Коли стар человек - будь мне батюшкой, а старушка - будь мне матушкой; коли млад человек - будь сердечный друг, а красная девица - будь родная сестра». Мать, сестра, дочь, невеста, жена — это и есть основные женские персонажи волшебной сказки. С точки зрения задач описания персонажей важно выяснить, какими признаками, влияющими на сюжет обладают: дочь, падчерица, сирота, жена, невеста, чтобы понять, почему тот или иной персонаж способен выступать в той или иной роли. Нередко именно родственные отношения определяют основные повороты волшебной сказки. Даже являясь сверхъестественным существом, персонаж может наделяться признаками семейного статуса.

Брачные отношения между сверхъестественными существами и человеком оказываются «правильными», когда соискателем является человек. Такой брак предстает как желанный, нормальный, хотя часто герой подвергается трудным испытаниям со стороны демонической невесты и ее родственников (в первую очередь отца), стремящихся уничтожить претендента. Когда же демоническое существо насильственно похищает женщину, вступает с ней в брак по взаимному согласию или с помощью обмана, такая ситуация рассматривается сказкой как конфликтная.

Социальный статус. К этой характеристике отнесены признаки сословной принадлежности. В большинстве сказок волшебные женщины выступают в роли богатых и именитых невест - царевен или королевен. Одни из них носят собственные имена, другие имен не имеют и просто называются «царевна», «королевна», «царская дочь», «сиротка».Категория богатый/бедный служит вариантом высокого или низкого статуса. Существенной роли это не играет, но если героиней является бедная сиротка из крестьянской семьи, то в сказке не идет речи о магических заданиях, героиню, прошедшую испытания ждет награда в виде материальных ценностей. Часто счастливый конец сказок о падчерице (например, «Морозко»)заключается в том, что она получает «богатое приданое» или выходит замуж за «богатого».

Пространственный статус. Для сюжетной схемы волшебной сказки очень важно, к какому миру принадлежит персонаж. «В некотором царстве » - фраза вступления, характерная для русских волшебных сказок, указывает на пространственную неопределенность, она как бы подчеркивает, что действие совершается вне реального времени и пространства. «Тридесятое царство» выступает в волшебной сказке как закрытое пространство, обязательно сделан упор на его локальность. Оно отделено от отцовского дома непроходимым лесом, морем, огненной рекой. В зависимости от того, к какому сказочному пространству принадлежит женский персонаж, развитие сюжета будет происходить в соответствующем направлении. Если вещая жена или невеста, локализованная в «тридевятом царстве», то сказочное повествование будет определяться ее поиском. Если же героиня локализована в реальном мире, то она, как правило, и будет являться основным действующим лицом.

Отдельная категория женских образов – отрицательный персонаж, некая ведьма. Её характеристики - мудрость, волшебная сила, иногда справедливость злобность, жестокость, коварство, уродливость. Образ, олицетворяет темные силы, некое абсолютное зло. Но в некоторых случаях этот образ является положительным и выступает в качестве союзника главного героя, помогающего мудрыми советами. Обычно такой советчицей является Баба Яга. Она же – самая могущественная из ведьм.

Глава 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: