Форма Советского государства.




ЧАСТЬ 2. СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ

Сущность советского государства

Теперь, определившись с понятием «государственная власть» и критериями ее оценки, мы можем перейти к рассмотрению Советской власти, как специфической разновидности государственной власти, к выявлению ее признаков и принципиальных отличий от других форм государственной власти. Очевидно, что Советская власть - это власть Советского государства. Следовательно, отличительные признаки Советской власти, отграничивающие ее от других форм государственной власти, исходят из отличия Советского государства от других форм государства. В чем же состоит это отличие? Если государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим, то Советское государство есть машина, обеспечивающая господство рабочего класса (пролетариата). Но если эксплуататорским классам политическое господство нужно для поддержания экономической эксплуатации политическими средствами, то пролетариату политическое господство необходимо для полного уничтожения всякой эксплуатации.[1] В остальном же Советское государство есть «форма диктатуры пролетариата»[2] точно также как предыдущие типы государств есть формы диктатуры эксплуататорских классов. Однако эта форма имеет принципиально другую сущность, так как во-первых, создает условия для преодоления любых форм эксплуатации, с то время как все другие типы государства обеспечивают сохранение этих форм, во-вторых, поднимает «к новому демократизму, к самостоятельному участию в управлении государством десятки и десятки миллионов трудящихся»[3]. В.И. Ленин писал, что «коренное отличие диктатуры пролетариата от диктатуры других классов... состоит в том, что диктатура помещиков и буржуазии была насильственным подавлением сопротивления громадного большинства населения, именно трудящихся. Напротив, диктатура пролетариата есть насильственное подавление сопротивления эксплуататоров, то есть ничтожного меньшинства населения»[4]. Но изменение сущности государства, тем более коренное ее изменение, с необходимостью влечет и изменение формы государства, приспосабливая ее к проявлению новой сущности. В.И. Ленин писал: «Величайшей нелепостью было бы думать, что переход власти от меньшинства эксплуататоров к большинству эксплуатируемых может произойти внутри старых рамок старой, буржуазной, парламентарной демократии... без создания новых форм демократии, новых учреждений воплощающих новые условия ее применения»[5]. Таким образом, Советское государство в корне отличается от предшествующих типов государства не только по содержанию (сущности), но и по форме.

Форма Советского государства.

Какие же формы соответствуют проявлению сущности Советского государства, обеспечивают эффективность действия Советской власти как власти, выражающей волю пролетариата и опосредующей через интересы пролетариата интересы других эксплуатируемых классов и социальных групп. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Если сущностью Советского государства является обеспечение политического господства пролетариата в целях полного уничтожения всякой эксплуатации, то его форма должна обеспечивать преодоление отчуждения пролетариата от власти и сосредоточение в его руках реальной, а не формальной власти, как возможности и способности осуществлять свою волю, оказывая определяющее воздействие на деятельность и поведение людей. Но обеспечение реальной власти пролетариата невозможно в случае сохранения каких-либо властных полномочий у эксплуататорских классов. Поэтому, второй задачей формы Советского государства является недопущение какого-либо вмешательства представителей эксплуататорских классов в процесс осуществления власти. С другой стороны, так как политическая власть всецело базируется на экономической власти, то форма Советского государства должна также обеспечивать господство пролетариата в сфере экономики, то есть, преодоление отчуждения пролетариата от собственности на средства производства, и сосредоточение в его руках реального управления процессом производства и процессом распределения продуктов производства.

Так какие же именно формы должно иметь Советское государство, чтобы обеспечить реализацию задач, вытекающих из его сущности?

Во-первых, преодоление отчуждения пролетариата от власти означает непосредственное привлечение его к самостоятельному осуществлению государственной власти, к практическому участию в исполнении работы по управлению государством. Это привлечение должно быть поголовным (иначе сохраниться отчуждение от власти части пролетариата не привлеченной к ее осуществлению) и ежедневным, так как эпизодическое выполнение управленческих функций не может преодолеть отчуждение пролетариата от власти, ибо не влечет появление у рабочего ответственности за результаты своего управленческого труда, а следовательно, является лишь иллюзией преодоления этого отчуждения. Безусловно, каждый отдельный работник не может, а порой и не хочет участвовать в исполнении работы по управлению государством, но для каждого должны быть созданы условия, позволяющие ему участвовать и в обсуждении и принятии законов, и в проведении их в жизнь, и в осуществлении контроля за их исполнением. Безусловно и то, что рабочие не в состоянии непосредственно разрешать все вопросы, особенно вопросы общегосударственного значения, но они должны иметь право выбирать и сменять своих руководителей, знать и проверять каждый самый малый шаг их деятельности, при этом должны быть отменены все бюрократические формальности и ограничения выборов, рабочие сами должны определять их порядок и сроки, иметь возможность в любое время отзывать не оправдавших их доверие выборных. Только в этом случае рабочие будут ощущать свою причастность к власти и смогут оказывать реальное воздействие на поведение своих выборных и принимаемые ими решения. Это обеспечивает ответственность выборных перед избравшими их рабочими, но не гарантирует соответствие интересов выборных интересам выбравших их пролетарских масс, а при отсутствии такого соответствия, выборные не смогут выражать, а будут лишь защищать интересы рабочих, да и то в меру своего представления о них. Добиться этого соответствия можно лишь предотвратив отрыв выборных от своих избирателей, то есть, обеспечив им те же условия жизнедеятельности, которыми обеспечены пролетарские массы. Одним из средств этого является установление всем выборным, освобожденным от работы на производстве платы, не превышающей среднюю зарплату квалифицированного рабочего и запрещение им иметь иные источники дохода. Что касается полномочий выборных, то они должны ограничиваться теми вопросами, которые непосредственно рабочие решить не в состоянии. Точно также полномочия вышестоящих органов должны ограничиваться вопросами, которые не в состоянии разрешить нижестоящие органы. Правила выборности, подконтрольности, сменяемости и получения платы не выше средней зарплаты квалифицированного рабочего должны распространяться и на судебные органы. Так как судья, живущий иными интересами, чем рабочий, не может правильно понять, а тем более оценить мотивацию его поступков.

Во-вторых, раз основным средством государственной власти является принуждение, то для преодоления отчуждения пролетариата от власти необходимо преодолеть его отчуждение от органов, осуществляющих это принуждение (армия, полиция). Рабочим не нужны оторванные от них армия и полиция, которые являются или могут в любой момент стать (об этом наглядно свидетельствует наша недавняя история) органами их угнетения, поэтому они должны быть заменены всеобщим вооружением пролетариата. Уж коли пролетариат сам принимает законы, сам проводит их в жизнь и контролирует их исполнение, то он лучше, чем кто-либо другой понимает в каких случаях необходимо принуждение и какое именно принуждение для обеспечения исполнения этих законов.

В-третьих, преодоление отчуждения пролетариата от власти и формирование им государственной воли, выдвигает новый критерий оценки государственных форм. Теперь им выступает эффективность тех или иных государственных форм в реализации воли пролетариата, а не воли эксплуататорских классов. И если буржуазия была заинтересована в разделении властей, чтобы с помощью парламента обеспечить неприкосновенность реализующего ее волю аппарата управления, защитить его от непосредственного воздействия народных масс, то пролетариату эта загородка не нужна. Поэтому он соединяет законодательные и исполнительные органы в единые работающие корпорации - Советы, которые и принимают решения, и проводят их в жизнь и контролируют их исполнение.

В-четвертых, эффективная реализация государственной воли пролетариата возможна лишь в случае, если его интересы в определенной степени опосредуют интересы других социальных групп, обеспечивают им более-менее приемлемые условия жизнедеятельности. Поэтому, осуществляя государственную власть, пролетариат приближает к своему политическому статусу политический статус других эксплуатируемых классов и социальных групп (в первую очередь крестьянства). С другой стороны, в целях упрочения своего политического господства, пролетариат полностью лишает политических прав представителей эксплуататорских классов.

Таким образом, «Советская власть есть новый тип государства без бюрократии, без полиции, без постоянной армии, с заменой буржуазного демократизма новой демократией, - демократией, которая выдвигает авангард трудящихся масс, делая из них и законодателя, и исполнителя, и военную охрану»[6].

Однако формировать государственную волю может только господствующий в экономике класс, попытки только политического давления на буржуазию кончаются провалом (Чили). Поэтому, для того, чтобы получить политическое господство, пролетариат должен завоевать господство в сфере экономики, то есть преодолеть свое отчуждение от собственности на средства производства и сосредоточить в своих руках реальное управление процессами производства и распределения продуктов производства. Как этого добиться? Очевидно, что для этого надо национализировать средства производства, и тогда класс буржуазии исчезнет сам собой. Да, буржуазия как класс исчезнет, но капиталистические отношения сохраняться. В последнее время национализация довольно часто применяется в капиталистических государствах, но от этого они не меняют своей сути. Ведь основой капиталистического способа производства является то, что пролетарии обладают только рабочей силой, а средства производства, а следовательно и распределение прибавочной стоимостью, находиться не в их руках. То есть всеобщая национализация ликвидирует класс капиталистов, но ставит на его место государство в качестве совокупного капиталиста, сохраняя нетронутыми капиталистические производственные отношения. Следовательно, для обеспечения экономического господства пролетариата надо не просто национализировать средства производства, но и передать их в непосредственную собственность рабочих, а не превратить их в отчужденную от них общегосударственную (общенародную) собственность. Однако, поскольку промышленное производство имеет общественный характер, средства производства должны быть переданы не в собственность каждого отдельного рабочего, а в собственность трудового коллектива осуществляющего работу на них в целом. Только в этом случае рабочие смогут взять в свои руки управление производственным процессом и производственными отношениями. Только так может быть преодолено отчуждение рабочих от собственности на средства производства и обеспечено их господствующее положение в экономике. Но так как средства производства передаются в собственность трудового коллектива в целом, последний для осуществления своих прав собственника, для управления производственными процессами и производственными отношениями вынужден создавать специально на то уполномоченные органы - фабрично-заводские комитеты, которые являются не только органами управления производством, но и первичными ячейками Советской власти. Формирование органов Советской власти по производственному принципу не только приближает пролетариат к управлению государством, но и способствует его сплочению, так как рабочие, объединенные единством производственного процесса и единой ответственностью за результаты своего труда, в том числе и управленческого, осознают единство своих интересов более сильно, чем разрозненные рабочие массы, проживающие на одной территории, но работающие на разных предприятиях. А следовательно, они более готовы к формированию единой государственной воли, как воли господствующего в экономике пролетариата. Поэтому краеугольным камнем Советской власти, выражающим сущностное назначение Советского государства, является объединение рабочих по производственному принципу, и замена территориальных избирательных округов самоуправляемыми экономическими производственными единицами (завод, фабрика).

Но так как экономика не ограничена сферой производства, а включает в себя и сферу распределения, то точно также и экономическое господство пролетариата не должно замыкаться на управлении производством, а наоборот должно распространяться и на сферу распределения. То есть для обеспечения полноты экономической власти, пролетариат должен установить учет и контроль не только за всем производством, но и за всем распределением продуктов, ввести строжайший контроль за мерой труда и мерой потребления. В. И. Ленин писал, что добиться этого можно путем введения государственной монополии торговли, а затем и замены ее планомерно организованным распределением через союзы торгово-промышленных служащих, путем принудительного объединения всего населения в потребительско-производственные коммуны, через которые будут производиться все сделки купли-продажи, а также путем введения всеобщей трудовой повинности[7].

Только такие формы государства могут обеспечить реализацию воли пролетариата, как государствообразующего класса. И следовательно, только государство, имеющее такие формы, может называться Советским государством.


 


[1] См.: Ленин В. И. Сочинения. 4-е изд. Т.25. - М.: Госполитиздат., 1949. - С.375.

[2] Там же. - Т.27. - М.: Госполитиздат, 1950. - С.113.

[3] Там же. - С.235.

[4] Там же. - Т.28. - М.: Госполитиздат, 1950. -С.442.

[5] Там же

[6] Там же. -Т.27. - М.: Госполитиздат, 1950. -С.109.

[7] Там же. - С.131.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: