Брюшной пресс и его значение в) мышцы стопы




Мышцы головы и шеи: Мышцы верхних конечностей:

1. Мимические мышцы 1Мышцы пояса верхних конечностей

а) круговая мышца глаза а) дельтовидная мышца

б) круговая мышца рта б) надостная мышца

в) щечная мышца в) подостная мышца

г) большая и малая скуловые мышцы г) подлопаточная мышца

д) мышца гордецов

е) мышца, поднимающая угол рта 2.Мышцы свободной верхней конечности:

а) мышца плеча

2. Жевательные мышцы - двуглавая (бицепс)

а) жевательная мышца - плечевая мышца

б) височная мышца - трехглавая мышца

в) латеральная крыловидная мышца - локтевая мышца

г) медиальная крыловидная мышца б) мышцы предплечья

3. Мышцы шеи (сгибатели и разгибатели запястья)

а) подкожная мышца шеи (платизма) в) сгибатели и разгибатели пальцев

б) грудино-ключично-сосцевидная мышца

 

Практическое занятие № 6

Тема: Анатомия и физиология сердца

Цели: 1. Изучить строение сердца.

2. Изучить проводящую систему сердца.

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Из каких отделов состоит сердце? Строение стенки сердца.

2. Какие клапаны отделяют полости сердца друг от друга?

3. Каково значение клапанного аппарата сердца?

4. Какими физиологическими свойствами обладает сердечная мышца?

5. Что называют автоматией сердца? Каковы ее причины?

6. Из каких узлов состоит проводящая система сердца?

7. Из каких фаз складывается сердечный цикл?

8. В чем состоит значение систолы, диастолы и общей паузы в деятельности сердца?

9. Какие звуковые явления возникают при работе сердца?

10. Какие факторы влияют на ритм сердечных сокращений?

11. Что такое систолический и минутный объемы сердца? Каково их значение?

12. Как осуществляется рефлекторная регуляция деятельности сердца?

13. Какие вещества влияют на работу сердца через кровь?

14. Какие сосуды приносят кровь к тканям сердца и какие уносят от них?

 

Повторить:

1. Из темы «Ткани» – сердечная мышечная ткань.

 

Аудиторная работа студентов

Задания:

1. Изучить по муляжам и таблицам строение сердца.

2. Пользуясь учебником, заполните таблицу: «Строение сердца».

Органы Части органов Функции Соответствие строения функции
Предсердие Левый желудочек Правый желудочек Аорта Капилляры Вены большого круга    

3. Зарисовать схему тока крови через сердце, отметив разным цветом артериальную и венозную кровь (рис. 8).

4. Изучить влияние вегетативной НС, медиаторов, гормонов, ионов Са2+ и К+ на деятельность сердца, кровеносных сосудов, артериального давления.

5. Изучить проводящую систему сердца. Отметить узлы, камеры, сосуды (рис.9).

Оценивается умение:

· строение сердца по муляжу.

Домашнее задание:

Выучить тему: «Строение сосудов. Круги кровообращения».

Подготовиться к семинару: «ССС» по вопросам:

1. Что собой представляет сердце, где оно располагается?

2. Как называются камеры сердца?

3. Как называются сердечные клапаны, где они располагаются?

4. Как называется околосердечная сумка?

5. Как называются сосуды, впадающие в правое предсердие?

6. Как называются сосуды, впадающие в левое предсердие?

7. Какие сосуды выходят из правого и левого желудочков?

8. Куда собирается кровь из тканей сердца?

9. Из каких фаз складывается цикл деятельности сердца, их продолжительность.

10. Какие сосуды отходят от дуги аорты?

11. В какую из фаз деятельности сердца створчатые клапаны открыты?

12. Проводящая система сердца: название пучков, где находятся?

13. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца.

 

Решить задачу: Какой путь пройдет с кровью до мышц ног лекарство (через какие сосуды и отделы сердца), если его ввести в мышцу на руке? Нарисуйте цветными карандашами схему, изобразив условно руку, ногу, сердце, легкие.

 

Литература:

Самусев Р. П., Селин Ю. М. Анатомия и физиология человека. – М: «Медицина», 1995, стр. 290 – 343

Сапин М. Р. Анатомия и физиология человека. – М.: «Медицина», 1995, стр. 290 – 337

Лекции.

 

Крупные сосуды сердца

 

 

Семинарско – практическое занятие № 7

Тема: ССС. Круги кровообращения

Цели: 1. Изучить круги кровообращения.

2. Сдать семинар.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. В чем особенности строения стенок артерий, капилляров, вен?

2. Что такое большой круг кровообращения? Каково его назначение?

3. Что такое малый круг кровообращения? В чем его роль?

4. Какие физиологические закономерности определяют движение крови по сосудам?

5. Что такое кровяное давление? Какие основные факторы влияют на его величину?

6. Какими сосудами представлено звено микроциркуляции?

7. Каковы особенности кровотока в венах?

8. Как осуществляется нервная регуляция сосудистого тонуса?

9. Какие существуют гуморальные влияния на сосудистый тонус?

 

Аудиторная работа студентов

Задания:

1. Изучить большой и малый круги кровообращения (таблицы, атлас). Сделать рисунок в альбом (рис. 12).

2. Заполнить таблицу: «Круги кровообращения».

Вопросы Большой круг Малый круг
1. Где начинается? 2. Где заканчивается? 3. Как изменяется состав крови? 4. Каково время одного оборота крови?    

 

3. Составить таблицу:

Название вены, в результате слияния каких вен образуется С каких органов собирает кровь Значение
1. Верхняя полая вена 2. Нижняя полая вена 3. Воротная вена печени    

 

4. Заполнить таблицу: «Лимфоузлы»

Название лимфоузла Местонахождение Область сбора лимфы
1. Подчелюстные 2. Околоушные 3. Шейные 4. Подмышечные 5. Паховые 6. Подколенные    

 

5. Сделать практическую работу: «Исследование пульса в покое и после физической нагрузки». Для работы необходим секундомер.

Ход работы:

1. Путем пальпации лучевой артерии в нижней трети предплечья определить количество ударов в 1 минуту.

2. Повторить подсчет пульса: а) после 2 мин. бега на месте.

б) через 5 мин. отдыха.

3. Записать результаты и объяснить изменение частоты пульса под влиянием физической нагрузки.

 

6. Отчитаться по теме: «Сердечно – сосудистая система».

Оценивается умение:

· работать с муляжами, таблицами.

Домашнее задание:

Изучить строение органов дыхания (легкие, трахея, бронхи). Зарисовать (рис. 14) и обозначить, написать латинские названия. Повторить виды тканей.

Составить таблицы: 1. «Органы дыхания и их функции».

2. «Роль тканей в дыхательной системе».

 

Литература:

Самусев Р. П., Селин Ю. М. Анатомия и физиология человека. – М: «Медицина», 1995, стр. 246 – 256

Сапин М. Р. Анатомия и физиология человека. – М.: «Медицина», 1995, стр. 238 – 252

Лекции.

 

Вопросы к семинару по теме «Сердечно сосудистая система»

1. Общая характеристика ССС. Роль кровообращения в организме.

2. Сердце, его значение, положение, строение.

3. Строение клапанов сердца, их роль. Сосуды сердца, их названия.

4. Работа сердца. Фазы сердечной деятельности. Движение крови в сердце и значение клапанного аппарата. Куда поступает кровь с тканей самого сердца?

5. Количество сердцебиений у человек. Брадикардия. Тахикардия. Ударный (систолический) и минутный объем крови сердца.

6. Автоматизм сердечной мышцы. Проводящая система сердца.

7. Артерии, вены и капилляры. Их гистологическое строение и назначение.

8. Большой и малый круги кровообращения, их основное значение. Кровеносные сосуды малого круга.

9. Главные сосуды большого круга кровообращения. Аорта и ее главные ветви. Артерии восходящей, дуги аорты и нисходящей аорты.

10. Вены большого круга кровообращения. Воротная вена. Нижняя и верхняя полые вены.

11. Движение крови по сосудам.

12. Понятие о кровяном давлении. Давление систолическое (максимальное), диастолическое (минимальное), и пульсовое.

13. Факторы, определяющие артериальное давление. Измерение кровяного давления. Артериальный пульс. Диагностическое значение определения величины артериального давления и пульса.

14. Скорость движения крови в артериях, венах и капиллярах. Особенности движения крови по капиллярам и венам.

15. Понятие о регуляции работы сердца и движении крови по сосудам. Нервный и гуморальный механизм этой регуляции.

16. Тоны сердца.

17. Строение сосудов: артерии, артериолы, капилляры и вены.

18. Регуляция сосудистого тонуса.

Рис. 12

 

Семинарско – практическое занятие № 8

Тема: Анатомия и физиология органов дыхания

Цели: 1. Изучить строение органов по муляжам и таблицам.

2. Выявить теоретические знания по теме: «Анатомия и физиология органов дыхания».

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Положение, строение и функции органов дыхания: носовой полости, гортани, трахеи, бронхов, легких.

2. Фазы дыхания.

3. Нервная и гуморальная регуляция дыхания и механизм вдоха и выдоха.

4. Что такое пневмоторакс, кессонная болезнь, горная болезнь.

5. Основные параметры дыхания:

· жизненная емкость легких,

· минутный объем дыхания,

· резервный объем вдоха и выдоха,

· остаточный воздух,

· число дыхательных движений у взрослого человека в покое,

· легочная вентиляция в покое и при работе,

· содержание кислорода и углекислого газа в атмосферном воздухе, выдыхаемом воздухе, в альвеолярном воздухе.

 

Повторить:

1. Из курса латинского языка:

· латинское название носовой полости,

· латинское название гортани,

· латинское название трахеи,

· латинское название бронхов,

· латинское название легких.

2. Из курса анатомии тему: «Ткани».

 

Аудиторная работа студентов

Задания:

1. Изучить и зарисовать строение легочной дольки. Обозначить сосуды, дольковую и конечную бронхиолу, альвеолярный и венозный ход, альвеолы, капилляры легкого (рис. 13).

2. Измерить ЖЕЛ при помощи спирометра. Сделать вывод.

3. Определить число дыхательных движений и МОД в покое и после совершенной работы. Сделать вывод.

4. Составить таблицу: «Болезни органов дыхания».

Название органа Название болезни
   

 

5. Отчитаться по теме: «Дыхательная система» по вопросам:

· Значение дыхания. Общее представление о системе органов дыхания. Полость носа, её строение. Значение дыхания через нос. Воздухоносные пазухи.

· Носоглотка. Гортань, трахея, бронхи, бронхиолы. Их положение, строение и функции.

· Легкие. Месторасположение, форма, поверхности, доли, строение. Легочные альвеолы. Плевра и плевральная полость. Понятие о пневмотораксе.

· Механизм вдоха и выдоха. Легочная вентиляция. Объемы легочного воздуха. Спирометрия ЖЕЛ, МОД.

· Газообмен в легких. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Транспорт газов кровью. Газообмен в тканях.

· Регуляция дыхания. Дыхательный центр, его строение, локализация. Автоматия дыхательного центра. Гуморальное влияние на дыхательный центр. Роль углекислоты и кислорода в регуляции деятельности дыхательного центра. Нервно – рефлекторная регуляция дыхания. Защитные дыхательные рефлексы.

 

Оценивается умение:

· работать с аппаратурой, определять ЖЕЛ, МОД, частоту дыхательных движений. Делать выводы.

 

Домашнее задание:

Выучить тему: «Анатомия органов пищеварительной системы». Знать строение ротовой полости, зуба, языка, слюнных желез, пищевода, желудка, печени, кишечника. Повторить темы: «Ткани», «Кровообращение».

Зарисовать и обозначить:

1. Строение желудка,

2. Схему пищеварительной системы человека,

3. Печень с желчным пузырем, двенадцатиперстной кишкой и поджелудочной железой.

 

Литература:

Самусев Р. П., Селин Ю. М. Анатомия и физиология человека. – М: «Медицина», 1995, стр. 203 – 240

Сапин М. Р. Анатомия и физиология человека. – М.: «Медицина», 1995, стр. 213 – 238

Лекции.

 

Вопросы к семинару по теме «Дыхательная система»:

 

1. Значение дыхания. Общее представление о системе органов дыхания. Полость носа, её строение. Значение дыхания через нос. Воздухоносные пазухи.

2. Носоглотка. Гортань, трахея, бронхи, бронхиолы. Их положение, строение и функции.

3. Легкие. Месторасположение, форма, поверхности, доли, строение. Легочные альвеолы. Плевра и плевральная полость. Понятие о пневмотораксе.

4. Механизм вдоха и выдоха. Легочная вентиляция. Объемы легочного воздуха. Спирометрия ЖЕЛ, МОД.

5. Газообмен в легких. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Транспорт газов кровью. Газообмен в тканях.

6. Регуляция дыхания. Дыхательный центр, его строение, локализация. Автоматия дыхательного центра. Гуморальное влияние на дыхательный центр.

7. Роль углекислоты и кислорода в регуляции деятельности дыхательного центра.

8. Нервно – рефлекторная регуляция дыхания. Защитные дыхательные рефлексы.

 

Рис. 13

 

Рис. 14

Рис. 15 Воздухоносные пути

Рис. 16

 

Рис. 17

Семинарско – практическое занятие № 9

Тема: Анатомия органов пищеварения

Цели: 1. Закрепить знания по анатомии органов пищеварения.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. В чем особенности строения полости рта? Зуба? Языка?

2. Что вы знаете о пищеводе, его строении и строении стенок.

3. Назовите части желудка. Что такое сфинктер привратника?

4. Назовите отделы толстого кишечника.

5. Особенности строения стенок тонкого кишечника.

6. Назовите отделы поджелудочной железы.

7. Что вы знаете о строении печени? Желчевыводящих путей?

8. Где открываются общий желчный проток и проток поджелудочной железы?

9. Перечислите отделы толстой кишки и особенности строения.

 

Аудиторная работа студентов

Задания:

1. По планшетам и таблицам изучить схему строения пищеварительной системы (рис. 18). Зарисовать. Обозначить отделы ЖКТ.

2. Заполнить таблицу: «Строение и функции органов пищеварения».

Органы Функции Особенности строения
     

 

3. Зарисовать строение зуба. Обозначить коронку, шейку, цемент, эмаль, дентин. Написать, какую функцию выполняют зубы.

4. Зарисовать язык и обозначить сосочки, зоны языка. Написать его функции.

5. Зарисовать с муляжа строение кишечных ворсинок, отметить роль ворсинок в процессе всасывания.

6. Зарисовать с муляжа строение желудка. Обозначить его основные части.

7. Зарисовать с таблицы печень и поджелудочную железу. Обозначить детали строения органов.

 

Домашнее задание:

Выучить тему: «Пищеварительная система. Физиология органов пищеварения».

Составить таблицы:

1. «Физиологические процессы в органах пищеварения»

 

Железы Состав пищеварительного сока Действие пищеварительного сока на пищу
     

 

2. «Витамины и их роль».

Названия витаминов Значение для организма Авитаминоз (название, признаки) Богатые витамином продукты
1. Водорастворимые: (1, 2, 3 и т. д.) 2. Жирорастворимые: (1, 2, 3 и т. д.)      

 

Литература:

Самусев Р. П., Селин Ю. М. Анатомия и физиология человека. – М: «Медицина», 1995, стр. 203 – 240

Сапин М. Р. Анатомия и физиология человека. – М.: «Медицина», 1995, стр. 211 – 234

Лекции.

 

Вопросы к семинару по теме «Пищеварительная система»

1. Сущность процесса пищеварения и его значение для организма. Пища. Основные питательные вещества. Общая схема строения пищеварительного канала. Строение стенки пищеварительного канала.

2. Пищеварительные железы, пищеварительные соки и ферменты, их значение в процессе пищеварения.

3. Полость рта. Строение. Язык, его строение и функции. Зубы, строение, количество, наименование. Зубы молочные и постоянные. Слюнные железы, особенности их строения.

4. Пищеварение в полости рта. Акт жевания. Состав слюны, ее количество, характер действия на пищу. Механизм слюноотделения. Схема рефлекторной дуги. Значение трудов Павлова в изучении физиологии пищеварения.

5. Глотка, ее отделы. Пищевод. Передвижение пищи по пищеводу. Желудок, его положение и строение. Движение желудка.

6. Железы желудка. Пищеварение в желудке. Состав, количество и свойства желудочного сока. Механизм отделения желудочного сока.

7. Печень, желчный пузырь, желчные протоки. Положение, строение и функции.

8. Желчь, ее состав и значение в пищеварении. Механизм образования и выделения желчи.

9. Поджелудочная железа. Строение и положение. Состав и количество поджелудочного сока, характер его действия на пищу. Механизм отделения поджелудочного сока.

10. Тонкая кишка. Отделы, положение, строение. Ворсинки, их участие в процессе всасывания. Двигательная функция тонкого кишечника.

11. Кишечный сок, его количество, состав. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке и других отделах тонкого кишечника. Всасывание питательных веществ. Механизм отделения кишечного сока.

12. Толстая кишка, ее положение, отделы, строение. Пищеварение в толстой кишке. Роль бактерий. Двигательная функция толстого кишечника. Формирование каловых масс. Акт дефекации. Всасывание воды и минеральных солей.

 

 

Рис. 18

 

 

Семинарско – практическое занятие № 10

Тема: Физиология органов пищеварения

Цели: 1. Углубить знания по физиологии органов пищеварения.

2. Провести практические опыты.

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. В чем сущность и значение пищеварения?

2. Какие функции выполняет ЖКТ?

3. Какие ферменты содержатся в слюне? Что они расщепляют и до чего?

4. Каков механизм слюноотделения?

5. Какие функции выполняет желудок?

6. Какие железы различают в слизистой оболочке желудка?

7. Какие ферменты входят в состав желудочного сока? Что и до чего расщепляют?

8. Какие двигательные явления наблюдаются в желудке?

9. Что такое сфинктер привратника?

10. Какие условия способствуют открытию пилорического сфинктера?

11. Какие ферменты входят в состав панкреатического сока? Что они расщепляют и до чего?

12. Какую роль в процессе пищеварения играет желчь?

13. Чем отличается пузырная желчь от печеночной?

14. Какие механизмы обеспечивают образование и выделение желчи? Панкреатического сока?

15. Какие ферменты входят в состав кишечного сока?

16. В чем сущность пристеночного и полостного пищеварения?

17. Какую роль играет толстый кишечник в системе пищеварения?

18. Каковы особенности моторики толстого кишечника?

19. В каких отделах ЖКТ всасываются продукты расщепления белков, жиров, углеводов?

20. Строение и роль кишечной ворсинки.

21. Где находится пищевой центр, и из каких компонентов он состоит?

 

Повторить:

1. Тему «Ткани».

 

Аудиторная работа студентов

Задания:

1. Изучить процесс пищеварения в органах ЖКТ, составить таблицу: «Пищеварение в органах ЖКТ».

Отдел ЖКТ Моторная функция (механическая) Секреторная функция (химическая) Всасывающая функция (что всасывает)
Ротовая полость      
Желудок      
Тонкий кишечник      
Толстый кишечник      

2. Составить таблицу: «Значение для организма питательных веществ».

Вещества Где расщепля-ются Какими ферментами В какой среде До чего Куда всасываются Значение для организма
Белки            
Жиры            
Углеводы            
Минеральные соли            
Вода            

 

3. Составить таблицу: «Пищеварительные ферменты» (табл. 16).

4. Провести опыты, имитирующие пищеварение в желудке. Сделать выводы по каждому опыту отдельно и общий вывод.

Цель опыта: определить действие желудочного сока на белок.

Ход работы: Пронумеровать 6 пробирок и в каждую налить 1 – 2 мл белка, нагреть пробирку над пламенем спиртовки, но не до кипения (белок свернется), охладить пробирки в холодной воде. Затем залить реактивы, как указано в таблице:

 

Пробирки            
Состав 2 мл белка + 2 мл желудоч-ного сока 2 мл белка + 2 мл желудоч-ного сока 2 мл белка + 2 мл желудоч-ного сока, предвари-тельно прокипя-ченного 2 мл белка + 2 мл желудоч-ного сока, нейтрали-зованного NaOH 2 мл белка + 2 мл 0,5% HCl 2 мл белка + 2 мл дистилли-рованной воды
t oC            
рН < 7 < 7 < 7 > 7 < 7 = 7
Биуретовая реакция            

 

Все пробирки, кроме 2, поместить на водяную баню, а 2 – в снег. Через 10 минут все пробирки вынуть, охладить под краном и отметить, какие изменения произошли, затем провести биуретовую реакцию. Для этого в каждую пробирку добавить 2 – 3 капли медного купороса и 10 – 15 капель раствора едкого натра. Взболтать, слегка нагреть над пламенем спиртовки, не доводя до кипения. Отметить произошедшие изменения (о наличии белка свидетельствует фиолетовое окрашивание). Сделать выводы по каждому опыту отдельно и общий.

 

Оценивается умение:

· проводить опыты, имитирующие пищеварение в желудке.

Домашнее задание:

Повторить из биологии тему: «Обмен веществ и энергии», «Белки, жиры, углеводы».

Выучить тему: «Обмен веществ и энергии».

Подготовиться к семинару по теме: «Обмен веществ и энергии».

Принести микрокалькуляторы.

 

Литература:

Конспекты по анатомии и биологии.

 

Семинарско – практическое занятие № 11

Тема: Обмен веществ и энергии

Цели: 1. Закрепить теоретические знания по теме.

2. Провести практические опыты.

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Почему обмен веществ и энергии – единый процесс?

2. Что такое ассимиляция и диссимиляция?

3. Что такое полноценные и неполноценные белки?

4. Какие функции выполняют белки в организме?

5. Что такое азотистый баланс?

6. Какова потребность человека в белках? Чем, где и до чего расщепляются белки в организме?

7. Какие функции выполняют в организме углеводы?

8. В каком виде углеводы поступают в организм человека?

9. Чем, где, до чего расщепляются углеводы? Куда всасываются продукты расщепления?

10. В чем заключается биологическая роль жиров в организме?

11. Какова суточная потребность в жирах?

12. Чем, где, до чего расщепляются жиры? Куда всасываются продукты расщепления?

13. Какие функции в организме выполняет вода?

14. Каково значение минеральных веществ?

15. Как осуществляется регуляция водно-солевого баланса, обмена белков, жиров, углеводов?

16. Как и где образуется энергия в организме?

17. Что такое основной обмен веществ? Что такое общий обмен веществ? Что такое рабочая прибавка?

18. Что называют теплообменом?

19. За счет каких процессов образуется тепло в организме?

20. Где расположены терморецепторы?

21. Как осуществляется регуляция теплообмена?

22. За счет каких процессов идет отдача тепла организмом?

23. Где находится центр терморегуляции?

 

Аудиторная работа студентов

Задания:

1. Рассчитать обмен веществ по таблицам с учетом массы тела, роста и веса.

Определяем общий обмен веществ (см. Приложение 4):

Основной обмен веществ = Основной обмен + Рабочая прибавка

Основной обмен = данные таблицы, соответствующее собственной массе тела число ккал + данные таблицы Бенедикта (на пересечении чисел рост в см и возраст)

Внимание! Данные для мужчин и для женщин разные.

Рабочая прибавка для лиц, занятых умственным трудом равна 1000 ккал.

Сделать выводы.

2. Составить пищевой рацион с учетом показателя общего обмена веществ. Составить таблицу:

Блюда Продукты Кол-во в гр Содержание Калорийность
Белков Жиров Углеводов
Завтрак (1, 2, 3) Итого:            
Обед (1, 2, 3) Итого:            
Ужин (1, 2, 3) Итого:            
Всего за сутки:            

 

Сделать выводы, сравнить количество ккал с собственным общим обменом веществ.

