Тематическое распределение словарных слов по классам




Развитие орфографической зоркости через систему работы над словами с непроверяемыми написаниями

 

Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике.

Научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Традиционно слова с непроверяемым написанием или словарные слова усваиваются младшими школьниками путём механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и поэтому их написание рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово обычно записывается на доске или карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетради, затем многократно повторяется на следующих уроках.

Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных изученным.

В чём же причина слабого усвоения словарных слов?

Одна из причин видится в том, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведётся на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаружить гласный в слабой позиции, то есть в безударном положении. Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести дальнейшую работу над способами её решения в зависимости от разновидностей орфограммы.

К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся лишь предлагается списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.

Повышение эффективности усвоения этих слов психологи, передовые учителя связывают с изменениями характера их запоминания: запоминание графического анализа слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установление связи данного слова, с ранее изученными словами, активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.

Как же помочь детям в этом вопросе, сделать запоминание осмысленным. Разные педагоги подходят по-своему.

Анализируя материалы по данной теме, мы пришли к выводу, что для достижения хороших результатов в правописании слов с непроверяемым написанием необходима тщательная, хорошо продуманная работа, задания должны быть интересными и разнообразными. Работа со словами из словаря должна проводиться систематически, плавно вводиться в материал, изучаемый на уроке.

Мы рекомендуем сгруппировать слова по темам: «Животные и птицы», «Орудия труда и машины», «Поле, сад, огород», «Название людей и профессии», «Родина» и другие. Идею тематической группировки слов мы взяли из книги Лысенковой С.Н. «Методом опережающего обучения». В книге приведены группы слов по каждому классу, причем словарная работа распределена по неделям учебного года. Тематически учащиеся лучше запоминают слова, составляют с ними предложения и небольшие связанные рассказы.

Установлено экспериментально, что для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторяться после первого изучения: через 2 недели, ещё через 2 недели, затем через 2 месяца с целью контроля.

 

Понедельник

С 1 по 4 класс одинаковая форма работы: ознакомление с новым блоком слов, орфографическое проговаривание, запись слов с постановкой ударения, выделение орфограмм, выяснение значения слова, озаглавливание блока.

Вторник

1-4 класс. Запись слов в тетрадях, деление на слоги или для переноса с орфографическим проговариванием.

Среда

1-4 класс. Составление словосочетаний, предложений, подбор однокоренных слов (где можно).

 

Четверг

1-4 класс. Составление связного рассказа с данными словами.

 

Пятница

1-4 класс. Диктант.

 

Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.

Приведем некоторые виды диктантов и ознакомим с методикой их проведения.

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учитель раздает учащимся карточки с трудными словами, а учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке то или иное трудное слово с выделенной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)

Картинный диктант. Учитель показывает карточку-картинку, а дети: 1) называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его; 2) называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения; 3) самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на рисунке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить на письме, ставят знак ударения.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена гласная, либо слова на слух и задания: 1) записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную о, во второй — слова, в написании которых надо запомнить гласную е (молоко, пенал, корова, деревня, сорока, дежурный); 2) записать в первый столбик слова-названия птиц, во второй — слова — названия зверей; 3) выписать только слова из словаря (Коровушка, коровушка, рогатая головушка! Малых деток не бодай, молока им лучше дай! (В. Берестов.)

Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку (им является словарное слово) и выделяют в записанном слове орфограммы (Черный Ивашка — деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш.)

Диктант по памяти: 1) записать по памяти слова, обозначающие названия школьных принадлежностей (карандаш, пенал, тетрадь); 2) записать по памяти слова, в названии которых нужно запомнить гласную я (заяц, язык) и др.

Диктант с комментированием. Учитель называет слово из словаря, ученик комментирует написание, остальные дети записывают это слово в тетрадь.

Творческий диктант. Детям предлагается заменить развернутое определение одним словом. К примеру: главный город России (Москва); тот, кто учится в школе (ученик); маленькая птичка с коричневато-серым оперением (воробей) и др.

Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написания слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек, различных игр, решение кроссвордов.

 

Тематическое распределение словарных слов по классам

 

Класс

Птицы Звери Люди Школа Разное
воробей ворона петух сорока   заяц корова лисица медведь собака девочка мальчик ребята учительница ученик ученица   карандаш класс пенал тетрадь работа весело деревня машина пальто молоко хорошо язык

 

Класс

Животные Магазин Время Растения Класс
воробей ворона заяц корова лисица лягушка медведь обезьяна снегирь собака сорока коньки магазин мебель молоко одежда пальто платок посуда сапоги сахар стакан тарелка апрель декабрь месяц ноябрь октябрь сентябрь февраль январь быстро суббота берёза земляника капуста малина морковь осина урожай щавель яблоко яблоня ягода девочка дежурный класс ребята товарищ русский язык ученик ученица учитель учительница
Завод Погода Школа Россия Разное
завод лопата машина молоток обед работа рабочий топор ветер иней мороз метель облако алфавит карандаш картина класс тетрадь пенал ребята рисунок город деревня метро Москва народ отец родина Россия улица фамилия вдруг весело дорога до свидания желтый извините прощай скоро спасибо хорошо

Класс

Животные Магазин Месяц Время Лес
воробей ворона животное заяц корова лягушка медведь обезьяна снегирь собака сорока коньки кровать молоко одежда посуда сапоги топор стакан килограмм лестница магазин мебель пальто пирог платок сахар   апрель декабрь месяц ноябрь октябрь сентябрь февраль январь   быстро воскресенье вторник понедельник пятница среда четверг суббота завтрак обед ужин берёза земляника малина орех осина рябина сирень ягода
           
Завод Окружающий мир Школа Россия
завод лопата машина работа ракета самолет трактор трамвай топор берег ветер вокруг восток заря мороз облако песок погода пороша север алфавит альбом аккуратно вместе восемь карандаш картина класс коллектив   компьютер лагерь праздник тетрадь пенал ребята рисунок четыре город деревня квартира Красная площадь Кремль Комната метро Москва родина Россия столица улица фамилия язык
Растения Люди Огород Разное
гвоздика овес одуванчик пшеница растение ромашка солома яблоко яблоня герой девочка дежурный народ поэт ребята русский солдат товарищ ученик ученица учительница горох капуста картофель морковь овощи огурец огород петрушка помидор урожай щавель     вдруг весело дорога здравствуй интересный до свидания желать желтый извините коллекция однажды около потом приветливо скоро спасибо хорошо черный чувство шёл шоссе

 

 

Класс

Люди Путешествие Наречие
агроном библиотекарь директор инженер командир комбайнер космонавт правительство председатель путешественник хлебороб хозяин человек шофер адрес аллея багаж билет вагон вокзал гореть горизонт   километр костер пассажир пейзаж путешествие расстояние свобода экскурсия   везде вчера ещё завтра здесь лучше медленно сегодня сейчас теперь впереди издалека назад налево направо сверху слева справа  
Транспорт Магазин Разное
автомобиль комбайн корабль сеялка тепловоз электровоз   богатство ботинки газета железо кастрюля килограмм костюм металл свитер семена тарелка телефон   беседа беседовать двенадцать календарь прекрасный сверкать шестнадцать электричество электростанция аппетит библиотека двадцать каникулы оборона овца одиннадцать победа портрет салют    

Список литературы


1.Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. – М., 1990.
2.Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 2012.
3. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. – М., 2010.
4. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. – М., 1998.
5. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М., 1995
6. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1997.
7. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. – М., 20010
8. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 2005.
9. Рождественский Н.С., Кустарева В.Л и др. Методика начального обучения русскому языку. – М., 2012.
10. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. – М., 2012.
11. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 2000.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: