Развитие орфографической зоркости через систему работы над словами с непроверяемыми написаниями
Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике.
Научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
Традиционно слова с непроверяемым написанием или словарные слова усваиваются младшими школьниками путём механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и поэтому их написание рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово обычно записывается на доске или карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетради, затем многократно повторяется на следующих уроках.
Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных изученным.
В чём же причина слабого усвоения словарных слов?
Одна из причин видится в том, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведётся на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаружить гласный в слабой позиции, то есть в безударном положении. Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести дальнейшую работу над способами её решения в зависимости от разновидностей орфограммы.
К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся лишь предлагается списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.
Повышение эффективности усвоения этих слов психологи, передовые учителя связывают с изменениями характера их запоминания: запоминание графического анализа слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установление связи данного слова, с ранее изученными словами, активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.
Как же помочь детям в этом вопросе, сделать запоминание осмысленным. Разные педагоги подходят по-своему.
Анализируя материалы по данной теме, мы пришли к выводу, что для достижения хороших результатов в правописании слов с непроверяемым написанием необходима тщательная, хорошо продуманная работа, задания должны быть интересными и разнообразными. Работа со словами из словаря должна проводиться систематически, плавно вводиться в материал, изучаемый на уроке.
Мы рекомендуем сгруппировать слова по темам: «Животные и птицы», «Орудия труда и машины», «Поле, сад, огород», «Название людей и профессии», «Родина» и другие. Идею тематической группировки слов мы взяли из книги Лысенковой С.Н. «Методом опережающего обучения». В книге приведены группы слов по каждому классу, причем словарная работа распределена по неделям учебного года. Тематически учащиеся лучше запоминают слова, составляют с ними предложения и небольшие связанные рассказы.
Установлено экспериментально, что для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторяться после первого изучения: через 2 недели, ещё через 2 недели, затем через 2 месяца с целью контроля.
Понедельник
С 1 по 4 класс одинаковая форма работы: ознакомление с новым блоком слов, орфографическое проговаривание, запись слов с постановкой ударения, выделение орфограмм, выяснение значения слова, озаглавливание блока.
Вторник
1-4 класс. Запись слов в тетрадях, деление на слоги или для переноса с орфографическим проговариванием.
Среда
1-4 класс. Составление словосочетаний, предложений, подбор однокоренных слов (где можно).
Четверг
1-4 класс. Составление связного рассказа с данными словами.
Пятница
1-4 класс. Диктант.
Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.
Приведем некоторые виды диктантов и ознакомим с методикой их проведения.
Зрительный диктант с предварительным разбором. Учитель раздает учащимся карточки с трудными словами, а учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке то или иное трудное слово с выделенной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)
Картинный диктант. Учитель показывает карточку-картинку, а дети: 1) называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его; 2) называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения; 3) самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на рисунке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить на письме, ставят знак ударения.
Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена гласная, либо слова на слух и задания: 1) записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную о, во второй — слова, в написании которых надо запомнить гласную е (молоко, пенал, корова, деревня, сорока, дежурный); 2) записать в первый столбик слова-названия птиц, во второй — слова — названия зверей; 3) выписать только слова из словаря (Коровушка, коровушка, рогатая головушка! Малых деток не бодай, молока им лучше дай! (В. Берестов.)
Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку (им является словарное слово) и выделяют в записанном слове орфограммы (Черный Ивашка — деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш.)
Диктант по памяти: 1) записать по памяти слова, обозначающие названия школьных принадлежностей (карандаш, пенал, тетрадь); 2) записать по памяти слова, в названии которых нужно запомнить гласную я (заяц, язык) и др.
Диктант с комментированием. Учитель называет слово из словаря, ученик комментирует написание, остальные дети записывают это слово в тетрадь.
Творческий диктант. Детям предлагается заменить развернутое определение одним словом. К примеру: главный город России (Москва); тот, кто учится в школе (ученик); маленькая птичка с коричневато-серым оперением (воробей) и др.
Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написания слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек, различных игр, решение кроссвордов.
Тематическое распределение словарных слов по классам
Класс
Птицы | Звери | Люди | Школа | Разное |
воробей ворона петух сорока | заяц корова лисица медведь собака | девочка мальчик ребята учительница ученик ученица | карандаш класс пенал тетрадь работа | весело деревня машина пальто молоко хорошо язык |
Класс
Животные | Магазин | Время | Растения | Класс |
воробей ворона заяц корова лисица лягушка медведь обезьяна снегирь собака сорока | коньки магазин мебель молоко одежда пальто платок посуда сапоги сахар стакан тарелка | апрель декабрь месяц ноябрь октябрь сентябрь февраль январь быстро суббота | берёза земляника капуста малина морковь осина урожай щавель яблоко яблоня ягода | девочка дежурный класс ребята товарищ русский язык ученик ученица учитель учительница |
Завод | Погода | Школа | Россия | Разное |
завод лопата машина молоток обед работа рабочий топор | ветер иней мороз метель облако | алфавит карандаш картина класс тетрадь пенал ребята рисунок | город деревня метро Москва народ отец родина Россия улица фамилия | вдруг весело дорога до свидания желтый извините прощай скоро спасибо хорошо |
Класс
Животные | Магазин | Месяц | Время | Лес | |
воробей ворона животное заяц корова лягушка медведь обезьяна снегирь собака сорока | коньки кровать молоко одежда посуда сапоги топор стакан | килограмм лестница магазин мебель пальто пирог платок сахар | апрель декабрь месяц ноябрь октябрь сентябрь февраль январь | быстро воскресенье вторник понедельник пятница среда четверг суббота завтрак обед ужин | берёза земляника малина орех осина рябина сирень ягода |
Завод | Окружающий мир | Школа | Россия | |
завод лопата машина работа ракета самолет трактор трамвай топор | берег ветер вокруг восток заря мороз облако песок погода пороша север | алфавит альбом аккуратно вместе восемь карандаш картина класс коллектив | компьютер лагерь праздник тетрадь пенал ребята рисунок четыре | город деревня квартира Красная площадь Кремль Комната метро Москва родина Россия столица улица фамилия язык |
Растения | Люди | Огород | Разное | |
гвоздика овес одуванчик пшеница растение ромашка солома яблоко яблоня | герой девочка дежурный народ поэт ребята русский солдат товарищ ученик ученица учительница | горох капуста картофель морковь овощи огурец огород петрушка помидор урожай щавель | вдруг весело дорога здравствуй интересный до свидания желать желтый извините коллекция | однажды около потом приветливо скоро спасибо хорошо черный чувство шёл шоссе |
Класс
Люди | Путешествие | Наречие | ||
агроном библиотекарь директор инженер командир комбайнер космонавт правительство председатель путешественник хлебороб хозяин человек шофер | адрес аллея багаж билет вагон вокзал гореть горизонт | километр костер пассажир пейзаж путешествие расстояние свобода экскурсия | везде вчера ещё завтра здесь лучше медленно сегодня сейчас теперь | впереди издалека назад налево направо сверху слева справа |
Транспорт | Магазин | Разное | ||
автомобиль комбайн корабль сеялка тепловоз электровоз | богатство ботинки газета железо кастрюля килограмм костюм металл свитер семена тарелка телефон | беседа беседовать двенадцать календарь прекрасный сверкать шестнадцать электричество электростанция | аппетит библиотека двадцать каникулы оборона овца одиннадцать победа портрет салют |
Список литературы
1.Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. – М., 1990.
2.Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 2012.
3. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. – М., 2010.
4. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. – М., 1998.
5. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М., 1995
6. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1997.
7. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. – М., 20010
8. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 2005.
9. Рождественский Н.С., Кустарева В.Л и др. Методика начального обучения русскому языку. – М., 2012.
10. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. – М., 2012.
11. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 2000.