Сравнить количество Б:Ж:У (должно быть 1:1:4). Сделать выводы.

3. Изучить терморегуляцию.

Ход опыта: У добровольца определяют на левой и правой руке (кисть) цвет кожи, ощущения со стороны кожи. Затем кисти на 5 минут помещают в воду соответствующих температур, отмечают ощущения и цвет кожи.

Данные заносят в таблицу и объясняют полученные результаты.

Исследуемые параметры Исходное состояние Результаты
t = 5оС t = 50оС
Цвет кожи      
Ощущение      

Выводы:

Оценивается умение:

· расчет пищевого рациона.

Домашнее задание:

Выучить тему «Нервная система. Спинной мозг».

Сделать рисунки:

· спинной мозг (рис. 24),

· горизонтальный разрез грудного отдела спинного мозга (рис. 25),

· схема рефлекторной дуги соматического и вегетативного рефлекса (рис. 26).

 

Литература:

Самусев Р. П., Селин Ю. М. Анатомия и физиология человека. – М: «Медицина», 1995, стр. 366 – 376

Сапин М. Р. Анатомия и физиология человека. – М.: «Медицина», 1995, стр. 359 – 363

Лекции.

 

 

Практическое занятие № 12

Тема: Функциональная анатомия спинного мозга

Цели: 1. Изучить строение и положение спинного мозга, его функции, строение рефлекторной дуги.

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Какое значение имеет ЦНС?

2. Что является функциональной и структурной единицей НС? Как называются отростки нейрона?

3. Каково строение нейрона и значение отдельных его частей?

4. Что такое серое и белое вещество, где оно находится в спинном и головном мозге?

5. Какие виды нейронов различают в ЦНС?

6. Что такое рецепторы? Какие виды нервных окончаний вы знаете?

7. Строение и значение синапса.

8. Что является основной формой нервной деятельности?

9. Перечислите основные компоненты рефлекторной дуги.

10. Какое значение имеют отдельные звенья рефлекторной дуги? Отличие вегетативной дуги от соматической.

11. Что такое нервный центр и в чем его значение? Что такое ганглии, ядра и где они находятся?

12. Строение спинного мозга на поперечном срезе, его центры и функции.

13. В чем значение восходящих и нисходящих путей спинного мозга?

14. Какие рефлекторные центры расположены в спинном мозге?

 

Повторить:

1. Строение животной клетки из курса биологии.

2. Строение и функции нервной ткани из темы: «Ткани».

 

Аудиторная работа студентов

Задания:

1. Изучить строение и положение спинного мозга, зарисовать спинной мозг (рис. 19), горизонтальный разрез спинного мозга (рис. 20), синапс (рис.21).

Обозначить:

А) спинной мозг: передняя срединная щель, задняя срединная борозда, шейное утолщение, поясничное утолщение, мозговой конус, концевая нить, продолговатый мозг, мост.

Б) горизонтальный разрез спинного мозга: задний и передний корешок, передний, боковой, задний рог, передняя и задняя срединная борозда, передний, боковой и задний канатик.

В) синапс: синаптические пузырьки, заполненные медиатором, митохондрии, пресинаптическая мембрана, синаптическая щель, постсинаптическая мембрана.

2. Составить таблицу: «Строение центральной и периферической нервной системы»

Структурные компоненты Местоположение Особенности строения Значение
1. нейрон 2. нервы 3. ганглии (нервные узлы) 4. серое вещество 5. белое вещество 6. нервный центр 7. синапс 8. ретикулярная формация      

 

3. Составить таблицу: «Нервная система».

  Положение Функции
1. Головной мозг 2. Спинной мозг    

4. Составить таблицу: «Рефлекторная деятельность спинного мозга».

Название отделов спинного мозга Основные центры
   

5. Изучить и зарисовать строение рефлекторной дуги соматического и вегетативного рефлекса. Обозначить звенья. Написать, в чем отличие этих рефлекторных дуг (рис. 22).

6. Проверить друг у друга рефлексы спинного мозга: коленный и ахиллов рефлексы. Сделать выводы о наличии рефлекса, указать вид рефлекса, зарисовать рефлекторные дуги рефлексов, обозначить звенья (рис. 23).

Домашнее задание:

Повторить тему «Нервная система» (головной мозг, спинной мозг, рефлексы).

Зарисовать и обозначить головной мозг в разрезе (рис. 24). Сделать обозначения.

Литература:

Самусев Р. П., Селин Ю. М. Анатомия и физиология человека. – М: «Медицина», 1995, стр. 376 – 401

Сапин М. Р. Анатомия и физиология человека. – М.: «Медицина», 1995, стр. 363 – 385

 

Рис. 21 Схема строения межнейронного синапса

 

Рис. 19 Рис. 20

 

 

Рис. 22 Схема рефлекторной дуги

 

 

Рис. 23

 

Практическое занятие № 13

Тема: Функциональная анатомия головного мозга

Цели: 1. Изучить строение и функции головного мозга.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Какие функции выполняет продолговатый мозг?

2. Какие рефлекторные центры находятся в продолговатом мозге?

3. Какие образования входят в состав продолговатого мозга и мозгового моста?

4. Какие образования входят в состав среднего мозга?

5. Каково значение передних и задних бугров четверохолмия?

6. Какие рефлексы называют тоническими? Какие образования ствола мозга участвуют в осуществлении тонических рефлексов?

7. Какие основные образования промежуточного мозга существуют?

8. В чем значение зрительных бугров?

9. В чем значение подбугорной области?

10. В каких отделах ЦНС расположена ретикулярная формация?

11. В чем заключается физиологическая роль ретикулярной формации?

12. Какие основные функции выполняет мозжечок?

13. Какие функции выполняет кора больших полушарий?

14. Какие виды зон коры головного мозга существуют, и какова их физиологическая роль?

 

Задачи:

1. Что будет наблюдаться у животного при поражении:

а) мозжечка?

б) продолговатого мозга?

в) среднего мозга?

 

Аудиторная работа студентов

Задания:

1. Изучить строение головного мозга по муляжам и таблицам. Зарисовать срединный разрез головного мозга (рис. 24). Обозначить: продолговатый мозг, задний мозг, состоящий из варолиева моста и мозжечка; средний мозг – ножки мозга, пластинка крыши; промежуточный мозг – таламус (зрительные бугры), эпиталамус (надбугорная область), метаталамус (забугорная область), гипоталамус – гипофиз (подбугорная область); мозолистое тело; кора больших полушарий; IV и III желудочки.

2. Пользуясь учебником, заполнить таблицы:

А) «Строение и функции головного мозга»

Отделы Местоположение и особенности строения Функции
     

Б) «Зона коры полушарий большого мозга»

Зона Местоположение Функции Как изменится поведение при удалении зоны
       

В) «Полушария головного мозга»

Доли полушарий Поверхности полушарий Желудочки
     

3. Изучить по учебнику черепно-мозговые нервы, перечислить их, написать, что они иннервируют. Составить таблицу «Черепно-мозговые нервы»

№ пары нерва Название Функции кратко, подробно для Y и Х пар

4. Изучить рефлексы головного мозга. Проверить наличие пищевого рефлекса, сделать вывод. Зарисовать рефлекторную дугу пищевого рефлекса и обозначить все звенья.

 

Оценивается умение:

· работа с муляжами.

Домашнее задание:

Изучить тему: «Вегетативная нервная система». Знать симпатические и парасимпатические эффекты.

Подготовиться к семинару по теме «НС».

Зарисовать во всю длину альбомного листа и обозначить вегетативную нервную систему (рис. 30).

 

Литература:

Самусев Р. П., Селин Ю. М. Анатомия и физиология человека. – М: «Медицина», 1995, стр. 429 – 435; стр. 30 – рис. 8,26

Сапин М. Р. Анатомия и физиология человека. – М.: «Медицина», 1995, стр. 411 – 417; стр. 414 – рис. 138

Конспект лекций.

 

Рис. 24 Функциональные зоны и доли коры головного мозга


Рис. 25 Срединный разрез головного мозга

 

Семинарско – практическое занятие № 14

Тема: Вегетативная нервная система

Ц



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: